Научная статья на тему '2006. 04. 021. Браун Р. Б. Картографирование временного ландшафта. Brown R. B. mapping the temporal landscape: the case of University business school academics// management learning - l; new Delhi, 2005. - Vol. 36, n 4. - P. 451-469'

2006. 04. 021. Браун Р. Б. Картографирование временного ландшафта. Brown R. B. mapping the temporal landscape: the case of University business school academics// management learning - l; new Delhi, 2005. - Vol. 36, n 4. - P. 451-469 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 04. 021. Браун Р. Б. Картографирование временного ландшафта. Brown R. B. mapping the temporal landscape: the case of University business school academics// management learning - l; new Delhi, 2005. - Vol. 36, n 4. - P. 451-469»

Для исследователей была важна вся совокупность поведенческих реакций самих служащих и членов их семей, а также друзей и соседей, коллег и клиентов. Ведь речь шла о новом для них опыте перенесения процесса труда в домашнюю обстановку, что заставляло менять организацию времени повседневной жизни и искать новые способы согласования служебного и бытового поведения.

Как отмечают авторы исследования, в профессиональной жизни телерабочих, хоть и протекающей дома, по-прежнему большое место занимает часовое время. Тем не менее некоторые из них отдают предпочтение организации труда, основанной на выполнении определенной задачи, что особенно характерно для тех, кто приоритетной считает сферу частной жизни. Планируя свое время для максимально быстрого выполнения определенной работы, они стремятся освободить больше времени для семьи. Такой подход ко времени при соблюдении внутренней дисциплины позволяет более пластично сочетать труд и домашние обязанности и избегать той бюрократизации профессиональной занятости, о которой так много говорится.

Титце и Массон в заключение отмечают необходимость продолжения исследований практики телеработы у различных профессиональных групп и ее эмоциональных и социально-психологических последствий, чтобы яснее увидеть взаимозависимость изменений времени и социального порядка.

М.Е. Соколова

2006.04.021. БРАУН Р.Б. КАРТОГРАФИРОВАНИЕ

ВРЕМЕННОГО ЛАНДШАФТА.

BROWN R.B. Mapping the temporal landscape: the case of university business school academics// Management learning - L; New Delhi, 2005. - Vol. 36, N 4. - P. 451-469.

Рева Берман Браун (Оксфордский университет, Великобритания), основываясь на многочисленных организационных исследованиях 1970-1990-х годов, использует понятие ландшафта для создания модели структурирования рабочего времени у преподавателей бизнес-школы Оксфордского университета. Получившаяся в результате модель «временного ландшафта» представляет собой скорее использование пространственной метафоры, чем интерпре-

тацию временного расписания преподавателей в терминах внутреннего времени как длительности.

В своей статье Браун рассматривает способы и специфику использования рабочего времени по аналогии со структурой пространственного ландшафта. Подобно пространственной среде, сочетающей природные (реки, горы, пустыни) и искусственные (каналы, дороги, небоскребы) компоненты, временной ландшафт человеческой жизни содержит естественные (день и ночь, сезоны) и условные (сферы деятельности) временные деления. И так же, как люди взаимодействуют с окружающей средой, они вступают во взаимодействие с различными формами времени.

Автор определяет ландшафт как некую территорию с характерными чертами. Эта метафора позволяет видеть структуру социального времени, состоящую из всеми признаваемых временных сегментов - приватного и публичного времени, домашнего и рабочего времени, прошлого, настоящего и будущего, циклического времени и т.д.

Основываясь на предложенной в статье теоретической модели временного ландшафта, Браун интерпретирует собранные данные, используя методы лонгитюдных этнографических исследований. В результате получается своеобразная карта темпоральных областей жизни преподавателей университетской бизнес-школы, в которой работает автор.

Представляя свою модель, автор статьи соотносит ее с основными направлениями в современных организационных исследованиях времени, имеющих длительную предысторию.

Вся традиция изучения времени, его роли и функций в организационной сфере жизни, свойственная западной цивилизации, строится на переходе от представления о времени, основанного на религиозном понятии универсального всеохватывающего бытия, находящегося вне контроля индивида, к представлению о возможности управления временем. Примером могут служить западные средневековые города, где впервые появляются циферблаты часов в публичных местах. Появление часов в публичных местах города становится показателем и условием порядка и функционирования городской жизни в целом. Позже, в начале Нового времени, когда часы появились и в доме, они стали определять распорядок жизни в семье. В жизни человека появились такие точно отмеренные вре-

менные промежутки, как, например, время для еды, одевания, визитов и т.д. Точное следование принятому распорядку дня имело и большое моральное значение для людей той эпохи. При этом процессы, связанные с трудовым циклом, придавали времени тот же смысл, что и время, отмеренное с помощью часов, и так же служили для измерения временных интервалов. Ряд исследователей, например, Э.П.Томсон, показали, как именно, какими путями изменения в представлении о времени воздействовали на трудовую дисциплину и как сильно это повлияло на внутреннее понимание времени у самих работников.

В западной литературе 1980-1990-х годов не существовало единого понятия социального времени, хотя делались утверждения о том, что время вообще может рассматриваться и как историческое или хронологическое, и в терминах индивидуальных социальных траекторий. При этом исследователи исходили прежде всего из того, что время всегда является измерением количественных отношений (длительности, интенсивности, скорости) и не может быть отделено от социального значения и каузальной связи между прошлым, будущим и настоящим.

Все современные исследователи проблем времени (Р. Рецсохэзи, Дж.Б. Шрайбер, Б.А. Гутек и др.) отмечают роль усвоения временных стереотипов в процессе социализации современного человека. Каждое общество в соответствии с его культурой вырабатывает собственное представление о времени, которое затем принимается большинством в этом обществе и используется как критерий для регулирования деятельности. Дж. Хассард отмечает, что естественное время видоизменяется внутри системы культурно санкционированного социального времени. Он называет это санкционированное с помощью культурных норм социальное время «темпорально структурированным». Это время в процессе социализации закрепляется в сознании членов общества посредством их приобщения к формальным организациям. Семья и школа являются теми социальными институтами, которые можно сравнить с подготовительными ступенями в усвоении организационных требований временной дисциплины в обшестве.

Время также рассматривается как универсальный контекст, внутри которого протекает организационный процесс. Это понятие расширяется, когда говорят об организационном времени в двух

аспектах - внутреннем, используемом для описания функционирования организации, и времени межорганизационной динамики, соотнесенной с другими временами.

В литературе, посвященной проблемам организационного времени, уделяется также внимание изучению соотношения времени и иерархической структуры организации. Потребности карьеры ставят перед индивидом вопрос о смысле социального времени: индивиды думают о себе в терминах карьерного продвижения, включающего прошлое, настоящее и будущее. Карьерная темпоральная шкала связана с нормативной оценкой достижений, при этом соотношение между возрастом и карьерой становится все более структурированным и формализированным. Следовательно, при всех прочих равных условиях возраст работника может рассматриваться как решающий фактор для занятия им того или иного поста.

Большую актуальность в изучении рабочего времени в 19601990-х годах имели исследования того, как менеджеры заполняют время, которое они проводят в организации, а также используют ли они в рабочих целях домашнее время и как они воспринимают соотношение трудового времени и времени досуга. В этой перспективе изучалось также их отношение к труду в команде.

Особняком стоит и изучение связи между удовлетворенностью трудом и планированием персонального времени работника. Важную роль здесь играют такие факторы, как пунктуальность, планирование, отношение к досугу и полихроничность (стремление делать больше, чем одно дело, в один промежуток времени). Респонденты, имеющие высокие оценки по этим факторам, более удовлетворены своим трудом. Шрайбер и Гутек приводят аргументы в пользу того, что временные трудовые нормы в большой степени воздействуют на трудовой успех или неудачу в организации труда.

К началу 90-х годов относятся первые исследования, в частности К. Флетчера, о том, что сфера труда уже сейчас расширяется все дальше и дальше в область досуга и нетрудовой активности. В связи с этим был поставлен вопрос о роли времени как фактора социальных изменений. Рецсохэци выделил два аспекта социального времени: время как продукт изменения и время как элемент изменения, при этом они оба связаны в континуальном диалектическом обмене.

Браун отмечает и важное для современных организационных представлений о времени утверждение о связи пространства и времени, включенности времени и пространства одно в другое. Это утверждение все современные исследователи связывают с тезисом А. Бергсона о том, что и пространство, и время являются абстрактными выражениями процесса интерпретации меняющейся непрерывности реальности, необходимыми для определения начальных точек деятельности (с. 454). С. Керн, например, исходит из того, что существуют два измерения времени, - то, которое он называет «опространствливанием» времени, и частное время, которое является внутренним ощущением длительности. По его мнению, новая технология трансформирует смыслы времени и пространства.

На представлениях о связи пространства и времени основана и модель темпорального ландшафта Браун. В учебных организациях преподаватели и студенты существуют одновременно в то же самое время и в тех же самых пространствах (лекционные и семинарские комнаты). Таким образом, хотя они работают в одних и тех же организационных пространствах, но при этом имеют совершенно различные временные горизонты, специфические и соответствующие особенностям их социального положения, их включенности в трудовой процесс. Браун делает попытку с помощью своей модели рассмотреть все временные аспекты включенности преподавателей в учебные, исследовательские и организационные процессы.

Рассказывая о возникновении методики проведения исследования, Браун отмечает, что эта модель была сконструирована и использовалась в предыдущем исследовании, когда проводилось изучение темпорального ландшафта медицинских сиделок. Впоследствии этот метод был применен для изучение темпоральных ландшафтов коллег автора в бизнес-школе, но при этом не использовались формальные методы исследования. Вместо этого Браун в течение длительного периода собирала и записывала спонтанные высказывания своих коллег. Все высказывания коллег автора по поводу их времени, сделанные ими в непринужденном общении, были отсортированы по трем основным областям профессиональной деятельности преподавателей: преподавание, исследования и административные обязанности.

Модель Браун имеет три измерения: горизонт, фреймы (структуры) и промежутки времени. Раскрывая значение этих тер-

минов, автор опирается на определения, данные Э. Жаком (1адие8). Пространственный горизонт - это обзор окружающей нас земной поверхности, который виден, если нет помех и препятствий. Это граница нашего зрения или восприятия, нашего знания, опыта или интересов. Темпоральный горизонт - это ограниченное внутреннее пространство, внутри которого личность конструирует субъективную картину своего темпорального существования и свои действия внутри этого упорядоченного блока времени. Так же как пространственный горизонт характеризуется расширением вдаль, темпоральный горизонт определяется длительностью.

Темпоральный горизонт содержит в себе фреймы и промежутки времени. Под временными фреймами понимаются структурные аспекты темпорального ландшафта, т.е. те качества, которые придают ему устойчивость - интервал, скорость, параллелизм, последовательность, одновременность, синхронизация, темп, наблюдение и выбор момента времени. Функцией фреймов является структурирование времени. В широком смысле временный фрейм представляет собой связанный период, внутри которого происходит событие или серия событий.

Временные промежутки выполняют функции соединения фреймов. Это длина события. К ним относятся прошлое, настоящее и будущее, начало и окончание, непрерывность и постоянство, постоянное движение и изменение, протекание и направление, паузы, перерывы и повторы.

Главным достоинством модели темпорального ландшафта автор считает то, что с ее помощью преподаватели, как в зеркале, могут увидеть свою организационную жизнь. Причем важно здесь то, что эта модель не является результатом их осознанного анализа собственной профессиональной деятельности согласно принятым формальным терминам временных измерений- горизонтов, фреймов и периодов. Заключения о существовании этих структур выводятся из их спонтанных высказываний в естественном языке, что исключает возможность искажений и увеличивает объективность полученной информации.

В заключение Браун подчеркивает преимущества этой концептуальной модели для изучения организационной жизни. Взятые в совокупности временные горизонты сотрудников бизнес-школы создают картину общего структурированного темпорального

ландшафта. Опираясь на созданную на основе изучения их временных горизонтов модель, они с большим успехом могут планировать свое временное расписание, управлять своими временными возможностями и интегрировать свои персональные ландшафты в общий темпоральный ландшафт учебного заведения, в котором они работают.

Комплексный темпоральный ландшафт организации одновременно и охватывает все организационное процессы в сфере занятости, и организует их взаимодействие. Именно поэтому он должен стать объектом многочисленных дискуссий и исследований.

Главной целью этого исследования было рассмотрение естественным образом сложившегося отношения ко времени в профессиональной практике преподавательской жизни. Автор старался обрисовать всеохватывающую целостность темпорального ландшафта. Предложенная в данной статье модель должна стать, по мнению Браун, как средством обеспечения дополнительных возможностей для обучения навыкам организационной жизни, так и средством для изучения менеджерского труда. Полученные данные по этим проблемам тем более ценны, что сделаны в рамках нормального естественного общения между коллегами.

М.Е. Соколова

2006.04.022. КАПЛАН С.Э. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА КАК КОМПЕНСАЦИЯ ДЕФИЦИТА НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

CAPLAN S. E. Social skill account of problematic use Internet // J. of communication. - N.Y., 2005. - Vol. 55, N 4. - P. 721-736.

В последнее время значительно выросло количество исследований, посвященных негативным психологическим последствиям, связанным с использованием Интернета. Особенно это относится к использованию Интернета в целях межличностного общения.

Скотт Э. Каплан (факультет коммуникации, Делаверский университет) дает обзор современных исследований, посвященных соотношению навыков социального общения и самопрезентации у пользователей Интернета, с одной стороны, и способов использования ими времени онлайнового общения - с другой. Он отмечает, что, несмотря на важность данной проблематики, с 1996 по 2004 г., согласно данным базы PsychlNFO, было опубликовано 67 статей на эту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.