МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МЕХАНИЗМЫ КИТАЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ В АФРИКУ
А. Викторьен
Кафедра международных экономических отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
На сегодняшний день отношения Китая с африканскими государствами можно характеризовать как динамично развивающиеся. В первую очередь это относится к торгово-экономическому сотрудничеству, что, в свою очередь, способствует улучшению политических, культурных и иных связей. Такого рода экспансия Китая придает мощный импульс социально-экономическому развитию африканского континента.
Ключевые слова: китайско-африканские отношения, внешнеэкономические интересы, внешнеэкономическая политика, внешнеэкономическая экспансия.
Главной особенностью внешнеэкономического курса Китая является активизация сотрудничества со всеми странами мира, т.е. интеграция в мировую экономику и повышение значимости своей роли в мировой политике. Основы этой политики были заложены в начале 1990-х гг. и символизировали собой новый этап открытости китайской экономики. В рамках провозглашенного курса китайское руководство разрабатывает соответствующую законодательную базу, осуществляет принцип льготного финансирования компаний, реализующих внешнеэкономическую деятельность.
Особое внимание Китай уделяет странам африканского континента. Причем в последние годы это сотрудничество приобретает точечный характер, то есть внимание переносится от Африки в целом к конкретным государствам, что свидетельствует о долговременности, глубинности и системности экспансионистской политики Китая в данном регионе. Следует отметить, что вслед за торговлей сотрудничество стало охватывать и другие сферы, включая политическую. Реализуя изощренную экономическую линию, Китай формально не навязывает странам никаких политических требований. Более того, Пекин на африканском континенте провозглашает принцип «общности судеб и задач».
Углубляясь в историю, следует учитывать, что китайско-африканские отношения восходят ко II веку до нашей эры, но стали более заметны в экономической истории XV века, когда Чжэн Хэ, китайский легендарный флотоводец и дипломат, во время династии Мин достиг африканских государств индийского океана. Эти ранние контакты не только имели место до прибытия европейцев в Африку, но и были мирными, взаимовыгодными и не привели к колонизации [7].
Тем не менее началом современного сотрудничества Китая с африканскими странами считается апрель 1955 г. в рамках Бандунгской конференции азиатских и африканских стран в Индонезии. Премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай впервые встретился с лидерами некоторых стран Африки, таких как Египет, Гана, Либерия, Судан, Ливия и Эфиопия. После этого китайское правительство инициировало официальные контакты с государствами континента. В мае 1956 г. Пекин успешно установил первые дипломатические отношения на африканском континенте с Египтом.
Во время официальных визитов Чжоу Эньлая с декабря 1963 г. в Египте, Марокко, Алжире, Тунисе, Гане, Мали, Гвинее, Судане, Эфиопии и Сомали были сформулированы принципы взаимоотношений между Китаем и странами Африки. Прибывший в Аккру (Гана) Чжоу Эньлай выступил с речью [11]. По его словам, восемь базовых принципов китайской технико-экономической помощи зарубежным странам являются следующими.
1. Китайское правительство всегда выделяет помощь зарубежным странам на равноправной и взаимовыгодной основе. Оно никогда не рассматривает помощь как одностороннее приношение, но как взаимодействие.
2. При предоставлении помощи зарубежным странам Китай неукоснительно уважает суверенитет стран-получателей и никогда не навязывает каких-либо дополнительных условий.
3. Правительство Китая оказывает финансовую помощь в виде беспроцентных кредитов или кредитов по пониженной ставке и дает возможность продлить срок погашения для облегчения насколько это возможно нагрузки стран-получателей.
4. Пекин не стремится сделать зависимыми страны-получатели, а наоборот старается вывести их на путь самостоятельности и экономического развития.
5. Китай пытается содействовать странам-получателям в реализации проектов, которые приносят быстрые результаты и требуют небольших инвестиций, чтобы страны-получатели смогли сберегать больше доходов и накоплять капиталы.
6. Как правило, в качестве помощи Китай предоставляет оборудование и материалы наилучшего качества по международным рыночным ценам. Если оборудование и материалы не соответствуют требованиям спецификации и качества, китайское правительство несет ответственность за их замену.
7. При оказании технической помощи Китай заботится о воспитании местных квалифицированных кадров, чтобы они полностью овладели новыми методами и техниками.
8. Китайские профессиональные эксперты, принимающие участие в оказании технической помощи, имеют такой же уровень жизни, как их коллеги из стран —
получателей помощи. Они не имеют оснований претендовать на особенные требования или пользоваться льготными условиями.
Зарубежная политика Китая стремится акцентировать свое отличие на уважении к интересам новых независимых государств в противовес к традиционной неоколониалистской модели. Благодаря этой политике, Китай успел постепенно установить дипломатические отношения с африканскими государствами. Посещения стран Африки китайской делегацией способствовали основанию дальнейшей политики сотрудничества китайского правительства в отношении государств континента. Следует подчеркнуть, что, согласно резолюции ООН № 2758 от 25 октября 1971 г. о «восстановлении законных прав Китайской Народной Республики в ООН», право представительства Китая перешло от Республики Китай к Китайской Народной Республике, включая место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Именно Китайская Народная Республика вместо Тайваня играла значительную роль в укреплении авторитета Китая в мире и, в частности, на африканском континенте. Однако на сегодняшний день Сан-Томе, Свазиленд, Буркина-Фасо и Гамбия официально признают суверенитет Тайваня.
В 1995 г. в Пекине состоялись специальные совещания китайских послов в странах Африки, чтобы пересмотреть приоритетные направления торгово-экономического сотрудничества Китая со странами африканского континента. В 2000 г. был учрежден Форум китайско-африканского сотрудничества, который проводится раз в три года. Форум стал официальным пространством составления африканской политики Китая и ключевым событием для китайско-африканской дипломатии.
В декабре 2003 г. в рамках второго форума по инициативе Китайского совета по поощрению международной торговли было организовано первое заседание по внешнеторговым связям между Китаем и странами Африки. После форума в Камеруне была основана первая торговая палата Китай—Африка.
В январе 2006 г. был опубликован специальный документ, названный «Белой книгой по политике Китая в отношении Африки», в котором были представлены основные приоритеты и направления дальнейшего усовершенствования китайско-африканских взаимоотношений [4]. Документ состоит из следующих шести разделов:
1) положение и роль Африки в качестве важного партнера Китая;
2) состояние взаимоотношений между Китаем и африканским континентом;
3) определение африканской политики Китая;
4) поддержка всестороннего развития взаимоотношений Китай—Африка;
5) роль и перспективы Форума китайско-африканского сотрудничества;
6) расширение совместной работы между китайскими учреждениями и африканскими региональными организациями.
Помимо того, после третьего форума в ноябре 2006 г. Китай основал единственный фонд в мире, ориентированный только на Африку, — «Фонд развития Китай—Африка» с капиталом 5 млрд долл. США [5]. Фонд нацелен на поддержку китайских инвестиций в страны Африки и содействие созданию в африканских
странах экономической инфраструктуры. Создание такого фонда свидетельствует о важности роли Африки для Китая.
Итак, в окончательном отчете каждого форума публикуются всегда новые важные соглашения сотрудничества и взаимопомощи. Общие принципы и цели африканской политики Китая были официально определенны. Все африканское сообщество считает данный форум более важным, чем франко-африканский саммит. В настоящее время в рамках форума установлены отношения стратегического партнерства нового поколения, разработаны меры по развитию китайско-африканского сотрудничества. Например, в ходе пятого форума в июле 2012 г. были оглашены еще другие новые меры по дальнейшему сотрудничеству в разнообразных сферах деятельности, особенно в торгово-экономической сфере [10].
В отличие от традиционных стратегий сотрудничества, Китай принципиально не вмешивается во внутриполитические дела стран континента. Решение о невмешательстве во внутренние дела стран континента играет важную роль в сегодняшней китайской концепции сотрудничества с Африкой. Как справедливо замечает Пекин, в отличие от развитых стран, его взаимоотношение со странами Африки не обусловлено никакими обязательствами относительно политического режима той или иной страны.
Умножающиеся встречи глав государств Китай—Африка свидетельствуют в политическом плане о значимости африканского континента для Китая, где он часто дешево покупает нефтяные и минеральные богатства, арендует огромные сельскохозяйственные территории, на которых он рассчитывает непосредственно использовать свою рабочую силу, импортируемую из Китая. Позиция правительства и народа Китая в отношении африканского континента помогла выстроить очень крепкие двусторонние отношения. Характерной чертой африканской стратегии Китая является множество его активных участников, а именно центральные и провинциальные власти, государственный или частный капитал, крупные и индивидуальные предприятия, критическая масса коммерсантов и других. Такое множество акторов может привести к некоторой противоречивости в осуществленных стратегиях, но оно также выражается синергией экспансии Китая в Африке.
Китай способствует диверсификации экспорта в Африке путем создания специальных экономических зон, предназначение которых принимать китайские предприятия. В настоящее время Китай создает 8 специальных экономических зон на африканском континенте: торгово-экономическая зона Суэца в Египте, торгово-экономическая зона китайско-замбийского сотрудничества в Замбии, беспошлинная зона Лекки и беспошлинная зона Огуна в Нигерии, индустриальный парк Дю-кема в Эфиопии, промышленная зона Тианли в Маврикии, беспошлинная зона Мостаганема в Алжире, индустриальный парк Факалана в Ботсване [8]. Эти специальные экономические зоны направляют в очень разнообразные сферы деятельности. Например, в специальной экономической зоне Замбии функционирует примерно 13 компаний, которые инвестировали особенно в горнорудную промышленность, химическую промышленность и обработку цветных металлов.
В недалеком прошлом Китай поднялся до уровня лидера в экономическом, политическом, дипломатическом и военном сотрудничестве со странами Африки
и стал важным экономическим партнером континента. Объем внешней торговли между ними постоянно увеличивается. По итогам 2012 г. общий объем внешней торговли Китая и стран Африки вырос на 19,3% по сравнению с уровнем 2011 г. и достиг рекордных 198,49 млрд долл. США [9].
Практически во всех странах континента, помимо дипломатических представительств и их экономических советников, находящихся в ведении Министерства торговли Китая, действуют китайские центры содействия инвестициям и торговли, которые оказывают консультационные и финансовые услуги китайским компаниям и бизнесменам. Эти учреждения неплохо функционируют и играют значительную роль в развитии китайско-африканских отношений. По своей мощи они намного превосходят систему внешнеторговых отношений всех западных стран в странах Африки. Например, если в Бенине и Того работает только один торгово-экономический советник Франции, то в китайском торгово-экономическом представительстве имеется 6 сотрудников в Бенине и 8 сотрудников в Того.
Пекин также ускоряет сотрудничество между китайскими и африканскими финансовыми институтами. Через вступление в Африканский банк развития и в некоторые региональные банки развития континента, например в Западно-Африканский банк развития, Китай установил основные капиталы двустороннего взаимодействия. До конца 2012 г. на африканском континенте Китай установил механизмы совместных экономических комиссий с 45 странами и подписал двусторонние инвестиционные договоры с 32 странами. Согласно статистическим данным, в 2012 г. объем прямых китайских инвестиций в Африку увеличился до 21,23 млрд долл. США, которые были вложены в более чем 50 стран континента [6].
Все-таки через приглашение ЮАР присоединиться к группировке БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) китайское правительство создало новые пути укрепления политико-экономических отношений с африканским континентом. Присоединение ЮАР к механизму сотрудничества группировки предоставило новую платформу для китайско-африканского взаимодействия. Через ЮАР остальные страны группировки, особенно Китай, смогут отстаивать свои стратегические интересы в странах Африки. Действенное сотрудничество между Китаем и ЮАР в рамках БРИКС, в свою очередь, сможет обогащать содержание стратегического партнерства не только двух стран, но и их сотрудничество с остальными странами Африканского континента, так как отношение Китая к сотрудничеству в рамках БРИКС было еще более четко сформулировано.
В рамках пятого саммита БРИКС в Дурбане (ЮАР), где лидеры объединения встретились с более чем пятнадцатью главами африканских государств для обсуждения соглашения сотрудничества со странами Африки, председатель Си Цзинь-пин заявил, что Китай намерен поддерживать усилия африканского континента, направленные на рост и ускорение интеграции и достижение индустриализации. Он также выдвинул предложения, на которых необходимо основать сотрудничество между БРИКС и африканскими странами [6].
Особенностью китайской экспансии в африканских странах остается улучшение концептуального основания сотрудничества. Китай выстраивает свою поли-
тику в Африке руководствуясь принципом национальных экономических интересов, с одной стороны, и принципом взаимной выгодности, с другой. В политическом смысле для Пекина важна поддержка африканских государств на международной арене, которая позволит закрепить за Китаем статус лидера и официального представителя интересов развивающихся стран.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Дейч Т.Л. Опыт китайско-африканского экономического сотрудничества. — М., 2010.
[2] Лебедева Э.Е. Африка южнее Сахары в перипетиях мировой политики // Азия и Африка в современной мировой политике. — М., 2012.
[3] Томберг Р.И. Китай в глобальной конкуренции за нефть Африки. — М.: ИМЭМО РАН, 2011.
[4] Документ о политике Китая в отношении Африки (Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэнь-цзянь). URL: http://news.163.com/06/1018/16/2TNRKJB80001124J.html
[5] Китайско-Африканское торгово-экономическое сотрудничество. URL: http://russian.china. org.cn/government/archive/baipishu/txt/2011-02/01/content_21857455_3.htm
[6] Агентство Синьхуа — Публикации Пресс-канцелярии Госсовета Китая. 2013
[7] Richer, Ph. 'L'offensive chinoise en AfTique ', Karthala, Paris. 2008.
[8] Banque mondiale, "Chinese Investments in Special Economic Zones in Africa: Progress, Challenges and Lessons Learned", Washington DC, 2012.
[9] People's Republic of China. China Customs Info 2013. Tariff, Taxes, Customs Procedures. Beijing. 2013.
[10] Chinese president's special speech at the opening ceremony of Fifth Ministerial Conference of the Forum on China-Africa Cooperation (FOCAC) in Beijing, July 19.2012. URL: http://news/xinhuanet.com.English/china/2012-07/19c-131725637.htm
[11] Extrait du discours du Premier Ministre de la Chine Zhou Enlai, Accra, Ghana, 15 j anvier 1964.
[12] RenardM.F. China's trade and FDI in Africa // Working Paper of African Development bank. — 2011. — N 126. URL: www.afdb.org
CHINESE EXPANSION MECHANISM IN AFRICA
A. Victorien
Chair of the International Economic Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
Today, the relationship between African countries and china can be described as dynamic growth. In the first place, it is related to business-economic relationship which as well strengthened political, cultural and other connections amongst them. This Chinese expansion enhances a strong impulse in the socioeconomic development of Africa.
Key words: Chinese-African relationships, external economic interests, external economic politics, external economic expansion.
REFERENCES
[1] Deych T.L. Opyt kitaysko-afrikanskogo ekonomicheskogo sotrudnichestva. Moscow, 2010.
[2] Lebedeva E.E. Afrika yuzhnee Sakhary v peripetiyakh mirovoy politiki.// Aziya i Afrika v so-vremennoy mirovoy politike. Moscow, 2012.
[3] TombergR.I. Kitay v global'noy konkurentsii za neft' Afriki. M.: IMEMO RAN, 2011.
[4] Dokument o politike Kitaya v otnoshenii Afriki (Zhonguo dui feizhou zhengce wenjian). URL: http://news. 163.com/06/1018/16/2TNRKJB80001124J.html
[5] Kitaysko-Afrikanskoe torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo. URL: http://russian.china.org.cn/ government/archive/baipishu/txt/2011-02/01/content_21857455_3.htm
[6] Agentstvo Sin'khua — Publikatsii Press-kantselyarii Gossoveta Kitaya. 2013.
[7] Richer, Ph. 'L'offensive chinoise en Afrique ', Karthala, Paris. 2008.
[8] Banque mondiale, "Chinese Investments in Special Economic Zones in Africa: Progress, Challenges and Lessons Learned", Washington DC, 2012.
[9] People's Republic of China. China Customs Info 2013. Tariff, Taxes, Customs Procedures. Beijing. 2013.
[10] Chinese president's special speech at the opening ceremony of Fifth Ministerial Conference of the Forum on China-Africa Cooperation (FOCAC) in Beijing, July 19.2012. URL: http://news/xinhuanet.com.English/china/2012-07/19c-131725637.htm
[11] Extrait du discours du Premier Ministre de la Chine Zhou Enlai, Accra, Ghana, 15 j anvier 1964.
[12] RenardM.F. China's trade and FDI in Africa // Working Paper of African Development bank. — 2011. — N 126. URL: www.afdb.org