ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
2007.03.004. ШИНОЯ Ю. ШМОЛЛЕР И СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ.
SHIONOYA Y. Schmoller and modern economic sociology // Schmollers Jahrbuch. - B., 2006. - Jg. 126, H. 2. - S. 177-196.
Ючи Шиноя анализирует значение трудов Густава Шмоллера для современной экономической социологии. Экономическая социология занимается: 1) социологическим анализом экономического процесса; 2) анализом взаимосвязей между экономикой и остальным обществом; 3) исследованием изменений институциональных и культурных параметров, образующих социальный контекст экономики.
Шмоллер был оппонентом теорий классической и неоклассической экономики и развивал идею исторической экономики. Он не только определял социологию или социальную теорию как цель экономики, но и подчеркивал необходимость исследования социальных форм экономической жизни. Анализ развития экономики, предложенный им, содержал в себе этическую проблематику. Целью его было осуществление социальных реформ с помощью социальной экономики. Экономика Шмоллера отличалась от позитивистской неоклассической экономики К. Менгера. Методологический спор между Шмол-лером и Менгером стал проявлением конфликта между двумя подходами.
Концепция национальной экономики Шмоллера включает в себя два основных понятия: индивидуальное экономическое действие и общество. Экономическое действие относится к приобретению и использованию товаров и услуг для того, чтобы удовлетворить разнообразные физические потребности. По мнению Шмоллера, экономическое действие является целесообразным действием, которое направляется техническим знанием, рациональным анализом и этическими идеалами. В экономической сфере индивиды действуют не
изолированно. Они связаны психологическими, этическими и правовыми отношениями. В этом смысле экономическое действие совершается в условиях разных экономических организаций, социальных порядков и институтов. Экономическая активность - часть социальной жизни.
Обсуждая экономические организации и институты, Шмоллер обращает внимание на специфику экономических явлений в разных обществах. Особенно его интересует выделение фирм из домашнего хозяйства. Фирмы, основанные на разделении труда и частной собственности, производят товары для продажи и получения прибыли. Их экономическая активность приводит к формированию социальных классов и национальной экономики. Центральный государственный орган координирует деятельность всех организаций в пределах национальных границ.
Для Шмоллера национальная экономика является не совокупностью индивидуальных экономических действий, но целостной национальной сущностью, обладающей языком, чувствами, моралью, законами и институтами. Главный тезис Шмоллера состоит в утверждении, что национальная экономика является одновременно при-родно-технической и духовно-социальной системой власти. Национальная экономика социально организует экономические явления и процессы посредством регулирования взаимодействий между природными, физиологическими, психологическими, моральными и правовыми факторами.
Экономическое поведение невозможно без моральных общностей. Чувства, идеи, эмоции приводят к игре коллективных духовных сил, формированию единой сферы сознания, в которой экономические, социальные и политические ценностные суждения обеспечивают основу функционирования институтов и организаций. В современных развитых нациях между индивидами существуют тесные
взаимосвязи. Национальный дух формирует национальную экономику.
Моральный порядок социальной жизни возможен в институтах и организациях, описываемых как средние стандарты индивидуального суждения и действия. Шмоллер считает, что моральные порядки социальной жизни состоят из трех типов норм: обычаев, законов и нравов. Он обращает внимание на то, что экономическую жизнь как аспект социальной жизни невозможно понять без анализа исторического развития этих норм. Экономические институты включают пси-
хологические и этические компоненты в том смысле, что функционирование социальных институтов невозможно без этического консенсуса. Идеи прогресса и совершенствования этических идеалов находят отражение в экономической организации.
Изложив главные положения теории Шмоллера, автор статьи подытоживает их следующим образом. Во-первых, мотивами экономической деятельности не могут быть эгоистические стремления и желания заработать как можно больше денег. Существует еще экономическая трудовая этика, определяющая отношение к труду. Во-вторых, национальная экономика не может описываться как природ-но-технический процесс. Шмоллер считает экономику духовно-этической системой. В-третьих, мораль кристаллизуется в социальных институтах, которые следует рассматривать как средство достижения индивидуальных и коллективных целей.
Хорошо известно, что между Шмоллером и Менгером, а также между Австрийской экономической школой и Германской исторической школой экономики в начале XX в. имел место так называемый «методологический спор». Обсуждался вопрос, какой подход считать более правильным: теоретико-дедуктивный индивидуалистический или историко-индуктивный холистический. Однако дело было не в выборе исторического или теоретического методов. Столкновение происходило между интеллектуальными интересами разных предметных областей. Теоретиков занимало распределение ресурсов в рыночной системе. Историки исследовали более глобальные проблемы развития общества и эволюции социально-экономических институтов в историческом контексте.
Автор статьи подчеркивает, что эффективность разных методов определяется степенью их применимости к разным предметным областям. Поэтому сегодня нет смысла говорить о превосходстве одного метода над другими. Необходимо проанализировать противостояние между теорией контракта и коммунитаризмом в современной моральной философии. Выделяются две исследовательские проблемы: порядок в рамках данной социальной системы и ее базовая структура. Индивидуализм и холизм резко разделились. В экономике и этике исследование внутреннего порядка системы приводит к формулированию теории блага. Экономика как теория блага развивает микротеории рыночного равновесия (А), основанного на понятии индивидуальной полезности. Этика может считаться коммунитаристской теорией (С), основанной на понятии общего блага. Первое зависит от
индивидуалистического, а второе - от холистского метода. Контрак-тарианизм Джона Ролза (В) предлагает теорию справедливости, опираясь на методологический индивидуализм. Теоретическая экономика Шмоллера пытается объяснить эволюцию общностей, которая воплощает идею справедливости (D), основанную на холистском методе.
Современным противоречием в этике является конфликт между В и С: между индивидуалистической теорией справедливости Ролза и коммунитарной теорией общего блага. Методологический спор в экономике был конфликтом между рыночным равновесием и идеей справедливости. Каждая точка зрения, основанная на комбинации проблемы и метода, продуцирует уникальную систему мысли А-D и образует дополнительную часть знания общего социального универсума. Согласно известной концептуальной схеме Ф. Тенниса, можно выделить четыре подхода к социальным организациям: А и В являются индивидуальным и социальным подходами к Gesellschaft (ассоциация, общество), включающими в себя калькуляцию и контракт; С и D являются индивидуальным и социальным подходами к Gemeinschaft (общности), включающими в себя понимание и обычаи. Шмоллер считал подход Тенниса обобщением психолого-этических оснований экономических институтов.
Для Шмоллера характерно стремление выявить факторы, определяющие базовые структуры экономических институтов. Он верил, что социальный прогресс зависит от борьбы за справедливость, которая формирует всю социальную систему в целом. Анализ формирования этических представлений привел его к созданию стадиальной теории экономического развития.
Для Шмоллера характерен широкий взгляд на историю экономической мысли. Он выделял три экономические перспективы: при-родно-техническую, психолого-этическую и институционально-историческую. Этот подход позволяет выйти за пределы классической и неоклассической экономики, для которых главное состоит в анализе того, как экономические индивиды стремятся максимизировать свою прибыль.
Также Шмоллер выделял три типа социальной организации в национальной экономике: семью, местные общности (село, город, государство) и фирмы. Принципом организации семьи являются родственные связи. В локальных общностях имеют место отношения между соседями, национальные и правовые отношения между людьми.
Фирмы функционируют исходя из частного права и стремятся только к получению прибыли. Территориальные общности, включая национальную экономику в целом, стремятся не только контролировать свою экономику, но и служить общественным интересам. По мере развития экономики и совершенствования общественных отношений возрастает степень контроля над экономикой со стороны общества. Чем большее значение приобретает национальная экономика, тем сильнее проявляются моральные факторы в управлении ею.
В конце статьи Ючи Шиноя высказывает свои соображения о развитии современной экономической социологии. Методологическим принципом экономической социологии является анализ взаимосвязи экономики и неэкономических сфер общества. Маркс рассматривал соотношение базиса и надстройки, Вебер - роль протестантской этики в развитии капитализма, Шумпетер исследовал влияние успешного экономического развития на моральный базис капиталистической системы. Во всех этих случаях можно говорить о применении социологических понятий к исследованию экономики.
Экономическое действие можно также описывать, не выделяя из общества экономические и неэкономические сферы, подчеркивая социальную природу экономической жизни. Все экономические действия в этом случае описываются как составная часть социальных взаимосвязей, а не как совокупность атомизированных индивидов.
Представители «новой экономической социологии» середины 1980-х годов пытаются объяснить сущность экономических субъектов с помощью социологических методов. Они утверждают, что стремление к достижению чисто экономических целей вполне сочетается с социальными и неэкономическими интересами. Историко-этический подход Шмоллера к экономике может быть включен в новую экономическую социологию. Это вызвано тем, что он большое внимание уделяет институциональной перспективе развития национальной экономики. Его экономическая социология близка методам Вебера и Шумпетера. Приведенный выше анализ взглядов Шумпетера позволяет высоко оценить его концепцию экономической социологии.
П.Н. Фомичев