Научная статья на тему 'Взаимосвязь феномена одиночества и личностных особенностей активных пользователей интернета'

Взаимосвязь феномена одиночества и личностных особенностей активных пользователей интернета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1056
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / АДДИКЦИЯ / СТУДЕНТЫ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ИНТЕРАКЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИКИ / INTERNET / SOCIAL NETWORKS / ADDICTION / STUDENTS / SELF-IDENTITY / COMMUNICATION / INTERACTION / TRANSFORMATION OF CONSCIOUSNESS / EMOTIONAL ALIENATION / DESOCIALIZATION / DESTRUCTIVE MENTAL CHANGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Илана Викторовна

В исследовании приняли участие 50 человек, студенты третьего курса. В состав репрезентативной выборки вошли 25 юношей и 25 девушек в возрасте 19-20 лет, являющихся активными пользователями интернет-сети. Посредством психодиагностических методик: личностный опросник мини мульт Ф. Б. Березина и М.П. Мирошникова; способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот; оценка уровня общительности В.Ф.Ряховского,; шкала субъективного переживания одиночества С. В. Духновского. Данный набор методик позволил выявить особенности межличностных отношений студентов, подверженных интернет зависимости. Обнаружен своеобразный кумулятивный эффект: недостаточность навыков межличностного взаимодействия провоцирует развитие интернет-зависимости, которая, в свою очередь, усугубляет чувство одиночества, служащего показателем гармоничности-дисгармоничности межличностных отношений и показателем близости-отдаленности между субъектами отношений. По мере развития интернет-аддикции происходит регресс в информационных процессах системной организации личности на уровнях осмысленного реагирования и самоорганизации, что ведет к преимущественной локализации процессов переработки информации на уровне автоматизмов и рефлексивных реакций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE LONELINESS PHENOMENON AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE INTERNET ACTIVE USERS

Widespread in the modern world of Internet addiction actualizes the problem of violations of interpersonal interaction of active Internet users. Getting invaluable experience of interpersonal communication with new people, maintaining Internet communication with multiple recipients leads to superficial connections with communicators. The search for the meaning and essence of the identity of modern man, on the one hand, is enriched, on the other complicated by the dynamic process of virtualization of the existential space. By providing a person with new bright opportunities for interaction with others and a variety of ways of self-expression, virtual reality creates all the conditions for the formation of countless virtual images, identities. Computer dependence is closely connected with subjective experiences of a person, in particular with the feeling of loneliness. And communication skills play an important role in the emergence of feelings of loneliness. When reducing them, most often there are difficulties in communication, isolation and avoiding real contacts. Interpersonal and social interactions become secondary interactions. There is a change and transformation of consciousness, rationalization of mental activity, violation of self-identity, emotional alienation, desocialization and destructive changes in the psyche. These facts have a negative impact on the formation of personal characteristics of a person and lead to the formation of accentuations, that is, to the sharpening of some character traits that subsequently affect the adaptation of a person to society. The study involved 50 people, students in the 3rd year of study. The representative sample included 25 boys and 25 girls aged 19 -20 years who are active users of the Internet. The method of cross-sections was carried out with this age group and the following methods were used: personality questionnaire mini mult F. B. Berezin and M. P. Miroshnikov, aimed at studying properties of the personality; the method of screening diagnostics of computer based on L. N. Yurieva, T. Y. Bolbot samoobrony aimed at identifying computer addiction (including Internet addiction); assessment of the level of sociability V. F. Ryakhovskiy, a measure of the General level of sociability; scale subjective feelings of loneliness S. V. Dukhnovsky, aimed at determining the degree of experience of loneliness, which serves as an indicator of harmony-disharmony of interpersonal relations and an indicator of proximity-remoteness between the subjects of relations. This study confirmed the positive relationship between Internet addiction and social loneliness. With the development of Internet addiction, there is a regression in the information processes of the system organization of the individual at the levels of intelligent response and self-organization, which leads to the predominant localization of information processing at the level of automatism and reflexive reactions.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь феномена одиночества и личностных особенностей активных пользователей интернета»

DOI: 10.25198/1814-6457-217-88 УДК 159.9

Герасимова И.В.

Оренбургский областной клинический наркологический диспансер, Оренбург, Россия

E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА

Широкая распространённость в современном мире интернет-аддикций актуализирует проблему нарушений межличностного взаимодействия активных пользователей сети интернет. Основной проблемой становится поверхностностный и неустойчивый характер межличностных контактов, спровоцированный обилием возможностей взаимодействия всё с новыми и новыми людьми, отсутствием необходимости сохранения этих контактов в силу факультативности обратной связи. Мир современного человека осложнен обилием возможностей, открывающихся в пространстве виртуальном. Формы самовыражения утрачивают свою ограниченность как в количестве, так и в содержании, это формирует парадоксальный эффект пустоты в процессе развития идентичности. Компьютерная зависимость тесно связана с субъективными переживаниями человека, в частности с чувством одиночества. А коммуникативные способности играют важную роль в возникновении чувства одиночества. При их снижении чаще всего возникают трудности в общении, изоляция и уход от реальных контактов. Межличностные и социальные взаимодействия приобретают характер вторичных интеракций. Происходит смена и трансформация сознания, рационализация психической деятельности, нарушение самоидентичности, эмоциональное отчуждение, десоциализация и деструктивные изменения психики. Данные факты негативно влияют на формирование личностных особенностей человека и приводят к формированию акцентуаций, то есть к заострению некоторых черт характера, которые впоследствии влияют на адаптирован-ность человека к социуму.

В исследовании приняли участие 50 человек, студенты третьего курса. В состав репрезентативной выборки вошли 25 юношей и 25 девушек в возрасте 19-20 лет, являющихся активными пользователями интернет-сети. Посредством психодиагностических методик: личностный опросник мини - мульт Ф. Б. Березина и М.П. Миро-шникова; способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот; оценка уровня общительности В.Ф.Ряховского,; шкала субъективного переживания одиночества С. В. Духновского. Данный набор методик позволил выявить особенности межличностных отношений студентов, подверженных интернет - зависимости. Обнаружен своеобразный кумулятивный эффект: недостаточность навыков межличностного взаимодействия провоцирует развитие интернет-зависимости, которая, в свою очередь, усугубляет чувство одиночества, служащего показателем гармоничности-дисгармоничности межличностных отношений и показателем близости-отдаленности между субъектами отношений.

По мере развития интернет-аддикции происходит регресс в информационных процессах системной организации личности на уровнях осмысленного реагирования и самоорганизации, что ведет к преимущественной локализации процессов переработки информации на уровне автоматизмов и рефлексивных реакций.

Ключевые слова: Интернет, социальные сети, аддикция, студенты, самоидентичность, общение, интеракция, трансформация сознания, эмоциональное отчуждение, десоциализация, деструктивные изменения психики

Gerasimova I.V.

Orenburg Regional Clinical Drug Dispensary, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]

INTERRELATION OF THE LONELINESS PHENOMENON AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE INTERNET ACTIVE USERS

Widespread in the modern world of Internet addiction actualizes the problem of violations of interpersonal interaction of active Internet users. Getting invaluable experience of interpersonal communication with new people, maintaining Internet communication with multiple recipients leads to superficial connections with communicators. The search for the meaning and essence of the identity of modern man, on the one hand, is enriched, on the other - complicated by the dynamic process of visualization of the existential space. By providing a person with new bright opportunities for interaction with others and a variety of ways of self-expression, virtual reality creates all the conditions for the formation of countless virtual images, identities. Computer dependence is closely connected with subjective experiences of a person, in particular with the feeling of loneliness. And communication skills play an important role in the emergence of feelings of loneliness. When reducing them, most often there are difficulties in communication, isolation and avoiding real contacts. Interpersonal and social interactions become secondary interactions. There is a change and transformation of consciousness, rationalization of mental activity, violation of self-identity, emotional alienation, desocialization and destructive changes in the psyche. These facts have a negative impact on the formation of personal characteristics of a person and lead to the formation of accentuations, that is, to the sharpening of some character traits that subsequently affect the adaptation of a person to society.

The study involved 50 people, students in the 3rd year of study. The representative sample included 25 boys and 25 girls aged 19 -20 years who are active users of the Internet. The method of cross-sections was carried out with this age group and the following methods were used:

personality questionnaire mini - mult F. B. Berezin and M. P. Miroshnikov, aimed at studying properties of the personality; the method of screening diagnostics of computer based on L. N. Yurieva, T. Y. Bolbot - samoobrony aimed at identifying computer addiction (including Internet addiction); assessment of the level of sociability V. F. Ryakhovskiy, a measure of the General level of sociability; scale subjective feelings of loneliness S. V. Dukhnovsky, aimed at determining the degree of

experience of loneliness, which serves as an indicator of harmony-disharmony of interpersonal relations and an indicator of proximity-remoteness between the subjects of relations.

This study confirmed the positive relationship between Internet addiction and social loneliness.

With the development of Internet addiction, there is a regression in the information processes of the system organization of the individual at the levels of intelligent response and self-organization, which leads to the predominant localization of information processing at the level of automatism and reflexive reactions

Keywords: Internet, social networks, addiction, students, self-identity, communication, interaction, transformation of consciousness, emotional alienation, desocialization, destructive mental changes

Современный мир характеризуется большой распространенностью интернета в жизни миллионов молодых людей. Интернет вытесняет привычные инструменты общения и заменяет их новыми, что приводит к возникновению совершенно новых форм взаимодействия человека с внешним миром[1]. Обмен личными сообщениями с помощью, например, смайликов приводит к значительному снижению чувственных переживаний, что в итоге приводит к обеднению эмоционального фона не только у взрослых людей, но и в студенческой среде молодых людей [7].

Вопрос об интернет-зависимости как категории клинического расстройства ещё малоизучен. Внимание к данному феномену направлено на выявление всех факторов и взаимосвязей, влияющих на молодежную среду [15]. Согласно результатам, полученным в ходе исследования, проведенного Р. Краут и его коллегами, чрезмерно активное пользование интернетом приводит к ослаблению межличностных отношений, часто сопровождается возникновением депрессивных состояний. Энгельберг и Шёоберг обнаружили статистическую связь между частым использованием сети и обострением субъективного переживания одиночества, дезадаптацией и слабыми эмоциональными навыками [13].

В жизни каждого человека случаются ситуации, приводящие к желанию изменить свое душевное состояние: избавиться от угнетения, отвлечься от неприятных размышлений и др. Для реализации этой цели он «вырабатывает» собственные задачи и подходы, переходящие в привычки и стереотипы. Проявление поведенческой аддикции характерно человеку, склонному к уходу от реальности путем изменения своего состояния [11]. Проблема аддикции начинается тогда, когда готовность ухода от реальности с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится доминирующим мотивом в жизнедеятельности человека [5].

С одной стороны, высокая активность пользования интернет сетью приходится на период

18-24 года. С другой же, это годы юности и студенчества. Студенты как правило, наиболее чаще используют к услуги сети Интернет. Этому способствует ряд причин [9]:

Во-первых, это постоянная потребность в информации при подготовке к учебным заданиям в образовательном учреждении. Интернет с одной стороны, предоставляет доступную, полную и разнообразную информацию. Развитая сеть «поисковиков», таких как Google, Yahoo, Yandex, Rambler и других ускоряет и облегчает поиск нужного материала.

Такая доступность и лёгкость получения нужной информации нередко приводит к привыканию и заставляет отказаться от поиска необходимых сведений в книгах, журналах и других источниках, оставляя в качестве приоритетного только Интернет [4].

Во-вторых, недостаток времени из-за большой загруженности учебного процесса для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет - ICQ, e-mail или различных социальных сетей.

Активная социальная деятельность студенческого возраста характеризуется поисками новых знакомств и расширению коммуникации в различных виртуальных группах. [3] Это позволяет получить определённый социальный статус, что является важным для студенческой среды. Общение и знакомства при помощи Интернет привлекают простотой, новизной, необременительностью, доступностью в любое время.

В-третьих, свою роль в студенческом возрасте играет высокая мотивация к познанию. Интерес к поиску новых открытий в науке, стремление к знаниям, саморазвитию вполне удовлетворяется использованием сети, содержащей разнообразную и многогранную информацию.

В тоже время такая увлеченность, приводит к приобретению проблемы с обучением, экзаменами, обучающим модулем или сессией. Частая посещаемость сайтов становится причи-

ной отстранения от учебного процесса, а иногда и от реальности [12]. Все интересы переключаются на Интернет и времянахождения в нём, поэтому нередко студенты останавливаются в своём развитии. Происходит потеря способности контролировать время, проводимое в сети, отсюда и часто возникающий дефицит времени на учёбу, а порою даже и сон. В итоге накапливается усталость, проблемы из-за учёбы, что обычно приводит к психоэмоциональной перегрузке,стрессу и нервным срывам [2].

По мнению А. Висо, сущетвует понятие «электронная идентичность». Он трактует о том, что в киберпространстве складывается уникальная ситуация стирания границ между личностью и социальной средой, в результате чего становится неясной сама фигура человека. Тем самым, личность проникает в виртуальный мир, а виртуальный мир, в свою очередь, проникает в нее, «достраивая и расширяя пространства нашего Я» [14].

М. Постер вводит понятие о «мобильной идентичности», подразумевая под этим постоянно изменяющуюся идентичность. Он придает сети важную роль расширения границ заданных идентичностей, в первую очередь, имея в виду виртуальные сообщества, в которых происходит процесс конструирования идентичностей. Эти процессы чреваты путаницей идентичностей и утратой личностью самой себя во множественных собственных дубликатах [10].

Неоспорим факт, что виртуальная реальность дает все возможности человеку, чтобы «притвориться многими» и стать носителем полиидентичности, чему по-прежнему может способствовать сохраняющаяся анонимность.

Самоидентификация важна не только для полноценного самоощущения личности, она «становится призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни» [4].

Таким образом, поиск смысла и сути идентичности современного человека, с одной стороны, обогащен, с другой - усложнен динамичным процессом виртуализации бытийного пространства. Предоставляя человеку новые яркие возможности взаимодействия с другими и разнообразные способы самовыражения, виртуальная реальность создает все условия для формирования бесчисленных виртуальных

образов, идентичностей. Этому способствует и анонимность в сети, порождая опасность чрезмерной увлеченности личности ее цифровыми идентификациями и «выпадения» из реального пространства. Вопрос анонимности в сети, ее влияния на личность пользователя и ее преобразования вызывает множественные споры в кругу ученых.

Целью было исследование личностных особенностей активных пользователей интернет-сети склонных к переживанию одиночества, где объектом исследования являлись личностные особенности активных пользователей интернет-сети, а предметом - взаимосвязь между личностными особенностями активных пользователей интернет - сети и одиночеством. Исследование проводилось в 2017 году на базе Оренбургской медицинской академии «медико-профилактическом» факультете.

В состав репрезентативной выборки вошли 25 юношей и 25 девушек в возрасте 1920 лет, являющиеся активными пользователями интернет-сети. С данной возрастной группой был проведен метод поперечных срезов.

Для сбора и последующего анализа данных о личностных особенностях активных пользователей сети, склонных к переживанию одиночества из- за низкой коммуникативной способности, вследствие ухода в виртуальную реальность были использованы следующие методики [6]:

- личностный опросник, мини-мульт Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова, направленный на изучение свойств личности;

- способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости Л .Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот - самоопросник, направленный на выявление компьютерной зависимости (в том числе интернет-аддикции);

- оценка уровня общительности В.Ф. Ря-ховского, оценивающий общий уровень общительности;

- шкала субъективного переживания одиночества С.В. Духновского, направленная на определение степени переживания одиночества, служащего показателем гармоничности-дисгармоничности межличностных отношений и показателем близости-отдаленности между субъектами отношений.

Для анализа и обработки результатов использовались программы обработки статисти-

ческих данных. На основе полученных данных провели описательный анализ.

Основываясь на данных, приведенных на рисунке 1, можно отметить, что девушки более коммуникабельны и открыты в общении, чем юноши. Но у юношей отмечается более высокий риск развития компьютерной зависимости. Можно предположить, что стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или феминности, а также с особенностями типа личности респондентов. Мужской стиль обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Такая нормативная установка заставляет юношей скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят феминными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия и уход в виртуальное общение.

В результате исследования ранговым методом была выявлена зависимость между переменными: компьютерная зависимость и одиночество-коэффициент располагается в диапазоне ±0,3 до ±0,699, что говорит о средней силе связи между переменными, связь прямая, то есть при усилении субъективного переживания одиночества будет сильнее выражена компьютерная зависимость. По данным исследования можно определенно сказать, что прослеживается наличие корреляционной связи между компьютерной зависимостью и одиночеством. Это позволяет говорить о том, что компьютерная зависимость выступает одним из факторов роста субъективного переживания одиноче-

ства. В этом случае также можно сказать, что компьютерная зависимость влияет на формирование чувства одиночества у молодых людей.

Вероятнее всего также играет роль наличие личностных особенностей у данной группы респондентов. В исследовании выявилась корреляционная связь между депрессией и: иппохон-дрией, истерией, психопатией, шизоидностью, психоастенией. Учитывая, что акцентуации характера проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям. Этим объясняется трудности с установкой неформальных эмоциональных контактов, сопровождающиеся тяжелыми переживаниями, повышенной тревожностью, переживанием отчужденности с соматическими ощущениями, лабильностью настроения, гиперэмоциональностью. Все выше перечисленное легче пережить в виртуальном

Рисунок 1 - Средние значения, полученные по данным психологического

исследования

1,500000 1,000000 0,500000 0,000000 -0,500000

é 1 .mil ! Ми ik. i I i uUh II, lili 1,11 1 ... .1.111

■Л' 1 ó Г i г Я- л. л- 1*0 #

4 / у / У г/ / ✓ с J? да л, <? Jp л® О # о /

коммуникабельность

одиночество

дерессия

психопатия

психастения

гипомания

I компьютерная зависимость иппохондрия I истерия

I паранойя/1 ьность I шизоидность

Рисунок 2 - Показатели корреляционного анализа Спирмена в общей группе респондентов

мире, как это отмечалось ранее. Иными словами, компьютерная зависимость собственно, и выступает одним из факторов, провоцирующих усугубление чувства одиночества.

У девушек наблюдается следующие корреляционные связи:

- коммуникабельность в прямой корреляционной связи с депрессией. По всей видимости, общительность девушек напрямую зависит от психического состояния в данный момент времени. Перепады настроения, стрессовые ситуации и другие психические нагрузки, вероятно, неоднозначно на эффективность общения у исследуемых гендерных групп.

- депрессия также тесно взаимосвязана с иппохондрией и паранояльностью.

Шизодность находится в прямой связи с иппохондрией и психоастенией.

Скорее всего, сущностью таких акцентуаций является ориентация в деятельности в большей степени на внутренние ощущения и переживания, чем на внешние ситуативные.

Следует отметить, что у человека с ши-зодными чертами характера нарушается и сам процесс коммуникации. Он начинает носить формализованный, манипулятивный характер. Появляются штампованные способы реагирования на ситуации, неумение начать разговор и закончить его. Если данный факт сопоставлять с подростковым периодом, то можно предположить, что при дефиците коммуникабельных способностей возникают проблемы с самооценкой, самоидентичностью и это немаловажный факт при формировании интернет-зависимости.

Между шкалой одиночества и показателем уровня развития коммуникативных качеств ко-

эффициент корреляции составил 0,32 (значимо на уровне 0,95). Таким образом, можно утверждать, что высокий или низкий балл по шкале одиночества не зависит напрямую от личностных качеств и особенностей студентов.

Метод ранговой корреляции показал значимую связь со сниженными коммуникативными свойствами молодых людей. Таким образом, отвергая значимость личностных качеств при переживаниях студентами одиночества, мы можем утверждать, что проблема их одиночества опосредована прежде всего проблемами общения, недостаточностью коммуникативных умений и навыков, что заставляет решать свои проблемы в онлайн - сеансах. Можно сделать определенные выводы о том, что компьютерная зависимость тесно связана с субъективными переживаниями человека, в частности с чувством одиночества. А коммуникабельные способности играют важную роль в возникновении чувства одиночества. При их снижении чаще всего возникают трудности в общении, изоляция и уход от реальных контактов. Межличностные и социальные взаимодействия приобретают характер вторичных интеракций. Происходит смена и трансформация сознания, рационализация психической деятельности, нарушение самоидентичности, эмоциональное отчуждение, де-социализация и деструктивные изменения психики. Полагаем, что данные факты негативно влияют на формирование личностных особенностей человека и приводят к формированию акцентуаций, то есть к заострению некоторых черт характера, которые впоследствии влияют на адаптированность человека к социуму.

19.01.2018

Список литературы:

1. Абатуров, И. А. «Интернет-зависимость» как фактор влияния на обучение подростков / И. А. Абатуров // XIV Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (19-23 апреля 2010 г.).

2. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - Т. 8. - №4. - С. 35-58.

3. Болдырева, Т.А. Социально-психологический климат в студенческом коллективе как предмет учебной рефлексии / Т.А. Болдырева // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области. Научно-практическая конференция с международным участием. - 2017. - С. 653-655.

4. Бубер, Н. Проблема человека. Перспектива / Н. Бубер //Лабиринты одиночества. - М., 1989. - С. 95.

5. Бурова, В. А. Механизмы формирования Интернет-аддикции / В. А. Бурова, В.И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России. - М., 2000. - С. 290-291.

6. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев, 1989.

7. Вейс, Р.С. Вопросы изучения одиночества / Р.С. Вейс; пер. с англ. сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - 170 с.

8. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

9. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т. 5. - №2.

10. Жичкина, А.Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета / А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Труды по социологии образования. - 2000. - Т. 5. - Вып. 7. - С. 34-40.

11. Иванова, В.В. Зависимость от Интернет - общения: гендерные различия, особенности, последствия / В.В. Иванова. - М.: 2010.

12. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

13. Цой, Н.А. Феномен интернет-зависимости и одиночества / Н.А. Цой // Социологические исследования. - 2011. - №12. - С. 98-107.

14. Шильштейн, Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте / Е.С. Шильштейн // Вопросы психологии. -2000. - №2. - С. 69-79.

15. Янг, К.С. Диагноз - Интернет-зависимость / К.С. Янг// Мир Интернета. - 2000. - №2.

References:

1. Abaturov I.A. «Internet-dependence» as a factor of influence on education of teenagers XIV Vserossijskaya s mezhdunarodnym uchastiem konferenciya studentov, aspirantov i molodyh uchenyh «Nauka i obrazovanie» (19-23 aprelya 2010 g.) [XIV all-Russian conference of students, postgraduates and young scientists «Science and education» (April 19-23, 2010)], pp 223-226

2. Avetisova A.A. Psychological characteristics of players in computer games. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki [Psychology. Journal of Higher school of Economics], 2011, vol. 8, no. 4, pp. 35-58.

3. Boldyreva T.A. The social and psychological climate in a student's collective as a subject of educational reflection. Strategicheskie napravleniya razvitiya obrazovaniya v Orenburgskoj oblasti. Nauchno-prakticheskaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem [Strategic directions of education development in the Orenburg region. Scientific and practical conference with international participation], 2017, pp. 653-655.

4. Buber N. The problem of human. Perspective. Labirinty odinochestva [Labyrinths of loneliness]. Moscow, 1989, p. 95.

5. Burova V.A., Esaulov V.I. Mechanisms of formation of Internet addiction. Materialy XIII s'ezda psihiatrov Rossii [Proceedings of the XIII Congress of psychiatrists of Russia]. Moscow, 2000, pp. 290-291.

6. Burlachuk L.F., Morozov S.M. Slovar'-spravochnik po psihologicheskoj diagnostike [Dictionary-directory on psychological diagnostics]. Kiev, 1989.

7. Vejs R.S., ed. Pokrovsky N.E. Problems in the study of loneliness. Labirinty odinochestva [Labyrinths of loneliness]. Moscow: Progress, 1989, 170 p.

8. Egorov, A.YU. Nekhimicheskie zavisimosti [Non-Chemical dependencies]. St.Petersburg: Rech', 2007, 190 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Egorov A.YU., Kuznecova N.A., Petrova E.A. Features of the personality of adolescents with Internet addiction. Voprosy psihicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov [Issues of mental health of children and adolescents], 2005, vol. 5, no. 2.

10. ZHichkina A.E., Belinskaya E.P. Self-presentation in virtual communication and the identity features of adolescent users of the Internet . Trudy po sociologii obrazovaniya [Proceedings of the sociology of education], 2000, vol. 5, iss. 7, pp. 34-40.

11. Ivanova V.V. Zavisimost' otInternet — obshcheniya: gendernye razlichiya, osobennosti, posledstviya [Dependence on Internet communication: gender differences, features, consequences]. Moscow, 2010.

12. YUr'eva L.N. Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrekciya iprofilaktika [Computer addiction: formation, diagnostics, correction and prevention]. Dnepropetrovsk: Porogi, 2006, 196 p.

13. Coj N.A. The phenomenon of Internet addiction and loneliness. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2011, no. 12, pp. 98-107.

14. SHil'shtejn E.S. Features of the presentation of «I» in adolescence. Voprosypsihologii [Questions of psychology], 2000, no. 2, pp. 69-79.

15. YAng K.S. Diagnosis is Internet addiction. Mir Interneta [The world of the Internet], 2000, no. 2.

Сведения об авторе:

Герасимова Илана Викторовна, медицинский психолог Оренбургского областного клинического наркодиспансера Е-шаП: [email protected] /orcid.org/0000-0002-0691-3674

460000, г. Оренбург, ул. Невельская 46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.