Научная статья на тему '2007. 01. 038. Окусима синьитиро, Утимура Хироко. Как влияет экономическая реформа на неравенство среди городского населения Китая. Okushima Shinichiro, Uchimura Hiroko. How does the economic reform exert influence on inequality in urban China? // J. of the Asia Pacific economy. - L. ; N. Y. : Routhledge, 2006. - Vol. 11, n 1. - P. 35-54'

2007. 01. 038. Окусима синьитиро, Утимура Хироко. Как влияет экономическая реформа на неравенство среди городского населения Китая. Okushima Shinichiro, Uchimura Hiroko. How does the economic reform exert influence on inequality in urban China? // J. of the Asia Pacific economy. - L. ; N. Y. : Routhledge, 2006. - Vol. 11, n 1. - P. 35-54 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ КНР / КПК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА ДОХОДОВ КНР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Блохин Л. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 01. 038. Окусима синьитиро, Утимура Хироко. Как влияет экономическая реформа на неравенство среди городского населения Китая. Okushima Shinichiro, Uchimura Hiroko. How does the economic reform exert influence on inequality in urban China? // J. of the Asia Pacific economy. - L. ; N. Y. : Routhledge, 2006. - Vol. 11, n 1. - P. 35-54»

2007.01.038. ОКУСИМА СИНЬИТИРО, УТИМУРА ХИРОКО. КАК ВЛИЯЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА НА НЕРАВЕНСТВО СРЕДИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ. OKUSHIMA SHINICHIRO, UCHIMURA HIROKO. How does the economic reform exert influence on inequality in urban China? // J. of the Asia Pacific economy. - L.; N.Y.: Routhledge, 2006. - Vol. 11, N 1. -P.35-54.

Японские исследователи из Токийского университета (С. Окусима) и Института развивающихся экономик (Х. Утимура) показывают, что за время экономических реформ, начатых в 1978 г., разрыв в доходах между разными группами городского населения увеличился.

В 1990-е годы ВВП Китая увеличивался в среднем на 9% в год и в 2002 г. превысил 1200 млрд. долл. США. В реальном выражении это более чем в 8 раз превосходит уровень 1978 г. Параллельно росло и неравенство в доходах (НД) населения. Коэффициент Джини, используемый для измерения этого неравенства, в 1998 г. достиг 0,403 и продолжал увеличиваться. По этому показателю Китай опережает Индонезию (0,365 в 1996 г.), Индию (0,378 в 1997 г.), Японию (0,249 в 1993 г.) и Южную Корею (0,316 в 1993 г.). «Рост неравенства в доходах раздражает китайский народ и рассматривается китайскими властями как серьезная проблема» (с. 35)

Реформы, обеспечившие ускоренное экономическое развитие страны, вначале были сосредоточены на сельских районах. Но с 1984 г. основное внимание стало уделяться городским зонам. Преобразования проводились постепенно. Переход к рыночной системе осуществлялся с большой осторожностью. Открытие экономик производилось на ограниченной территории - в особых экономических зонах, в прибрежных областях. Именно в них привлекался иностранный капитал, вводились иностранные технологии, что обеспечило быстрый экономический рост этих зон. Другие же районы, лишенные таких возможностей, находились в состоянии относительного застоя. После 1992 г. реформы были ускорены, чтобы усилить роль рыночных механизмов. Это дало мощный толчок к переходу от уравнительного распределения доходов к «меритократическому» распределению, при котором доход индивида определяется рыноч-

ным успехом. Тем самым было положено начало существенным переменам в структуре доходов, отражающим рост НД.

«Реформы отдали предпочтение макроэкономическому росту, даже если для этого приходилось в какой-то степени пожертвовать равенством в распределении доходов и возможностей» (с. 36). Однако большое НД в пределах одной страны может вызвать рост недовольства беднейших слоев, считающих такое НД несправедливым. Власти не могут пренебрегать такими настроениями, если учесть, что на долю этих слоев приходится основная часть населения Китая.

Авторы анализируют структуру НД в городах Китая, используя материалы обследований, которые были проведены Институтом экономики Китайской академии общественных наук в 1988 и 1995 гг. Эти годы относятся к разным периодам - до и после 1992 г. - и поэтому могут отражать влияние политики постепенного (до 1992 г.) и форсированного (после 1992 г.) проведения реформ. Особое внимание к городам авторы объясняют тем, что именно здесь реформы вызвали резкое изменение в распределении доходов. Всего было опрошено в составе занятого населения 17 459 человек в 1988 г. и 9227 человек в 1995 г. (с. 38).

Статистический анализ данных по провинциям показал, что в каждой провинции НД за 1988-1995 гг. увеличилось. Кроме того, закрепилось экономическое неравенство провинций: ускоренное развитие провинций, где доходы уже были относительно велики, и стагни-рующий рост провинций, где доходы были относительно низки.

Структура НД в 1988 г. была единообразной: различия в распределении доходов зависели от возраста занятых. Однако уже в 1995 г. существенную роль стало играть образование. Уровень образования стал главным фактором роста НД в рассматриваемый период. Возникший рынок рабочей силы способствовал тому, что доходы работников стали в большей степени определяться их реальными трудовыми усилиями и мастерством. «Маркетизация усилила неравенство и сделала китайскую экономику более меритократичной» (с. 50).

Однако нельзя утверждать, что НД между работниками целиком объясняется различиями в количестве и качестве труда, особенно в Китае. Чтобы это было так, у людей должны быть равные возможности для применения своих сил. Между тем в реальности такие возможности неравномерно распределены между регионами и социальными группами. Некоторым регионам была предоставлена при-

вилегия в установлении связей с мировой экономикой и привлечении иностранного капитала. Остается ограниченным и неодинаковым для разных регионов и социальных групп доступ к образованию (особенно выше начального), важнейшему фактору роста НД. Более того, в Китае гораздо меньше свободы в выборе профессии, чем в развитых странах. «В общем, Китай, судя по всему, создал более ориентированную на рынок и меритократичную экономику при меньшем равенстве возможностей. В дальнейшем наряду с маркети-зацией требуется направлять усилия на обеспечение равенства возможностей» (с. 50).

В заключение авторы обсуждают политические последствия роста НД. Возникший разрыв в уровне доходов делит китайское общество на малообеспеченное большинство и материально благополучное меньшинство. КПК намерена включить вновь разбогатевших людей в число тех, кто составляет ее политическую опору. На 16-м съезде КПК в 2002 г. в устав партии была внесена поправка, позволяющая вступать в ее ряды частным предпринимателям. Однако эта перемена позиции может оттолкнуть от КПК малоимущее население, на которое изначально опиралась КПК, что нарушит политическую стабильность в стране.

Малообеспеченные слои, все еще составляющие огромную часть населения Китая, в силу своего положения предпочли бы политику перераспределения доходов в сторону их выравнивания. Тем не менее нынешняя политика больше отражает интересы меньшинства - нуворишей, каковыми являются частные предприниматели, поскольку правительство среди поставленных задач выдвинуло на первое место экономический рост с помощью рыночно ориентированной экономической реформы. Как показал эмпирический ана-лиз12, государственное финансирование в Китае не только не направлено на перераспределение доходов, но и стало главным фактором роста НД в стране - как в городе, так и в деревне. В демократических странах правительства стремятся перераспределять доходы в пользу бедных слоев населения. Китай, конечно, - особый случай, так как его правительство не является демократическим в

12 Khan A.R., Riskin C. Inequality and poverty in China in the age of globalization. - N. Y., 2001. Описание дано по реф. источнику.

западном понимании. «Тем не менее любому правительству должно быть трудно идти против интересов большинства народа» (с. 51).

Учитывая сказанное, Китай не может игнорировать многие вставшие перед ним проблемы. «Китайскому правительству необходимо создать некую систему перераспределения доходов, как это сделали развитые страны в ХХ в., и воссоздать систему социального страхования в новой, рыночно ориентированной экономике, продвигая далее обеспечение равных возможностей для всех людей» (там же).

Л. Ф. Блохин

2007.01.039. ШАХ А. ЛЮБОВНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАК МОТИВАЦИЯ ОТХОДНИЧЕСТВА: СЕЗОННАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ ДЖХАРКХАНДА НА КИРПИЧНЫЕ ЗАВОДЫ ДРУГИХ ШТАТОВ В ИНДИИ.

SHAH A. The labour of love: Seasonal migration from Jharkhand to the brick kilns of other states in India // Contributions to ind. sociology. -L., 2006. - Vol. 40, N 1. - P. 91-118.

Автор (факультет антропологии Голдсмитского колледжа в Лондоне) анализирует материалы полевого обследования, проведенного в 2000-2003 гг. в деревне Тапу (дистрикт Ранчи, штат Джхарк-ханд) и на кирпичных заводах Западной Бенгалии. Оспаривая широко распространенное мнение об экономических причинах миграции, автор настаивает на том, что бывают и другие, более мощные мотивы.

Каждый год после завершения сельскохозяйственных работ крестьяне выезжают из деревни Тапу на полгода на кирпичные заводы в Западную Бенгалию. «Невозможно понять сезонную миграцию рабочей силы только в экономических терминах... Экономические соображения могут придать форму. Я утверждаю, что мигранты не рассматривают миграцию исключительно в денежном эквиваленте, не считают свой труд тягостно-безысходным, о чем живописует литература по данному вопросу. Они скорее видят в миграции временный уход от проблем у себя дома и возможность открыть для себя новое, получить независимость от родителей и наполнить свою жизнь запрещенными дома любовными приключениями» (с. 93) Исключительно важным соображением для обследованных мигрантов оказалось «быть свободным», и кирпичный завод со всеми бытовы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.