Научная статья на тему 'Мотивы индийских и китайских компаний к расширению прямых иностранных инвестиций в страны Африки'

Мотивы индийских и китайских компаний к расширению прямых иностранных инвестиций в страны Африки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / АФРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАНЫ АФРИКИ / ПИИ / КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ / КИТАЙСКИЕ ТНК / ИНДИЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ / ИНДИЙСКИЕ ТНК / ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ АФРИКИ / ИНДО-АФРИКАНСКИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ / КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНДИЙСКОГО БИЗНЕСА / ИНДИЙСКИЙ КАПИТАЛ В АФРИКЕ / КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ В АФРИКЕ / WORLD ECONOMY / AFRICAN CONTINENT / DIRECT FOREIGN INVESTMENTS TO AFRICAN COUNTRIES / CHINESE EXPANSION / INDIAN EXPANSION / MINERAL RESOURCES OF AFRICA / FOREIGN TRADE RELATIONS / INDIAN-AFRICAN FOREIGN TRADE RELATIONS / CHINESE CAPITAL IN AFRICA / INDIAN CAPITAL IN AFRICA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунцов Андрей Леонидович

Рассмотрены экономические интересы таких быстроразвивающихся стран, как Индия и Китай, на Африканском континенте. Проанализированы концепции их инвестирования в Африку как на государственном уровне, так и на уровне транснациональных корпораций. Активность внешнеэкономической экспансии китайских и индийских компаний в Африке подтверждается приведенной статистикой. Сделан вывод: Индия и Китай всеми способами стремятся получить доступ к источникам полезных ископаемых (нефть, природный газ, руды металлов и т.д.), что значительно укрепит их геоэкономические позиции в других регионах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motives of Indian and Chinese Companies which lead to the widening of direct foreign investments to African countries

The economic interests of such developing countries as India and China were considered. Their investments to Africa were analysed both on the state and transnational levels. The activity of foreign economic expansion of Chinese and Indian Companies in Africa is confirmed by the given statistics. The conclusion is both China and India tend to get an access to mineral resources (oil, gas, ore, metals etc.) in order to fasten their geoeconomic positions in other regions of the world.

Текст научной работы на тему «Мотивы индийских и китайских компаний к расширению прямых иностранных инвестиций в страны Африки»

Мотивы индийских и китайских компаний к расширению прямых

иностранных инвестиций в страны Африки

А.Л. Сапунцов

Рассмотрены экономические интересы таких быстроразвивающихся стран, как Индия и Китай, на Африканском континенте. Проанализированы концепции их инвестирования в Африку как на государственном уровне, так и на уровне транснациональных корпораций. Активность внешнеэкономической экспансии китайских и индийских компаний в Африке подтверждается приведенной статистикой. Сделан вывод: Индия и Китай всеми способами стремятся получить доступ к источникам полезных ископаемых (нефть, природный газ, руды металлов и т. д.), что значительно укрепит их геоэкономические позиции в других регионах мира.

Ключевые слова: мировая экономика, Африканский континент, прямые иностранные инвестиции в страны Африки, ПИИ, китайская экспансия, китайские ТНК, индийская экспансия, индийские ТНК, полезные ископаемые Африки, индо-африканские внешнеторговые связи, китайско-африканские внешнеторговые связи, транснационализация индийского бизнеса, индийский капитал в Африке, китайский капитал в Африке.

Важной чертой современной мировой экономики стало расширение внешних связей стран Азии, увеличение оборота и уровня региональной диверсификации внешнеэкономических операций, осуществляемых компаниями этих государств. Китай и Индия, как наиболее крупные представители указанной группы стран, смогли значительно укрепить свои геоэкономические позиции в других регионах мира. Такая экспансия достаточно ярко выражена в Африке и проявляется как в тесных внешнеторговых связях, так и в активизации деятельности китайских и индийских транснациональных корпораций (ТНК), на которые приходится заметная (12,4%) доля в прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в экономику континента.

Еще в 1960-е гг. Пекин участвовал в ряде проектов по строительству объектов инфраструктуры в Африке, которые включали определенную инвестиционную составляющую, однако тогда основу его связей со странами континента составляла внешняя торговля. До последней декады ХХ в. правительство Китая всячески ограничивало вывоз ПИИ, объясняя такие меры стремлением увеличить объем внутренних инвестиций и нарастить резервы иностранной валюты; аналогичная политика была характерна для Индии. После принятия в 1999 г. стратегии «Go Global» центральные власти КНР, «находясь под впечатлением от прогресса в западных странах и правомерно полагая, что подобный успех во многом связан с укреплением ведущих корпораций», стали проводить политику стимулирования зарубежной инвестиционной деятельности крупнейших государственных компаний и обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке ТНК [1].

Анализ зарубежной инвестиционной деятельности Китая за период 2000-2010 гг. показывает, что годовые объемы вывоза ПИИ увеличивались в среднем на 39,3% и достигли 68 млрд долл. (объемы накопленных ПИИ составили 297,6 млрд долл.) [2, р. 187-189]. Об активной внешнеэкономической экспансии китайских ТНК свидетельствует доля этой страны в глобальном вывозе ПИИ за 2010 г. (5,1%) и в ПИИ, вывезенных развивающимися странами (20,8%); заметим, что в начале 2000-х гг. первый показатель не превышал 1%, а второй был в среднем равен 5%. В мировом масштабе результаты экспансии индийских ТНК скромнее китайских - в 2010 г. доля Индии в глобальном вывозе ПИИ составила 1,1%, в вывозе ПИИ развивающимися странами - 4,5%.

Индо-африканские внешнеторговые связи стали формироваться еще в колониальный период, и к концу 1950-х гг. некоторые индийские компании обрабатывающей промышленности накопили определенный производственный опыт, позволивший им осуществлять ПИИ. В те годы стратегии индийских компаний определялись теорией «Пути инвестиционного развития»: местами приложения капитала выступали страны, находящиеся на более низком по сравнению с Индией уровне экономического развития. После появления на Африканском континенте независимых государств индийские фирмы предприняли ряд усилий для развития регионального бизнеса в Африке, причем в этом процессе немаловажную роль сыграла местная индийская диаспора.

Первым зарегистрированным фактом транснационализации индийского бизнеса, датируемым 1959 г., стало вложение ПИИ в текстильную фабрику, расположенную в г. Аддис-Абеба (Эфиопия); годом позже индийский капитал поступил в машиностроительную кенийскую фирму [3, р. 126]. За вторую половину ХХ в. кумулятивное поступление индийских ПИИ в страны Африки составило лишь 73 млн долл., тогда как за период 2000-2007 г. - 2,9 млрд долл., что было связано с выходом на рынок крупных индийских ТНК, занятых капиталоемкой добычей полезных ископаемых [4, р. 38]. По последним данным, представленным индийской стороной в проект Международного валютного фонда «Скоординированная перепись иностранных инвестиций», на конец 2010 г. накопленные объемы индийских ПИИ в Африке составили 6,6 млрд долл. (13% совокупных ПИИ Индии, накопленных за рубежом), из которых 95% приходилось на Маврикий, а в перечень государств с долей в 1% входили ЮАР, Тунис, Ливия и Египет [5]. За 2005-2010 гг. доля Африки в совокупных ПИИ Китая за рубежом увеличилась с 2,8% до 4,1% (см. таблицу).

Накопленные объемы ПИИ Китая в странах Африки

Регионы, страны 2005 г. 2010 г.

млрд долл. в % к итогу млрд долл. в % к итогу

Африка в целом 1,60 100% 13,04 100%

В том числе: ЮАР 0,11 7% 4,15 32%

Нигерия 0,09 6% 1,21 9%

Замбия 0,16 10% 0,94 7%

Алжир 0,17 11% 0,94 7%

Демократическая Республика Конго 0,03 2% 0,63 5%

Судан 0,35 22% 0,61 5%

Нигер 0,02 1% 0,38 3%

Эфиопия 0,03 2% 0,37 3%

Ангола 0,01 1% 0,35 3%

Египет 0,04 2% 0,34 3%

другие страны Африки 0,58 36% 3,12 24%

Источник: 2010 Statistical Bulletin of China's Outward Foreign Direct Investment. Beijing: MOFCOM, 2011. P. 88-93.

Региональная структура ПИИ Индии отличается явной диспропорцией в сторону Маврикия - небольшого островного государства, ВВП которого, однако, составляет 10% от суммарного ВВП государств Африки к югу от Сахары. Встречные накопленные ПИИ Маврикия в Индию на конец 2010 г. составили 49 млрд долл. - 23% всех ПИИ, обращающихся в экономике Индии (заметим, что ПИИ США в Индию составляют только 29 млрд долл.) [6]. По абсолютным показателям инвестиционной деятельности в странах Африки, а также по их динамике Индия уступает Китаю.

Режим налогообложения в принимающей стране определяет уровень издержек производства, а правовая и политическая системы - институциональные условия защиты прав собственности и прав участников контрактных отношений. Исходя из этого, некоторые предприниматели из развивающихся стран стремятся получить за рубежом нематериальный актив в виде статуса иностранного инвестора. Такой актив, во-первых, можно использовать в своей стране; определенное распространение получила практика учреждения в Маврикии компаний с участием индийского капитала, который затем возвращается в Индию под видом иностранных инвестиций. Во-вторых, Индия заключила с Маврикием соглашение об избежании двойного налогообложения, что позволяет определить эту страну в качестве «транзитного пункта» для дальнейшего движения ПИИ, возможно, в другие регионы Африки

[7, p. 258]. Для Китая роль такой страны выполняет Гонконг, в который на конец 2010 г. было вложено 63% всех накопленных ПИИ Китая за рубежом. По оценкам экспертов ЮНКТАД, в первой декаде XXI в. от 25% до 50% китайских ПИИ в Гонконг участвовало в рассмотренных схемах [8, p. 12].

Важнейшим аспектом участия Китая в бизнесе на Африканском континенте является реализация комплексной стратегии развития внешнеэкономических связей. Наряду с осуществлением масштабных ПИИ, сопровождающихся поступлением капитала и технологий, Китай представляет многим странам разнообразную экономическую помощь. Такая политика вообще характерна для отношений Китая с развивающимися странами, но в Африке объемы предоставляемой помощи отличаются наибольшим динамизмом. Китайский Эксим-банк участвует в финансировании инвестиционных проектов в Африке: порядка % средств направляются на реализацию инфраструктурных проектов, что позволяет решать наиболее актуальные для стран континента проблемы и создает положительный имидж китайских ПИИ.

На многосторонних переговорах Китай выступает за более активное списание внешнего долга стран Африки. Налаживая двусторонние отношения с государствами континента, Пекин придает большое значение военно-техническому сотрудничеству, связям в сфере образования, культуры, науки и здравоохранения. Результатом таких дипломатических маневров стало предоставление Китаю прав на разведку месторождений нефти во многих африканских странах.

Индийская концепция инвестирования в Африку уступает китайской по системности проработки: основными факторами принятия инвестиционных решений являются внутренние коммерческие расчеты ТНК, выполненные на основе оценки хозяйственных условий принимающих стран. В китайском инвестировании прослеживается своеобразный элемент «большого скачка» в объемах вывезенных ПИИ, связанный с государственным участием в капитале ТНК, тогда как индийский бизнес преимущественно представлен частными компаниями; косвенные меры государственного регулирования не могли дать столь значительных результатов. Однако в последние годы индийское правительство также приняло на вооружение меры государственного содействия собственным компаниям: оно организует площадки для инвестиционного сотрудничества и предоставляет льготные кредиты странам Африки.

Анализ отраслевой структуры ПИИ Китая и Индии в Африке позволяет прийти к выводу об активном применении стратегии поиска природных ресурсов, поскольку капиталовложения явно концентрируются в странах с богатыми месторождениями минерального сырья (Нигерия, Ангола, Кот-д'Ивуар и др.) [9]. На африканском рынке добычи нефти наиболее заметны индийская государственная ТНК «Oil and Gas National Corporation» и китайская «China National Petroleum Corporation». Решения таких компаний об осуществлении ПИИ определяются не только внутрифирменными мотивами, но и институциональными факторами, такими как политика энергетической безопасности, проводимая китайским и индийским правительствами, а также

стремление вложить государственные активы в зарубежные месторождения полезных ископаемых. Учитывая высокие темпы экономического роста и недостаточные (для нужд собственной обрабатывающей промышленности) запасы полезных ископаемых в Китае и Индии, их правительства стремятся организовать добычу нефти, руд металлов и иного минерального сырья за рубежом для уменьшения неопределенности в снабжении внутреннего рынка.

Выход мировой экономики из кризиса 2008 г. позволяет прогнозировать рост цен на сырье и увеличение объемов поступлений экспортной валютной выручки в страны Африки. Следовательно, повышение благосостояния африканских государств позволит активнее привлекать ПИИ, ориентированные на поиск рынков сбыта и на обеспечение функционирования предприятий добывающей промышленности посредством организации производств по переработке сырья, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. Уже сейчас индийские ПИИ участвуют в африканских нефтеперерабатывающих, машиностроительных и химических предприятиях (компании Tata Group и Reliance Industries), металлургии, фармацевтической промышленности (Ranbaxy, Cilpa), а также в производстве спиртных напитков (UB Group) и средств личной гигиены (Dabur India). В Африке индийские компании налаживают строительный бизнес (Punj Lloyd, Shapoorji Pallonji), развертывают телекоммуникационные сети и оказывают информационно-технологические услуги (дочерние компании Tata и Infosys), участвуют в капитале коммерческих банков (Indian Ocean International Bank).

Китай также осуществляет ПИИ в Африке, ориентированные на поиск рынков сбыта. Однако такие проекты преимущественно представлены сборочными производствами и используют значительную долю импортных комплектующих; можно назвать, в частности, выпуск бытовой электроники (компании Haier и Hisense) и мобильных телефонов (Bird), мотоциклетов (Jincheng) и др. Следуя тенденциям в транснационализации деятельности компаний «восходящих стран-гигантов», китайские фирмы организовали строительство сетей мобильной связи и осуществляют комплектные поставки оборудования (Huawei и ZTE). В цветной металлургии Африки китайская ТНК «NFC» организовала финансово-промышленную группу, которая помимо традиционной деятельности по добыче руд и выплавке металла оказывает услуги в области геологоразведки, инжиниринга, строительства, финансирования и инвестирования, а также сбыта продукции [10, p. 85].

В странах БРИКС наблюдается тенденция к осуществлению транзитных ПИИ в географически близко расположенную страну: для Индии роль такого государства играет Маврикий, куда поступает индийский капитал с последующим возвратом в Индию или вложением в другие страны (в том числе африканские); инвестору это обеспечивает оптимизацию налогообложения или институциональные преимущества. Для индийских и китайских компаний общим мотивом к осуществлению ПИИ в страны Африки является возможность получить доступ к источникам полезных ископаемых (нефть, природный газ, руды металлов и т.д.). Их целью могут быть поставки сырья в

страну базирования, выгодное вложение избыточного капитала, получение прибыли от реализации доходных контрактов и т.д., причем последний мотив характерен для крупных развивающихся стран.

Стратегия Пекина в данном направлении является более системной, чем индийская, и характеризуется активным использованием мер государственного стимулирования как собственных ТНК (в особенности с помощью государственных фирм), так и через оказание странам Африки разнообразной помощи. В результате объемы китайских ПИИ, поступающих в Африку, отличаются динамизмом и региональной диверсификацией.

В условиях прогнозируемого роста благосостояния развивающихся стран заметным мотивом индийского бизнеса к ПИИ в Африку стал поиск рынков сбыта: во-первых, организация производств, использующих местное сырье, добытое собственными ТНК (химическая и нефтехимическая промышленность); во-вторых, выпуск потребительских товаров и оказание услуг, в том числе высокотехнологичных. Этот мотив также прослеживается в деятельности китайских ТНК на Африканском континенте, выступающих организаторами предприятий по выпуску бытовой техники, металлургических производств и сетей мобильной связи.

Литература

1. Китай - курс на создание компаний мирового класса // БИКИ. - 2005. -№ 22.

2. World Investment Report / UNCTAD. - 2011. - P. 187-189.

3. Athukorala P. Outward Foreign Direct Investment from India // Asian Development Review. - 2009. - № 26(2). - P. 126.

4. Pradhan J.P. Rise of Indian Outward FDI: What Implications Does it Hold for Host Developing Countries? // Economía: teoría y práctica (Iztapalapa, Mexico: Universidad Autónoma Metropolitana). - 2008. - № 29. - P. 38.

5. Outward Direct Investment Positions, as of end 2010. Reporting Economy: India // Coordinated Direct Investment Survey, IMF Data Warehouse. URL: www.imf.org (по состоянию на 01.04.2012 г.).

6. Inward Direct Investment Positions, as of end-2010. Reporting Economy: India // Coordinated Direct Investment Survey, IMF Data Warehouse. URL: www.imf.org (по состоянию на 01.04.2012 г.).

7. Pal P. The Surge of Indian Outbound Foreign Direct Investment to Africa: A New Form of South-South Cooperation? // The Rise of Indian Multinationals. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2010. - P. 257-258.

8. World Investment Report / UNCTAD. - 2006. - P. 12.

9. China's Commodity Hunger: Implications for Africa and Latin America // Deutsche Bank Research China Special. - 13.06.2006.

10. Rongping K. The Internationalization process of Chinese Multinationals // Chinese Multinationals. World Scientific: Singapore. - 2009. - P. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.