Научная статья на тему '2006.04.010. КАРПИСО Х. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. CARPIZO J. DERECHO CONSTITUCIONAL LATINOAMERICANO Y COMPARADO // BOLETíN MEXICANO DE DERECHO COMPARADO. - MEXICO, 2005. - SEPTIEMBRE-DICIEMBRE. - P. 949-989'

2006.04.010. КАРПИСО Х. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. CARPIZO J. DERECHO CONSTITUCIONAL LATINOAMERICANO Y COMPARADO // BOLETíN MEXICANO DE DERECHO COMPARADO. - MEXICO, 2005. - SEPTIEMBRE-DICIEMBRE. - P. 949-989 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006.04.010. КАРПИСО Х. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. CARPIZO J. DERECHO CONSTITUCIONAL LATINOAMERICANO Y COMPARADO // BOLETíN MEXICANO DE DERECHO COMPARADO. - MEXICO, 2005. - SEPTIEMBRE-DICIEMBRE. - P. 949-989»

ляет возможности для различных моделей политического поведения, которое, в свою очередь, способно повлиять на политическую культуру.

В отношении Северной Ирландии британское правительство столкнулось с гораздо большей проблемой, чем просто формирование новых автономных институтов и выработка нового стиля в политике. Проблема раскола североирландского общества на два враждующих лагеря (католиков и протестантов) выдвигала на первый план необходимость поиска компромисса между всеми частями общества, т.е. не только между всеми политическими партиями региона и правительством Соединенного Королевства, но и между ними и правительством Ирландской Республики. Поэтому первоочередной задачей североирландской реформы стало не формирование новых автономных органов, которые существовали и раньше, а достижение и закрепление согласия в самом североирландском обществе, прекращение дискриминации в отношении католического населения и достижение реального равноправия. И эта задача пока еще решена не в полной мере.

Е.В. Алферова

2006.04.010. КАРПИСО Х. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. CARPIZO J. Derecho constitucional Latinoamericano y comparado // Boletín Mexicano de derecho comparado. - México, 2005. - Septiembre-diciembre. - P.949-989.

Статья президента Ибероамериканского института по конституционному праву (Мехико) посвящена особенностям и перспективам национального и сравнительного латиноамериканского конституционного права, вместе с тем в ней затрагиваются многие проблемы истории и современного конституционализма в регионе.

Понятие «Латинская Америка» трактуется автором в статье в двух аспектах: как идея и как вызвавшая ее появление конкретная реальность. Оно имеет определенное наполнение и ассоциируется с регионом и странами. Употребляется этот термин чаще всего тогда, когда нужно показать отличие от Европейского союза, Африки, арабо-мусульманского мира, т.е. от негомогенных реальностей, отмечает автор. Латинская Америка также неоднородна: существуют такие факторы, которые объединяют страны в единый регион и по-

зволяют идентифицировать их с этим понятием, но есть и различия. Кратко назвав отличия, автор подробно анализирует объединяющие черты: общую историю (историю коренных индейских народов до колонизации, периода колонизации преимущественно Испанией и Португалией, войны за независимость и т.д.), культурное наследие (сформировавшиеся за четыре с половиной столетия общие философско-политические, литературные, музыкальные, гастрономические и т.д. традиции и черты), язык (возможность беспрепятственной коммуникации на огромной территории на основе испанского и португальского языков), идеи единства и взаимосвязи, сходные юридические и политические традиции (базирующиеся на влиянии испанско-португальской юридической традиции), смешанный расовый состав. В результате развития процессов интеграции в Латинской Америке усиливается экономическое сотрудничество стран региона, создаются межгосударственные объединения, наднациональные судебные органы и т.д.

В настоящее время страны Латинской Америки сближают также общие проблемы, связанные с быстрым ростом населения, бедности, диспропорций в распределении национального богатства.

Процессы интеграции привели к конституционализации идеи «Латинской Америки». Она получила юридический ранг высшего уровня как фундаментальный конституционно зафиксированный принцип во многих конституциях региона. Эта тенденция усиливается, начиная со второй половины 80-х годов.

Конституционализация идеи Латинской Америки проявляется во включении в конституции трех видов положений: 1) о латиноамериканской интеграции (охватывающей не только экономику, но и другие сферы: политическую, социальную и культурную); 2) о минимизации условий приобретения гражданства населением государств Латинской Америки внутри региона; 3) о центральноамериканской идее (речь идет об особо тесной общности ряда государств Центральной Америки, поскольку с 1824 по 1838 г. существовала Центрально-американская федерация, которая распалась на пять независимых республик). В статье анализируется содержание соответствующих статей действующих конституций (а в случае изменения имевшегося ранее регулирования этих вопросов приводятся и предыдущие конституции).

Рассматривая происхождение сравнительного латиноамериканского права, автор отмечает, что в странах региона интерес к принимаемым в регионе конституциям существовал с момента их появления. В статье приведен разнообразный материал об использовании конституционного опыта отдельных стран другими странами региона, особенно при формировании новых институтов: федерализма, защиты прав человека, различных конституционно установленных процедур, конституционного оформления роли труда, аграрных реформ и т.д.

Особое внимание автор уделяет новым тенденциям в конституционном праве, характерным для значительной части или даже для всех стран Латинской Америки. В их числе он называет: создание под влиянием волны демократизации 80-х годов органов конституционного контроля (Гватемала, Мексика, Колумбия, Перу, Боливия и др.) или особых автономных палат конституционного контроля внутри высших судебных органов (Коста-Рика, Никарагуа, Венесуэла, Гондурас); развитие процедуры habeas data (защита прав личности в связи с созданием банков данных); введение института омбудсмена; установление равновесия между исполнительной и законодательной властью (в отличие от периодов диктатуры, военных режимов и режимов сильных президентов с характерным для них креном в сторону исполнительной власти); создание органов, обеспечивающих организацию и деятельность судебной ветви власти - Советов магистратуры, обеспечивающих самоуправление и автономию судебной власти; признание верховенства международного права; юридизация конфликтов и актов в области избирательного права; создание специализированных судебных органов, занимающихся вопросами выборов (вместо политических) и др.

В заключение автор приводит краткий обзор содержания монографий и учебников по латиноамериканскому сравнительному конституционному праву, выпущенных с 70-х годов.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.