Африка первая прислала своих студентов изучать китайский язык в Китае, а школа в Конго обучает китайскому языку уже 30 лет.
Наибольшая «лихорадка», связанная с китайским языком, происходит в Азии. Студенты из Азии составляют 75% иностранцев, изучающих язык в Китае, больше всего их из Южной Кореи. В самой Южной Корее китайские отделения действуют в 140 университетах и 300 вузах (007, с. 150). В Таиланде китайский язык преподают в более чем 200 учебных заведениях. Опрос обучающихся показал, что 87% изучают его в интересах бизнеса и 45% потому, что в будущем он станет языком международного общения (007, с. 153).
На китайском языке говорят 1 400 млн. человек (1 300 млн. в Китае и 100 млн. за рубежом) и только 700-800 млн. говорят на английском, китайцы живут почти в каждой стране мира. В ходе глобализации китайский действительно станет международным языком.
С.М. Макарова
2005.02.008—009. СОРОК ЛЕТ ЮНКТАД И ПРЯМЫЕ ИНОСТРАН-НЫЕ ИНВЕСТИЦИИ.
2005.02.008. FREDRIKSSON T. Forty years of UNCTAD research FDI // Transnational corp. - N.Y., 2003. - Vol. 12, N 3. - P. 1-39.
2005.02.009. FDI falls again - unevenly. World investment report, 2003. FDI policies for development national and international perspectives // Ibid. - Р. 107-130.
ЮНКТАД была создана 40 лет назад как наиболее автори-тетный источник данных и анализа прямых иностранных инвестиций (ПИИ), их развития и соответствующей политики. Международная экспансия деятельности ТНК посредством ПИИ с годами дала смешанную картину. Постоянно шли дебаты о значении и выгодах ПИИ через капитал, технологию, доступ к рынкам, конкуренцию и о возможных отрицательных последствиях роста влияния иностранной собственности. ПИИ связаны с другими проблемами - состоянием финансов, торговли, занятости, природной среды, технологии. В течение 40 лет проблема ПИИ становилась все более важной по мере того, как ТНК превращались в основного агента изменений в глобализующейся мировой экономике.
На первой конференции ЮНКТАД в 1964 г. государства-члены признали роль ПИИ в экономическом развитии и необходимость устранения препятствий для их притока из индустриальных стран (ИС) в развивающиеся страны (РС). Было рекомендовано «принять меры,
которые стимулировали бы приток частного инвестиционного капитала для экономического развития развивающихся стран в условиях, удовлетворяющих капиталэкспортирующие и капитал-импортирующие страны» (008, с. 2). Надежды, выраженные в 1964 г. с акцентом на выгодах ПИИ, не оправдались последующим ходом событий. В начале 70-х годов ТНК становились огромной разрушительной экономической силой, их действия в РС часто воспринимались как опасность для суверенитета принимающей страны, при отсутствии контроля способную нести экономический колониализм и/или экологическую и социальную деградацию. Национальные и международные организации начали поиски политики и путей для мониторинга, ограничения и регулирования деятельности ТНК.
Резолюция 56 (III) по поводу ПИИ, принятая ЮНКТАД-III в Сантьяго (Чили) в 1972 г., делала упор на праве РС регулировать ПИИ в соответствии с потребностями национального развития и избегать возможных отрицательных воздействий в виде оттока частного иностранного капитала. ООН подготовила исследование «Многонациональные корпорации в мировом развитии» (1973), которое должно было служить основой для обсуждения. Реко-мендации привели к созданию Комиссии ООН по ТНК, которая начала действовать в 1975 г.; инициативы были широко связаны с движением к новому мировому экономическому порядку (НМЭП). Были поставлены три основные задачи: 1) собрать и объяснить данные о ПИИ и деятельности ТНК, исследуя различные экономические и социальные аспекты политики ТНК, особенно в РС; 2) обеспечить переговоры о Кодексе ООН по ТНК, которые начались с 1977 г. под эгидой Комиссии ООН по ТНК; 3) консультировать правительства РС, как наилучшим способом вести переговоры с ТНК и принимать подходящую политику для максимизации выгод от притока ПИИ. Проблемы ТНК обсуждались ЮНКТАД в межгосударственном плане до 1992 г. В духе НМЭП ЮНКТАД-IV в 1976 г. приняла Резолюцию по ТНК, рекомен-дующую, как действовать на национальном, региональном и мировом уровне, чтобы переориентировать деятельность ТНК и защитить интересы РС, а также усилить участие РС в деятельности ТНК.
Во второй половине 70-х годов ЮНКТАД сформулировала набор «многосторонних согласованных справедливых принципов и правил» ограничительной практики бизнеса, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1980 г.
В 80-е годы маятник качнулся в обратном направлении. Долговой кризис коммерческих банков заставил членов ЮНКТАД больше интересоваться источником внешнего частного иностранного финансирования, в котором ПИИ были естественным важным компонентом. ЮНКТАД-УШ создала в 1993 и 1994 гг. рабочие группы по притокам капитала, не создающим долга (ПИИ и портфельные инвестиции). Параллельно в 1992 г. была упразднена комиссия по ПИИ, и ее рабочая программа стала частью ЮНКТАД. Это означало, что ЮНКТАД была ответственна за исследования, анализ политики, техническую помощь и создание консенсуса относительно воздействия ТНК на экономическое развитие РС. Работа над Кодексом поведения ТНК прекратилась из-за спада интереса почти всех стран к этим переговорам. Внимание переключилось на укрепление национальной политики, расширение сети двусторонних инвестиционных договоров и всех видов международных инвестиционных соглашений.
Таким образом, с конца 80-х годов стало уделяться больше внимания возможной роли ПИИ в экономическом развитии РС. Эта смена отражала несколько факторов, один из которых - переход внешнего финансирования развития от официальных к частным источникам (из-за нежелания многих ИС выполнять задания по линии официальной помощи развитию и ее неэффективности).
Успешной была роль ПИИ (или, более широко, - ТНК) в некоторых экономиках, особенно в Восточной Азии (Малайзия, Сингапур, Таиланд). Правительства РС улучшили свои административные возможности, что облегчило деятельность ТНК. Хотя многие вопросы относительно влияния ТНК на развитие остались открытыми, центр внимания сейчас перенесен на то, как максимизировать положительное воздействие ПИИ. Все страны сейчас приветствуют ПИИ, и большинство из них создали специализированные агентства для привлечения ПИИ, как было предложено ЮНКТАД-1. В то же время широко признано, что ПИИ - это только дополнение к местным инвестициям, и устойчивое развитие принимающей страны в большой степени зависит от поглощающей способности местного предпринимательского сектора.
В последние 40 лет ТНК быстро росли и расширялись. Изменения мирового экономического климата - технологический прогресс, либерализация инвестиций и торговли - благопри-ятствовали мировому распространению деятельности ТНК. По оценкам ЮНКТАД, число ТНК
четырнадцати стран ОЭСР выросло с 7 тыс. в конце 60-х годов до 24 тыс. в 1990 г. и 64 тыс. в конце века. Они контролируют 870 тыс. иностранных филиалов, охватывая 2/3 мировой торговли и наибольшую долю НИОКР, и занимают более 53 млн. рабочих в своих зарубежных филиалах. В 2002 г. общие продажи иностранных филиалов составляли 18 млрд. долл., более чем вдвое превышая мировой экспорт товаров и нефакторных услуг (008, с. 8, 9).
Растущая роль ТНК в мировой экономике является важным показателем эффективности политики на национальном и международном уровне. Хотя ПИИ рассматриваются в первую очередь как дополнение к местным инвестициям и могут давать нежелательные результаты, «все труднее обсуждать выбор политики в разных сферах, не принимая во внимание деятельность ТНК» (008, с. 9).
Исследования ЮНКТАД в области ПИИ можно разделить на три категории: данные о развитии для измерения деятельности ТНК; концептуальное развитие и экономический анализ (ежегодные Мировые доклады об инвестициях и другие публикации); анализ политики и нормативной работы. Развитие базы данных о ПИИ и другая статистика о ТНК является ключевым вкладом Секретариата ЮНКТАД. Существуют следующие формы данных.
1. Данные по более чем 190 стран о росте и уменьшении ПИИ и различные сравнения их с ВВП или общим накопленным фиксированным капиталом, свежие данные о слияниях и погло-щениях. Все эти данные публикуются и являются базой для анализа глобальных и региональных тенденций. Эта глобальная картина дополняется национальными данными по 88 показателям умень-шения и роста ПИИ, их структуры и отраслевого и географического распределения; информация охватывает и деятельность филиалов.
2. Основная информация о крупнейших ТНК - высших 100 ТНК в ИС, высших 50 ТНК, базирующихся в РС, и высших 25 ТНК, базирующихся в Центральной и Восточной Европе. Эта статистика помогает, например, наблюдать за ТНК из РС: первый список ТНК в 1990 г. показал, что все 100 включенных фирм базировались в ИС. Но в 1995 г. «Дау корпорейшн» и «Петролеос де Венесуэла» вошли в топ-лист как первые ТНК из РС. К 2001 г. в этот список попали еще четыре ТНК из РС.
3. Статистика, которая относится к политической базе, управляющей ПИИ на национальном уровне, - это законы и
регулирующие ПИИ меры. Например, за 1991-2002 гг. более 1640 изменений были внесены в национальные законодательства, и затем они были рассмотрены ЮНКТАД, более 95% из них направлены на создание благоприятного климата для роста ПИИ. На международном уровне ЮНКТАД наблюдает за осуществлением двусторонних инвестиционных договоров, соглашений о двойном налогообложении и другими инструментами относительно ПИИ.
На концептуальном уровне введен ряд новых идей и методологий и распространены новые виды анализа. На прак-тическом уровне различные новые политические рекомендации и предложения выдвигаются главным образом в ежегодных Докладах об инвестициях, а также и в других публикациях, например по поводу определения ПИИ, их воздействия на рост и развитие, географии ПИИ, стратегии и структуры международных организаций по деятельности ТНК, ПИИ и торговли, связей и групп, поощряющих ПИИ, роли в ПИИ в экономическом развитии.
Определения, данные ПИИ и ТНК разными специалистами, были описаны в Докладе за 1998 г., ЮНКТАД к ним добавил информацию о воздействии глобализации на размещение ПИИ, связь с влиянием правительственной политики, тщательное исследование развития на региональном уровне.
С изменением мирового экономического климата изменилась и корпоративная стратегия. Доклад за 1993 г. описал 30-летний путь к международному производству посредством интеграции нацио-нальных производственных систем. Интеграция международного производства двигалась от «простой» к «сложной», отражая смену стратегии менеджмента и ведя к новой производственной структуре. Вопрос о международной стратегии ТНК и связанной с этим политике остается в центре международной дискуссии.
Традиционно большинство стран привлекают иностранный капитал к новым проектам, что позволяет получить дополнительные ресурсы для местной экономики. Со временем, однако, доля таких инвестиций в мировом объеме ПИИ сократилась, а доля слияний и поглощений возросла. Доклад за 2000 г. вышел как раз в период бума ПИИ (1,4 млрд. долл.), вызванного слияниями и поглощениями. Этот вид ПИИ доминирует в ИС. Основная формула ПИИ - «собственность -размещение - интернализация» - это феномен межстрановых слияний и поглощений.
Связь между торговлей и инвестициями исследуется так же интенсивно; Доклад за 1996 г., в частности, рассматривал старый спор, являются ли ПИИ заменой или дополнением к торговле. Утверждалось, что нет больше надобности выяснять, ведет ли торговля к ПИИ или ПИИ вызывает расширение торговли. Скорее встает принципиальный вопрос, где фирма разместит ресурсы своей добавленной стоимости, и это определяет направления инвестиций и торговли. Доклад за 1999 г. осветил роль ПИИ в поощрении конкурентоспособности, эта же тема звучит и в Докладе за 2002 г. В последнем показано, что только 20 экономик вместе обеспечивают 3/4 стоимости мировой торговли, и крупнейшие торговцы - ИС. Однако в течение 1985-2000 гг. такие РС, как Китай, Мексика, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, а также страны с переходной экономикой - Чехия, Венгрия и Польша больше других увеличили свою долю рынка, и это прямо связано с формированием международной производственной системы, особенно в электронике и автомобилестроении. В то же время часть экспорториентиро-ванного производства зависит от импорта деталей и комплектующих и мало связана с местным производством, то есть это производства с низким уровнем местной добавленной стоимости.
Возможно, наибольшая польза от ПИИ - установление связей между иностранными филиалами и местными фирмами и создание кластеров, когда иностранный филиал вовлекает более крупную долю местной добавленной стоимости и повышает конкурентоспособность местного предпринимательского сектора. Этот вопрос освещен в Докладе за 2001 г. и в Программе ЮНКТАД о продвижении связей в области технической кооперации, начатой в 1988 г., чтоб помочь РС создать институционные структуры для развития мелкой и средней промышленности. С этим тесно связана тема развития промыш-ленных кластеров. «Кластеры - это значительные единицы политического вмешательства, имеющего целью повышение местных конкурентных преимуществ и создание среды, способствующей деловой деятельности и внешним инвестициям» (008, с. 22). Выгоды от ПИИ могут получаться и путем «вписывания» иностранных филиалов в местный контекст посредством долговременных производственных связей с местной фирмой. ЮНКТАД был пионером в исследовании кластеров в Латинской Америке и Азии как средства технологического динамизма промышленных регионов и альтернативного подхода к индустриализации РС.
Все более важной становится проблема внешних ПИИ из РС. Доклад за 1995 г. исследовал вопрос выгодности таких ПИИ с точки зрения возрастания конкурентоспособности фирм и улучшения их положения в своей стране. Китай, Гонконг, Малайзия, Мексика, Южная Корея, Южная Африка и Тайвань становятся важными источниками ПИИ. За 1985-2002 гг. общий объем ПИИ из РС вырос с 78 млрд. долл. до 849 млрд., наибольший поток шел из Азии. В глобализующейся мировой экономике фирмы сталкиваются с возрастающей конкуренцией импорта и внутренних инвесторов, поэтому для них все более привлекательно инвестирование за рубежом для поддержания своей конкурентоспособности и развития местного портфеля активов. Это ведет к возникновению ТНК РС, хотя многие из них невелики.
Доклады за 2001 и 2002 гг. давали рекомендации общего характера и описывали конкретные действия по вопросам расши-рения связей и экспорта, охватывающих иностранные филиалы; смены корпоративных стратегий; нового технологического развития; а также международного регулирования для продвижения экспортной ориентации и связей между местным капиталом и иностранными филиалами. ЮНКТАД ввел концепцию трех поколений продвижения инвестиций - от общей либерализации и открытия для ПИИ (1) к созданию агентств для инвестирования и соответствующей деятель-ности (2) и движению к активному маркетингу инвестиционных возможностей в заданном направлении (3).
Политический анализ создает основу для технической помощи. Понимание того, что движет ПИИ, - это важный вклад в формирование инвестиционной политики и в продолжение инвестиций.
Многие ИС предпринимали специальные усилия (либера-лизация оттока капитала, обеспечение информацией, поощрение технологического трансфера, предоставление мотиваций внешнего инвестирования, смягчение рисков), чтобы способствовать своим компаниям осуществлять ПИИ.
Предметом международных дискуссий стала также и социальная ответственность ТНК. В Докладе за 2003 г. этот термин включает такие аспекты, как обязательства развития, социоло-гические обязательства, защита потребителя, вопросы, относящиеся к корпоративному управлению, этическим нормам бизнеса, соблюдению прав человека. Это отражено и в других документах ЮНКТАД. ЮНКТАД устанавливает и постепенно продвигает в мировое сознание международные правила
осуществления инвес-тиций, в частности посредством принятия Кодекса поведения ТНК, введения параметров политики на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях. Ее нормативная работа и создание компромиссного климата признаны и приняты в мировой практике.
Мировой доклад об инвестициях за 2003 г. (009) сообщает, что в 2002 г. мировые ПИИ сокращались второй год подряд: в 2001 г. они упали почти на 41%, а в 2002 г. - на 21%, до 651 млрд. долл. (это наинизший уровень с 1998 г.). ПИИ снизились в 108 из 195 стран (009, с. 107, 108). Главная причина - медленный экономический рост в наибольшей части мира и смутные перспективы восстановления, по крайней мере в ближайшее время. Свою роль сыграло также падение цен на рынках акций и корпоративной прибыльности, замедление хода корпоративной реструктуризации или свертывание прива-тизации в отдельных странах. Число слияний и поглощений упало с 7894 в 2000 г. до 4493 в 2002 г., а их средняя стоимость - с 145 млн. долл. до 82 млн. (009, с. 108, 109). Снизилась инвести-ционная деятельность 100 крупнейших ТНК из ИС и 50 ТНК из РС. Падение ПИИ было неравномерным по регионам, странам и отраслям: приток ресурсов в обрабатывающую промышленность упал, а в сырьевой сектор - вырос. ПИИ посредством поглощений и слияний понизились больше, чем посредством новых проектов. ПИИ в ИС и в РС упали в каждой группе на 22% - до 460 млрд. долл. и 162 млрд. соответственно. В ИС половина падения пришлась на США и Англию, среди РС больше всех пострадала Латинская Америка - падение - на 33%, и Африка - падение на 41%. ПИИ в Азии и АТР снизились меньше благодаря Китаю, который получил 53 млрд. долл. и стал крупнейшей принимающей страной в мире (009, с. 112).
Значительное снижение ПИИ произошло в ИС при продолжающемся снижении корпоративного инвестирования, цен акций и замедлении консолидационной деятельности в отдельных отраслях. ПИИ из ИС в 2002 г. тоже сократились до 600 млрд. долл. за счет Франции, Нидерландов и Англии, но увеличились за счет Австрии, Финляндии, Греции, Норвегии, Швеции и США (009, с. 115).
Африка пострадала от сильного снижения ПИИ - с 19 млрд. долл. в 2001 г. до 11 млрд. в 2002 г. Сократились ПИИ в 23 из 53 африканских стран. ПИИ в производство нефти оставались доминирующими; Ангола, Алжир, Чад, Нигерия и Тунис получили более половины всех ПИИ в
2002 г. Только Южная Африка осуществляла значительные инвестиции за рубежом (009, с. 115).
В АТР ПИИ снижались второй год подряд со 107 млрд. долл. в 2001 г. до 95 млрд. в 2002 г. В Азии ПИИ уменьшились везде, кроме Центральной и Южной Азии. Снижение ПИИ произошло в 31 стране из 57 (009, с. 115). Некоторые страны ЮВА и Северо-Восточной Азии сохранили положение частично в результате переноса производственной деятельности, расширения региональных произ-водственных сетей и продолжающейся региональной интеграции. ПИИ в электронику продолжали падать из-за рационализации производства в регионе и ослабленного мирового спроса. Долго-срочные перспективы роста ПИИ в регион остаются обещающими, хотя краткосрочные перспективы неопределенны.
В Латинской Америке и Карибах ПИИ снижались третий год подряд, с 84 млрд. долл. в 2001 г. до 56 млрд. в 2002 г., захватив 28 из 40 стран региона (009, с. 116).
ПИИ в страны СНГ выросли до 29 млрд. долл. в 2002 г. с 21 млрд. в 2001 г.
Согласно индексу ЮНКТАД, из 20 стран, привлекших наибольший объем ПИИ относительно своих экономических масштабов, 16 - это ИС, и 4 - восточноазиатские «тигры» (009, с. 119).
Перспективы на 2003 г. остаются неясными, но, стабилизировавшись в 2003 г., положение потом должно улучшиться и перейти к тенденции роста. Он будет зависеть от макро-, микро- и институционного факторов. Росту способствует то, что политика правительства РС становится все более открытой, выдвигая больше мотиваций и продвигающих стратегий. Азия либерализуется быстрее всех регионов, принимающих инвестиции.
Многие страны заключают двусторонние инвестиционные договора и соглашения о двойном налогообложении; в 2002 г. было заключено 82 договора о двусторонних инвестициях между 76 странами и 68 соглашений о двойном налогообложении между 64 странами; многие из них внутри регионов (009, с. 120). Общие запасы ПИИ, принадлежащих 64 тыс. ТНК, контролирующим 870 тыс. филиалов, выросли в 2002 г. на 10%, превысив 7 трлн. долл. Добавленная стоимость иностранных филиалов - 3,4 трлн. долл. - равна одной десятой мирового ВВП; мировые продажи ТНК достигают 18 трлн. по сравнению с мировым экспортом в 2002 г. в 8 трлн. (009, с. 121). На ИС приходится
2/3 мировых запасов ПИИ (009, с. 122). РС надеются, что ПИИ помогут им расти и развиваться, их национальные политики направлены на привлечение ПИИ и повышение их выгодности.
С. М. Макарова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2005.02.010. АЛ-АЗМ, САДИК Дж. ИСЛАМ, ТЕРРОРИЗМ И ЗАПАД СЕГОДНЯ.
AL-AZM, SADIK DJ. Islam, terrorism and the West today // Welt des Islams. - Leiden, 2004. - Vol. 44, N 1. - P. 114—128.
Сирийский философ и социолог оценивает террористический акт 11 сентября 2001 г. с эмоциональной, политической и культурологической точек зрения.
Он признается, что испытал, как и многие мусульмане во всем мире, чувство злорадства (Schаdenfreude) при известии о нанесении удара по символам экономического и военно-политического могущества США, ни минуты не сомневаясь, что акт возмездия совершили исламисты. Ал-Азм напоминает о цинизме и лицемерии политики США, в свое время активно поддерживавших и исполь-зовавших в своих целях «джихадистских франкенштейнов», которые теперь обратили свою смертоносную силу против своих хозяев. Совсем недавно президент США Р. Рейган, принимая представителей «Талибан» в Белом доме, в своей приветственной речи сравнивал их в моральном отношении с отцами — основателями Америки (с. 115).
Лейтмотивом многочисленных дискуссий в арабо-мусуль-манском мире в связи с терактом 11 сентября стали опасения резкого возрастания антиисламских настроений на Западе, усиления гегемонии США в мире, их поддержки агрессивной политики Израиля на Ближнем Востоке и страх за судьбу арабо-мусульманской диаспоры на Западе.
С политической точки зрения события 11 сентября привели к объявлению США глобальной и полномасштабной войны против международного терроризма и прежде всего исламского терроризма. США прилагают огромные усилия, чтобы внедрить в международное право расширительное понятие терроризма, включив в него любые акты насилия, восстания, гражданскую войну, вооруженное сопро-тивление и т.п., которые Запад сочтет нежелательными для себя. Такой произвольный подход «стирает границы между терроризмом, с одной