Научная статья на тему '2004. 01. 013. Доклад о мировых инвестициях-2002: транснациональные корпорации и экспортная конкурентоспособность world inwestment report 2002: ransnational corporations and export competiveness // transnational corporations. - N. Y. , 2002. - Vol. 11, n 3. - P. 130-175'

2004. 01. 013. Доклад о мировых инвестициях-2002: транснациональные корпорации и экспортная конкурентоспособность world inwestment report 2002: ransnational corporations and export competiveness // transnational corporations. - N. Y. , 2002. - Vol. 11, n 3. - P. 130-175 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН И ТНК / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТНК / ЭКСПОРТНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макарова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 01. 013. Доклад о мировых инвестициях-2002: транснациональные корпорации и экспортная конкурентоспособность world inwestment report 2002: ransnational corporations and export competiveness // transnational corporations. - N. Y. , 2002. - Vol. 11, n 3. - P. 130-175»

СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ

ЭКОНОМИКА

2004.01.013. ДОКЛАД О МИРОВЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ-2002: ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ЭКСПОРТНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

World inwestment report 2002: ransnational corporations and export com-petiveness // Transnational corporations. - N.Y., 2002. - Vol. 11, N 3. -P. 130-175.

Доклад ЮНИДО подготовлен под общим руководством К.П. Саваны группой экспертов во главе с Ан-Нга Тран-Нгуеном. В журнале опубликована первая часть доклада, посвященная ТНК и экспортной конкурентоспособности. Эксперты отмечают, что объем мирового производства продолжает расти, а ТНК расширяют свою роль в глобализации мировой экономики. В настоящее время в мире действует 65 тыс. ТНК с почти 850 тыс. зарубежных филиалов, в 2000 г. в них были заняты 54 млн. работников по сравнению с 24 млн. в 1990 г., объем их продаж достиг почти 19 трлн. долл., что вдвое превышает мировой экспорт, тогда как в 1990 г. они были почти равны; объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вырос с 1,7 трлн. долл. до 6 трлн. (с. 131). На иностранные филиалы приходится 1/3 мирового ВВП и 1/3 мирового экспорта. При этом доминируют крупнейшие ТНК: в 2000 г. верхние 100 нефинансовых ТНК (во главе с «Водафон групп», «Дженерал электрик» и «Эксон мобил») обеспечивали более половины всех продаж и занятости иностранных филиалов; в результате главным образом слияний и поглощений их активы в 2000 г. выросли на 20%, занятость - на 16 и объем продаж - на 15% (с. 132).

Впервые, с тех пор, как ЮНКТАД стала отслеживать сведения о крупнейших ТНК, в список 100 в 2000 г. вошли 5 ТНК, имеющие штаб-

квартиры в развивающихся странах (РС), в том числе в Китае (Гонконге), Малайзии и Южной Корее.

Рост объема мирового производства обусловлен несколькими факторами: 1) либерализация, открытие национальных рынков и разрешение всех видов ПИИ и неакционерных соглашений; в 2001 г. было принято 208 изменений законов о ПИИ в 71 стране, из них более 90% нацелены на создание более благоприятного климата для ПИИ; 97 стран участвовали в заключении 158 двусторонних инвестиционных договоров, увеличив их общее число до 2099 к 2002 г.; заключено 67 новых договоров о двойном налогообложении; 2) быстрые технологические изменения; с одной стороны, этот процесс вызывает рост издержек и рисков и вынуждает фирмы выходить на мировые рынки; с другой - снижение стоимости транспорта и всей сети коммуникаций сокращает расстояния и делает экономичным транспортировку продукции и ее компонентов по всему миру в поисках наибольшей эффективности; 3) рост конкуренции под воздействием первых двух факторов вынуждает фирмы искать новые пути повышения эффективности - новые рынки, смена производственной деятельности с целью сокращения издержек, новые виды контрактных соглашений и размещение производств за рубежом.

Эти движущие силы по своей природе долгосрочные, но инвестиционное поведение фирм зависит также и от краткосрочных изменений деловых циклов. После рекордно высокого уровня в 2000 г. мировые финансовые потоки в 2001 г. впервые за десять лет резко упали. В основном это было результатом спада мировой экономики. По сравнению с 2000 г. объем международных слияний и поглощений упал вдвое. ПИИ в РС сократились на 14%; в 2001 г. они составили 205 млрд., а их доля в мировых ПИИ достигла 28% по сравнению с 18% в предшествующие два года; 49 наименее развитых стран (НРС) получили только 2% ПИИ во все РС, т.е. 0,5% мировых ПИИ (с. 139). Экономический спад подталкивался давлением конкуренции, усиленной необходимостью поисков территорий для размещения производств с низкими издержками. В результате этих поисков росли ПИИ в перемещение или расширение производств в низкозарплатных экономиках, шел отток капитала из стран, где местные рынки росли медленнее, чем зарубежные, например рост японских ПИИ в Китай. Размещение ПИИ в РС не было равномерным: в 2001 г. пять крупнейших реципиентов - РС получили 62% всех ПИИ в РС. Из десяти стран с абсолютным приростом ПИИ было восемь РС во главе с Мексикой, Китаем и Южной Африкой (с. 140). Есть мнение, что в 2001 г. про-

изошел возврат к «нормальному» уровню ПИИ после лихорадочных слияний и поглощений предшествующих двух лет.

Эксперты считают, что долгосрочные перспективы ПИИ остаются обещающими, крупные ТНК судя по всему продолжат международную экспансию; наиболее предпочтительными для ПИИ среди РС будут Китай, Бразилия, Мексика, Южная Африка: напротив, отток капитала из Японии вырос, хотя местные инвестиции уменьшились.

ПИИ в РС в целом сократились с 238 млрд. долл. в 2000 г. до 205 млрд. в 2001 г.; Африка осталась маргинальным реципиентом ПИИ, хотя они выросли с 9 млрд. в 2000 г. до более 17 млрд. в 2001 г., но в основном за счет Южной Африки и Марокко; в то же время меняется отраслевая структура ПИИ в Африке - в последние два года увеличивается доля инвестиций в сектор услуг (банки, финансы и транспорт). ПИИ в РС Азии и Тихоокеанского региона сократились со 134 млрд. долл. в 2000 г. до 102 млрд. в 2001 г., во многом из-за спада в Гонконге на 60% с рекордного уровня в 2 млрд. в 2000 г. За вычетом Гонконга, ПИИ в регион в 2001 г. достигли рекордного уровня с начала 90-х годов; оставаясь стабильными в Северо-Восточной и ЮВА, они выросли в Южную и Центральную Азию - на 32 и 88% соответственно. Доля Тихоокеанского региона в мировом притоке капитала выросла с 9% в 2000 г. до 14% в 2001 г. Китай (без Гонконга) является крупнейшим реципиентом ПИИ в регионе и среди РС; значительными реципиентами в своих регионах были Индия, Казахстан, Сингапур и Турция; в 2000-2001 гг. уменьшились ПИИ в страны АСЕАН до 12 млрд. долл. ежегодно (это только 1/3 от пикового уровня 1996-1997 гг.

Отток капитала из РС Азии был наименьшим с середины 90-х годов и составил в 2001 г. 32 млрд. долл. Более заметными становятся на мировых рынках ТНК Китая. ПИИ в 49 НРС были малы в абсолютных цифрах, хотя и способствовали формированию местного капитала; в некоторых странах они равнялись в среднем 7% общих инвестиций в 19982000 гг. по сравнению с 13% в других РС (с. 143). В 2001 г. ПИИ в НРС выросли до 3,8 млрд. долл. главным образом за счет Анголы.

Крупнейшим компонентом внешних поступлений в НРС была официальная помощь развитию (ОПР), хотя она и сократилась в 2000 г. до 12,5 млрд. долл. по сравнению с 16,8 млрд. в 1990 г. Правда, в 28 РС в течение 90-х годов росли ПИИ и сокращалась ОПР, но только в 7 НРС (Ангола, Экваториальная Гвинея, Гамбия, Лесото, Мьянма, Судан и Того) ПИИ в 2000 г. превысили ОПР. Поскольку большинство НРС надеется на

ОПР как важнейший источник финансов, а ОПР и ПИИ не замещают друг друга, сокращение ОПР особенно беспокоит НРС, одновременно они стали более активно привлекать иностранные инвестиции, соответствующие агентства созданы в 38 НРС, к концу 2001 г. НРС заключили 292 двусторонних соглашения об инвестициях и 138 соглашений о двойном налогообложении.

Для оценки деятельности ТНК ЮНКТАД вводит два индекса состояния ПИИ в стране: индекс I показывает отношение доли ПИИ страны в мировых ПИИ к ее доле в мировом ВВП, индекс II - внутренний потенциал страны для освоения ПИИ и рассчитывается на основе структурных факторов, которые изменяются относительно медленно и потому индекс II достаточно стабилен. Индекс I исходит из того, что доля страна в мировых ПИИ должна быть равна ее доле в мировом ВВП, соответственно, если индекс выше единицы, страна привлекает ПИИ больше, чем можно ожидать при ее ВВП. Согласно индексу I, в 1998-2000 гг. развитый мир в целом был более или менее сбалансирован; в Африке индекс снижался с 0,8 в 1998-1990 гг. до 0,5 в 1998-2000 гг.; в Восточной и ЮВА - с 1,7 в 1988-1990 гг. до 1,2 в 1998-2000 гг., а в Западной и Южной Азии за десятилетие индекс чуть поднялся с 0,1 до 0,2 (с. 145). В группу высших 20 стран, ранжированных по индексу I, входят 12 РС; в группу 20 с наинизшими показателями - в основном РС, в том числе несколько НРС, а также и несколько индустриальных стран (ИС), среди них Япония и Греция. За последние десять лет наиболее улучшился индекс у Анголы, Панамы, Никарагуа и Америки, а больше всех ухудшился у Омана, Греции, Ботсваны и Сьерра-Леоне. По индексу II в группу верхних 20 стран входят ИС и высокодоходные РС, а в 20 нижних - все РС.

Распределение стран по двум индексам таково: страны с высоким индексом I (выше среднего показателя для всех стран) и высоким индексом II - «бегущие впереди»; с высоким I и низким II - «с высоким потенциалом»; с низким I и высоким II - «с низким потенциалом»; низкие I и II - «состояние ниже возможного». В 1998-2000 гг. было 42 страны «бегущих впереди», в их числе ряд ИС, а также азиатские тигры (старые и новые). «С высоким потенциалом» - в основном страны без особых структурных возможностей для привлечения иностранного капитала, большинство из них относительно бедные и с неразвитой промышленной базой, и как исключение в этой группе присутствуют Бразилия и Китай. «С низким потенциалом» - это в основном богатые страны, относительно индустриализованные страны с низким уровнем ПИИ из-за преференций

и традиционно низкого доверия к ПИИ (в том числе Япония, Южная Корея, Тайвань), с неблагоприятными политическими и социальными факторами или слабой конкуренто-способностью; в эту же группу входят США и Саудовская Аравия, поскольку ПИИ не могут адекватно отразить участие ТНК из-за распространения неакционерных форм финансирования. В последнюю группу входят 42 бедные страны, которые по экономическим или другим причинам не привлекают достаточно ПИИ (с. 147148).

Процесс раздела международных рынков означает развитие экспортной конкурентоспособности. Конкурентоспособный экспорт дает возможность странам получать больше валюты и импортировать товары, технологии и услуги, в которых они нуждается для повышения производительности производства и уровня жизни населения. Это максимизирует воздействие на развитие. Но если целью поставлен экспорт одних и тех же товаров, если отсутствует адекватная национальная политика наращивания местных мощностей и добавленной стоимости, результатом будет ухудшение экономического состояния страны.

ТНК могут помочь поднять конкурентоспособность в РС, но осуществить эту задачу нелегко, и даже для успешных стран поддерживать конкурентоспособность может оказаться трудным делом. Экспортная конкурентоспособность важна и необходима, но ее следует рассматривать как средство достижения основной цели - экономического роста и развития страны.

ТНК сейчас участвуют во всех видах промышленного экспорта, в том числе и в низко- и среднетехнологической деятельности, где они часто выполняют роль координаторов местных производителей в дополнение к собственным филиалам. Торговля частями и компонентами, особенно в динамичных отраслях (электроника, автомо-билестроение и одежда), определяет движение к торговой специализации в международных производственных системах. Тем самым ТНК откликаются на серьезные изменения мирового экономического климата: развитие технологии, политику либерализации и рост конкуренции. Ликвидация барьеров в международных операциях позволяет ТНК размещать отдельные части производственных процессов и услуг по всему миру, извлекая преимущества из наименьших издержек производства: «Они представляют неисчерпаемый источник усиления возможностей конкуренции посредством оптимального географического размещения их деятельности» (с. 151).

Распространение производства в мире происходило десятилетиями, а интеграция в более крупных географических масштабах - это относительно новое явление, снабженческие цепочки распространяются на новые территории и связывают прежде разрозненную региональную производственную деятельность.

Наряду с растущей специализацией фирм и ТНК и их концентрацией на инновациях и маркетинге ТНК также все больше сотрудничают с местными фирмами, поставщиками, исследовательскими институтами. Таким образом, образующиеся МПС все больше проявляются в новых видах собственности и в более тесной координации действий ведущих игроков. Все это открывает новые возможности перед РС в деле освоения технологически емкой и экспорториентированной деятельности и превращения в составную часть МПС, но в то же время ставит барьеры для входа на рынок малых и новых поставщиков из РС, не имеющих конкурентных преимуществ.

3/4 стоимости мировой торговли приходится на долю всего 20 стран, в их числе не только ИС, но и Китай, Южная Корея, Мексика, Малайзия, Тайвань, Сингапур и Филиппины. «Другими словами, произошли серьезные изменения в структуре торговли и ряд развивающихся стран и переходных экономики находятся среди основных бенефициари-ев» (с. 153). Рост их экспорта напрямую связан с расширением МПС, особенно в электронике и автомобильной промышленности, например, в некоторых из них иностранные филиалы ТНК обеспечивают около половины экспорта торговых товаров; доля иностранных филиалов составляла в Китае в 1991 г. 16%, а в 2001 г. - 44%; в Малайзии в 1985 г. - 18%, а в 1995 г. - 49% (с. 156, 157). Азиатские РС завоевали часть основных мировых рынков - Японии, Европы и США.

При этом встают вопросы выгоды от торговли, связанной с ТНК. Многое зависит от стратегии ТНК, с одной стороны, и возможностей и политики принимающей страны - с другой. В частности, трудно ожидать развития, если иностранные филиалы не устанавливают связей с местным предпринимательским сообществом, не повышают квалификацию работников, не вводят комплексных технологий. Специализация в различных сегментах МПС может давать разные результаты. Так, специализация на высокотехнологичном экспорте в трудоемком сегменте может быть иногда нежелательна, так как обучение работников или передача технологии могут быть маловыгодными для местной экономики, а конкурентное преимущество низкооплачиваемого труда исчезнет с ростом зарплаты. С

другой стороны, трудоемкий экспорт выгоден до тех пор, пока местная добавленная стоимость положительна в мировых ценах, даже если она не растет. Согласно любой теории сравнительных преимуществ, в начале экспортного пути стране следует специализироваться на трудоемких процессах, но вопрос в том, сможет ли она последовательно и устойчиво поднимать свой экспорт. Успех развития и национальной стратегии индустриализации во многих странах (главным образом азиатских) объясняется объединенными усилиями по привлечению ТНК и развитию местной экспорториентированной деятельности. Страны, которые хотят улучшить свою экспортную конкурентоспособность с помощью ТНК, должны сформулировать и проводить соответствующую национальную политику: установить и провозгласить цели развития, добиться макроэкономической стабильности и обеспечить структурные факторы (технологические возможности и человеческие ресурсы) с целью выиграть от ПИИ. Опыт показывает, что эффективность любой такой политики зависит от специфического соотношения экономических, исторических, географических, культурных и политических факторов.

Условия доступа продукции РС на рынки ИС нуждаются в дальнейшем улучшении, в частности в области тарифов на сельскохозяйственные и текстильные товары. «Рост протекционизма может подорвать перспективы бедных стран полностью использовать свои сравнительные преимущества» (с. 161). Антидемпинговая защита, субсидии и торговые преференции препятствуют созданию удовлетворительных и устойчивых условий для экспорта РС, их необходимо пересматривать, так же как и стимулы привлечения новых или расширения существующих экспорториентированных ПИИ. В качестве стимулов РС используют налоговые меры - важный элемент стратегии развития во многих странах, особенно успешно привлекших ПИИ в экспортную деятельность.

Для привлечения экспорториентированных ПИИ широко используются экспортные промышленные зоны (ЭПЗ). Деятельность последних во многом зависит от политики улучшения человеческих ресурсов и создания необходимой инфраструктуры. Особенно успешны ЭПЗ в Китае, Сингапуре и на Филиппинах, хотя многие ЭПЗ потерпели неудачу. Но в ряде стран ЭПЗ развиваются, в них действует уже и местный капитал, и правительства поощряют связи между местными предпринимателями и иностранными филиалами. Меняется и структура производства таких ЭПЗ, происходит переход от низкотехнологичной и трудоемкой деятельности к более высокой - электронной сборке, электронному дизайну,

НИОКР. В РС этот процесс ускоряется в связи с правилами ВТО в области отмены экспортных субсидий, с их постепенной отменой растет и значение других стимулов, что в конечном счете ведет к дальнейшей международной кооперации. В то же время следует предоставлять экспортные субсидии тем иностранным филиалам, которые не попадают под действие правил ВТО, если они помогают местным производителям путем предоставления технологии, технической помощи и обучения персонала.

Политические инструменты для привлечения экспорториен-тированных ПИИ выбираются правительством РС в соответствии с общей стратегией развития; инвесторами, возможно, станут не высшие 100 ТНК, а более мелкие, с подходящей отраслевой ориентацией. Эффективное формулирование цели требует от правительства хорошо развитых связей с частным сектором, интегрирования инвестиционных задач в общую стратегию развития, обеспечения пакета стимулов для привлечения инвестиций ТНК в стратегические сферы деятельности, вовлечения иностранных филиалов в развитие человеческих ресурсов, создания высококачественной инфраструктуры, целевой поддержки местных предпринимателей и поставщиков. Ряд стран за последние 20 лет создали агломерации многих иностранных производителей, но не всем это удалось. Для этого требуется экономия масштабов на уровне предприятия, относительно низкие издержки в расчете на единицу продукции, низкие торговые барьеры, наличие внешних условий и способность к переключению видов деятельности. Стратегическое вмешательство правительства в создание таких агломераций возможно путем продвижения целевых инвестиций и предпринимательства, создания комплекса соответствующих институтов, повышения качества человеческих ресурсов.

С.М. Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.