Научная статья на тему 'Стратегия экономической интеграции стран Тропической Африки: сложности и перспективы (на примере ЭКОВАС)'

Стратегия экономической интеграции стран Тропической Африки: сложности и перспективы (на примере ЭКОВАС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия экономической интеграции стран Тропической Африки: сложности и перспективы (на примере ЭКОВАС)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2008. № 2

А.Л. Гевелинг

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ: СЛОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (на примере ЭКОВАС)

Процессы глобализации1 и рост взаимозависимости различных государств, ведущий к интернационализации их инвестиционных и производственных связей, ставят новые экономические и политические задачи, многие из которых невозможно решить исключительно на «страновом» уровне. Региональное со-трудничество2 развивающихся стран далеко выходит за рамки согласования общей позиции в вопросах внешней политики и включает обеспечение общественных благ на региональной основе, а также реконфигурацию хозяйственного пространства для маневра в политике. Одновременно приходится решать такие проблемы, как неравный удельный вес стран — участников объединений и попытки (явные или завуалированные) наиболее мощных государств — членов международных организаций и движений «обойти» коллективные соглашения. Опыт европейского сотрудничества свидетельствует, что развитие региональной интеграции3 часто не соответствует заранее разработанному «маршруту» и требует много времени, особенно для создания необходимой институциональной основы.

Интеграционные процессы в Африке отмечены зависимым положением ее стран в системе мирового хозяйства, что несомненно сказывается на характере и последовательности проводимых реформ, а также формах и содержании региональной интеграции. Кроме того, состояние экономики африканских государств, особенности их социально-экономического развития, темпы интеграционных процессов находятся под большим влиянием традиционных институтов, давно сложившихся норм и обычаев поведенческой культуры в сфере бизнеса. Это особенно характерно для региональной интеграции государств Тропической Африки4, т.е. той части континента, где преобладают наименее развитые страны. Значительная часть наиболее актуальных проблем развития стран региона так или иначе решается именно в рамках интеграционных процессов.

Необходимо отметить, что эта проблема уже привлекла внимание отечественных ученых. Так, различные грани экономической интеграции африканских государств исследовались Т.А. Али-хановой, В.К. Вигандом, Е.В. Морозенской, В.П. Морозовым,

Г.Е. Рощиным, Б.Б. Руновым и др. В числе зарубежных авторов, рассматривавших те или иные аспекты хозяйственной интеграции — О. Абояде, А. Адедеджи, П. Окигбо, О. Териба, А. Филлипс и др.

В последние годы в Тропической Африке отмечаются высокие показатели хозяйственного развития. В 2006 г. темпы экономического роста составили 5,5%. Однако указанных темпов недостаточно для достижения африканскими странами цели развития, сформулированной в Декларации тысячелетия, а именно — двукратного сокращения нищеты к 2015 г. Согласно расчетам ООН, решить эту задачу можно в случае ежегодных темпов роста ВВП порядка 7—8%. Чтобы добиться таких темпов роста государствам Африки необходимо обеспечить значительное и устойчивое увеличение ресурсов, выделяемых на цели развития. Некоторые макроэкономические показатели развития стран Тропической Африки приведены в табл. 1.

В начале XXI в. очевидной была чрезмерная зависимость африканских стран от притока внешних ресурсов, таких, как прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и официальная помощь в развитии (ОПР). Именно поэтому упор на мобилизацию внутренних ресурсов и повышение качества их использования позволили бы не только увеличить объем ресурсов для национального развития и борьбы с нищетой, но и расширить возможности политического маневра, необходимого для достижения африканскими государствами подлинной экономической самостоятельности. (Решение этой задачи представляется достаточно трудным, поскольку в настоящее время нормы сбережения в странах Африки на юг от

Таблица 1

Тропическая Африка: макроэкономические показатели, 2003—2007 гг.

2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.1

Темпы роста ВВП, % 4,3 6,1 5,5 6,2

Темпы роста ВВП в расчете на душу населения, % 2,3 4,2 3,5 4,2

Условия торговли (изм., %) 0,5 7,8 10,8 3,3

Бюджетный дефицит (% к ВВП) -2,7 1,5 5,0 0,8

Экспорт товаров и услуг (% к ВВП) 32,4 38,9 40,5 40,4

Валовые внутренние инвестиции (% к ВВП) 16,5 19,0 21,1 21,8

Валютные резервы (число месяцев оплачиваемого импорта) 4,4 5,6 5,6 5,7

Примечание: 1. Оценка.

Источник: IMF. Sub-Saharan Africa: Selected Indicators, 2002—2007. Washington, 2007. P. 3.

Сахары ниже, чем во всех остальных регионах мира. Правда, в последние годы этот показатель по региону немного повысился: с 14,6% ВВП в 1992 г. до 17,6% в 2005 г.5)

Ресурсы государственного сектора, призванные наряду с частными сбережениями играть важную роль в функционировании хозяйственного механизма, в африканских странах весьма ограниченны. Поэтому налоговые поступления, составляющие почти всю сумму государственных внутренних доходов в африканских странах, по существу определяют объем тех государственных ресурсов, которые можно использовать на цели социально-экономического развития. В большинстве стран Африки на юг от Сахары уровень налоговых поступлений низок (см. Приложение 2), а реформы, направленные на его повышение, слабо изменили ситуацию к лучшему. Отчасти сложившееся положение обусловлено структурными особенностями экономики, которые затрудняют сбор налогов. Отчасти — ограниченной легитимностью государства и коррумпированностью госбюрократии. И рядовым гражданам, и деловым организациям далеко не всегда понятно, как и на какие цели расходуются налоги в системе государственного обслуживания.

В этих условиях фактором увеличения потенциала развития стран могут стать их коллективные усилия в рамках совместных проектов и планов, выполняемых в процессе экономической интеграции. Последняя обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, услуг и капитала и постепенно — при определенных условиях и заинтересованности стран-партнеров — ведет к единому экономическому, валютному и информационному пространству в рамках региона. При этом процесс интеграции предполагает заключение между странами соглашений об образовании региональной интеграционной группы того или иного типа и создании соответствующей правовой и институциональной базы хозяйственного взаимодействия.

При анализе процессов интеграции особое внимание необходимо уделять понятию конвергенции стран, т.е. вопросам достижения совместимости их экономик, сближения уровней и темпов развития на основе общей экономической и структурной политики. Реализация экономических планов в рамках интеграционных образований нередко сталкивается с негативным влиянием внешних факторов — неравноправного положения в международном разделении труда, скудностью притока капитала, влиянием глобализации.

В 1980-е и 1990-е гг. многие африканские страны болезненно восприняли процесс рационализации и либерализации их торговых режимов посредством структурных программ регулирования, рекомендованных Всемирным банком и Международным валют-

ным фондом. Хотя результаты реформ были неоднозначны, налицо тенденция к снижению тарифных и нетарифных барьеров в странах субсахарской Африки. Количественные ограничения были заменены на более низкий тариф, в среднем между 15 и 20% (ранее 35—40%). Однако эти тарифы все еще остаются достаточно высокими по сравнению с другими региональными торговыми соглашениями (РТС) в Азии и Латинской Америке. Африканским странам (всем вместе и каждой в отдельности) в рамках РТС недостает инициативы и настойчивости в налаживании эффективных хозяйственных систем, которые обеспечили бы экспортерам доступ на рынки по конкурентоспособным ценам. Жизнеспособность самих региональных образований во многом ограничена непоследовательностью экономической политики, «неустойчивым развитием» африканских стран, многие из которых, кстати, не демонстрируют особого доверия друг к другу.

Как известно, ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания РТС. Согласно этому своду, торговая политика участников РТС должна быть совместима с нормами ВТО, а их соглашения должны быть открытыми для присоединения к ним других стран. Выступая с объединительными идеями в противовес узкорегиональным схемам интеграции, руководство ВТО призывает к развитию многосторонней торговой системы и созданию к 2020 г. единой зоны свободной торговли6.

Слабость межафриканского сотрудничества связана с такими структурными факторами, как низкий уровень доходов, ограниченность производственной инфраструктуры, недостаточное развитие товарно-денежных отношений, а также слабое разделение труда, узкий малодифференцированный набор экспортируемых товаров и их значительная однотипность. Представляется, что для поступательного развития региональной интеграции стран с различными уровнями экономического развития важны не только соглашения и политическая воля. Решающим шагом в этом направлении, вероятно, должно быть «выравнивание» национальных экономик путем использования простых форм интеграции и производственной кооперации. В целом, несмотря на проводимые африканскими странами рыночные реформы и другие хозяйственно-политические мероприятия, в экономической интеграции континента пока достигнут незначительный прогресс. Об этом, в частности, говорит слабый уровень торгового оборота внутри африканских группировок, который достигает менее 10% от общего объема их внешней торговли (табл. 2).

Необходимо отметить, что анализ особенностей интеграционных процессов именно в Западной Африке7 дает возможность выделить общие характерные черты, свойственные региональной интеграции на всем африканском континенте.

Таблица 2

Доля внутрирегиональной межстрановой торговли в общей стоимости экспорта стран региональных группировок Африки, 1980—2005 гг., %

Региональные группировки 1980 1990 1995 2000 2005

Экономическое объединение стран Великих озер 0,1 0,5 0,5 0,8 1,3

Общий рынок Восточной и Южной Африки 5,7 6,3 6,0 5,1 4,9

Экономическое сообщество цен-тральноафриканских стран 1,4 1,4 1,5 1,1 0,9

ЭКОВАС 9,6 8,0 9,0 10,8 9,6

Южноафриканское сообщество развития 0,4 3,1 10,8 9,4 9,1

Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество 1,8 2,3 2,1 1,0 0,9

Западноафриканский экономический и валютный союз 9,6 13,0 10,3 13,1 13,4

Союз арабского Магриба 0,3 2,9 3,8 2,3 2,0

Источник. UNCTAD Handbook of Statistics 2006-2007. N.Y., 2007. Р. 49.

Первоначальный импульс к интеграции стран Западной Африки дали программы в рамках стратегии импортозамещения или импортозамещающей индустриализации (ИЗИ). В эту программу были вовлечены преимущественно предприятия и организации государственного сектора, которые играли чрезвычайно важную роль в условиях «смешанной экономики». Государство становилось партнером (входило в долю) крупных частных иностранных компаний. Так, например, в Нигерии многие иностранные банки стали деловыми организациями, в управлении и капитале которых принимало участие государство. Однако программа ИЗИ и сопутствовавшая ей трансформация статуса хозяйствующих субъектов кардинально не изменили ситуацию в экономике.

В Договоре об образовании ЭКОВАС8 в 1975 г. в качестве основных задач его существования указывались «ускорение, усиление и стимулирование экономического и социального развития стран организации в целях улучшения жизненного уровня их граждан»9. Связанные с этой установкой необходимые структурные преобразования позднее были вписаны в контекст стратегии Лагосского плана действий. «...опора на собственные силы и самоподдерживаемое развитие стран-участников»10.

Обновленный более 30 новыми протоколами в 1992 г. основной текст Договора членов ЭКОВАС в качестве главных целей интеграции называет: расширение регионального рынка; гармонизацию сельскохозяйственной и индустриальной политики посредством производственной интеграции; развитие валютной и

финансовой интеграции в целях расширения торговли; обеспечение свободы передвижения граждан, включая свободу проживания и предпринимательской деятельности.

Таким образом, эволюцию ЭКОВАС можно рассматривать как многоступенчатый процесс, поэтапно ведущий к таможенному союзу, а затем к общему рынку. К 1975 г. в регионе Западной Африки уже действовало свыше 20 различных межгосударственных организаций и программ. Наиболее крупным из них является Экономическое сообщество государств Западной Африки. В 1994 г. на его основе был создан Западноафриканский экономический и валютный союз. В Западной Африке действует значительное число межгосударственных и негосударственных организаций, декларирующих свое стремление к интеграции. Однако зачастую они слабо управляются, работают неэффективно и мало способствуют гармонизации национальных экономик этой части африканского континента. Участие западноафриканских стран в интеграции подчас диктуется соображениями далекими от экономики и общих интересов региона. Кроме того, регион отличается высокими предпринимательскими и кредитными рисками, обусловленными в основном политической неустойчивостью (Либерия, Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуар).

В 1990-х гг. в Западной Африке начался новый этап экономической интеграции. В ее основе лежали либерализация торговли и реформирование экономики. Здесь следует отметить такую особенность развития интеграции в Западной Африке, как наличие стран с «возникающей» экономикой — Нигерии, Ганы, Кот-д'Ивуа-ра. Наряду с ЮАР и некоторыми странами Северной Африки они образуют группу наиболее динамичных в экономическом отношении государств. Об углубляющихся процессах интеграции в Западной Африке говорит появление трансафриканских компаний («Айр Африк» и др.), региональные проекты в сфере инфраструктуры, расширяющаяся деятельность фондовых бирж (Абиджан, Аккра, Лагос, Абуджа), появление негосударственных организаций, например Федерации западноафриканских торговых палат.

Следует также указать на выработку общей таможенной политики и создание единой валютной системы. Страны Западной Африки попытались совместным решением установить предел верхнего уровня инфляции в 3—5%, а также постановили, что объем валютных резервов должен превышать сумму стоимости шестимесячного импорта товаров и услуг11.

Сопоставление макроэкономических показателей развития стран региона позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, большинство государств Западной Африки имеет темпы экономического роста, превышающие темпы прироста населения. Исключение составляет Сьерра-Леоне, экономика которой находится в

упадке вследствие длительного военно-политического конфликта. Во-вторых, во многих странах региона стоимость экспорта по отношению к ВВП уступает аналогичному показателю по импорту. По существу эти страны не обладают достаточными валютными поступлениями для оплаты необходимого импорта. В-третьих, общей чертой экономики стран региона можно считать незначительную долю иностранного капитала в валовых внутренних инвестициях. На фоне других стран Западной Африки только Нигерия имеет более 20% ПИИ в валовых внутренних инвестициях, Гана — 10%. Наконец, о преобладании сырьевого сектора в экономике свидетельствует низкая доля добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте страны (см. Приложение 1). Исключение составляет Нигерия, где горнодобывающая промышленность, включая нефтепереработку, занимает ведущие позиции в экономике12. К этому следует добавить преобладание среди факторов роста ресурсной составляющей, отсталую социальную структуру хозяйства, низкую продуктивность, нехватку капитала.

Страны Западной Африки при общности многих черт экономики имеют различия в структуре хозяйства, которые прежде всего касаются сферы торговли. Помимо общей зависимости от конъюнктуры цен на сельскохозяйственные товары (кофе, какао-бобы, арахис, хлопок и др.) западноафриканские государства зависят от экспортных доходов, которые приносит им поставляемая на мировой рынок сырьевая минеральная продукция. Так, экспортные доходы Нигерии, Гвинеи и Нигера зависят более чем на 50% от одного вида минерального сырья (соответственно от экспорта нефти, бокситов, урановой руды). Кроме того, если Нигерия является крупнейшим в регионе (и на континенте) экспортером нефти, то остальные члены ЭКОВАС являются ее нетто-импортерами.

Поскольку страны Африки находятся на периферии мирового хозяйства и валютно-финансовой системы, то в их отношениях с внешним миром большое значение приобретают валютно-торговые и валютно-финансовые вопросы. Эти же аспекты играют существенную роль также в межгосударственных и в региональных торгово-экономических отношениях на африканском континенте. С начала 1990-х гг. во многих государствах Тропической Африки наметилась тенденция либерализации механизма валют-но-торгового регулирования и реформирования режимов валютных курсов национальных денежных единиц, особенно в сфере расчетов по торговым и текущим операциям. Принимались меры по либерализации инвестиционных режимов, которые включают справедливое и равное отношение ко всем инвесторам, защиту их прав, компенсацию политических и иных рисков, смягчение условий трансферта прибылей и репатриации капитала. Разумеется, не все африканские страны оказались в равной степени готовыми к

полномасштабному проведению либерализации торгово-валютных и налоговых режимов, и даже в наиболее «продвинутых» в этом отношении государствах курс на либерализацию проводился непоследовательно и под воздействием политической конъюнктуры.

Что касается действовавших режимов обмена валютных курсов, то к началу 1990-х гг. 15 африканских стран — членов зоны франка сохраняли жесткую привязку к французскому франку. В то же время в региональных межгосударственных отношениях допускался свободный режим внутризональных торгово-экономических операций на основе использования различных комбинаций режимов обмена национальных валют — от гибко управляемого до рыночно свободного.

В 1993—1995 гг. ряд стран региона установил текущую валютную обратимость. В их числе были Гамбия, Гана, Гвинея, Сьерра-Леоне. В 1996—1997 гг. к этому режиму присоединились страны зоны франка. Процесс перехода к обратимости национальных валют в африканских условиях носит сложный характер и зависит от комплекса экономических и политических факторов. В двусторонних межгосударственных отношениях характерны различные варианты обратимости в зависимости от достигнутого в странах уровня либерализации в валютно-торговых и кредитных операциях. Во многих странах Тропической Африки процесс обратимости национальных валют не подкреплен устойчивым экономическим ростом, стабильностью торгового и платежного балансов, государственных финансов и валютных резервов и в целом — соответствующим уровнем развития рыночной инфраструктуры.

Процесс укрепления валютных союзов продолжается и в настоящее время. Шесть государств — членов ЭКОВАС — Гамбия, Гана, Гвинея, Либерия, Нигерия и Сьерра-Леоне — стремятся создать общую валюту в Западной Африке и второй валютный союз наряду с Западноафриканским экономическим валютным союзом. Использование единой валюты во внутрирегиональных операциях ведет к валютной экономии, сокращению спекулятивных трансграничных операций с долларом и евро. Поэтому общая конвертируемая валюта положит конец использованию третьих валют в торговых и других деловых операциях в рамках ЭКОВАС и, возможно, станет опорой региональной интеграции.

С точки зрения экспертов МВФ, этот гипотетический валютный союз может стимулировать рост объема торговли между государствами — членами союза, а в перспективе — к развитию и углублению региональной интеграции. По оптимистическим оценкам, объем торговли в рамках будущего валютного союза может возрасти примерно в три раза по сравнению с ее нынешними

13

показателями13.

Развитие интеграционных экономических процессов происходит на фоне аналогичных тенденций в других субрегионах континента. Так, девять стран Восточной и Южной Африки сформировали зону свободной торговли на территории с населением в 170 млн человек. Кроме того, эти девять государств совместно с еще 12 государствами являются участниками Общего рынка для Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), созданного в 1993 г. в целях развития преференциальной торговли. В качестве главной задачи этой организации стала полная экономическая интеграция, предполагавшая поэтапный переход к свободной миграции вначале квалифицированного персонала, затем и всего населения (к 2014 г.), а позднее — формирование валютного союза (к 2025 г.)14. В КОМЕСА отменены торговые барьеры во внутрирегиональных связях, хотя на товары, закупаемые в странах за пределами группировки, сохраняются ввозные пошлины. Следует подчеркнуть, что реализация поставленных целей экономической интеграции затруднена как серьезными политическими разногласиями между странами Восточной и Южной Африки, так и некоторыми экономическими факторами.

В целом формирование зон свободной торговли в африканских регионах пока еще не принесло ощутимых результатов. Внутрирегиональная торговля развита на континенте гораздо слабее, чем в Латинской Америке или Восточной и Юго-Восточной Азии. В ежегодном докладе Африканского банка развития отмечена «стагнация внутрирегиональной торговли или даже некоторое ее сокращение». Так, например, в Общем рынке стран Восточной и Южной Африки доля внутрирегионального товарооборота за последние 20 лет снизилась с 12,6% всего объема экспорта стран — участниц этого объединения до 7—8%15.

Официальные статистические данные не включают неорганизованную торговлю, неформальный сектор и теневую экономику, объем которых считается весьма значительным.

Подводя итог, отметим, что экономическая интеграция развивающихся стран Африки проходит достаточно медленно вследствие воздействия таких сдерживающих моментов, как:

— факторы внутреннего состояния экономики каждой страны (низкий уровень развития производительных сил, высокая концентрация экспорта на сырьевых товарах, слабое развитие обрабатывающих отраслей — см. Приложение 1);

— факторы взаимных отношений (слабость материальной базы; недостаточное развитие инфраструктуры, в том числе разобщенность транспортных систем; слабое взаимное дополнение интегрирующихся стран, которые имеют однотипные народно-хозяйственные и отраслевые структу-

ры; недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных процессов);

— факторы внешнего порядка (нарастание финансовой зависимости от экономически развитых стран, значительный контроль ТНК над внешней торговлей и экспортным производством африканских государств);

— политическая нестабильность;

— острые социальные конфликты.

Все это означает, что экономическая интеграция африканских стран во многом носит формальный характер, хотя и отражает господствующую тенденцию развития всемирного хозяйства. Складывающиеся экономические отношения между государствами Африки показывают, что в арсенале интеграции имеется множество противоречивых и разнородных форм связей; отчасти именно поэтому региональная интеграция представляет собой многообразную и пеструю картину. Даже при наиболее благоприятных условиях (общность границ, языка, сходство социально-политических условий и т.д.) экономическое объединение африканских государств — сложный процесс. Этим в значительной мере можно объяснить те противоречия и разногласия, просчеты и ошибки, которыми зачастую сопровождается налаживание торгово-экономического сотрудничества в рамках региональных интеграционных образований.

Примечания

1 Глобализация — растущая взаимозависимость экономик различных стран вследствие трансграничного перемещения товаров и услуг, факторов производства и информации, а также создания наднациональных систем согласованного экономического и политического регулирования мирохозяйственных связей.

2 Регионализация — процесс развития межгосударственных связей в различных сферах хозяйства и общественной жизни, одним из факторов которого является общая принадлежность стран к определенным географическим регионам.

3 Интеграция — процесс создания и углубления хозяйственных связей, ведущий к взаимопроникновению национальных экономик, на основе межгосударственных торгово-экономических соглашений.

4 В настоящее время в Африке действует 14 региональных и субрегиональных интеграционных образований. Наиболее значительные из них: в Центральной Африке — Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество (прежде известное как Центральноафриканский таможенный и экономический союз), Экономическое объединение стран Великих озер и Экономическое сообщество центральноафриканских государств; в Северной Африке — Союз арабского Магриба; в Южной и Восточной Африке — Южноафриканский таможенный союз, Южноафриканское сообщество развития (САДК); Зона свободной торговли Восточной и Южной Африки (КОМЕСА); Восточноафриканское сотрудничество (ВАС); в Западной Африке — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Западноафриканский экономический и валютный союз, Союз стран р. Мано.

5 Economic Development in Africa: Domestic Resource Mobilization and States. UNCTAD. N.Y., 2007. P. 7.

6 См.: Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2002. C. 38-40.

7 Западная Африка включает 15 государств (по системе, принятой в ООН): Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того.

8 Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС/ECOWAS — Economic Community of West African States) основано в 1975 г. (обновленный Договор об ЭКОВАС вступил в силу в июле 1995 г.). В его состав входят 15 государств (Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того). Высший политический орган ЭКОВАС — Конференция глав государств и правительств стран-членов (проводится ежегодно). Действующий председатель Сообщества — президент Буркина-Фасо Блэз Компаоре (с января 2007 г.). Комиссия ЭКОВАС расположена в Абудже (Нигерия). В состав Комиссии входят десять представителей стран — членов Сообщества. Председатель (President) — ганец Мохамед ибн Чамбас (переизбран на очередной четырехлетний срок в январе 2006 г.). В рамках Сообщества функционируют парламент, Суд ЭКОВАС, Экономический и социальный совет, Инвестиционный банк развития.

9 OECD. Regional Integration in West Africa. Development Centre. Technical Paper N 170. P., 2001. P. 15.

10 Ibid. P. 27.

11 Economic Conditions in West Africa in 2006 and 2007. UNECA. Addis Ababa, 2007. Р. 68—72.

12 OECD. Regional Integration in West Africa. Development Centre. Technical Paper N 170. P. 20—24.

13 Masson P., Pattillo C. Monetary Union in West Africa // IMF. Working Paper. WP/ 01/34/ Washington, 2001. P. 20—22.

14 Cross-Border Initiative (CBI) to Promote Private Investment, Trade and Payments in Eastern and Southern Africa and the Indian Ocean (CBI). IMF. Washington, 2000.

15 OECD. Regional Integration Experience in the Eastern African Region. Development Center. Technical Paper N 171. P., 2001. P. 30—32.

Приложение 1

Некоторые макроэкономические показатели развития стран ЭКОВАС,

2006 г.

Страны Темпы роста, % ВВП на душу населения, долл. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП, % Показатель концентрации экспорта — доля трех ведущих статей экспорта в общей стоимости экспорта, %

Бенин 4,5 516 8,9 Хлопок, табак, фрукты (77)

Буркина-Фасо 5,6 387 13,3 Хлопок, арахис, табак (78)

Кабо-Верде 5,5 2050 5,6 Нефть, контейнеры для караванов, рыба (72)

Кот-д'Ивуар 2,5 900 17,8 Какао-бобы, нефть, текстиль (55)

Гамбия 4,5 300 5,5 Растительные масла, легкое оборудование, суда и шлюпки (75)

Гана 5,9 460 9,5 Какао-бобы, золото, лесоматериалы (72)

Гвинея 5,0 340 4,3 Бокситы, золото, неорганические химпродукты (94)

Гвинея-Бисау 4,6 185 6,1

Либерия 3,2 163 7,3

Мали 5,1 445 15,2 Золото, хлопок, живой скот (90)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нигер 3,2 245 6,1 Уран, золото, живой скот (72)

Нигерия 5,2 805 7,0 Нефть, суда, газ (98)

Сенегал 4,0 705 12,3 Нефтепродукты, неорганические химпродукты, рыба и морепродукты (48)

Сьерра-Леоне 5,1 208 3,5

Того 4,2 351 5,8 Цемент, хлопок, фосфаты (52)

ЭКОВАС, в целом 4,8 650 6,0

Составлено по: UNCTAD Handbook of Statistics 2006-2007. N.Y., 2007; Economic Conditions in West Africa in 2006 and 2007. UNECA. Addis Ababa, 2007.

Приложение 2

Некоторые показатели конвергенции стран ЭКОВАС, 2006 г.

Страны Показатели*

Дефицит бюджета, % ВВП Темпы инфляции, % Государственные капитальные вложения, % от бюджета Налоговая часть бюджета, % ВВП

Бенин -0,8 4,0 23,8 14,9

Буркина-Фасо -2,8 0,9 36,9 12,4

Кабо-Верде 4,9 2,1 5,2 20,7

Кот-д'Ивуар 0,9 2,0 13,3 15,4

Гамбия 8,8 5,0 9,5 15,0

Гана 10,4 8,8 25,2 22,5

Гвинея 1,5 24,1 15,2 11,6

Гвинея-Бисау -7,3 0,1 25,1 11,5

Либерия 0,7 9,6 32,0 10,9

Мали 0,2 0,1 22,6 14,6

Нигер -3,2 0,3 42,0 11,1

Нигерия -11,4 9,4 6,2 7,1

Сенегал -0,2 0,8 34,3 18,7

Сьерра-Леоне 13,0 11,7 6,2 11,0

Того -0,2 2,6 5,5 13,8

Установленные пороговые значения показателей: дефицит бюджета — до —4%; темпы инфляции — до 3—5%; государственные капитальные вложения — более 20% от инвестиций; доля налогов в доходной части бюджета — свыше 17%.

Источник: Economie Conditions in West Africa in 2006 and 2007. UNECA. Addis Ababa, 2007. Р. 68—72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.