Научная статья на тему 'Механизмы китайской экспансии в Африку'

Механизмы китайской экспансии в Африку Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
704
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ / CHINESE-AFRICAN RELATIONSHIPS / EXTERNAL ECONOMIC INTERESTS / EXTERNAL ECONOMIC POLITICS / EXTERNAL ECONOMIC EXPANSION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Викторьен А.

На сегодняшний день отношения Китая с африканскими государствами можно охарактеризовать как динамично развивающиеся. В первую очередь это относится к торгово-экономическому сотрудничеству, что, в свою очередь, способствует улучшению политических, культурных и иных связей. Такого рода экспансия Китая придает мощный импульс социально-экономическому развитию африканского континента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese expansion mechanism in Africa

Today, the relationship between African countries and china can be described as dynamic growth. In the first place, it is related to business-economic relationship which as well strengthened political, cultural and other connections amongst them. This Chinese expansion enhances a strong impulse in the socio-economic development of Africa.

Текст научной работы на тему «Механизмы китайской экспансии в Африку»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕХАНИЗМЫ КИТАЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ В АФРИКУ

А. Викторьен

Кафедра международных экономических отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

На сегодняшний день отношения Китая с африканскими государствами можно характеризовать как динамично развивающиеся. В первую очередь это относится к торгово-экономическому сотрудничеству, что, в свою очередь, способствует улучшению политических, культурных и иных связей. Такого рода экспансия Китая придает мощный импульс социально-экономическому развитию африканского континента.

Ключевые слова: китайско-африканские отношения, внешнеэкономические интересы, внешнеэкономическая политика, внешнеэкономическая экспансия.

Главной особенностью внешнеэкономического курса Китая является активизация сотрудничества со всеми странами мира, т.е. интеграция в мировую экономику и повышение значимости своей роли в мировой политике. Основы этой политики были заложены в начале 1990-х гг. и символизировали собой новый этап открытости китайской экономики. В рамках провозглашенного курса китайское руководство разрабатывает соответствующую законодательную базу, осуществляет принцип льготного финансирования компаний, реализующих внешнеэкономическую деятельность.

Особое внимание Китай уделяет странам африканского континента. Причем в последние годы это сотрудничество приобретает точечный характер, то есть внимание переносится от Африки в целом к конкретным государствам, что свидетельствует о долговременности, глубинности и системности экспансионистской политики Китая в данном регионе. Следует отметить, что вслед за торговлей сотрудничество стало охватывать и другие сферы, включая политическую. Реализуя изощренную экономическую линию, Китай формально не навязывает странам никаких политических требований. Более того, Пекин на африканском континенте провозглашает принцип «общности судеб и задач».

Углубляясь в историю, следует учитывать, что китайско-африканские отношения восходят ко II веку до нашей эры, но стали более заметны в экономической истории XV века, когда Чжэн Хэ, китайский легендарный флотоводец и дипломат, во время династии Мин достиг африканских государств индийского океана. Эти ранние контакты не только имели место до прибытия европейцев в Африку, но и были мирными, взаимовыгодными и не привели к колонизации [7].

Тем не менее началом современного сотрудничества Китая с африканскими странами считается апрель 1955 г. в рамках Бандунгской конференции азиатских и африканских стран в Индонезии. Премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай впервые встретился с лидерами некоторых стран Африки, таких как Египет, Гана, Либерия, Судан, Ливия и Эфиопия. После этого китайское правительство инициировало официальные контакты с государствами континента. В мае 1956 г. Пекин успешно установил первые дипломатические отношения на африканском континенте с Египтом.

Во время официальных визитов Чжоу Эньлая с декабря 1963 г. в Египте, Марокко, Алжире, Тунисе, Гане, Мали, Гвинее, Судане, Эфиопии и Сомали были сформулированы принципы взаимоотношений между Китаем и странами Африки. Прибывший в Аккру (Гана) Чжоу Эньлай выступил с речью [11]. По его словам, восемь базовых принципов китайской технико-экономической помощи зарубежным странам являются следующими.

1. Китайское правительство всегда выделяет помощь зарубежным странам на равноправной и взаимовыгодной основе. Оно никогда не рассматривает помощь как одностороннее приношение, но как взаимодействие.

2. При предоставлении помощи зарубежным странам Китай неукоснительно уважает суверенитет стран-получателей и никогда не навязывает каких-либо дополнительных условий.

3. Правительство Китая оказывает финансовую помощь в виде беспроцентных кредитов или кредитов по пониженной ставке и дает возможность продлить срок погашения для облегчения насколько это возможно нагрузки стран-получателей.

4. Пекин не стремится сделать зависимыми страны-получатели, а наоборот старается вывести их на путь самостоятельности и экономического развития.

5. Китай пытается содействовать странам-получателям в реализации проектов, которые приносят быстрые результаты и требуют небольших инвестиций, чтобы страны-получатели смогли сберегать больше доходов и накоплять капиталы.

6. Как правило, в качестве помощи Китай предоставляет оборудование и материалы наилучшего качества по международным рыночным ценам. Если оборудование и материалы не соответствуют требованиям спецификации и качества, китайское правительство несет ответственность за их замену.

7. При оказании технической помощи Китай заботится о воспитании местных квалифицированных кадров, чтобы они полностью овладели новыми методами и техниками.

8. Китайские профессиональные эксперты, принимающие участие в оказании технической помощи, имеют такой же уровень жизни, как их коллеги из стран —

получателей помощи. Они не имеют оснований претендовать на особенные требования или пользоваться льготными условиями.

Зарубежная политика Китая стремится акцентировать свое отличие на уважении к интересам новых независимых государств в противовес к традиционной неоколониалистской модели. Благодаря этой политике, Китай успел постепенно установить дипломатические отношения с африканскими государствами. Посещения стран Африки китайской делегацией способствовали основанию дальнейшей политики сотрудничества китайского правительства в отношении государств континента. Следует подчеркнуть, что, согласно резолюции ООН № 2758 от 25 октября 1971 г. о «восстановлении законных прав Китайской Народной Республики в ООН», право представительства Китая перешло от Республики Китай к Китайской Народной Республике, включая место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Именно Китайская Народная Республика вместо Тайваня играла значительную роль в укреплении авторитета Китая в мире и, в частности, на африканском континенте. Однако на сегодняшний день Сан-Томе, Свазиленд, Буркина-Фасо и Гамбия официально признают суверенитет Тайваня.

В 1995 г. в Пекине состоялись специальные совещания китайских послов в странах Африки, чтобы пересмотреть приоритетные направления торгово-экономического сотрудничества Китая со странами африканского континента. В 2000 г. был учрежден Форум китайско-африканского сотрудничества, который проводится раз в три года. Форум стал официальным пространством составления африканской политики Китая и ключевым событием для китайско-африканской дипломатии.

В декабре 2003 г. в рамках второго форума по инициативе Китайского совета по поощрению международной торговли было организовано первое заседание по внешнеторговым связям между Китаем и странами Африки. После форума в Камеруне была основана первая торговая палата Китай—Африка.

В январе 2006 г. был опубликован специальный документ, названный «Белой книгой по политике Китая в отношении Африки», в котором были представлены основные приоритеты и направления дальнейшего усовершенствования китайско-африканских взаимоотношений [4]. Документ состоит из следующих шести разделов:

1) положение и роль Африки в качестве важного партнера Китая;

2) состояние взаимоотношений между Китаем и африканским континентом;

3) определение африканской политики Китая;

4) поддержка всестороннего развития взаимоотношений Китай—Африка;

5) роль и перспективы Форума китайско-африканского сотрудничества;

6) расширение совместной работы между китайскими учреждениями и африканскими региональными организациями.

Помимо того, после третьего форума в ноябре 2006 г. Китай основал единственный фонд в мире, ориентированный только на Африку, — «Фонд развития Китай—Африка» с капиталом 5 млрд долл. США [5]. Фонд нацелен на поддержку китайских инвестиций в страны Африки и содействие созданию в африканских

странах экономической инфраструктуры. Создание такого фонда свидетельствует о важности роли Африки для Китая.

Итак, в окончательном отчете каждого форума публикуются всегда новые важные соглашения сотрудничества и взаимопомощи. Общие принципы и цели африканской политики Китая были официально определенны. Все африканское сообщество считает данный форум более важным, чем франко-африканский саммит. В настоящее время в рамках форума установлены отношения стратегического партнерства нового поколения, разработаны меры по развитию китайско-африканского сотрудничества. Например, в ходе пятого форума в июле 2012 г. были оглашены еще другие новые меры по дальнейшему сотрудничеству в разнообразных сферах деятельности, особенно в торгово-экономической сфере [10].

В отличие от традиционных стратегий сотрудничества, Китай принципиально не вмешивается во внутриполитические дела стран континента. Решение о невмешательстве во внутренние дела стран континента играет важную роль в сегодняшней китайской концепции сотрудничества с Африкой. Как справедливо замечает Пекин, в отличие от развитых стран, его взаимоотношение со странами Африки не обусловлено никакими обязательствами относительно политического режима той или иной страны.

Умножающиеся встречи глав государств Китай—Африка свидетельствуют в политическом плане о значимости африканского континента для Китая, где он часто дешево покупает нефтяные и минеральные богатства, арендует огромные сельскохозяйственные территории, на которых он рассчитывает непосредственно использовать свою рабочую силу, импортируемую из Китая. Позиция правительства и народа Китая в отношении африканского континента помогла выстроить очень крепкие двусторонние отношения. Характерной чертой африканской стратегии Китая является множество его активных участников, а именно центральные и провинциальные власти, государственный или частный капитал, крупные и индивидуальные предприятия, критическая масса коммерсантов и других. Такое множество акторов может привести к некоторой противоречивости в осуществленных стратегиях, но оно также выражается синергией экспансии Китая в Африке.

Китай способствует диверсификации экспорта в Африке путем создания специальных экономических зон, предназначение которых принимать китайские предприятия. В настоящее время Китай создает 8 специальных экономических зон на африканском континенте: торгово-экономическая зона Суэца в Египте, торгово-экономическая зона китайско-замбийского сотрудничества в Замбии, беспошлинная зона Лекки и беспошлинная зона Огуна в Нигерии, индустриальный парк Дю-кема в Эфиопии, промышленная зона Тианли в Маврикии, беспошлинная зона Мостаганема в Алжире, индустриальный парк Факалана в Ботсване [8]. Эти специальные экономические зоны направляют в очень разнообразные сферы деятельности. Например, в специальной экономической зоне Замбии функционирует примерно 13 компаний, которые инвестировали особенно в горнорудную промышленность, химическую промышленность и обработку цветных металлов.

В недалеком прошлом Китай поднялся до уровня лидера в экономическом, политическом, дипломатическом и военном сотрудничестве со странами Африки

и стал важным экономическим партнером континента. Объем внешней торговли между ними постоянно увеличивается. По итогам 2012 г. общий объем внешней торговли Китая и стран Африки вырос на 19,3% по сравнению с уровнем 2011 г. и достиг рекордных 198,49 млрд долл. США [9].

Практически во всех странах континента, помимо дипломатических представительств и их экономических советников, находящихся в ведении Министерства торговли Китая, действуют китайские центры содействия инвестициям и торговли, которые оказывают консультационные и финансовые услуги китайским компаниям и бизнесменам. Эти учреждения неплохо функционируют и играют значительную роль в развитии китайско-африканских отношений. По своей мощи они намного превосходят систему внешнеторговых отношений всех западных стран в странах Африки. Например, если в Бенине и Того работает только один торгово-экономический советник Франции, то в китайском торгово-экономическом представительстве имеется 6 сотрудников в Бенине и 8 сотрудников в Того.

Пекин также ускоряет сотрудничество между китайскими и африканскими финансовыми институтами. Через вступление в Африканский банк развития и в некоторые региональные банки развития континента, например в Западно-Африканский банк развития, Китай установил основные капиталы двустороннего взаимодействия. До конца 2012 г. на африканском континенте Китай установил механизмы совместных экономических комиссий с 45 странами и подписал двусторонние инвестиционные договоры с 32 странами. Согласно статистическим данным, в 2012 г. объем прямых китайских инвестиций в Африку увеличился до 21,23 млрд долл. США, которые были вложены в более чем 50 стран континента [6].

Все-таки через приглашение ЮАР присоединиться к группировке БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) китайское правительство создало новые пути укрепления политико-экономических отношений с африканским континентом. Присоединение ЮАР к механизму сотрудничества группировки предоставило новую платформу для китайско-африканского взаимодействия. Через ЮАР остальные страны группировки, особенно Китай, смогут отстаивать свои стратегические интересы в странах Африки. Действенное сотрудничество между Китаем и ЮАР в рамках БРИКС, в свою очередь, сможет обогащать содержание стратегического партнерства не только двух стран, но и их сотрудничество с остальными странами Африканского континента, так как отношение Китая к сотрудничеству в рамках БРИКС было еще более четко сформулировано.

В рамках пятого саммита БРИКС в Дурбане (ЮАР), где лидеры объединения встретились с более чем пятнадцатью главами африканских государств для обсуждения соглашения сотрудничества со странами Африки, председатель Си Цзинь-пин заявил, что Китай намерен поддерживать усилия африканского континента, направленные на рост и ускорение интеграции и достижение индустриализации. Он также выдвинул предложения, на которых необходимо основать сотрудничество между БРИКС и африканскими странами [6].

Особенностью китайской экспансии в африканских странах остается улучшение концептуального основания сотрудничества. Китай выстраивает свою поли-

тику в Африке руководствуясь принципом национальных экономических интересов, с одной стороны, и принципом взаимной выгодности, с другой. В политическом смысле для Пекина важна поддержка африканских государств на международной арене, которая позволит закрепить за Китаем статус лидера и официального представителя интересов развивающихся стран.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Дейч Т.Л. Опыт китайско-африканского экономического сотрудничества. — М., 2010.

[2] Лебедева Э.Е. Африка южнее Сахары в перипетиях мировой политики // Азия и Африка в современной мировой политике. — М., 2012.

[3] Томберг Р.И. Китай в глобальной конкуренции за нефть Африки. — М.: ИМЭМО РАН, 2011.

[4] Документ о политике Китая в отношении Африки (Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэнь-цзянь). URL: http://news.163.com/06/1018/16/2TNRKJB80001124J.html

[5] Китайско-Африканское торгово-экономическое сотрудничество. URL: http://russian.china. org.cn/government/archive/baipishu/txt/2011-02/01/content_21857455_3.htm

[6] Агентство Синьхуа — Публикации Пресс-канцелярии Госсовета Китая. 2013

[7] Richer, Ph. 'L'offensive chinoise en AfTique ', Karthala, Paris. 2008.

[8] Banque mondiale, "Chinese Investments in Special Economic Zones in Africa: Progress, Challenges and Lessons Learned", Washington DC, 2012.

[9] People's Republic of China. China Customs Info 2013. Tariff, Taxes, Customs Procedures. Beijing. 2013.

[10] Chinese president's special speech at the opening ceremony of Fifth Ministerial Conference of the Forum on China-Africa Cooperation (FOCAC) in Beijing, July 19.2012. URL: http://news/xinhuanet.com.English/china/2012-07/19c-131725637.htm

[11] Extrait du discours du Premier Ministre de la Chine Zhou Enlai, Accra, Ghana, 15 j anvier 1964.

[12] RenardM.F. China's trade and FDI in Africa // Working Paper of African Development bank. — 2011. — N 126. URL: www.afdb.org

CHINESE EXPANSION MECHANISM IN AFRICA

A. Victorien

Chair of the International Economic Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Today, the relationship between African countries and china can be described as dynamic growth. In the first place, it is related to business-economic relationship which as well strengthened political, cultural and other connections amongst them. This Chinese expansion enhances a strong impulse in the socioeconomic development of Africa.

Key words: Chinese-African relationships, external economic interests, external economic politics, external economic expansion.

REFERENCES

[1] Deych T.L. Opyt kitaysko-afrikanskogo ekonomicheskogo sotrudnichestva. Moscow, 2010.

[2] Lebedeva E.E. Afrika yuzhnee Sakhary v peripetiyakh mirovoy politiki.// Aziya i Afrika v so-vremennoy mirovoy politike. Moscow, 2012.

[3] TombergR.I. Kitay v global'noy konkurentsii za neft' Afriki. M.: IMEMO RAN, 2011.

[4] Dokument o politike Kitaya v otnoshenii Afriki (Zhonguo dui feizhou zhengce wenjian). URL: http://news. 163.com/06/1018/16/2TNRKJB80001124J.html

[5] Kitaysko-Afrikanskoe torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo. URL: http://russian.china.org.cn/ government/archive/baipishu/txt/2011-02/01/content_21857455_3.htm

[6] Agentstvo Sin'khua — Publikatsii Press-kantselyarii Gossoveta Kitaya. 2013.

[7] Richer, Ph. 'L'offensive chinoise en Afrique ', Karthala, Paris. 2008.

[8] Banque mondiale, "Chinese Investments in Special Economic Zones in Africa: Progress, Challenges and Lessons Learned", Washington DC, 2012.

[9] People's Republic of China. China Customs Info 2013. Tariff, Taxes, Customs Procedures. Beijing. 2013.

[10] Chinese president's special speech at the opening ceremony of Fifth Ministerial Conference of the Forum on China-Africa Cooperation (FOCAC) in Beijing, July 19.2012. URL: http://news/xinhuanet.com.English/china/2012-07/19c-131725637.htm

[11] Extrait du discours du Premier Ministre de la Chine Zhou Enlai, Accra, Ghana, 15 j anvier 1964.

[12] RenardM.F. China's trade and FDI in Africa // Working Paper of African Development bank. — 2011. — N 126. URL: www.afdb.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.