ландшафта. Опираясь на созданную на основе изучения их временных горизонтов модель, они с большим успехом могут планировать свое временное расписание, управлять своими временными возможностями и интегрировать свои персональные ландшафты в общий темпоральный ландшафт учебного заведения, в котором они работают.
Комплексный темпоральный ландшафт организации одновременно и охватывает все организационное процессы в сфере занятости, и организует их взаимодействие. Именно поэтому он должен стать объектом многочисленных дискуссий и исследований.
Главной целью этого исследования было рассмотрение естественным образом сложившегося отношения ко времени в профессиональной практике преподавательской жизни. Автор старался обрисовать всеохватывающую целостность темпорального ландшафта. Предложенная в данной статье модель должна стать, по мнению Браун, как средством обеспечения дополнительных возможностей для обучения навыкам организационной жизни, так и средством для изучения менеджерского труда. Полученные данные по этим проблемам тем более ценны, что сделаны в рамках нормального естественного общения между коллегами.
М.Е. Соколова
2006.04.022. КАПЛАН С.Э. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА КАК КОМПЕНСАЦИЯ ДЕФИЦИТА НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.
CAPLAN S. E. Social skill account of problematic use Internet // J. of communication. - N.Y., 2005. - Vol. 55, N 4. - P. 721-736.
В последнее время значительно выросло количество исследований, посвященных негативным психологическим последствиям, связанным с использованием Интернета. Особенно это относится к использованию Интернета в целях межличностного общения.
Скотт Э. Каплан (факультет коммуникации, Делаверский университет) дает обзор современных исследований, посвященных соотношению навыков социального общения и самопрезентации у пользователей Интернета, с одной стороны, и способов использования ими времени онлайнового общения - с другой. Он отмечает, что, несмотря на важность данной проблематики, с 1996 по 2004 г., согласно данным базы PsychINFO, было опубликовано 67 статей на эту
тему, из них только 4 - в специализированных журналах по коммуникации. Поэтому автор считает свою статью значимым вкладом в коммуникационные исследования, связанные с проблемами интеракции и использования Интернета.
Излагая результаты своих исследований, автор опирается на когнитивно-поведенческую теорию использования Интернета. Согласно этой теории, индивиды, испытывающие недостаток социальных навыков самопрезентации, отдают предпочтение социальному общению в режиме онлайн вместо непосредственной личностной коммуникации. С этой точки зрения выбор именно такой формы социальной интеракции способствует так называемому вынужденному типу использования Интернета, что, в свою очередь, ведет к негативным психологическим последствиям.
Этим проблемам посвящено проведенное Капланом исследование, опирающееся на его предыдущие разработки. Статистическая обработка полученных им данных показала достаточно большую степень подтверждения этой модели. Работы автора и обобщение им уже имеющихся результатов в области изучения межличностной коммуникации проливают новый свет на изучение использования Интернета людьми с психологическими проблемами общения. Многие из них в большей степени, чем обычные пользователи, тяготеют к встречам с новыми людьми в виртуальной реальности в поисках эмоциональной поддержки. Именно по этой причине они уделяют значительное внимание участию в социально интерактивных играх. Увлечение Интернетом в этом случае представляет собой многоаспектный психологический синдром, состоящий из когнитивных и поведенческих симптомов и реакций, что в конечном итоге выражается в негативных социальных и профессиональных последствиях. Согласно когнитивно-поведенческой теории, к таким психологическим проблемам относятся чувство одиночества, депрессия, тревога и беспокойство. Интернет закрепляет у таких пользователей поведенческие привычки, свидетельствующие об их слабой способности к адаптации. У них блокируются эмоциональная экспрессивность, эмоциональная сенси-тивность, эмоциональный и социальный контроль, что мешает их социальной реализации и препятствует возникновению позитивного впечатления на других людей в различных жизненных ситуациях (с. 724). Уверенность индивида в своей способности к самопрезентации, ролевому общению и управлению своими впечатлениями играет
большую роль в межличностном взаимодействии. Для того чтобы увеличить способность к самопрезентации и снизить социальный риск в общении, индивиды с дефицитом навыков социального контроля ищут каналы коммуникации, которые с помощью Интернета сводят к минимуму потенциальные издержки общения.
По мере того, как индивиды с дефицитом навыков самопрезентации реализуют свою тягу к онлайновой социальной интеракции, количество ресурсов (времени, средств и заинтересованности), которое они отдают своей «онлайновой» социальной жизни, все более возрастает. Карьера и отношения с внешним миром становятся для них вторичными, теряют свой приоритет. Согласно результатам исследований К.С. Янга, в то время как обычные пользователи Интернета интересуются в основном электронной почтой и Web, психологически зависимые пользователи тратят большую часть своего онлайнового времени на синхронные межперсональные коммуникационные Интернет - ресурсы (чаты и интерактивные игры). Как отмечает Р.Э. Дэвис, социальная интеракция в режиме онлайн становится для них опытом социального освобождения, что повышает значимость использования Интернета как средства коммуникации с другими людьми. При этом неизбежно прогрессирует процесс ограничения общения сферой виртуальной коммуникации и, соответственно, уменьшается время непосредственной личностной коммуникации. Именно такой тип использования всемирной сети и называется вынужденным ее использованием.
Однако надо учитывать, что чрезмерное использование онлайнового времени само по себе еще не является показателем наличия психологических проблем, связанных с поведением, поскольку существуют такие формы функционального использования Интренета, которые требуют расширенного времени онлайн. Например, студенты проводят в Интернете столько времени, что порой можно рассматривать это как чрезмерное использование времени онлайн, однако такие временные затраты могут быть просто необходимы для успешной учебы и потому должны рассматриваться как нормальные.
М.Е. Соколова