Научная статья на тему 'Помощь КНР странам Африки'

Помощь КНР странам Африки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4703
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / СЕКТОРАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ / ФОНД РАЗВИТИЯ КИТАЙ-АФРИКА / ФОРУМ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЙ-АФРИКА / МОЛОДЫЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ / ФОНД РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ АФРИКИ / СПИСАНИЕ ДОЛГОВ / ФОНД РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЙ-АФРИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мардашев Артем Анатольевич

В статье рассматривается помощь КНР странам Африки. Особое внимание уделяется механизму китайско-африканского диалога и сотрудничества. Рассматриваются формы и методы китайской помощи африканскому континенту. Отмечается тесная связь между помощью Китая развитию Африки и китайскоафриканскими торгово-экономическими отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Помощь КНР странам Африки»

ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ И РАЗВИТИЕ

Помощь КНР странам Африки

А.А. Мардашев

В статье рассматривается помощь КНР странам Африки. Особое внимание уделяется механизму китайско-африканского диалога и сотрудничества. Рассматриваются формы и методы китайской помощи африканскому континенту. Отмечается тесная связь между помощью Китая развитию Африки и китайско-африканскими торгово-экономическими отношениями.

В современных международных отношениях Африка играет особую и крайне важную роль. Во-первых, Африка насчитывает более 50 государств, которые являются членами Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Их позиция во многом определяет прохождение в многосторонних структурах тех или иных решений. Во-вторых, Африка обладает богатейшими природными ресурсами (нефть, газ, уголь, руды, древесина, камень, кость и др.) и емким рынком (около 1 млрд человек) товаров, услуг и капиталов. Доступ к ним обеспечивает условия для экономического развития. В-третьих, в Африке находится большая часть наименее развитых стран (35 из 51 страны), крайне нуждающихся во внешней помощи1. В-четвертых, в этом регионе ощущается наиболее слабое развитие основной инфраструктуры и наиболее острый дефицит инвестиций, технологий и кадров2.

Эти обстоятельства обуславливают то, что африканское направление является главным приоритетом политики содействия Китая международному развитию.

Форум сотрудничества Китай-Африка3. Форум сотрудничества Китай-Африка (ФСКА) является площадкой для диалога и сотрудничества Китая со странами Африки, способствуя развитию политических, торгово-экономических и гуманитарных отношений. При этом проблематика развития занимает одно из приоритетных мест в повестке дня форума. Инициатива

создания специальных рамок для китайско-африканского партнерства была выдвинута в октябре 1999 г. и принадлежала председателю Китайской Народной Республики (КНР) Цзян Цзэминю.

На следующий год при поддержке со стороны председательствовавшего в 1999-2000 гг. в Организации африканского единства (ОАЕ) Алжира в Пекине прошла первая министерская встреча, на которой было объявлено о создании нового механизма4. В этом форуме участвует Китай и 49 стран Африки. В связи с образованием 9 июля 2011 г. в Африке нового независимого государства Южный Судан ожидается его подключение к работе данного механизма. В июле 2001 г. в Лусаке прошли консультации, на которых было принято решение о времени и месте проведения второй министерской встречи, а также выработаны процедуры проведения встреч министров и контроля за реализацией договоренностей.

В апреле 2002 г. документ о создании форума был ратифицирован и вступил в силу. Встречи министров иностранных дел являются основным форматом работы ФСКА и проводятся каждые три года. В 2006 г. в Пекине состоялся первый саммит (встреча глав государств и правительств). С 2002 г. на регулярной основе проводятся встречи старших должностных лиц. Программа форума продолжает расширяться за счет инициируемых обеими сторонами новых мероприятий - конференций и семинаров, деловых форумов, выставок и ярмарок и т.д.

Мардашев Артем Анатольевич - выпускник МГИМО, атташе Посольства Российской Федерации в Китайской Народной Республике. E-mail: [email protected]

В ноябре 2000 г. в Китае была создана межведомственная комиссия действий по реализации решений саммитов и министерских встреч ФСКА, в которую вошли представители 26 партийных и государственных структур. Межведомственные комиссии также были созданы в африканских странах. В июле 2006 г. между секретариатом китайской межведомственной комиссии и секретариатом Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД) был подписан Меморандум о взаимопонимании, укреплении консультаций и сотрудничества5.

Китайская сторона уделяет работе в рамках форума повышенное внимание. Первая встреча министров состоялась 10-12 октября 2000 г. в Пекине. С приветственным словом обратился председатель КНР Цзян Цзэминь, во время встречи выступил министр иностранных дел Тан Цзясюань, на закрытии - премьер Госсовета Чжу Жунцзи, на вечернем приеме - вице-премьер Цянь Цичэнь и член Госсовета У И. Китайское руководство объявило об увеличении помощи Африке, в частности, за счет списания долговых обязательств 31 страны в размере 10 млрд юаней (1,2 млрд долл.); создания Фонда поддержки китайских компаний в Африке и Фонда развития человеческих ресурсов Африки для подготовки 7 тыс. специалистов; открытия в одиннадцати странах центров по содействию торговле, развитию и инвестициям6. Чжу Жунцзи выдвинул «пять предложений»:

- по дальнейшему расширению торговли;

- по активному развитию инвестиционного сотрудничества;

- по постепенному укреплению и совершенствование помощи;

- по расширению сфер сотрудничества;

- по совместному решению проблемы долгового бремени Африки7.

По итогам встречи была принята Пекинская декларация и План сотрудничества по вопросам экономического и социального развития8.

Вторая министерская встреча прошла 15-16 декабря 2003 г. в Аддис-Абебе. С китайской стороны с приветствием к участникам обратился премьер Госсовета Вэнь Цзябао, с докладом выступил министр иностранных дел Ли Чжаосин. Вэнь Цзябао выдвинул «четыре предложения» по развитию отношений в новой международной обстановке, высказался в поддержку НЕПАД и сообщил о новом увеличении объемов помощи и укреплении сотрудничества в развитии человеческих ресурсов Африки, в частности, путем предоставления африканской экспортной продукции более свободного доступа на китайский рынок и подготовки в течение последующих трех лет 10 тыс. специалистов9. Обсуждался трехлетний рабочий план сельскохозяйственного сотрудничества. Участники встречи приняли Аддис-Абебскую программу действий на 2004-2006 гг.10. 16 декабря «на полях» встречи была проведена Первая конференция предпринимателей Китай-Африка, в ходе которой были заключены более 20 соглашений о сотрудничестве на 1 млрд долл.

Третья встреча министров проведена 3 ноября 2006 г. в Пекине в привязке к прошедшему 4-5 ноября первому саммиту ФСКА. На встрече выступила вице-премьер У И, заслушан доклад министра иностранных дел Ян Цзечи. На саммите с приветственным словом выступил председатель КНР Ху Цзиньтао, который выдвинул «восемь мер» по развитию отношений «стратегического партнерства нового типа». Речь шла о достижении следующих показателей:

- удвоении в 2007-2009 гг. объемов помощи Африке за счет выделения 3 млрд долл. кредитов, включая 2 млрд долл. льготных экспортных кредитов;

- создании Фонда развития Китай-Африка (ФРКА) в 1 млрд долл. и перспективе увеличения до 5 млрд долл. для поддержки китайских инвесторов;

- строительстве нового здания штаб-квартиры Афросоюза в Аддис-Абебе;

- списании истекших до конца 2005 г. долговых обязательств 33 стран по беспроцентным займам в размере 10,9 млрд юаней (1,6 млрд долл.);

- распространении беспошлинного режима со 190 на 440 наименований африканских товаров;

- создании от трех до пяти зон торгово-экономического сотрудничества (зона ТЭС);

- направлении в африканские страны 100 специалистов в сфере сельского хозяйства;

- создании десяти центров по демонстрации сельскохозяйственных технологий;

- строительстве 100 школ;

- увеличении ежегодных стипендий правительства с 2 до 4 тыс.;

- подготовки 15 тыс. специалистов;

- строительстве 30 больниц;

- создании 30 центров по профилактике и лечению малярии;

- выделении на безвозмездной основе 300 млн юаней для закупки лекарств против малярии;

- направлении в Африку 300 молодых добровольцев11.

Достигнутые договоренности зафиксированы в итоговых документах - Пекинской декларации и Пекинской программы действий на 20072009 гг.12. 4 ноября премьер Вэнь Цзябао принял участие в прошедшей «на полях» саммита Второй конференции предпринимателей Китай-Африка.

Четвертая министерская встреча состоялась 8-9 ноября 2009 г. в Шарм-эш-Шейхе. С приветствием обратился премьер Вэнь Цзябао, с докладом - министр Ян Цзечи. Вэнь Цзябао озвучил новые «восемь мер», объявив о новых обязательствах Китая по оказанию помощи Африке, в частности о:

- списании истекших до конца 2009 г. долговых обязательств;

- создании дополнительных пяти центров по демонстрации сельхозтехнологий;

- направлении новых 50 групп специалистов в сфере сельского хозяйства;

- реализации 100 проектов в области альтернативной энергетики;

- дополнительном строительстве еще 50 школ;

- подготовке 20 тыс. специалистов, включая 2 тыс. агрономов, 1,5 тыс. директоров и учителей и 3 тыс. медсестер;

- создании новых 30 центров по профилактике и лечению малярии, поставке в 30 африканских стран медицинского оборудования и лекарств13.

Речь также шла о дальнейшем расширении торговли, целевом увеличении объемов импорта африканских товаров, использовании ФРКА, создании зон ТЭС с упором на:

- ускорение создания объектов основной инфраструктуры и в целях расширения китайских инвестиций в экономику Африки;

- повышение производительности сельского хозяйства;

- развитие добывающей и перерабатывающей промышленности;

- совершенствование транспортных и телекоммуникационных сетей;

- изучение возможностей сотрудничества в сфере финансов, науки и технологий, охраны окружающей среды, туризма и т.д.

Мероприятие завершилось принятием Шарм-эш-Шейхской декларации и Шарм-эш-Шейхской программы действий на 2010-2012 гг.14. Пятая встреча министров запланирована на 2012 г. в Китае.

Экономическая и техническая помощь.

В связи с 60-летием внешней помощи Китая (1950-2010 гг.) были опубликованы новые обобщенные данные: согласно им, из 161 получателя китайской помощи 53 являлись африканскими странами; из 123 регулярных реципиентов 51 также находился в Африке15. Общий объем официальной помощи развитию КНР составил 256,29 млрд юаней (39,27 млрд долл.). Из этой суммы 106,2 млрд юаней (16,29 млрд долл.) выделялись в форме грантов, 76,54 млрд юаней (11,8 млрд долл.) - в беспроцентных займах и 73,55 млрд юаней (11,28 млрд долл.) - в низкопроцентных займах. И в каждой из этих форм финансирования до 50% приходилось на африканские государства16. В частности, в 2009 г. этот показатель равнялся 45,7%17.

По данным китайских экспертов, за прошедшие годы на 53 страны Африки пришлось 206,5 млрд юаней (24,88 млрд долл.) помощи, в том числе 90,8 млрд юаней (10,94 млрд долл.) безвозмездной18. По некоторым неофициальным подсчетам, каждый вложенный китайской стороной в африканскую экономику доллар приносит отдачу в 4,97 доллара, то есть возвращается в пятикратном размере19.

Помощь Китая странам Африки ориентирована на создание инфраструктурного (производственного, энергетического, транспортного, телекоммуникационного и т.п.) и кадрового потенциала. Речь идет о строительстве объектов сельскохозяйственной, промышленной, энергетической, транспортной, телекоммуникационной, административной, деловой и социальной

инфраструктуры на территории африканских государств. Речь идет также о подготовке африканских специалистов в учебных заведениях КНР, организации обучения рабочих и специалистов в африканских странах. К мерам содействия относится организация форумов, конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», выставок, ярмарок, презентаций и других мероприятий в рамках общественной жизни.

В изданной КНР «Белой книге» говорится, что «инфраструктурное строительство является одним из важных аспектов торгово-экономического сотрудничества Китая и Африки»20:

- в 1956-2009 гг. Китай оказал Африке помощь в реализации - 884 инфраструктурных проектов21;

- согласно докладу Академии международной торговли и экономического сотрудничества (АМТЭС) при Минкоммерции КНР, в 2000-2009 гг. объем ежегодно выполняемых китайскими компаниями подрядных работ в Африке увеличился с 1,1 млрд до 28,1 млрд долл.22;

- в 2006-2008 гг. ежегодный объем реализуемых подрядов увеличился с 9,3 млрд до 19,7 млрд

долл.23;

- в 2006 г. количество контрактов объемом более 500 млн долл. было только три, то в 2008 г. их стало шестнадцать24.

После Пекинского саммита ФСКА Экс-имбанк Китая выделил:

- 28 странам Африки низкопроцентные займы под 54 (по другим данным - 67) проекта на 2,65 (по другим данным - 3,3) млрд долл.;

- 10 стран получили коммерческие кредиты под одиннадцать проектов на сумму 2 млрд

долл.25;

- в 2009 г. китайские компании подписали новые подрядные контракты на 43,6 млрд долл.;

- в этом же году объем выполненных работ составил 28,1 млрд долл., и Китай по подрядным работам в Африке обогнал США и Францию и вышел на первое место.

В соответствии с обязательствами Шарм-эш-Шейхской встречи министров ФСКА, китайская сторона обязалась в 2010-2012 гг. выделить 10 млрд в виде кредитов26. Средства должны пойти на финансирование крупных объектов, например аэропорта в Порт-Луи (Маврикий), гидроэлектростанции (ГЭС) в Буи (Гана) и социального жилья в Малабо (Экваториальная Гвинея).

В связи с ограниченными возможностями африканских стран возвращения выделяемых китайской стороной в рамках содействия международному развитию займов распространение получила практика реализации китайскими компаниями проектов по схеме «строительст-во-использование-передача» (building-operation-transfer (BOT)) под так называемые концессионные займы (conssecional loan) и на основе концессионных соглашений (conssecional agreement). Данная схема означает, что китайская компания-подрядчик на выделенный беспроцентный или низкопроцентный займ осуществляет

строительство объекта, получает право на его хозяйственное использование в течение определенного соглашением срока (как правило, от 25 до 35 лет) для возвращения займа (с процентами, если это низкопроцентный займ) и извлечения прибыли (бонус компании за реализацию проекта). После завершения договорного срока передает объект правительству страны-реципиента или уполномоченной организации.

К реализации проектов компании привлекают китайских инженеров и рабочих. В 1967-2009 гг. на работу в Африку из КНР было направлено около 550 тыс. человек27. Несмотря на распространенное на Западе мнение, что китайские компании преимущественно используют труд китайских, а не местных рабочих, в действительности местное население активно привлекается к строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов. Согласно докладу АМТЭС, до конца 2008 г. в странах Африки китайские компании приняли на работу более 110 тыс. человек или одну шестую штата28. В ряде случаев штат китайских компаний в Африке до 70% комплектуется из местного населения. Например, в Судане штат Китайской национальной нефтегазовой корпорации на 90% укомплектован местными жителями. Штат телекоммуникационной компании «Хуавэй» в Африке состоит из местных инженеров и рабочих на 65%29.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство является одним из основных приоритетов содействия Китая развитию стран Африки и наиболее ранним направлением китайско-африканского сотрудничества30. В «Белой книге» подчеркивается, что «продовольственная безопасность является важнейшим фактором стабильного развития Африки и усилий по сокращению в ней бедности. Сельское хозяйство является основной отраслью производства большинства африканских стран и приоритетной сферой китайско-африканского торгово-экономического сотрудничества. Китай неизменно рассматривает помощь Африке в решении проблемы продовольственной безопасности в качестве первоочередной задачи в сфере сельскохозяйственного сотрудничества»31.

Китайская сторона получает в безвозмездное пользование, арендует или покупает в странах Африки земли. Она создает агропромышленные предприятия (так называемые «фермы дружбы») и ирригационные системы (скважины и оросительные каналы), открывает станции по испытанию сельхозтехники и центры по демонстрации сельхозтехнологий, предоставляет сельхозмашины и прочий инвентарь, передает образцы селекционных семян и технологии их культивирования, направляет технических специалистов. Китайские специалисты проводят семинары, осуществляют техническое руководство, помогают местным жителям осваивать технику и технологии. Кроме того, они принимают участие в разработке проектов планов и программ сельскохозяйственного развития африканских стран, проводят конференции и семинары по проблематике сельскохозяйственного развития32.

В 1956-2010 гг. Китай помог более 30 странам Африки в реализации 142 сельскохозяйственных проектов33. К настоящему времени сельхозпредприятия созданы практически во всех африканских странах. Производимая сельхозпродукция в основном реализуется на африканском рынке. Одно из китайских предприятий в ДРК получило право поставок продукции (кукурузы) для гуманитарных акций Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН.

В 2007-2009 гг. в 14 странах Африки при содействии со стороны Китая созданы центры по демонстрации сельхозтехнологий34. Первый центр был открыт в Эфиопии. В соответствии с обязательствами 2009 г. в других странах (Ангола, ДРК, Египет, Мадагаскар, Нигерия и Южный Судан) должны были открыто еще шесть центров. Всего к 2012 г. планировалось открыть 20 центров-площадок для демонстрации африканским партнерам передовых китайских сельхозтехнологий, а также для подготовки местных специалистов и проведения совместных исследований и экспериментов.

В конце 2007 г. в Африку была командирована первая группа технических специалистов (51 человек)35. В 2007-2009 гг. в 33 страны, в том числе для работы в центрах по демонстрации сельхозтехнологий, было направлено 16 групп китайских специалистов (104 человека). Они за время работы в африканских странах подготовили 874 местных специалиста (из запланированных 2 тыс.)36. С 1996 г. Китай взаимодействует ФАО. В 2009 г. началось выделение 30 млн долл. на создание при ФАО траст-фонда для финансирования специальной программы по обеспечению продовольственной безопасности африканских государств37.

В этот же период между Китаем, ФАО и Габоном, Ганой, Мавританией, Мали, Нигерией, Сьерра-Леоне, Эфиопией и ЮАР были подписаны трехсторонние соглашения о сотрудничест-ве38. В эти страны на средства траст-фонда командировались китайские специалисты в сфере сельского хозяйства, более 700 специалистов. В настоящее время по линии программы продолжает работать около 80 человек39.

Промышленность. В контексте содействия в создании в странах Африки производственного потенциала реализация проектов в сфере добывающей и перерабатывающей промышленности является одним из приоритетов Китая. В 2009 г. прямые китайские инвестиции в африканскую промышленность составили около 300 млн долл., вложенных в создание 145 совместных предприятий40:

- по разработке месторождений полезных ископаемых; строительству необходимой для этого инфраструктуры;

- по подготовке и найму местных специалистов и рабочих;

- по реализации совместными компаниями социальных проектов.

Речь также идет о китайских компаниях (смешанных и частных), производящих фармацевтику, текстиль и одежду, кожаную галантерею, электробытовые приборы, автомобили и запчасти, стройматериалы - кирпич, стекло и цемент, и инвестирующих в производственные мощности, в последние годы - в промышленные парки на территории зон ТЭС. Последние добровольно участвуют в донорских проектах и благотворительных акциях, например в открытии учебных центров и подготовке специалистов, строительстве и ремонте школ и больниц, финансировании поставок продовольствия и лекарств, командировок учителей и врачей и т.д.

Китайская помощь в создании промышленного потенциала (индустриализации) стран Африки, как и ввозимые на континент китайские экспортные товары, воспринимается властями и населением неоднозначно, и там, и там имеются свои сторонники и критики. С одной стороны, на африканском континенте создаются новые предприятия, которые производят более дешевую и, следовательно, более доступную для известного своей низкой покупательной способностью местного населения продукцию. Африканцы могут позволить купить данную продукцию, в случае необходимости могут купить больше продукции. Сэкономленные средства могут быть направлены на другие цели, в частности на накопления. Банковские сбережения трансформируются в средства кредитования, а следовательно, в инвестиции местных компаний, что способствует развитию экономики африканских стран. Это позитивно воспринимается властями и населением. С другой стороны, производимая, как и ввозимая, продукция в силу своей массовости и ценового преимущества ведет в ряде отраслей к закрытию предприятий, разорению ремесленников, которые не выдерживают конкуренцию, что воспринимается в негативном ключе.

Энергетика. Содействие Китая развитию энергетического сектора стран Африки играет важную роль. Создаваемые энергосистемы обеспечивают потребности в электроэнергии местного населения и создаваемых при китайском участии промышленных объектов. Китайская сторона в основном ориентирована на строительство малых ГЭС, трансформаторских станций и прокладку ЛЭП. В настоящее время введены в эксплуатацию или строятся ГЭС в десятках африканских стран. В нескольких странах южнее Сахары десять новых ГЭС должны увеличить объем производимой электроэнергии на 6 тыс. ГВт (+30%)41.

В контексте противодействия климатическим изменениям и охраны окружающей среды в последние годы начинает распространяться практика внедрения в африканских странах китайских технологий получения альтернативной (возобновляемой) энергии. В Гвинее и Тунисе реализуются проекты использования метана, в Марокко - солнечного света. В соответствии с обязательствами четвертой министерской

встречи ФСКА, китайская сторона планирует в 2010-2012 гг. реализовать в странах Африки 100 проектов альтернативной энергетики (в настоящее время согласован 101 проект)42.

Транспорт. Важнейшую роль в обеспечении социально-экономического прогресса африканских стран играют транспортные проекты. По данным АМТЭС, в 1956-2009 гг. странам Африки китайской стороной оказано содействие в строительстве, ремонте и модернизации 3391 км автомобильных дорог43. В этот же период была оказала помощь африканским странам в строительстве, ремонте и модернизации 2233 км железных дорог44. Китайские компании приступили или планируют приступить к строительству легкого метро в Каире и Лагосе. Китайские подрядчики построили или строят автомобильные, железнодорожные и мосты двойного назначения (так называемые «мосты дружбы») в ряде государств Африки. В настоящее время построено одиннадцать таких мостов45.

Китайская сторона принимает участие в модернизации или создании новой портовой инфраструктуры, инфраструктуры аэропортов (новые терминалы). В ряде стран Африки планируется создание от трех до пяти логистических центров.

Образование. Создание образовательной инфраструктуры и кадрового потенциала наравне с развитием сельского хозяйства является еще одним основным приоритетом донорских усилий Китая в Африке46. Китайское правительство через государственные компании и с привлечением частных компаний и неправительственных организаций (НПО) открывает школы, в первую очередь начальные школы в сельских районах. В

2006 г. руководство КНР приняло обязательства по строительству и ремонту 100 школ. В 2009 г. Пекин обязался построить или отремонтировать еще 50 школ. По данным АМТЭС, в 2007-2009 гг. в странах Африки было построено 107 из планировавшихся 126 школ. В 30 школ было поставлено учебное оборудование47. На работу в школы вместе с директорами командируются учителя, в том числе учителя китайского языка. В качестве учителей нередко направляются добровольцы из числа китайской молодежи.

Китайские учебные центры в первую очередь ориентированы на подготовку профессиональных кадров (ремесленники, квалифицированные рабочие). Оказывается также содействие в строительстве кампусов университетов и колледжей (например, в Джибути, до кризиса - в Ливии).

Фонд развития человеческих ресурсов Африки. Фонд развития человеческих ресурсов Африки (ФРЧРА) играет важную роль в подготовке кадров местных специалистов. Инициатива создания фонда озвучена китайским руководством в 2000 г. на первой министерской встрече ФСКА48. Фонд учрежден в этом же году. На его средства выделяются правительственные стипендии африканским студентам для обучения в китайских вузах, финансируются программы и курсы

в учебных заведениях Китая и стран Африки, а также оплачиваются командировки направляемых в Африку директоров школ и учителей.

Стипендии китайского правительства предоставляются студентам практически всех африканских стран. В 2001-2003 гг. на африканском континенте китайскими представителями было организовано 300 учебных групп, в которых подготовлено 7 тыс. специалистов49. Уже на второй встрече министров ФСКА принято решение об увеличении средств ФРЧРА на 33%. Дополнительные средства предназначались для подготовки в

2004-2006 гг. 10 тыс. специалистов. Данные показатели были перевыполнены. В 2004-2005 гг. китайская сторона подготовила 7,6 тыс. специалистов, в 2006 г. - еще около 3 тыс.50.

На первом саммите и третьей министерской встрече ФСКА было принято решение о новом увеличении средств ФРЧРА, теперь уже для подготовки в 2007-2009 гг. 15 тыс. специалистов, то есть по 5 тыс. человек в год51. Данные показатели также были перевыполнены. За три года китайская сторона подготовила 16 253 специалистов52. В частности в 2009 г. в 279 учебных группах для 49 стран Африки были подготовлены 5163 специалистов, в том числе 568 - для сельского хозяйства53. За весь период 1956-2009 гг. африканским студентам было выделено 29 465 (по другим данным -26 488) правительственных стипендий54.

На четвертой министерской встрече ФСКА принято решение об увеличении ежегодной квоты до 5,5 тыс. стипендий, с перспективой выхода в 2010-2012 гг. на 20 тыс. стипендий с тем, чтобы подготовить 2 тыс. агрономов, 1,5 тыс. директоров школ и учителей и 3 тыс. медсестер55.

Здравоохранение. Здравоохранение вместе с сельским хозяйством и образованием является еще одним основным приоритетом донорских усилий Китая56. При содействии Китая в Африке:

- строятся больницы (так называемые «больницы дружбы»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создаются центры по профилактике и лечению малярии;

- поставляется медицинское оборудование и лекарства;

- командируются медицинские работники (в т.ч. в рамках миротворческих миссий и благотворительных акций), молодые добровольцы, готовятся медицинские кадры;

- проводятся совместные научные исследования и эксперименты (на базе партнерства в сфере медицинских исследований);

- организуются форумы, конференции, семинары по медицинской проблематике и т.д.57.

К софинансированию благотворительности привлекаются государственные и частные компании (например, Китайская корпорация морского судоходства и Китайская корпорация цветной металлургии, Хайнаньские авиалинии, компании «Тенсент», «Тунжэнь» и «Шаньда») и НПО (Китайское общество Красного Креста (КОКК), Китайское народное общество дружбы с зарубежными странами и др.). По данным АМТЭС,

в 1956-2009 гг. Китай помог странам Африки в строительстве 54 больниц58. На Пекинском саммите ФСКА китайское руководство объявило о намерении построить еще 30 больниц59. Позднее было согласовано строительство 28 больниц и поставки медицинского оборудования в две больницы Маврикия и Нигера60.

В 2006 г. правительство КНР приняло на себя обязательство создать в Африке 30 центров по профилактике и лечению малярии61, полностью выполненное в последующие два года62. Для работы в этих центрах были направлены 112 (по другим данным - 122) китайских специалистов. Их первая группа появилась в Африке уже в декабре

2007 г.63. В больницы 36 африканских стран были поставлены партии лекарств на сумму 300 млн юаней (40 млн долл.)64. Помимо малярии, Китай помогает африканским странам в борьбе с ВИЧ/ СПИД и туберкулезом65.

Всего в период 1963-2009 гг. в 48 стран Африки направлялись группы китайских медработников (врачи и медсестры) общей численностью свыше 18 тыс. человек. Они оказали помощь более 200 млн пациентов66. В 2006-2009 гг. в 103 медицинских учреждениях 42 стран Африки работали 42 группы врачей из КНР численностью 1,2 тыс.

человек67.

Социальное жилье. В некоторых странах Африки китайские компании осуществляют строительство социального жилья - кварталы одноэтажных домов или многоэтажных зданий квартирного типа. По данным некоторых китайских экспертов, в 2000-2009 гг. китайские подрядчики построили в Африке около 70 млн кв. м жилья68.

Административные объекты. Китайские компании также участвуют в развитии административной инфраструктуры африканских государств. В 1956-2009 гг. Китай помог в строительстве 104 административных зданий на «черном континенте»69. Речь идет о резиденциях глав государств (президентов Того) и глав правительств (премьер-министров Гвинеи-Бисау), парламентов (Габон, Мозамбик и Сьерра-Леоне) и так называемых «залах дружбы» (Бенин, Габон, Джибути, Коморские острова, Кот-Д'Ивуар, Мозамбик и Судан), министерствах иностранных дел (Алжир, Джибути, Мозамбик, Руанда и Уганда) и посольских кварталах (Египет, Кения, Сейшельские острова и Того).

Важнейшим китайским административным проектом в Африке является строительство новой штаб-квартиры для Африканского Союза. Здание штаб-квартиры будет состоять из офисного корпуса и конференц-зала для проведения мероприятий, в первую очередь саммитов Афросоюза. Стоимость проекта оценивается в 200 млн долл. К концу 2007 г. завершились проектные работы. С

2008 г. началось строительство. Китайские строители планируют сдать объект до 2012 г., чтобы очередной саммит АС прошел в новом здании. В Пекине рассматривают реализацию данного проекта как содействие интеграционным процессам на африканском континенте. Некоторые на Запа-

де склонны видеть в этом попытку Пекина помериться силой с Вашингтоном, который остается главным донором Эфиопии. Однако китайские эксперты считают, что это помощь эфиопскому народу и всем африканцам.

Спортивные сооружения. Значимым вкладом в укрепление китайско-африканской дружбы и развитие спортивного потенциала африканских стран является сооружение спортивных объектов, в первую очередь стадионов. В 1956-2009 гг. в странах Африки построено 53 спортивных сооружения общей вместимостью 780 тыс. мест70 . В Африку направляются тренеры разных видов спорта (плавание, прыжки в воду, бадминтон, настольный теннис и др.) и китайских боевых искусств (тайцзицюань, ушу, цигун и т.д.).

Молодые добровольцы. Важную роль в укреплении дружбы со странами Африки играют молодые добровольцы. С 2004 г. по линии Канцелярии китайского языка на работу в институты и классы Конфуция командируются молодые учителя. С 2005 г. ЦК КСМК и Всекитайская федерация молодежи (ВФМ) направляет группы молодых людей для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, преподавания информатики и программирования, физической культуры и спорта, оказания медицинских услуг (традиционная китайская медицина - массаж, иглоукалывание и т.п.), развития сельского хозяйства. Пребывание за границей, как правило, не превышает полгода. Первой африканской страной, куда была командирована группа молодых добровольцев в августе 2005 г., стала Эфиопия71. В 2007-2009 гг. в африканских странах трудились 312 добровольцев72. Тема волонтерства обсуждается на ежегодных форумах молодежи Китай-Африка.

Списание долгов. К важнейшим направлениям донорских усилий Китая на африканском направлении относится облегчение долгового бремени наименее развитых стран континента73. Речь идет об истекших долговых обязательствах по беспроцентным займам. Списание долгов производится на основе заключаемых между донором (КНР) и реципиентами (страны Африки) соглашений (протоколов).

Впервые о данной мере китайское руководство объявило в 2000 г. на первой министерской встрече ФСКА. Процесс списания долгов развивался следующим образом:

- в 2001-2003 гг. правительство КНР списало истекших к концу 2000 г. 156 долговых обязательств 31 страны Африки на сумму 10,5 млрд юаней (1,28 млрд долл.)74;

- в 2007-2009 гг., в соответствии с обязательствами Пекинского саммита, китайская сторона списала истекшие до конца 2005 г. долговые обязательства 33 стран Африки на сумму 10,9 млрд юаней (1,6 млрд долл.)75;

- в 2000-2009 гг. правительство КНР приняло решения о списании 312 долговых обязательств 35 беднейших стран Африки на общую сумму 18,96 млрд юаней (2,85 млрд долл.)76;

- к июлю 2011 г. Китай подписал протоколы

о списании 308 долговых обязательств с 32 из 35 стран-должников77.

Гуманитарная помощь. Гуманитарная помощь, наравне с экономическим и техническим содействием является еще одной формой помощи, которую Китай активно оказывает Африке. При этом реципиентами китайской помощи становятся не только страны, имеющие дипотноше-ния с КНР, но и страны, сохраняющие официальные связи с Тайванем. Помощь, как правило, носит экстренный характер и предоставляется по двусторонним и многосторонним каналам на безвозмездной основе. Данная форма помощи используется в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемий и вооруженных конфликтов.

В зависимости от ситуации гуманитарная помощь сочетает в себе элементы финансовой (гранты) и материальной (поставки воды, продовольствия, медикаментов и т.п.) помощи и дополняется направлением отрядов спасателей и врачей. Китайская сторона также делится с африканскими партнерами знаниями и опытом в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В «Белой книге» подчеркивается, что «Китай и Африка активно осуществляют обмены персоналом в сфере предотвращения стихийных бедствий и преодоления их последствий и развивают техническое сотрудничество с целью обмена опытом. Когда африканские страны становятся жертвами природных бедствий или войн, Китай незамедлительно предлагает им гуманитарную помощь. В связи с увеличением национальной мощи Китай расширил гуманитарную помощь Африке»78.

Наибольшее распространение гуманитарная помощь получила с 2004 г., когда был создан межведомственный механизм экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. Помощь оказывается в тесном взаимодействии с компаниями и общественными организациями. Среди НПО наиболее активную роль традиционно играет КОКК. Для облегчения гуманитарной ситуации, возникшей вследствие вооруженных конфликтов, продовольственная, медицинская и другая помощь в разные годы направлялась в Буркина-Фасо, Гвинею, Камерун, Кот-Д’Ивуар, Мавританию, Мозамбик и Сенегал.

Гуманитарная помощь Восточной Африке. С конца 2010 г. в странах Восточной Африки (Джибути, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия) началась серьезнейшая засуха. Она привела к острому гуманитарному кризису79, в связи с чем правительство КНР приняло решения:

- 27 июля 2011 г. - об оказании странам Африканского Рога экстренной гуманитарной помощи в размере 90 млн юаней (14 млн долл.)80;

- 15 августа премьер Госсовета Вэнь Цзябао на переговорах с премьер-министром Эфиопии проинформировал М. Зенави выделении странам Африканского Рога дополнительную помощь в объеме 353,2 млн юаней (55,28 млн долл.)81;

- общий объем принятых Китаем к середине августа обязательств составил 443,2 млн юаней (69,2 млн долл.)82. Из них Джибути предназначались 60 млн юаней (9,4 млн долл.), Кении - 130 млн юаней (20,3 млн долл.), Эфиопии - 150 млн юаней (23,4 млн долл.)83.

На эти средства было решено закупить на внутреннем рынке Китая продовольствие для Джибути - рис, муку и растительное масло, Кении - рис, Эфиопии - рис и пшеницу (виды продовольствия были определены в ходе консультаций с реципиентами). Для доставки партий продовольствия (в контейнерах) использовались возможности морского транспорта (транспортировка по воздуху была признана нецелесообразной):

- 2 сентября из порта Тяньцзинь в Джибути для Эфиопии была отправлена первая партия помощи - 1440 тонн пшеницы (60 контейне-

ров)84;

- 3 сентября из Шанхая в Кению отправилась вторая партия - 500 тонн риса85;

- 13 сентября из порта Чжанцзяган (провинция Цзянсу) в Джибути вышла очередная партия - 7 тыс. коробок растительного масла и 500 тонн муки86.

В связи с нестабильностью в Сомали помощь этой стране в размере 16 млн долл. решено направить по многостороннему каналу. Деньги были перечислены на счет ВПП ООН для приобретения пшеницы и кукурузы на европейском рынке и доставки партий продовольствия нуждающимся через агентскую сеть организации в регионе87.

Торговля. Китайские эксперты рассматривают торговлю с Африкой, экспорт китайских товаров и импорт африканских товаров в качестве одной из форм помощи в ее самом широком понимании88. Китайские товары, по их мнению, повышают благосостояние африканцев, ввоз же африканской продукции в Китай стимулирует развитие ориентированного на экспорт местного производства. Об этом свидетельствуют следующие данные:

- в 1950 г. объем китайско-африканской торговли был на уровне 12,14 млн долл.;

- в 1960 г. он достиг 100 млн долл.;

- в 1980 г. он вырос до 800 млн долл. (по другим данным - превысил 1 млрд);

- в 2000 г. повысился до 10,6 млрд долл.;

- в 2005 г. составил 39,74 млрд долл.;

- в 2008 г. достиг 106,8 млрд долл.89.

Доля Африки во внешней торговле КНР в

2008 г. увеличилась с 2,2 до 4,2%, а доля Китая во внешней торговле Африки - с 3,8 до 10,4% (по другим данным - с 5 до 14%)90. В 2009 г. Китай обогнал ЕС и США и вышел на позиции главного торгового партнера Африки.

Мировой финансовый кризис в 2009 г. сократил китайско-африканский торговый оборот до 91,08 млрд долл. Но уже в 2010 г. он вышел еще на более высокий уровень - до 126,9 млрд

долл.91.

Введение беспошлинного режима. Введение нулевой таможенной пошлины на африканские товары является одной из основных форм поддержки Китаем ориентированного на экспорт сельскохозяйственного, ремесленного производства в наименее развитых странах Африки92. Беспошлинный режим рассматривается китайской стороной в качестве:

а) односторонней добровольной формы помощи, учитывающей экономические возможности Китая и отвечающей правилам Всемирной торговой организации;

б) практического шага, нацеленного на реализацию принимаемых в рамках ФСКА обязательств по либерализации китайского рынка, открытия рынка для африканских товаров и повышения их конкурентоспособности.

Правительство КНР ввело с 1 января 2005 г. беспошлинный режим в отношении 190 наименований товаров из 28 африканских стран93. В 2005 г. объем беспошлинно ввезенных товаров составил 380 млн долл.94. Выполняя обязательства первого саммита и второй встречи министров ФСКА, правительство распространило с 1 июля 2007 г. данную меру на 478 наименований товаров из 31 страны Африки. Средний прирост беспошлинно ввозимых товаров из Африки в

2005-2009 гг. составил 84,4%95.

Китайская сторона в ходе четвертой министерской встречи ФСКА приняла обязательство ввести с 1 июля 2010 г. нулевую пошлину в отношении более 4700 экспортных товаров (60%) из 26 наименее развитых стран Африки96. Пекин также высказался за распространение в 20102012 гг. беспошлинного режима на 95% экспортных товаров из беднейших стран Африки97. С января 2005 г. по июнь 2010 г. по беспошлинному каналу в Китай были импортированы африканские товары на сумму 1,32 млрд долл.98.

Инвестиции. Инвестиционное сотрудничество со странами Африки, как и торговля, рассматривается китайскими учеными в качестве помощи развитию в широком ее понимании. В 2001-2003 гг. более 600 китайских компаний инвестировали 1,17 млрд долл. в создание 117 предприятий99. В 2003-2008 гг. компании из Китая инвестировали в Африку 5,49 млрд долл.100. По данным АМТЭС, к 2008 г. в странах Африки были созданы 1,6 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в 7,81 млрд. долл.101. В 2009 г. данный показатель составил 9,33 млрд долл.102. В 2003-2010 гг. объем накопленных китайских инвестиций в страны Африки увеличился до 10,875 млрд долл.103. По данным Ли Ицзюня, к 2010 г. объем накопленных китайских инвестиций в Африке достиг 40 млрд долл., в том числе прямые инвестиций - 13,04 млрд долл.104. В 2010 г. ежегодный объем инвестиций из Китая в Африку превысил 1 млрд долл.105.

Китайские инвестиции присутствуют в экономике 49 из 54 стран Африки. До 25% африканских инвестиций КНР вложены в экономику ЮАР, которая является главным инвестицион-

ным партнером Китая на «черном континенте»106. В Африке примерно 29,2% инвестиций Пекина приходится на добывающую промышленность, 22% - на перерабатывающую, 15,8% - на инфраструктурные объекты, 13,9% - на финансовую сферу, 19,1% - на другие сектора экономики107.

В последние годы важную роль в наращивании инвестиционного присутствия Китая в Африке играют создаваемые китайской стороной фонды развития и создаваемые зоны ТЭС.

Фонд развития Китай-Африка108. Фонд развития Китай-Африка (ФРКА) является одной из практических мер китайской стороны по стимулированию двустороннего инвестиционного сотрудничества. Он также нацелен на поддержку китайских инвестиций в Африке и содействие созданию в африканских странах экономической инфраструктуры109.

14 марта 2007 г. Госсовет утвердил проект ФРКА, а 26 июня 2007 г. в Пекине состоялась церемония открытия фонда, 26 октября - его презентация африканским послам. ФРКА стал первым и сегодня является крупнейшим фондом, ориентированным на поддержку китайских инвесторов в Африке. Президент фонда - Чжао Цзяньпин, председатель совета директоров - Шу Цзявэй. Штаб-квартира располагается в Пекине. Представительства фонда открыты в Йоханнесбурге (южное), Аддис-Абебе (восточное) и Лусаке (центральное). Планируется открытие представительств в Западной и Северной Африке. Через представительства поддерживаются связи с правительствами и компаниями Африки, а также с региональными организациями и финансовыми институтами.

Учредителем ФРКА и главным инвестором является Госбанкразвития (ГБР). 17 мая 2007 г. в рамках первой очереди банк выделил 1 млрд долл. Средства второй и третьей очереди должны формироваться на основе софинансирования ГБР и других инвесторов. До конца 2011 г. планируется привлечь 2 млрд долл.110. В рамках третьей очереди (2012-2015 гг.) средства фонда должны составить 5 млрд долл.111. Долгосрочные инвестиции фонда в Африке составят 20 млрд долл.112.

Средства ФРКА направляются на софинан-сирование проектов китайских компаний в странах Африки. В 2007-2009 гг. фонд инвестировал 700 млн долл. в 30 проектов в сельском хозяйстве, добывающей и перерабатывающей промышленности113. Удалось привлечь дополнительные инвестиции в размере 4 млрд долл.114. К маю 2011 г. ФРКА одобрил 1,3 млрд долл. инвестиций под 40 проектов в 20 африканских странах115. Дополнительные инвестиции должны составить 5 млрд долл.116. По мнению генерального директора Китайско-африканской компании по развитию хлопкового производства Цзюй Вэньбиня, «деятельность фонда способствует устойчивому развитию китайских компаний, реализующих стратегию выхода на внешние рынки и достижению двойного, экономического и социального,

эффекта»117.

Фонд развития малых и средних предприятий Китай-Африка. Для поддержки китайско-африканских совместных предприятий китайская сторона инициировала создание нового целевого фонда - Фонда развития малых и средних предприятий Китай-Африка (ФРМСПКА). О выделении дополнительных средств объявлено на четвертой встрече министров ФРМСПКА в рамках новых «всеми мер» правительства. ФРМСПКА создан при ГБР, который выделил 1 млрд долл. (первая очередь). Средства фонда выделяются в виде льготных коммерческих кредитов и направлены на поддержку проектов сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Максимальный размер кредитов может достигать 1 млн долл.

К концу 2010 г. ГБР принял обязательства на 366 млн долл., подписал контракты на 162 млрд долл. и выделил 14 млрд долл. Первый кредит предоставлен египетской компании в размере

1 млн долл. К июню 2011 г. ГБР принял к рассмотрению 34 проекта в 26 странах Африки на 961 млн долл. и взял обязательства по 19 проектам в 20 странах на 483 млн долл., выделил кредиты под 13 проектов на 220 млн долл. К сентябрю 2011 г. ГБР выделил 632 млн долл. под 24 проекта в 25 странах Африки.

По некоторым оценкам, реализованные на средства фонда проекты способствовали созданию 6 тыс. новых рабочих мест118.

Многолетний опыт участия Китая в модернизации Африки свидетельствует об особой, китайской модели помощи развитию, которая в тесной увязке с внешней торговлей и внешнеэкономическим сотрудничеством вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие континента. В свою очередь, данный вклад служит прочной основой для повышения профиля и укрепления позиций Пекина в странах региона, хотя этот процесс весьма сложный и подвержен влиянию целого комплекса внутренних и внешних факторов, объективно ограничивающих его потенциальные возможности. На повестке дня стоят задачи дальнейшей внутренней консолидации Китая как донора, поддержания баланса между его интересами и интересами развития стран-реципиентов и, наконец, нахождения компромисса с другими партнерами Африки.

Mardashev A.A. Chinese Aid to African Countries.

Summary: The article considers the Chinese aid to African countries. Special attention is given to the mechanism of dialogue and cooperation between China and African countries. The article reviews forms and methods of the Chinese aid delivery to the African continent. It notes the existence of close connection between the Chinese development aid to Africa and the Chinese-African trade and economic relations.

------------ Ключевые слова ----------------------

Гуманитарная помощь, секторальное распределение помощи, Фонд развития Китай-Африка, Форум сотрудничества Китай-Африка, молодые добровольцы, Фонд развития человеческих ресурсов Африки, списание долгов, Фонд развития малых и средних предприятий Китай-Африка.

------------- Keywords -------------

Humanitarian assistance, sectoral distribution of aid, China-Africa Development Fund, Forum on China-Africa Cooperation, young volunteers, Africa's Human Development Fund,debt forgiveness, China-Africa Small-Medium Enterprises (SME) Development Fund.

Примечания

1. Гоцзи шанбао.-22 апреля 2011. С. 3.

2. Торгово-экономическое сотрудничество Китая и Африки: Белая книга. Пекин, 23 декабря 2010 г. / Сост. Пресс-канцелярия Госсовета КНР // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2010/201101/t847812.htm

3. http:/www.focac.org

4. Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэньцзянь (Политический документ Китая в отношении Африки) (Пекин, 12 января 2006 г.) / Сост. Госсовет КНР // http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm

5. Китайско-африканские отношения в «лодке» нового века - обзор шестилетнего процесса Форума сотрудничества Китай-Африка // http://www.focac.org/chn/ltda/ltjj/t400176.htm

6. Там же; Хэ Чжуншунь. Синь шици чжунго цзинцзи вайцзяо лилунь юй шицзянь (Теория и практика экономической дипломатии Китая нового времени). Пекин, 2007. С. 278.

7. Там же.

8. Чжун фэй xэцзо луньтань бэйцзин сюаньянь (Пекинская декларация Форума сотрудничества Китай-Африка) // http://www.focac. org/chn/ltda/dyjbzjhy/hywj12009/t155560.htm; Чжун фэй цзинцзи xэ шэxуэй фачжань xэцзо ганлин (План китайско-африканского сотрудничества по вопросам экономического и социального развития) // http://www.focac.org/chn/ltda/dyjbzjhy/hywj12009/ t155561.htm

9. Китайско-африканские отношения в «лодке» нового века - обзор шестилетнего процесса Форума сотрудничества Китай-Африка) // http://www.focac.org/chn/ltda/ltjj/t400176.htm

10. Чжун фэй xэцзо луньтань - ядисыябэйба синдун цзиxуа (2004 чжи 2006 нянь) (Форум сотрудничества Китай-Африка - Аддис-Абебская программа действий (2004-2006 гг.)) // http://www.focac.org/chn/ltda/dejbzjhy/hywj22009

11. Ху Цзиньтао. Выступление на Пекинском саммите Форума сотрудничества Китай-Африка (Пекин, 4 ноября 2011 г.) // http://www. focac.org/chn/ltda/bjfhbzjhy/zyjh32009/t584768.htm; Хэ Чжуншунь. Указ. раб., с.278.

12. Чжун фэй xэцзо луньтань бэйцзин синдун цзиxуа (Пекинская программа действий Форума сотрудничества Китай-Африка) (2007-2009 гг.) (Пекин, 5 ноября 2011 г.) // http://www.focac.org/chn/ltda/bjfhbzjhy/hywj32009/t584788.htm

13. Чжун фэй xэцзо луньтань шамушаиxэ сюаньянь (Шарм-аш-Шейская декларация Форума сотрудничества Китай-Африка) (Шарм-аш-Шейx, 9 ноября 2009 г.) // http://www.focac.org/chn/ltda/dsjbzjhy/bzhyhywj/t626386.htm

14. Там же.

15. Чжунго дэ дуйвай юаньчжу: байпишу (Помощь Китая внешнему миру: Белая книга) (Пекин, 21 апреля 2011 г.) / Сост. Пресс-канцелярия Госсовета КНР // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

16. Там же.

17. Там же.

18. Цюаньцю цзиньжун вэйцзи юй чжунго вайцзяо (Глобальный финансовый кризис и дипломатия Китая) / Под ред. Чжан Дэгуана, Пекин, 2009. С. 327

19. Хуаньцю шибао.-5 мая 2011. С.11

20. China Daily.-December 24, 2010. P. 9

21. China Daily.-December 24, 2010. P. 9; Ван Синьин. Оумэн юй чжунго дуй фэй юаньчжу чжэнцэ бицзяо яньцзю (Сравнительный

анализ политики помощи ЕС и Китая Африке) // Я фэй цзунxэн (Перекрестки Азии и Африки). 2011. № 1. С. 53.

22. Там же.

23. Хуаньцю шибао. 5 мая 2011. С.11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Чжунго юй фэйчжоу цзин мао гуаньси баогао 2010 (Доклад о торгово-экономическиx отношенияx Китая и Африки 2010 г.) / Сост. колл. Центра Китай-Африка АМТЭС Минкоммерции КНР, Пекин, 2010. С.5

25. Чжун фэй xэцзо луньтань бэйцзин фэнxуэй xоусюй синдун лоши цинкуан (Ситуация с выполнением действий после Пекинского саммита Форума сотрудничества Китай-Африка) // http://www.focac.org/chn/ltda/dsjbzjhy/bzhyhywj/t627503.htm

26. China Daily.-December 24, 2010. P. 3.

27. Хуаньцю шибао. 4 мая 2011. С. 7.

28. Чжунго юй фэйчжоу цзин мао гуаньси баогао 2010 (Доклад о торгово-экономическиx отношенияx Китая и Африки 2010) / Сост. колл. Центра Китай-Африка АМТЭС Минкоммерции КНР, Пекин, 2010. С. 6

29. Гоцзи шанбао. 11 июня 2011. С. 3.

30. Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэньцзянь (Политический документ Китая в отношении Африки) (Пекин, 12 января 2006 г.) / Сост. Госсовет КНР // http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm

31. China Daily. December 24, 2010. P.10.

32. Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэньцзянь (Политический документ Китая в отношении Африки) (Пекин, 12 января 2006 г.) / Сост. Госсовет КНР // http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm

33. China Daily. December 24, 2010. Р.10; Lu Shaye. Planting the seeds of hope // China Daily.-August 18, 2011. P. 8.

34. Гоцзи шанбао. 14 августа 2011. С. 4.

35. Чжунго цзинцзи вайцзяо 2008 (Экономическая дипломатия Китая 2008 г.) / Под ред. Хэ Маочуня, Пекин, 2008. С. 56.

36. China Daily. December 24, 2010. P. 9; Гоцзи шанбао. 14 августа 2011. С. 4; Lu Shaye. Planting the seeds of hope // China Daily. August

18, 2011. P. 8; China Daily. August 20, 2011. P. 2.

37. Lu Shaye. Planting the seeds of hope // China Daily. August 18, 2011. P. 8.

38. China Daily. December 24, 2010. P. 9.

39. Lu Shaye. Planting the seeds of hope // China Daily. August 18, 2011. P. 8.

40. Чжунго юй фэйчжоу цзин мао гуаньси баогао 2010 (Доклад о торгово-экономических отношениях Китая и Африки 2010 г.) / Сост. колл. Центра Китай-Африка АМТЭС Минкоммерции КНР, Пекин, 2010. С. 6.

41. Жэньминь жибао. 9 декабря 2010. С. 3.

42. Гоцзи шанбао. 14 августа 2011. С. 4.

43. Жэньминь жибао. 16 июля 2011. С.3; Жэньминь жибао. 8 августа 2011. С. 22; Чжун Шэн. Начу кэгуань шэньши чжун фэй гуаньси дэ юнци (Придерживаться объективного взгляда на характер китайско-африканских отношений) // Жэньминь жибао.6 сентября 2011.

44. Жэньминь жибао.16 июля 2011. С. 3.

45. Там же.

46. Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэньцзянь (Политический документ Китая в отношении Африки) (Пекин, 12 января 2006 г.) / Сост. Госсовет КНР // http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm

47. China Daily. December 24, 2010. P. 10; Жэньминь жибао. 16 июля 2011. С. 3; Жэньминь жибао. 8 августа 2011. С. 22

48. Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэньцзянь (Политический документ Китая в отношении Африки) (Пекин, 12 января 2006 г.) / Сост. Госсовет КНР // http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm

49. Ди и цзе бучжан цзи хуэйи хоусюй синдун лоши цинкуан (Ситуация с выполнением действий после первой министерской конференции) // http://www.focac.org/chn/ltda/dyjbzjhy/hxxd12009

50. Ди эр бучжанцзи хуэйи хоусюй синдун цзунцзе (Общие итоги действий после второй министерской конференции) // http://www. focac.org/chn/ltda/dejbzjhy/hxxd22009/t584798.htm

51. China Daily. December 24, 2010. P. 10.

52. Гоцзи шанбао. 14 августа 2011. С. 4.

53. Чжунго юй фэйчжоу цзин мао гуаньси баогао 2010 (Доклад о торгово-экономических отношениях Китая и Африки 2010) / Сост. колл. Центра Китай-Африка АМТЭС Минкоммерции КНР, Пекин, 2010. С. 12.

54. China Daily. December 24, 2010. P. 10.

55. Гоцзи шанбао. 14 августа 2011. С. 4.

56. Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэньцзянь (Политический документ Китая в отношении Африки) (Пекин, 12 января 2006 г.) / Сост. Госсовет КНР // http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm

57. Там же.

58. Жэньминь жибао. 16 июля 2011. С. 3.

59. Чжунго юй фэйчжоу цзин мао гуаньси баогао 2010 (Доклад о торгово-экономических отношениях Китая и Африки 2010) / Сост. колл. Центра Китай-Африка АМТЭС Минкоммерции КНР, Пекин, 2010. С.13.

60. Там же.

61. Там же.

62. Там же, с. 6.

63. Там же, с.13.

64. China Daily. December 24, 2010. P. 10.

65. Ди и цзе бучжан цзи хуэйи хоусюй синдун лоши цинкуан (Ситуация с выполнением действий после первой министерской конференции) // http://www.focac.org/chn/ltda/dyjbzjhy/hxxd12009

66. China Daily. December 24, 2010. P. 10.

67. Ibid., p.9.

68. Син Хоуюань. Чжунго тоуцзы чжу фэйчжоу гунъехуа цзиньчэн (Китайские инвестиции способствуют процессу индустриализации Африки) // Жэньминь жибао. 3 августа 2011. С. 23.

69. Чжунго юй фэйчжоу цзин мао гуаньси баогао 2010 (Доклад о торгово-экономических отношениях Китая и Африки 2010 г.) / Сост. колл. Центра Китай-Африка АМТЭС Минкоммерции КНР, Пекин, 2010. С. 6.

70. Там же, с. 6.

71. Чжун фэй гуаньси чэн шан синь шицзи дэ ханчуань - чжун фэй хэцзо луньтань 6 чжоу нянь личэн хуэйгу (Китайско-африканские отношения в «лодке» нового века - обзор шестилетнего процесса Форума сотрудничества Китай-Африка) // http://www.focac. org/chn/ltda/ltjj/t400176.htm

72. China Daily. December 24, 2010. P. 9.

73. Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэньцзянь (Политический документ Китая в отношении Африки) (Пекин, 12 января 2006 г.) / Сост. Госсовет КНР // http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm

74. Ди и цзе бучжан цзи хуэйи хоусюй синдун лоши цинкуан (Ситуация с выполнением действий после первой министерской конференции) // http://www.focac.org/chn/ltda/dyjbzjhy/hxxd12009

75. Хэ Чжуншунь. Синь шици чжунго цзинцзи вайцзяо лилунь юй шицзянь (Теория и практика экономической дипломатии Китая нового времени), Пекин, 2007. С. 278.

78

79

80 81 82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

76. China Daily. December 24, 2010. P. 3, 10.

77. Цюаньцю цзиньжун вэйцзи юй чжунго вайцзяо (Глобальный финансовый кризис и дипломатия Китая) / Под ред. Чжан Дэгуана, Пекин, 2009. С. 327.

China Daily. December 24, 2010. P.10.

Хуаньцю шибао. 6 августа 2011. С. 3.

Жэньминь жибао. 30 июля 2011. С. 3.

China Daily. August 16, 2011. P. 11.

Жэньминь жибао. 23 августа 2011. С. 2.

China Daily. August 20, 2011. P. 2.

China Daily. September 3, 2011. P. 2.

Ibidem.

Ibidem.

China Daily. August 20, 2011. P. 2.

Жэньминь жибао. 10 августа 2011. С. 3.

China Daily. December 24, 2010. P. 3, 9.

China Daily. December 24, 2010. P. 9.

Гоцзи шанбао. 27 октября 2011. С. 7.

Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэньцзянь (Политический документ Китая в отношении Африки) (Пекин, 12 января 2006 г.) / Сост. Госсовет КНР // http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm

Ди эр бучжанцзи xуэйи xоусюй синдун цзунцзе (Общие итоги действий после второй министерской конференции) // http://www. focac.org/chn/ltda/dejbzjhy/hxxd22009/t584798.htm

Чжун фэй гуаньси чэн шан синь шицзи дэ xанчуань - чжун фэй xэцзо луньтань 6 чжоу нянь личэн xуэйгу (Китайско-африканские отношения в «лодке» нового века - обзор шестилетнего процесса Форума сотрудничества Китай-Африка) // http://www.focac. org/chn/ltda/ltjj/t400176.htm China Daily. December 24, 2010. P. 9.

Гоцзи шанбао: чжун фэй цзин мао xэцзо тэ кань. 27 декабря 2010. С. 14.

China Daily. December 24, 2010. P. 3, 9.

Ibid., p. 9.

Ди и цзе бучжан цзи xуэйи xоусюй синдун лоши цинкуан (Ситуация с выполнением действий после первой министерской конференции) // http://www.focac.org/chn/ltda/dyjbzjhy/hxxd12009

100. Чжун фэй xэцзо луньтань бэйцзин фэнxуэй xоусюй синдун лоши цинкуан (Ситуация с выполнением действий после Пекинского саммита Форума сотрудничества Китай-Африка) // http://www.focac.org/chn/ltda/dsjbzjhy/bzhyhywj/t627503.htm

101. Чжунго юй фэйчжоу цзин мао гуаньси баогао 2010 (Доклад о торгово-экономическиx отношенияx Китая и Африки 2010 г.) / Сост. колл. Центра Китай-Африка АМТЭС Минкоммерции КНР, Пекин, 2010. С. 4.

102. China Daily. December 24, 2010. P. 3, 9.

103. Син Хоуюань. Чжунго тоуцзы чжу фэйчжоу гунъеxуа цзиньчэн (Китайские инвестиции способствуют процессу индустриализации Африки) // Жэньминь жибао. 3 августа 2011. С. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

104. Ли Ицзюнь. Цун цзяньдань юаньчжу дао гунтун фачжань - дацзао чжун фэй цзинмао гуаньси синь линянь (От простой помощи к совместному развитию - выработка новой концепции китайско-африканскиx торгово-экономическиx отношений) // Гоцзи шанбао. 27 октября 2011. С. 7.

105. Гоцзи шанбао. 18 февраля 2011. С. 2.

106. Гоцзи шанбао. 11 июня 2011. С. 3.

107. Жэньминь жибао. 3 августа 2011. С. 23.

108. http://www.cadfund.com

109. Гоцзи шанбао. 1 февраля 2011. С. 7.

110. China Daily. December 24, 2010. P. 9.

111. Цюаньцю цзиньжун вэйцзи юй чжунго вайцзяо (Глобальный финансовый кризис и дипломатия Китая) / Под ред. Чжан Дэгуана, Пекин, 2009. С. 303.

112. Гоцзи шанбао. 1 февраля 2011. С. 7.

113. China Daily. December 24, 2010. P. 9.

114. Ibid., p.14.

115. Ibid., p.13.

116. Ibidem.

117. Гоцзи шанбао. 1 февраля 2011. С. 7.

118. Ibidem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.