2007.02,006. ДОКЛАД О МИРОВЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ 2005 г. World investment report 2005. Transnational corporations and the internationalization of R and D: Overview // Transnational corporations. -N.Y., 2005. - Vol. 14, N 3. - P. 101-140.
В разделе о ТНК сообщается, что в 2004 г. мировые прямые иностранные инвестиции (ПИИ) после трех лет падения были на 2% выше, чем в 2003 г., и составили 648 млрд. долл. ПИИ в развивающиеся страны (PC) поднялись на 40% до 233 млрд., а в индустриальные страны (ИС) снизились на 14%. В результате доля PC в мировых ПИИ достигла 36% - наивысшего уровня с 1997 г. США оставались самым крупным получателем ПИИ, за, ними следовали Великобритания и Китай (с. 10.1).
Усиленный рост ПИИ в PC в 2004 г. объясняется тем, что сильное конкурентное давление во многих отраслях вынуждает ТНК повышать свою конкурентоспособность, проникая на быстрорастущие рынки, увеличивая продажи и рационализируя производство, инвестируя в страны, богатые природными ресурсами, осуществляя трансграничные слияния и поглощения.
Экспорт ПИИ в мире вырос в 2004 г. на 18% до 730 млрд. долл., из них 637 млрд. пришлись на ИС, в том числе половина на США, Великобританию и Люксембург. ИС по-прежнему были крупнейшими источниками ПИИ. ПИИ из ЕС сократились на 25%, до 280 млрд. долл., но большинство ИС увеличили свои инвестиции за рубежом. Наиболее высоким был отток капитала из США, их прямые инвестиции за рубежом увеличились более чем на 90% -до 229 млрд. долл. (с. 107).
Мировой объем ПИИ в 2004 г. оценивается в 9 трлн. долл. Это относится к 70 тыс. ТНК и их 690 тыс. зарубежных филиалов. Общий объём продаж филиалов достиг почти 19 трлн. долл. В список 100 крупнейших ТНК входят четыре, базирующиеся в PC (с. 104). Расширение этих 100 ТНК замедляется, хотя абсолютные показатели продаж, занятости и зарубежных активов в 2003 г. росли. Японские и американские ТНК в целом меньше траенационали-зированы, чем европейские. Крупнейшие 50 ТНК, базирующиеся в PC, с более короткой историей внешней экспансии менее трансна-ционализированы, но разрыв между ТНК из ИС и PC в этом отношении уменьшается.
Устойчиво растут международные инвестиции в сферу услуг, особенно в финансовую, составляя значительную часть мировых ПИИ. Сектор услуг насчитал 63% общей стоимости трансграничных слияний и поглощений в 2004 г., на финансовые услуги из них пришлась 1/3. Общая стоимость мировых слияний и поглощений возросла на 28% - до 381 млрд. долл. (с. 108). В PC их доля была самой скромной, хотя фирмы PC все больше вовлекались в этот процесс.
Из трех основных форм финансирования ПИИ на мировом уровне преобладали инвестиции в акции. За последнее десятилетие они составили около 2/3 всех ПИИ. Доли двух других форм ПИИ -взаимные займы компаний и реинвестиции доходов - были в среднем равны 23 и 12% соответственно; в PC более важны последние (с. 109). ПИИ в PC в 2004 г. составили более половины всех ресурсов, полученных ими, и значительно превосходили объем официальной помощи развитию (ОПР). Однако ПИИ концентрировались в горстке PCj в то время как ОПР оставалась наиболее важным источником финансирования во многих PC, особенно в большинстве НРС, хотя ПИИ превышали ОПР в отдельных странах этой группы.
Для улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала были приняты новые законы и регуляторы, общим числом 271; более 20 стран с этой целью снизили корпоративные налоги на доходы. В Латинской Америке и Африке, однако, ряд стран принял политические решения, менее благоприятные для иностранных инвестиций, особенно в сферу природных ресурсов. На международном уровне в 2004 г. было заключено 2394 инвестиционных договора и 2559 соглашений о двойном налогообложении. PC стали чаще заключать договора между собой, стало больше инвестиционных соглашений на региональном и глобальном уровне, потенциально предоставляющих большую открытость для ПИИ.
ПИИ в разные страны и регионы значительно разнятся. Азия прочно сохраняет самое верхнее место в объеме ПИИ в PC. Она привлекла в 2004 г. 148 млрд.долл., на 46 млрд.больше, чем в 2003, это наибольший рост за все времена. Восточная Азия (ВА) показала 46% прироста ПИИ -до 105 млрд. долл., в основном благодаря Гонконгу. ПИИ в ЮВА выросли на 48% - до 26 млрд., а Южная Азия (прежде всего Индия) получила 7 млрд., на 30% больше, чем в 2003 г. ПИИ в Западную Азию росли даже быстрее, с 6,5 млрд.долл. до 9,8 млрд., из которых более половины направились в Саудовскую Аравию, Сирию и Турцию. Китай - по-прежнему крупнейший в Азии объект ПИИ - 61 млрд. долл. (с. 113).
Азия выступила также как важный источник ПИИ; в 2004 г. они учетверились до 69 млрд.долл., при главном участии Гонконга среди других стран ВА и ЮВА. Наибольшая часть этих инвестиций осуществлялась внутри этих регионов. Однако выросли и межрегиональные инвестиции азиатских стран. Так, растущий спрос на природные ресурсы подтолкнул китайские инвестиции, в частности, в страны Латинской Америки. Индийские ТНК инвестировали крупные суммы в природные ресурсы африканских стран и России. Росли также и азиатские инвестиции в ИС, китайские и индийские ТНК приобретали предприятия в США и ЕС.
Росту ПИИ в Азию благоприятствовали многие политические решения на национальном и региональном уровнях. Так, АСЕАН и Китай подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с 2010 г., а несколько азиатских стран заключили соглашения о свободной торговле с США.
ПИИ в Латинскую Америку и Карибы после 4-летнего сокращения выросли в 2004 г. на 44% - до 68 млрд. долл. Крупнейшими реципиентами были Бразилия и Мексика - 18 млрд. и
17 млрд. соответственно, но ПИИ в Боливию и Венесуэлу сократились (с. 114). Ряд стран изменил свое законодательство и торговыережимы в сторону увеличения доли государства в поступлениях отневозобновимых природных ресурсов. Изменилась и структураПИИ: в некоторых странах (Аргентина, Бразилия, Мексика) болеепривлекательными стали природные ресурсы и обрабатывающиеотрасли, чем сфера услуг.
ПИИ в Африку в 2004 г. остались на уровне 2003 г. -
18 млрд. долл., а доля Африки в мировых ПИИ - всего 3%. ПИИ вприродные ресурсы были предпочтительнее из-за высоких цен нанефть, металлы и минералы. ТНК поддерживали высокий уровеньинвестиций в новые проекты их разведки и расширения добычи.В добывающей промышленности здесь произошло несколькокрупных слияний и поглощений. Ангола, Экваториальная Гвинея,Нигерия, Судан (богатые природными ресурсами) и Египет былиосновными объектами ПИИ в Африке. На них приходилась почтиполовина всех поступлений, и в последние три страны они росли, ав таком важном реципиенте, как Южная Африка, они падали. НРСполучили мало - 9 млрд. долл. Наибольшая доля ПИИ шла из Европы - Франции, Нидерландов и Великобритании, а также из Южной Африки и США, вместе они обеспечивали более половинывсех ПИИ в Африку. Экспорт ПИИ из Африки в 2004 г. более чемудвоился и достиг 2,8 млрд. долл. (с. 115).
На международном уровне были предприняты некоторые шаги для привлечения ПИИ в африканские страны, улучшен ряд национальных законодательств и общий инвестиционный климат. Однако неудачи в проведении экономической и социальной поли-
тики в некоторых странах помешали притоку ПИИ, особенно в обрабатывающие отрасли, им требовалась более сильная промышленная и технологическая политика и международная поддержка развитию. Комиссия для Африки (Великобритания) в своем докладе в марте 2005 г. рекомендовала увеличить помощь странам Африки до 2010 г. дополнительно на 25 млрд. долл. в год, призывала доноров удвоить финансирование инфраструктуры, аннулировать * внешние долги, создать фонд страхования иностранных инвесторов в постконфликтных африканских странах.
В 2005 и 2006 гг. ожидается рост мировых ПИИ. Сохранится потребность ТНК в улучшении конкурентоспособности путем освоения новых рынков, в сокращении издержек производства, в доступе к новым природным ресурсам и стратегическим активам за рубежом, особенно в РС. По мнению ЮНКТАД, либерализация и рост ТНК из РС будет способствовать увеличению ПИИ. В то же время их росту может препятствовать замедление роста в некоторых ИС, структурная слабость, финансовая и корпоративная уязвимость, внешняя несбалансированность во многих странах, резкие колебания валютных курсов и товарных цен и риски. По прогнозам, Азия имеет очень хорошие перспективы роста ПИИ в 2005 и 2006 гг., они будут увеличиваться и в Латинской Америке и Карибах; есть также надежды и на их рост в странах Африки благодаря повышению цен на африканские природные ресурсы.
ТНК интернационализируют НИОКР, и процесс включает РС. Это не новый феномен. Когда ТНК распространяют свою деятельность в другие страны, они всегда нуждаются в местной адаптации технологии. Традиционно НИОКР для этих стран осуществляли сами ТНК в ИС, но сейчас они начали переносить эти НИОКР в некоторые РС, страны Восточной Европы и СНГ. В 1993 г. «Моторола» создала первую иностранную лабораторию в Китае, сейчас их число здесь достигло 700. «Дженерал электрик» - крупнейшая в мире ТНК - в индийских НИОКР занимает 2400 работников в авиамоторостроении, в потребительских товарах длительного пользования и медицинском оборудовании (с. 120). Здесь же ведут исследования несколько крупных фармацевтических ТНК. НИОКР в области полупроводников ведутся в Марокко, в области автомобилестроения в Бразилии и азиатских странах.
Интернационализация НИОКР в PC была ожидаема, поскольку ТНК наращивали свое производство в PC и адаптация НИОКР должна была последовать, к тому же они, как форма услуг, должны располагаться там, где могут быть наиболее эффективны. С другой стороны, это было и неожиданно, так как НИОКР требуют высокой квалификации, знаний и государственной поддержки и традиционно располагались в ИС с их сильной национальной инновационной системой. В настоящее время только несколько PC в состоянии участвовать в процессе интернационализации НИОКР. Однако тот факт, что они привлекательны в этом отношении, показывает, что PC могут развивать способности, необходимые для связей с мировой системой НИОКР ТНК. Для стран пребывания открывается перспектива не только освоения переданных им технологий, но и собственного создания технологических процессов.
Дальнейший устойчивый рост PC требует не просто «открытия» для притока новых технологий, но и технологических усилий местных предприятий наряду с государственной поддержкой. Либерализация и открытие рынка должны сопровождаться усилиями местных фирм - и крупных, и малых - стать более конкурентоспособными .
НИОКР - только один, но важный источник инноваций, они имеют разные формы: фундаментальные исследования, прикладные исследования, развитие продуктов и процессов. Первые в основном ведутся государством, а две остальные - сфера для конкурентных фирм. Создание новых технологических возможностей -процесс медленный и дорогостоящий, а инновационные способности и умение получать выгоды от интернационализации НИОКР у разных стран различны. Согласно индексу ЮНКТАД, в верхнюю группу по таким способностям входят ИС, Тайвань, Южная Корея и Сингапур, некоторые страны Восточной Европы и СНГ; в среднюю группу - остальные страны с переходной экономикой, большинство стран с богатыми природными ресурсами, Маврикий и Южная Африка; в группу с наименьшими способностями - большинство стран Тропической Африки, несколько стран Северной Африки, Западная Азия и Латинская Америка. Среди PC лидеры -ВА и ЮВА. Инновационные способности страны находятся в прямой зависимости от ее привлекательности для НИОКР ТНК, от ее умения получать от этого выгоды, от того, как местные фирмы и ин-
статуты могут усваивать и обучаться новым техникам и квалификациям; это зависит от взаимодействия между ТНК и местным предпринимательством и от национальной государственной политики.
Мировые расходы на НИОКР быстро росли в последние 10 лет и в 2002 г. достигли 677 млрд.долл., они высоко концентрированы: на 10 стран во главе с США приходилось 4/5 этой суммы. Только две РС - Китай и Южная Корея входят в эту десятку. Однако доля ИС упала с 97% в 1991 г. до 91 в 2002 г., а доля развивающейся Азии выросла с 2 до 6% (с. 123). По оценкам, на долю ТНК приходится около половины мировых расходов на НИОКР, отдельные ТНК тратят на это больше, чем многие государства: каждая из шести крупнейших ТНК израсходовала в 2003 г. больше 5 млрд. долл. на НИОКР. Из РС около или больше этой суммы смогли выделить только Бразилия, Китай, Южная Корея и Тайвань. Крупнейшие мировые инвесторы в этой области сосредоточены в основном на высоких технологиях, автоматизации, фармацевтике и биотехнологии (с. 124).
Доля иностранных филиалов в РС в расходах на НИОКР за 1996-2002 гг. выросла с 2 до 18% (с. 124). В иностранных филиалах американских ТНК доля азиатских РС выросла с 3% в 1994 г. до 10% в 2002 г. (Китай, Сингапур, Гонконг и Малайзия). По данным ЮНКТАД, более половины ТНК ведут НИОКР в Китае, Индии или Сингапуре. На долю РС Азии приходится почти половина мировых проектов НИОКР (с. 126). В 2002 г. 3/4 НИОКР американских филиалов в азиатских странах занимались компьютерами и электроникой; в Бразилии и Мексике более половины расходов американских филиалов направлялось на химическое и транспортное оборудование (с. 129). Новое направление интернационализации НИОКР - возникновение и быстрый рост зарубежной деятельности ТНК РС в этой области. Она подталкивается необходимостью доступа к передовым технологиям и освоения продуктов для крупных экспортных рынков.
Интернационализация НИОКР движется, с одной стороны, усилением конкуренции, ростом издержек на НИОКР в ИС и дефицитом инженерных и научных кадров при растущей сложности и усилении специализации НИОКР. С другой стороны, ей способствует растущая возможность выбрать специалистов по конкурентным ценам, глобализация процессов производства готовых товаров,
быстро растущие рынки в ряде PC и привлекательность последних как новых мест приложения капитала и знаний. ТНК могут найти достаточное количество квалифицированного труда в странах пребывания, поскольку в PC очень быстро развилось высшее образование. В 2000-2001 гг. Китай, Индия и Россия вместе насчитывали почти треть всех студентов технических вузов в мире (с. 132-133). Многие китайские и индийские ученые и инженеры заняты в НИОКР в филиалах зарубежных ТНК, в местных фирмах или в собственном бизнесе, часто вернувшись после учебы или с опытом работы из США или других ИС. И ИС, и РС предпринимают меры для привлечения квалифицированных работников из-за рубежа.
«Создание новых знаний двигает экономический рост. Для этого страна должна быть связана с международной инновационной сетью. Отток и приток капитала - два пути для этого» (с. 134). Интернационализация НИОКР открывает РС новые возможности доступа к новым технологиям, создания продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью, создает новые квалификации и развивает культуру инноваций через внедрение их в местные фирмы и институты.
Но все это не произойдет автоматически, могут возникнуть нежелательные для РС результаты. Потенциально существует опасность снижения существующего уровня НИОКР, когда ТНК вовлекают местные предприятия, несправедливо компенсируют местные фирмы и институты, сотрудничающие с ТНК в области НИОКР, вытесняют местных предпринимателей с исследовательского рынка, неэтично ведут себя, создают напряжение в отношениях с правительствами страны пребывания.
Основной показатель воздействия НИОКР на развитие страны пребывания - ее абсорбционные способности. Надо не только привлечь НИОКР, но и получить от их применения выгоды, связать их с производством. Правительство должно поощрять к этому местный производственный сектор, развивать образование, науку и технологии, конкурентную и инвестиционную политику, должно учитывать опыт РС, преуспевших в этой области.
СМ. Макарова