Научная статья на тему 'Китайская «Экспансия» как ресурсная составляющая международных конфликтов в Африке'

Китайская «Экспансия» как ресурсная составляющая международных конфликтов в Африке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1402
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Томберг Роман Игоревич

В последние годы одним из ключевых внешнеполитических направлений руководства КНР является взаимодействие с африканским континентом. «Китайская экспансия», так часто в последнее время называют этот процесс в странах Запада, для которых Китай стал сильным конкурентом в этом регионе. Несмотря на то, что первые дипломатические связи между КНР и странами Африки были установлены уже более 50-ти лет назад, и официальный Пекин поддерживал многие молодые государство континента с момента обретения ими независимости, китайско-африканские отношения на современном этапе вышли на беспрецедентно высокий уровень. Это относится и к политической, и к экономической, и к гуманитарной сферам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайская «Экспансия» как ресурсная составляющая международных конфликтов в Африке»

ЭКОНОМИКА

Томберг Р.И.1

Китайская «экспансия» как ресурсная составляющая международных конфликтов в Африке

Китай и Африка - точки соприкосновения

В последние годы одним из ключевых внешнеполитических направлений руководства КНР является взаимодействие с африканским континентом. «Китайская экспансия» - так часто в последнее время называют этот процесс в странах Запада, для которых Китай стал сильным конкурентом в этом регионе. Несмотря на то, что первые дипломатические связи между КНР и странами Африки были установлены уже более 50-ти лет назад, и официальный Пекин поддерживал многие молодые государства континента с момента обретения ими независимости, китайско-африканские отношения на современном этапе вышли на беспрецедентно высокий уровень. Это относится и к политической, и к экономической, и к гуманитарной сферам.

Значение африканского региона для Китая на современном этапе невозможно переоценить. После окончания «холодной войны» и последующего распада СССР Китай стал активно наращивать свое присутствие на «чёрном континенте» по ряду направлений: энергетика, инвестиционное и финансовое сотрудничество, торговля, культурные и гуманитарные связи. Расширилась политическая поддержка Китаем африканских стран на международной арене. КНР, постоянный член Совета Безопасности ООН, стремится позиционировать себя как друг и надёжный партнёр стран Африки. С другой стороны, именно хорошие отношения с государствами этого региона во многом позволили Китаю вступить в ВТО и даже стать одним из центров принятия решений по вопросам международной торговли. Взаимная заинтересованность Китая и Африки очевидна: китайские инвестиции позволяют африканцам решать внутренние экономические и социальные проблемы, а их международная поддержка позволяет КНР набирать политический вес на мировой арене.

Китай имеет на африканском континенте как политические, так и экономические интересы прежде всего по линии ресурсного обеспечения своего развития. Преследуя цель достичь по уровню экономического и социального развития развитые государства, Пекин сделал ставку на африканские страны как на стратегических союзников в сфере взаимодействия по линии «развивающиеся - развитые государства». Одновременно они рассматриваются как важный и перспективный источник сырьевых ресурсов и рынок сбыта китайской продукции. Возможно, опыт Китая будет интересен и полезен России. Если ещё в прошлом столетии СССР был образцом для Китайской Народной Республики, то сейчас Китай претворяет на практике то, что Россия планирует пока только в теории.

На сегодняшний день Африка стала ключевым объектом международных отношений, где сталкиваются интересы всех крупных игроков мировой политической сцены: США, Евросоюза, КНР, России. Несмотря на очень сильную конкуренцию, у Китая есть шансы оставить своих соперников позади.

Несмотря на долгую историю китайско-африканских связей, именно в период Ху Цзинь-тао началась реализация всего того потенциала на африканском направлении, который был заложен предыдущими руководителями КНР: Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем, Дэн Сяопином и Цзян Цзэминем. Отношения Китая с этим регионом достигли беспрецедентного уровня, и, надо полагать, обе стороны, учитывая огромную взаимную заинтересованность, в будущем будут только развиваться.

Одним из ключевых принципов сегодняшней политики КНР в Африке является сотрудничество без идеологической подоплёки. Однако Пекин не всегда придерживался такой позиции. После «полосы признания» КНР в Африке слишком ярая агитационная деятельность китайских дипломатов, пытавшихся обратить недавно получивших независимость странах чёрного континента в «религию коммунизма (с китайской спецификой)», во многих случаях была воспри-

1 Томберг Роман Игоревич - аспирант Центра энергетических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН.

нята негативно. Измученные длительной национально-освободительной борьбой государства не стремились к продолжению революций, а, наоборот, нуждались в стабильности. После того, как Бурунди, Дагомея (нынешний Бенин), ЦАР и Гана прекратили или приостановили официальные отношения с КНР, руководство КПК было вынуждено первый раз пересмотреть свою политику в Африке. «Культурная революция» пагубно сказалась на китайско-африканских отношениях. Радикальные молодежные движения, возникшие в ряде стран континента, были жестоко подавлены, а их правительства официально выразили КНР своё недовольство. С середины 70-х годов было решено отказаться от идеологии и обратиться к прагматическому сотрудничеству как в экономической сфере, так и в международных отношениях.

Несмотря на смену приоритетов в африканской внешней политике, тесные связи с континентом продолжили укрепляться. К 2000 году более 50 президентов и более 20 глав правительств африканских страх в общей сложности 200 с лишним раз посетили КНР. Все поколения китайских руководителей уделяли внимание развитию отношений с государствами Африки2. «Искренность лидеров КНР в отношениях с африканскими коллегами, которая превратилась в крепкую дружбу, внесла позитивный вклад в стимулирование развития отношений дружеского взаимодействия между Китаем и Африкой»3, - так характеризовала китайская пресса африканскую политику Пекина.

После окончания «холодной войны» в международной обстановке произошли значительные изменения. Расклад сил на мировой политической арене стал другим. Образовался вакуум, созданный уходом СССР из Африки, что привело к началу жесткой борьбы за освободившиеся позиции и возможности. Китай также не остался в стороне. В 90-е годы прежняя идеологическая платформа, основанная на общей борьбе против колониализма и империализма, потеряла актуальность. Отношения самой КНР с Западом после перехода к «политике открытости и реформ» стали совсем другими. Китай все больше интегрировался в международную экономику и торговлю. Соответственно, поменялись и принципы сотрудничества с африканскими странами.

Разумеется, страны Запада восприняли наступление Китая в Африке как угрозу собственным позициям в регионе. «Китай пришел в Африку, потому что другие регионы были для него закрыты. На Ближнем Востоке доминируют американцы, поэтому Пекину ничего не оставалось, кроме как искать регион, в котором мало кто был на самом деле заинтересован. Ему пришлось идти в Африку и договариваться как с демократами, так и с диктаторами. И сейчас, когда Китай здесь усилился, это вызывает серьезные опасения в Вашингтоне и в европейских столицах, которые привыкли к тому, что именно они оказывают влияние на дела в Африке. Тут же появляется третья сила, из-за которой весь геополитический расклад меняется».4

С одной стороны, Китай нуждается в Африке. После «холодной войны», несмотря на тенденцию понижения регионально-политического статуса самого африканского континента, роль и значение Африки в дипломатической стратегии КНР не претерпели изменений. В таких вопросах, как ситуация в Тибете, права человека, вступление в ВТО и реформирование ООН Китай всегда получал мощную поддержку африканских стран. С момента основания Китайской Народной Республики Африка всегда была основной площадкой для мероприятий китайской дипломатии. «История и практика подтверждает, что большинство африканских государств - истинные друзья КНР, развитие африкано-китайских отношений имеет огромное стратегическое значение для повышения международного влияния Китая и укрепления его дипломатических позиций»5.

Кроме политического аспекта, нельзя не упомянуть сырьевых приоритетов африканского вектора внешней политики КНР. В 2004 г. в Африке насчитывалось до 11% мировых запасов нефти. 6% мировых запасов сосредоточено в странах южнее Сахары: в 2004 г. именно там Китай закупил 28% всей импортной нефти6. В 2006 году Ангола, обогнав Саудовскую Аравию, стала основным поставщиком нефти в КНР7. Подтягивается и Нигерия, где китайская компания СЫООС скупила акции нескольких местных нефтедобывающих компаний8. Впрочем, очевидно, что нефть не является единственным африканским сырьём, в котором заинтересован

2 Хуан Карлош дуАморал. Отношения КНР и африканских стран после холодной войны. Пекин, 2006. С. 27. Опубл. на кит. яз.

3 Сюнь Цяочэн. Китайско-африканские отношения на рубеже веков. Пекин, 2000. С. 70. Опубл. на кит. яз.

4 Ian Taylor. China and Africa: Engagement and Compromise. New York, 2007. С. 48.

5 Чжоу Гуантай. Заметки о китайско-африканских контактах. Пекин, 2003. С. 136. Опубл. на кит. яз.

6 «Ведомости». 17.07.2006.

7 ИА «Синьхуа». 15.12.2006.

8 «RBC daily». 21.02.2007.

Китай. Интерес также представляют руды и металлы: цинк, кобальт, медь, уран и бокситы. На африканской древесине во многом держится китайская мебельная промышленность. Фрукты также являются крупной статьей импорта КНР. Нельзя не сказать, что, Африка - не только важный рынок сбыта китайских товаров, но и рынок дешёвой рабочей силы для присутствующих здесь китайских компаний.

С другой стороны, Африка тоже нуждается в Китае. С моральной точки зрения, в эпоху нынешней глобализации экономики африканские страны, напуганные перспективой «обнищания» и «отторжения», также очень высоко ценят роль и статус Китая как мировой державы и надеются добиться его симпатии и поддержки. Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, КНР всегда была на стороне стран чёрного континента, поддерживала проведение в жизнь их требований и разумных предложений. Правительство Китая всегда предоставляло Африке правительственные кредиты на выгодных условиях, поощряло и продвигало сотрудничество на основе совместного капитала между китайской и африканской промышленностью. Кроме этого, тысячи африканцев обучаются в китайских вузах. Гуманитарная помощь со стороны Китая всегда ценилась на континенте. Основная причина этого - отсутствие политического давление на страны, которые принимают эту помощь. Китай настолько нуждается в поддержке африканских стран, что готов сотрудничать с любым правительством, невзирая на его идеологию или международный имидж. Что касается энергоресурсов и других видов сырья, то появление такого мощного потребителя, как экономика КНР увеличивает спрос на мировом рынке, стимулирует рост цен. Повышенный спрос на сырье для африканских стран - хорошая возможность увеличить свои бюджеты и инструмент внутреннего социального развития.

Новая политика, старая идеология

Китай строит свои отношения с Африкой по модели Юг - Юг. Проводя изощрённую экономическую линию и не навязывая странам континента никаких политических требований, Пекин в этом регионе провозглашает принцип «общности судеб и задач». На международном уровне чувствуется двустороннее отлаженное взаимодействие. Китай поддерживает требования Африки в ВТО, а Африка, так же, как и КНР, выступает против реформирования ООН. По мнению отечественных политиков, «у России схожая с Китаем идеология сотрудничества со странами Африки, в том смысле, что Россия также отстаивает многополярное мироустройство».9

Необходимо отметить, что, несмотря на все изменения, которые происходят в мире, в Африке и в самом Китае, правительство КНР при каждом удобном случае делает заявления о том, что так называемые «8 принципов Чжоу Эньлая», согласно которым осуществляется помощь странам третьего мира, прежде всего именно Африке, остаются неименными.

Предыстория возникновения этих принципов такова. С декабря 1963 по февраль 1964 гг. правительственная делегация КНР во главе с премьер-министром страны Чжоу Эньлаем и сопровождавшим его министром иностранных дел Чэнь И впервые посетила африканский континент и в общей сложности нанесла визит в 10 стран: Египет, Алжир, Марокко, Тунис, Гану, Мали, Гвинею, Судан, Эфиопию и Сомали. Для китайского руководства этот визит стал важнейшим из подобных мероприятий. Круг мероприятий был необычайно широк, а политическое значение для Пекина - исключительно. «В процессе визита премьер Чжоу Эньлай лучше разобрался в том, какие насущные потребности африканских стран могут быть удовлетворены с иностранной помощью, а также увидел, какие намерения по оказанию помощи этим странам имеются у некоторых держав»10.

Ориентируясь на эту ситуацию, премьер-министр Чжоу Эньлай во время визита в Мали выдвинул 8 принципов предоставления помощи африканским и арабским странам. Конкретно они заключаются в следующем.

Первый принцип. Правительство Китая неизменно осуществляет помощь зарубежным странам на основе принципа равенства и взаимной выгоды; никогда не стоит рассматривать эту помощь как пожалованную одной стороной, напротив, необходимо считать её взаимной.

Второй принцип. Правительство Китая во время оказания помощи зарубежным странам строго уважает суверенитет государства, принимающего помощь, вовсе не выдвигает каких-либо условий, вовсе не требует каких-либо специальных привилегий.

Третий принцип. Правительство Китая предоставляет экономическую помощь в виде беспроцентных или низкопроцентных займов, в случае необходимости продлевает срок возврата займа, чтобы, насколько это возможно, уменьшить тяжесть бремени государства, принимающего помощь.

9 Маргелов М. Нам есть с чем вернуться в Африку. Российская газета. 02.10.2006.

10 Сюнь Цяочэн. Китайско-африканские отношения на рубеже веков. Пекин, 2000. С.35. Опубл. на кит. яз.

Четвёртый принцип. Для правительства Китая главной целью оказания помощи загранице является не установить зависимость государства, принимающей помощь от КНР, а помочь этой стране постепенно выйти на путь опоры на свои силы и независимого развития экономики.

Пятый принцип. Проекты, которые были построены в принимающей помощь стране при участии правительства Китая, требует мало инвестиций, дают быстрый результат, способствуют увеличению прибыли и накоплению капитала в этой стране.

Шестой принцип. Правительство Китая предоставляет самое лучшее оборудование и материалы, произведённые в своей стране, по ценам, установленным мировым рынком. Если оборудование и материалы, предоставленные правительством Китая, не соответствуют обговоренным стандартам и качеству, то правительство Китая гарантирует произвести замену.

Седьмой принцип. Правительство Китая при оказании какой-либо технической помощи гарантирует полностью обучить работников принимающего помощь государства владению соответствующими видами техники.

Восьмой принцип. Уровень материального обеспечения специалистов, которые направляются правительством Китая в страну, принимающую поддержку, для помощи в осуществлении строительства, должен быть равным уровню местного специалиста, особенные требования или условия не приветствуются11.

«8 принципов» - признак некоторого популизма в политике КНР в африканских странах, и, разумеется, в них не говорится ни слова о том, зачем, собственно, Китаю помогать Африке. Однако основная идея прослеживается совершенно очевидно - КНР, в отличие от западноевропейских стран и в особенности от США, не являющаяся блюстителем соблюдения прав человека во всём мире и не имеющая привычки навязывать демократию любыми способами, имеет очевидное преимущество. Китай готов сотрудничать с любым режимом, от демократии до диктатуры, а также предоставлять огромные кредиты на льготных условиях, причем без необходимости подтверждать целевое использование этих средств во Всемирном банке и МВФ. Так, к концу 2006 года, согласно договоренности, достигнутой во время итогам второго саммита «Китайско-африканского сотрудничества», КНР выделила более 8 млрд. долларов США Нигерии, Анголе и Мозамбику, а Всемирный Банк - лишь 2,3 млрд. долларов США для всех стран Африки к югу от Сахары12. В долгосрочные планы Пекина входит увеличение объемов инвестиций в Африку к 2020 г. до $100 млрд.13 (для сравнения: в Россию КНР намерена в перспективе вложить $20 млрд.)14. На африканский континент приходится до 10% всех китайских зарубежных капиталовложений15.

Внешнеполитический прагматизм открывает китайцам двери в страны типа Зимбабве и Судана, руководители которых - Роберт Мугабе и Омар Башир - постоянно подвергаются резкой критике со стороны Запада. С Суданом у КНР установились очень близкие отношения. Помимо покровительства на военно-политическом уровне (Китай имеет 200 человек миротворческого контингента в Дарфуре и настаивает, что не требуется иного международного присутствия для решения конфликта), Пекин активно стимулирует экономические связи двух стран, прежде всего в области энергоресурсов. «Особенность Судана состоит в том, что это чуть ли не единственная в мире нефтедобывающая страна, которая не поставляет нефть в США, Европу и Японию. Все сырье экспортируется в Китай, Индию и Малайзию»16.

Обратная сторона «экспансии»

Тем не менее идеализировать положение Китая в Африке пока рано. Нельзя отрицать, что при Ху Цзиньтао страна добилась внушительных успехов в регионе: заручилась поддержкой африканских элит, находящихся у власти, успешно инвестирует в государства континента миллиарды долларов, создаёт инфраструктуру, разрабатывает природные ресурсы, развивает торговлю, туризм и гуманитарное сотрудничество.

Повышенный интерес КНР в Африке во многом объясняется богатыми недрами континента. Нефть, газ, металлы, древесина, сельхозпродукция - все это в больших количествах необходимо для удовлетворения внутренних потребностей страны, а также для поддержания темпов экономического роста. А своих запасов Китаю уже давно не хватает. Проводя после-

11 Чжоу Эньлай. Избранные сочинения. Пекин, 1990. С. 388. Опубл. на кит. яз.

12 F. William Engdahl. China and USA in New Cold War over Africa's Oil Riches. (Ф. Уильям Энгдаль. Китай и США в новой холодной войне за нефтяные богатства Африки.); www.globalresearch.ca

13 «Женьминь жибао». 05.11.2006.

14 «Эксперт». 06.11.2006.

15 «Эксперт Казахстан». 22.01.2007.

16 «РБК Daily». 05.08.2006.

довательную политику на континенте, китайские компании активно инвестируют в инфраструктуру и социальное развитие африканских стран, взамен получая эксклюзивные права на разработку недр.

По данным Государственного статистического управления КНР, в 2007 году потребление нефти в стране составило 346 млн. тонн с ростом на 7,3% по сравнению с показателями предыдущего года. При этом, по информации Главного таможенного управления КНР, в 2007 году объем импорта нефти достиг 159,28 млн. тонн, увеличившись на 14,7% по сравнению с предыдущим годом, зависимость Китая от внешних поставок нефти достигла 46,05%. По различным прогнозам, рост потребления энергоресурсов в КНР будет расти высокими темпами, даже несмотря на мировой финансовый кризис.

В 2007 году нефть добывалась в 96 странах мира, в том числе в 19 странах Африки. Мировая добыча составила 4061,7 млн. тонн, в африканских странах - 497,3 млн. тонн, из которых 76% пришлось на долю Нигерии, Алжира, Ливии и Анголы17. Именно Ангола стала в 2007 году вторым по величине экспортером нефти в КНР (25 млн. тонн), лишь немного уступив по этому показателю Саудовской Аравии (26,33 млн. тонн)18. Четвертое место занимает Судан (около 5 млн. тонн в 2007 году). В целом страны Африки экспортируют в Китай 760 тыс. баррелей нефти в сутки (30% всего экспорта нефти с континента).19

Действия Китая в Африке часто сталкиваются с серьезной критикой со стороны западных СМИ, международных организаций и самих африканцев. Примеров негативных последствий китайской «экспансии» достаточно.

Западные эксперты крайне негативно относятся к дружбе Китая с лидерами «недемократических» режимов Робертом Мугабе и Омаром Баширом. Именно благодаря вето КНР (и России) Совет Безопасности ООН в 2008 году не смог наложить санкции ни на Зимбабве, ни на Судан. Такой же, кстати, дипломатической поддержкой со стороны Пекина пользуется Исламская Республика Иран, третий поставщик нефти в КНР. Что касается Судана, всего на продажу в КНР идет почти 70% нефти этой страны, причем большую ее часть добывают китайские нефтяные гиганты Э1порес и СЫРО, получившие эксклюзивные права на разработку суданских нефтяных месторождений.20 Международное сообщество не раз просило Пекин повлиять на лидеров Судана в решении дарфурской проблемы, чтобы остановить геноцид гражданского населения и как можно быстрее прекратить кровопролитие. Однако подобная нестабильность в стране, возможно, даже на руку КНР, так как неспокойная обстановка отпугивает иностранных конкурентов. Периодические похищения повстанцами китайских инженеров и рабочих с нефтяных месторождений не рассматриваются Пекином как повод уходить из Судана. В качестве мирной инициативы Китай неоднократно предлагал ООН направить в конфликтующий район страны свой контингент миротворцев. Официально сейчас в Судане находятся порядка 150 военных инженеров. Однако по некоторым данным, китайские военнослужащие всё же проникают в Судан под видом гражданских специалистов. Являясь заступником Омара Башира на международном уровне, Китай получает неограниченный доступ к нефтяным запасам Судана. Конкурентов в этой сфере почти нет. Кроме КНР, в стране ещё работают индонезийские и катарские компании21, однако уровень их влияния несравним с китайским. Совершенно очевидно, что политическая дружба Пекина и Хартума носит исключительно деловой характер.

Зимбабве привлекает внимание КНР ресурсами другого качества, прежде всего металлами. Африканская страна является вторым в мире экспортером платины. В ней же находится половина разведанных запасов хрома. Эти элементы из таблицы Менделеева просто необходимы Китаю для того, чтобы повышать производство автомобилей и поддерживать высочайший в мире уровень выплавки стали. Следуя традиции «8 принципов Чжоу Эньлая», Китай стал едва ли не единственной ведущей мировой державой, которая смогла договориться с режимом Роберта Мугабе и получить доступ в эту страну. Однако появление китайцев едва ли обрадовало зим-бабвийское население. Государство национализировало большую часть табачных угодий, которые теперь вместо местных крестьян обрабатывают китайские рабочие, нанятые китайскими же компаниями22. А весь табак отправляется напрямую в КНР вместо того, чтобы продаваться на международных товарных аукционах. Этот пример очень четко характеризует ресурсную стратегию Китая в Африке. КНР получает доступ к недрам в свое если не физическое владение,

17 «Мировая энергетика», №7 (55), июль 2008 г.

18 ИА «Интерфакс». 23.01.2008.

19 «Эксперт». 16.05.2007.

20 «Коммерсант». 05.02.2008.

21 «РБК Daily». 22.10.2008.

22 «Asia Times». 15.07.2008.

то в единоличное пользование, в условиях государственного покровительства и почти нулевой конкуренции китайские компании контролируют весь процесс добычи, производства и экспорта в КНР, опираясь преимущественно на китайскую же наемную рабочую силу.

Такое положение вещей позволяет говорить о том, что действия китайцев нередко пагубно сказываются на состоянии африканской экономике и экологии. Совершенно очевидно, что африканские компании и производители не в состоянии конкурировать с китайцами (а кто на сегодняшний день в состоянии?). Товары китайского производства естественным образом вытесняют местные, так как политика протекционизма во многих государствах Африки не практикуется. Кроме того, во многих случаях китайские компании, работающие в африканских странах, предпочитают привлекать специалистов из КНР, а не предоставлять рабочие места представителям местного населения. Бывают же примеры, когда африканцам, трудящимся у себя же на родине в китайских фирмах, чтобы сделать успешную карьеру, необходимо выучить китайский язык, что для многих является непреодолимым препятствием.

Случаи, когда действия китайцев приводили к экологическим бедствиям в Африке, нередки. Объясняется это тем, что компании из КНР в целях экономии часто не придерживаются общепринятых стандартов безопасности чистоты производства. По различным причинам местные природоохранные ведомства предпочитают не вмешиваться в этот процесс.

Меры противодействия

Западные корпорации, прежде всего те, которые занятые в освоении природных ресурсов, стали объединяться единым фронтом против китайских конкурентов. Дело в том, что под давлением различных международных организаций (Oxfam, Greenpeace и Friends of the Earth) американские и европейские компании были вынуждены значительно поднять свои стандарты безопасности и охраны окружающей среды. Правда, это привело к росту издержек, из-за чего они стали проигрывать китайцам, издержки которых оказались значительно ниже. Теперь западные компании хотят, чтобы и китайские компании работали по тем же правилам. Экологичность и безопасность производства являются «ахиллесовой пятой» китайских компаний, занимающихся разработкой природных ресурсов. По мнению западных компаний, низкие стандарты китайских конкурентов ведут к тому, что ресурсы стран Африки могут подвергнуться «разграблению», а китайская деятельность на континенте - привести к экологической катастрофе.

«Сегодня по всей Африке, - отмечается в докладе Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) опубликованном в феврале 2006 года, - Китай приобретает контроль над сырьевыми активами, выигрывая у западных соперников подряды на реализацию крупных проектов в области инфраструктуры, предоставляя льготные кредиты и иные выгодные условия, чтобы усилить свои конкурентные позиции».23

Борьба с китайским влиянием на континенте ведется и на политическом уровне. «Усиление позиций Китая на этом континенте, который зачастую остается незамеченным, представляет собой прямой вызов влиянию США и подрывает внешнеполитические акции Вашингтона», - озабоченно констатирует влиятельная американская газета «Лос-Анджелес Таймс».24

По объему товарооборота с африканскими странами США по-прежнему опережают Китай. Однако Китай наращивает его более быстрыми темпами, чем Америка, а по экспорту в страны черного континента он обошел США еще в 2003 г. Это не может не вызывать ответной реакции Вашингтона, поскольку конкуренция за ресурсы - удел не одного лишь Китая.

В энергетической стратегии США предусматривается резкое увеличение поставок топлива из Африки. Анголе в этой программе отводится одна из ведущих ролей - до 12% всей нефти, ввозимой в США. Важное место в энергостратегии уделено Западной Сахаре и Марокко, где запасы только одного разведанного месторождения Талзинт составляют свыше 20 млрд. баррелей. По прогнозам американских аналитиков в области энергетических ресурсов, уже через 10 лет более четверти импортируемой США нефти будет африканского происхождения. Тем самым вполне реально осуществление сказанного в «плане Чейни»: «Соединенные Штаты могут переключиться на африканские страны, ликвидировав энергетическую зависимость от арабских государств».

Китай активно обхаживает Мали, Мавританию и другие страны, присоединившиеся к «Транссахарской контртеррористической инициативе» (Trans-Sahara Counterterrorism Initiative), недавно выдвинутой администрацией Буша. Олусегун Обасанджо, президент Нигерии - страны, имеющей важное значение для США в качестве поставщика нефти, а также

23 «Лос-Анджелес Таймс». 14.04.2006.

24 Там же.

из-за ее миротворческой роли в Западной Африке - в ходе визита в Пекин в апреле 2005 г. согласился заключить «стратегическое партнерство» с Китаем. Китайские компании уже модернизируют в Нигерии железнодорожную сеть; планируется, что в 2007 г. китайцы запустят нигерийский коммерческий спутник.

США давно испытывали повышенный интерес к Судану. Ещё в 1979 году компания Chevron начала разработку нефти в южной части этой страны. Однако в 1983 году в Судане началась гражданская война, работники компании стали подвергаться постоянному нападению, и было принято решение прекратить все работы. В 1992 году Chevron продала свои суданские нефтяные концессии, а в 1999 году к их разработке приступили уже китайские компании.

Американские компании тем временем обосновались в соседних с Суданом странах. Chevron совместно с ExxonMobil в 2007 году построили нефтепровод из Доба в центральном Чаде около суданского Дарфура через Камерун к Кирби на Атлантическом океане стоимостью 3,7 млрд. долларов США с пропускной способностью в 160 000 баррелей нефти в день. Нефти, предназначенной для экспорта в США. В апреле 2005 года правительство Судана объявило, что в южном Дарфуре обнаружено нефтяное месторождение, которое, по оценкам, может обеспечить 500 тыс. баррелей в день25. Разумеется, в такой ситуации США стремятся всеми силами вернуть свое присутствие в нефтяном секторе Судана, выбив оттуда китайских конкурентов. Одним из способов добиться своего - это политическая и финансовая поддержка повстанцев из мятежной провинции Дарфур, а также обвинение правительства Омара Баши-ра в геноциде дарфурского населения.

Внешне американцы реагируют крайне сдержанно, ограничиваясь сетованиями на то, что «конкретные акции и политический курс США в целом диктуются позицией Вашингтона в поддержку прозрачности, прав человека и демократии»26, тогда как Китай не волнует собственная репутация в этой области, поэтому он может без помех развивать экономические отношения с другими странами, не обусловливая их требованиями о проведении реформ. Однако говорить об исключительно гуманитарном характере соперничества США и Китая тоже было бы преувеличением. Некоторые эксперты убеждены, что за восстанием племен хауса в Восточном Судане стоят США, которые применяют в этой североафриканской стране технологии цветных революций27, тем самым подрывая дружественный Китаю режим Омара Башира и укрепляя собственное влияние. Сам Вашингтон только подтвердил эти подозрение, официально заявив о поддержке автономии Восточного Судана. Раскол страны, конечно, может поспособствовать выдворению китайских энергетических компаний, однако подобную политику ни в коей мере нельзя назвать «политкорректной».

Есть и более четкие подтверждения участия Пентагона в «сдерживании» Китая. В июле 2008 года заместитель министра обороны по политическим вопросам Эрик Эдельман заявил членам сенатского комитета по иностранным делам, что «полномасштабные действия Китая по усилению своего влияния и налаживанию связей в Африке и Латинской Америке могут иметь взрывоопасные последствия для Соединенных Штатов».

Пентагон сегодня уделяет особое внимание росту китайского влияния в Африке. В октябре 2007 года Соединенные Штаты объявили о создании нового военного командования - Африканского. В военных кругах оно известно как AFRICOM. Хотя американские государственные деятели отрицают, что причиной его появления на свет стали действия Китая в Африке, многое говорит о том, что создание AFRICOM ознаменовало собой начало реализации новой стратегии сдерживания, нацеленной на ограничение китайской власти и влияния на континенте.

Созданием AFRICOM администрация Буша заложила основы новой стратегии сдерживания для своих преемников, пытаясь обеспечить Соединенным Штатам новые возможности в деле применения как «мягкой» политики, так и жесткой силы для удержания Китая. Новой администрации придется противостоять подъему КНР и быстрому росту ее влияния в Африке. В своей статье в номере Foreign Affairs за ноябрь/декабрь 2007 года сенатор Джон Маккейн назвал подъем Китая «главным вызовом» для следующего президента и предупредил о недопустимости расширения экономических и дипломатических отношений Пекина с такими странами Африки, как Судан и Зимбабве. В предстоящие годы новая вашингтонская стратегия сдерживания будет только развиваться, поскольку действия Китая на африканском континенте наверняка вступят в противоречие с интересами США, приводит

25 F. William Engdahl. China and USA in New Cold War over Africa's Oil Riches. (Ф. Уильям Энгдаль. Китай и США в новой холодной войне за нефтяные богатства Африки.); www.globalresearch.ca

26 Там же.

27 «РБК Daily». 22.10.2008.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

преобладающую в американских экспертных кругах точку зрения военный аналитик Томас Скайпек.28

С октября 2007 года Африканское командование действовало под эгидой Европейского командования США, но на прошлой неделе, 1 октября, оно официально стало десятым объединенным боевым командованием в структуре Министерства обороны.

Евросоюз планирует решить проблему китайской «экспансии» более мягким путем. В октябре с.г. Еврокомиссия предложила на рассмотрение КНР документ под названием «Евросоюз, Африка и КНР: на пути к тройному диалогу и сотрудничеству»29. На первый взгляд, политические и торгово-экономические предложения, изложенные в этой программе, предназначены главным образом для ограничения деятельности китайских компаний на континенте. С другой стороны, принимая во внимание торговые проблемы между КНР и странами Евросоюза, некоторые уступки в Африке, вполне вероятно, откроют Китаю большие возможности на рынках развитых европейских стран.

Международные организации, не только ратующие за соблюдение экологических стандартов, но и такие, как ООН, ВОЗ и Мировой банк, в этой ситуации могут стать инструментом конкурентного давления на Китай со стороны Запада. Ещё пару лет назад, несмотря на солидные позиции КНР в этих организациях, Пекину было невыгодно ссориться с США и Евросоюзом. Теперь же, даже принимая в расчет возможную реформу Совбеза ООН, Китай в куда меньшей степени стал действовать с оглядкой на западных лидеров. Хотя дело тут вовсе не в самом Китае. Глобальный финансовый кризис поставил под вопрос мировую гегемонию США, а её европейские союзники вынуждены заниматься решением более злободневных социально-экологических проблем, нежели бороться с китайской «экспансией» в Африке. Вполне вероятно, что совместными усилиями развитые страны справятся с последствиями мирового кризиса, а новая президентская администрации в США сможет проводить более эффективную политику в Африке, однако на данный момент у Китая, не испытывающего проблем в финансовой сфере, фактически развязаны руки на любые действия в регионе. Как и в игре с нулевым результатом, ослабление одного противника неизбежно ведет к усилению другого. Однако ни США, ни лидеры Евросоюза не готовы добровольно сократить свое присутствие на столь богатом на недра континенте. Это значит, что противостояние различных сил в борьбе за ресурсы в Африке будет провоцировать новые конфликты международного уровня.

28 «The Weekly Standard». 13.10.2008.

29 «Asia Times». 30.10.2008.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Выступления ректора МГИМО А.В. Торкунова на Конференции

по мировой политике в Эвиане

5-8 октября 2008 года в Эвиане состоялась Конференция по мировой политике (World Policy Conference). Как известно, президент России Д.А. Медведев представил на конференции новые инициативы России в сфере европейской безопасности и противодействия мировому экономическому кризису.

В числе ведущих международных экспертов в конференции принял участие ректор МГИМО, академик РАН А.В. Торкунов, который выступил в двух секциях конференции по темам «Россия: внутреннее развитие и внешняя политика» и «Экономика знаний».

А.В. Торкунов предложил рассмотреть четыре вероятных сценария развития, выработка которых стала результатом серии экспертных семинаров, проведенных в МГИМО при взаимодействии с региональными вузами.

В другом своем выступлении А.В. Торкунов обратил внимание на последние тенденции в развитии образования и превращения этой сферы в поистине «уникальный ресурс», который сегодня оказывает кардинальное влияние на социально-экономическое и политическое развитие стран мира.

В роли организатора Конференции по мировой политике выступил традиционный партнер МГИМО - Французский институт международных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тексты выступлений А.В. Торкунова доступны для ознакомления на английском языке на сайте МГИМО (www.mgimo.ru) в разделе «Новости Университета».

Информация предоставлена ректоратом МГИМО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.