ного внутреннего долга АфС. Иными словами, в среднем африканские правительства должны четырежды в год погашать половину своего долга. На втором месте по популярности являются двенадцатимесячные облигации, которые составляют одну пятую всего долга. Наконец, одна десятая долга представлена шестимесячными облигациями. Средняя африканская облигация выпускается на 231 день. При этом наиболее бедные страны-должники имеют самый краткосрочный долг: в среднем 177 дней. На первом месте по этому показателю идет Бурунди с 77 днями, на втором - Уганда с 93 днями. Напротив, долг ЮАР в среднем должен быть погашен через 1748 дней, а долг Свазиленда - через 1145 дней. "Опыт индустриальных стран показывает, что с ростом дохода на душу населения растет и потребность инвесторов в долгосрочных долговых обязательствах. Это означает, что по мере экономического развития африканских стран их долги будут более долгосрочными. Это снизит нынешний риск, порождаемый преобладанием краткосрочных обязательств. Пока же можно говорить о том, что многие самые бедные африканские страны слишком поспешили наращивать внутренний долг, не дождавшись соответствующего развития своего финансового рынка, поэтому поставили свой бюджет в очень опасное положение" (с.532).
С. В. Минаев
2006.04.036. ЦАНГАРИДЕС Ч., КУРЕШИ М. ЧТО НЕЧЕТКОГО В СОЗДАНИИ КЛАСТЕРОВ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ? TSANGARIDES CH.,QURESHI M. What is fuzzy about clustering in West Africa? - Wash.: IMF, 2006. - 41 p.
Ч. Цангаридес (МВФ) и M. Куреши (Кембриджский университет, Великобритания) анализируют возможность создания единой валюты в западноафриканский странах (ЗАфС), используя при анализе как теорию «оптимальной валютной зоны», сравнивающую потери и приобретения той или иной страны от вхождения в зону единой валюты, так и кластерный метод, который оценивает возможности вхождения стран в зону единой валюты в зависимости от того, могут ли они быть объединены с другими странами в единую группу (кластер) по неким формальным признакам. Рассматриваются две разновидности кластерного метода: четкий (или жесткий), при котором каждая страна относится только к одной группе, и не-
четкий (или мягкий), при котором каждый объект относится сразу ко всем группам и в каждую группу входят одновременно все объекты - однако в разной степени.
Прообразом зон единой западноафриканской валюты обычно считаются: Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС), в который входят Бенин, Буркина Фасо, Кот-д'Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Нигер, Сенегал и Того; Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (ЭВСЦА), в него входят Камерун, Чад, Республика Конго, ЦАР, Экваториальная Гвинея и Габон; Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭСЗАГ), в котором 15 государств (8 из них являются членами ЗАЭВС); наконец, Западноафриканская валютная зона (ЗАВЗ), которую образовали 5 членов ЭСЗАГ, не входящих в ЗАЭВС, - Нигерия, Гамбия, Гана, Гвинея и Сьерра-Леоне (с. 4).
Теория «оптимальной валютной зоны» считает выгодами от создания единой валюты уменьшение внешнеторговых издержек, стабизиацию цен, болеее эффективное размещение экономических ресурсов, улучшение доступа к рынкам товаров, сырья и финансовых инструментов - следовательно, облегчение инвестиций и стимулирование экономического роста. Главной потерей от вступления в валютный союз является утрата страной контроля над национальной денеджной и валютной политикой.
Известны два критерия оценки устойчивости валютного союза: характер внешних шоков, переживаемых участниками союза, и скорость приспособления к этим шокам. Характер внешних шоков важен именно потому, что все страны, входящие в союз и отказывающиеся от собственной денежной и валютной политики, оказываются в зависимой и уязвимой позиции. Если все страны союза переживают одинаковые шоки (например, экспортируют одни и те же товары, цены на которые внезапно падают), то они могут реагировать на эти шоки с помощью снижения курса единой валюты или с помощью снижения единой процентной ставки - это позволит стимулировать внутреннее производство. Однако если экспортируются разные товары и цены на одни падают, а на другие растут, тогда снижение курса единой валюты или удешевление кредита помогает странам, которые экспортируют дешевеющие товары, а странам, товары которых дорожают, лишь вредит, вызывая перегрев экономики и инфляцию. Таким образом, издержки формиро-
вания валютного союза ниже, если внешние шоки симметричны для всех его участников, и выше, если внешние шоки ассиметрич-ны. Скорость приспособления к шокам выше именно в случае ас-симетричных шоков. Если рыночные механизмы достаточно быстро работают, то ассиметричные шоки могут нанести лишь небольшой вред. Под рыночными механизмами имеются в виду перемещения рабочей силы и перераспределение бюджетных средств. Если рабочая сила перемещается свободно внутри валютного союза, то безработные из стран, испытывающих спад производства в результате снижения экспортных цен, могут найти работу в странах, экспорт которых подорожал. Точно также, если в валютном союзе хорошая система перераспределения бюджетных средств, они могут быть направлены из стран, выгадывающих от роста экспортных цен, в страны, пострадавшие от их падения.
Применение теории «оптимальной валютной зоны» к ЗАфС показывает, что эти страны, отличающиеся небольшим размером внутреннего рынка, зависимые от внешней торговли, с недиверси-фицированной экономикой, экспортом ограниченного числа сырьевых товаров, чрезвычайно подвержены ассиметричным внешним шоком. Конечно, некоторые сырьевые товары (кофе, какао, древесина, арахис) экспортируются всеми или почти всеми ЗАфС. Однако существуют важные товары, которые экспортируются лишь одной или двумя ЗАфС. Это прежде всего нефть, которую в больших количествах экспортирует Нигерия, а остальные ЗАфС импортируют. Поэтому внешние шоки, вызванные ростом или падением сырьевых цен, для Нигерии по определению ассиметричны с другими странами (повышение цен на импортируемую нефть также является шоком, но менее заметным, чем снижение цен на экспортные товары - все-таки ЗАфС являются не очень крупными экспортерами нефти). Важно заметить, что нефтяные шоки в ЗАфС происходят постоянно, т.к. цены на нефть отличаются крайней нестабильностью. В целом симметричность внешнеторговых шоков выше внутри ЗАЭВС, чем между странами ЗАЭВС и ЗАВЗ, или внутри ЗАВЗ (с .5).
Свобода перемещения рабочей силы, которая способна смягчить последствия асимметричности внешнеторговых шоков, относительно высока среди стран ЗАЭВС. Этого нельзя сказать о перераспределении бюджетных средств, которое в сущности отсутству-
ет, что объясняется и недостатком этих средств во всех странах -членах ЗАЭВС, и отсутствием практики перераспределения налоговых поступлений в пользу нуждающихся регионов даже внутри каждой из ЗАфС, не говоря уже о перераспределении их в пользу других стран. Вдобавок взаимная торговля ЗАфС развита относительно слабо, особенно в странах, не входящих в ЗАЭВС. ЗАфС гораздо больше торгуют с европейскими странами, поэтому вызывает большие сомнения снижение внешнеторговых издержек в случае введения единой валюты. «Несмотря на все это, использование теории оптимальной валютной зоны дает основание утверждать, что западноафриканские страны могли бы все-таки получить определенную выгоду в случае отказа от независимой валютной политики. Введение единой валюты могло бы привести к снижению инфляции и большему доверию к денежной системе. В современных условиях отсутствие реальной независимости западноафриканских центральных банков и относительная неразвитость рынков государственных долговых обязательств в этих странах приводит к тому, что денежную политику диктуют текущие потребности финансирования бюджетных дефицитов, и эта политика сводится к печатанию ничем не обеспеченных денег. Создание валютного союза могло бы по меньшей мере наладить бюджетную дисциплину, так как единый центральный банк, политически независимый от национальных правительств и не желающий покрывать их расходы за счет печатного станка, стал бы своеобразным ограничителем роста бюджетных дефицитов» (с. 6).
Сама по себе теория «оптимальной валютной зоны» может оказаться недостаточной для оценки перспектив создания единой валюты ЗАфС: все-таки критерии выгод и потерь от этой валюты являются довольно расплывчатыми и отвлеченными. Многое зависит от позиции самих участников потенциального валютного союза: что они считают выгодами, а что потерями. В последние годы страны ЭСЗАГ склоняются к тому, чтобы в перспективе все-таки создать единую валюту, несмотря на все трудности, связанные с ассиметричностью внешних шоков. По-видимому, они считают, что внешнеторговые различия - не главное в валютных вопросах.
Однако очевидно, что нельзя объединяться странам, если их общая экономическая структура совершенно различна. Поэтому полезно использовать кластерный метод, чтобы оценить, насколько
однородна экономическая структура стран ЭСЗАГ и насколько она позволяет ввести фиксированные курсы национальных валют с последующим созданием единой валюты, как это было в случае с евро. Для группировки стран по кластерам необходимо выделить критерии, имеющие отношение к валютному объединению. Такими критериями являются: синхронность колебаний реального ВВП, экспортных и импортных цен, колебания обменных курсов западноафриканских валют, инфляция, интенсивность внутрирегиональной торговли, состояние национальных бюджетов и способность обслуживать внешний долг.
Критерий синхронности колебаний реального ВВП, требует выбрать какую-нибудь страну, производство которой берется за исходный уровень и которая вообще является «базовой» страной возможного валютного союза. В случае с созданием евро «базовой» страной была Германия - и с точки зрения развития производства, и с точки зрения денежной политики (не случайно Европейский центральный банк был скопирован с Бундесбанка). В случае с ЗАфС дело обстоит менее ясно. Наиболее вероятным кандидатом на роль «базовой» страны является Нигерия, однако у нее отсутствует развитая финансовая система и бюджетная дисциплина Германии, кроме того, структура экспорта разительно отличается от структуры экспорта соседних стран. Поэтому Нигерия, вероятно, будет отрицательно влиять на единую денежную политику и подрывать устойчивость единой валюты. Остается искать эталон за пределами ЗАфС и вообще за пределами Африки. Наиболее удобны в этом отношении страны еврозоны, поскольку они уже создали единую валюту. Расчеты показывают, что по отношению к странам еврозоны корреляция колебаний реального ВВП в 1995-2004 гг. были выше у стран ЗАЭВС, чем у стран ЗАВЗ и ЭСЗАГ в целом.
То же самое можно сделать при оценке колебаний импортных и экспортных цен, подсчитав ежегодные изменения этих цен в ЗАфС и выяснив корреляцию с изменениями в странах еврозоны. И здесь выясняется, что в странах ЗАЭВС колебания более синхронны, чем у стран ЗАВЗ.
Анализ колебаний реального обменного курса национальных валют важен потому, что для стран с относительно стабильной валютой мало что изменится при переходе к фиксированным курсам с последующим введением единой валюты. В данном случае доста-
точно рассматривать только данные о ЗАВЗ, так как страны ЗАЭВС, где валюта - африканский франк, уже и так имеют фиксированный валютный курс, привязанный к евро.
Интенсивность внутрирегиональной торговли подсчитывает-ся как отношение внешнеторгового оборота страны с соседями по региону к общему внешнеторговому обороту страны. Данные показывают, что страны ЗАВЗ торгуют между собой не очень интесив-но, также низок уровень торговли между странами ЗАВЗ, с одной стороны, и ЗАЭВС, с другой, в то время как страны ЗАЭВС торгуют между собой довольно интенсивно.
Что касается инфляции, то главной целью макроэкономической конвергенции, поставленной перед собой странами ЗАВЗ, является снижение инфляции до уровня меньше 10% в год. В целом получается, что в 1995-2004 гг. в ЗАВЗ инфляция была выше, чем в странах ЗАЭВС (среди стран ЗАВЗ только в Гамбии и Гвинее инфляция оказалась ниже 10% годовых, в Гане, Нигерии и Сьерра-Леоне ежегодный рост цен значительно превышал этот показатель, в странах же ЗАЭВС уровень инфляции составил 2-4%, за исключением Гвинеи-Биссау, где цены в среднем росли на 14,5% в год) (с. 15).
Страны ЗАВЗ также поставили задачу иметь бюджетный дефицит меньше 4% ВВП. Расчеты показывают, что эти страны в 1995-2004 гг. имели более значительные бюджетные дефициты, так что выполнить эту задачу им будет трудно. Что касается способности обслуживать внешний долг, то очевидна невозможность создать зону единой валюты, если значительная часть поступлений от экспорта уходит иностранным кредиторам, а для обслуживания долга нужно постоянно делать новые заимствования. Выяснилось, что в странах ЗАВЗ доля выплат по долгам в поступлениях от экспорта постоянно снижается, однако им еще далеко до уровня в 10%, который считается признаком кредитной устойчивости.
Если применять жесткий кластерный метод, то выясняется, что довольно большое число стран имеют некоторое сходство друг с другом по вышеописанным критериям и могут быть разбиты на три группы в зависимости от степени сходства: к первой относятся Сенегал, Буркина Фасо, Мали, Нигер и Того; ко второй - Острова Зеленого мыса, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гвинея; к третьей - Гвинея-Биссау и Сьерра-Леоне. Таким образом, все страны ЗАВЭС, кроме Гвинеи-Биссау, могут быть сгруппированы и окажутся в кластерах
на небольшой дистанции друг от друга. Страны ЗАВЗ также могут быть сгруппированы и друг с другом, и со странами ЗАВЭС, но на значительно большей дистанции. При этом Нигерия и Гана находятся на такой дистанции от всех остальных, что включение их в какую-либо группу выглядит нецелесообразным (с. 18).
Мягкий кластерный метод дает следующие результаты. Острова Зеленого Мыса, Гамбия и Гвинея обнаруживают некоторую корреляцию колебаний ВВП, а также импортных и экспортных цен, отличаются сравнительно небольшими колебаниями обменного курса, низкой инфляцией и успешным обслуживанием внешнего долга, однако очень отличаются размерами бюджетного дефицита. Гана и Сьерра-Леоне в целом имеют наибольшее сходство, так как показывают значительную корреляцию колебаний ВВП, а также экспортных и импортных цен. Однако Сьерра-Леоне отличается от Ганы очень большими расходами на обслуживание внешнего долга, а Гана от Сьерра-Леоне - большей интенсивностью торговли с другими странами региона. Нигерия с ее сравнительно низкой инфляцией, небольшим бюджетным дефицитом и низкой интенсивностью торговли с другими странами региона в целом очень отличается от других ЗАфС. В общем, выводы, полученные на основе применения мягкого кластерного метода, те же, что при применении жесткого - страны ЗАВЗ больше отличаются друг от друга, чем другие ЗАфС.
«Таким образом, мы обнаружили значительные различия экономических характеристик стран Западной Африки, означающие, что предполагаемое создание в рамках ЭСЗАГ зоны единой валюты не может быть рекомендовано. Из всех исследованных групп ЗАВЗ демонстрируют самые большие различия друг с другом и, в свою очередь, имеют мало общего со странами ЗАЭВС, которые, в принципе, могут быть как-то сгруппированы. Более того, Гана и особенно Нигерия при любом методе исследования оказываются одиночками и не входят ни в какую группу, тогда как остальные страны ЗАВЗ имеют между собой немало общего. Поэтому весьма сомнительно включение этих двух стран в любую предлагаемую зону единой валюты. Не исключена постановка вопроса о создании единой валюты стран ЗАВЗ без Ганы и Нигерии» (с. 31).
С. В. Минаев