Научная статья на тему '2006. 04. 022. Каплан С. Э. Использование Интернета как компенсация дефицита навыков социального общения. Caplan S. E. social skill account of problematic use Internet // J. of communication. - N. Y. , 2005. - Vol. 55, n 4. - P. 721-736'

2006. 04. 022. Каплан С. Э. Использование Интернета как компенсация дефицита навыков социального общения. Caplan S. E. social skill account of problematic use Internet // J. of communication. - N. Y. , 2005. - Vol. 55, n 4. - P. 721-736 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 04. 022. Каплан С. Э. Использование Интернета как компенсация дефицита навыков социального общения. Caplan S. E. social skill account of problematic use Internet // J. of communication. - N. Y. , 2005. - Vol. 55, n 4. - P. 721-736»

ландшафта. Опираясь на созданную на основе изучения их временных горизонтов модель, они с большим успехом могут планировать свое временное расписание, управлять своими временными возможностями и интегрировать свои персональные ландшафты в общий темпоральный ландшафт учебного заведения, в котором они работают.

Комплексный темпоральный ландшафт организации одновременно и охватывает все организационное процессы в сфере занятости, и организует их взаимодействие. Именно поэтому он должен стать объектом многочисленных дискуссий и исследований.

Главной целью этого исследования было рассмотрение естественным образом сложившегося отношения ко времени в профессиональной практике преподавательской жизни. Автор старался обрисовать всеохватывающую целостность темпорального ландшафта. Предложенная в данной статье модель должна стать, по мнению Браун, как средством обеспечения дополнительных возможностей для обучения навыкам организационной жизни, так и средством для изучения менеджерского труда. Полученные данные по этим проблемам тем более ценны, что сделаны в рамках нормального естественного общения между коллегами.

М.Е. Соколова

2006.04.022. КАПЛАН С.Э. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА КАК КОМПЕНСАЦИЯ ДЕФИЦИТА НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.

CAPLAN S. E. Social skill account of problematic use Internet // J. of communication. - N.Y., 2005. - Vol. 55, N 4. - P. 721-736.

В последнее время значительно выросло количество исследований, посвященных негативным психологическим последствиям, связанным с использованием Интернета. Особенно это относится к использованию Интернета в целях межличностного общения.

Скотт Э. Каплан (факультет коммуникации, Делаверский университет) дает обзор современных исследований, посвященных соотношению навыков социального общения и самопрезентации у пользователей Интернета, с одной стороны, и способов использования ими времени онлайнового общения - с другой. Он отмечает, что, несмотря на важность данной проблематики, с 1996 по 2004 г., согласно данным базы PsychINFO, было опубликовано 67 статей на эту

тему, из них только 4 - в специализированных журналах по коммуникации. Поэтому автор считает свою статью значимым вкладом в коммуникационные исследования, связанные с проблемами интеракции и использования Интернета.

Излагая результаты своих исследований, автор опирается на когнитивно-поведенческую теорию использования Интернета. Согласно этой теории, индивиды, испытывающие недостаток социальных навыков самопрезентации, отдают предпочтение социальному общению в режиме онлайн вместо непосредственной личностной коммуникации. С этой точки зрения выбор именно такой формы социальной интеракции способствует так называемому вынужденному типу использования Интернета, что, в свою очередь, ведет к негативным психологическим последствиям.

Этим проблемам посвящено проведенное Капланом исследование, опирающееся на его предыдущие разработки. Статистическая обработка полученных им данных показала достаточно большую степень подтверждения этой модели. Работы автора и обобщение им уже имеющихся результатов в области изучения межличностной коммуникации проливают новый свет на изучение использования Интернета людьми с психологическими проблемами общения. Многие из них в большей степени, чем обычные пользователи, тяготеют к встречам с новыми людьми в виртуальной реальности в поисках эмоциональной поддержки. Именно по этой причине они уделяют значительное внимание участию в социально интерактивных играх. Увлечение Интернетом в этом случае представляет собой многоаспектный психологический синдром, состоящий из когнитивных и поведенческих симптомов и реакций, что в конечном итоге выражается в негативных социальных и профессиональных последствиях. Согласно когнитивно-поведенческой теории, к таким психологическим проблемам относятся чувство одиночества, депрессия, тревога и беспокойство. Интернет закрепляет у таких пользователей поведенческие привычки, свидетельствующие об их слабой способности к адаптации. У них блокируются эмоциональная экспрессивность, эмоциональная сенси-тивность, эмоциональный и социальный контроль, что мешает их социальной реализации и препятствует возникновению позитивного впечатления на других людей в различных жизненных ситуациях (с. 724). Уверенность индивида в своей способности к самопрезентации, ролевому общению и управлению своими впечатлениями играет

большую роль в межличностном взаимодействии. Для того чтобы увеличить способность к самопрезентации и снизить социальный риск в общении, индивиды с дефицитом навыков социального контроля ищут каналы коммуникации, которые с помощью Интернета сводят к минимуму потенциальные издержки общения.

По мере того, как индивиды с дефицитом навыков самопрезентации реализуют свою тягу к онлайновой социальной интеракции, количество ресурсов (времени, средств и заинтересованности), которое они отдают своей «онлайновой» социальной жизни, все более возрастает. Карьера и отношения с внешним миром становятся для них вторичными, теряют свой приоритет. Согласно результатам исследований К.С. Янга, в то время как обычные пользователи Интернета интересуются в основном электронной почтой и Web, психологически зависимые пользователи тратят большую часть своего онлайнового времени на синхронные межперсональные коммуникационные Интернет - ресурсы (чаты и интерактивные игры). Как отмечает Р.Э. Дэвис, социальная интеракция в режиме онлайн становится для них опытом социального освобождения, что повышает значимость использования Интернета как средства коммуникации с другими людьми. При этом неизбежно прогрессирует процесс ограничения общения сферой виртуальной коммуникации и, соответственно, уменьшается время непосредственной личностной коммуникации. Именно такой тип использования всемирной сети и называется вынужденным ее использованием.

Однако надо учитывать, что чрезмерное использование онлайнового времени само по себе еще не является показателем наличия психологических проблем, связанных с поведением, поскольку существуют такие формы функционального использования Интренета, которые требуют расширенного времени онлайн. Например, студенты проводят в Интернете столько времени, что порой можно рассматривать это как чрезмерное использование времени онлайн, однако такие временные затраты могут быть просто необходимы для успешной учебы и потому должны рассматриваться как нормальные.

М.Е. Соколова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.