Научная статья на тему 'Особенности латиноамериканской правовой культуры'

Особенности латиноамериканской правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4904
1216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая культура / правовая система / особенности / правовые традиции / латиноамериканское право. / legal culture / legal system / special features / legal traditions / law of Latin America

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н Г. Павлова

Особенности латиноамериканской правовой культуры закладывались в эпоху испанского и португальского колониального господства в XVI веке и в период борьбы за независимость в XIX веке. В настоящее время они находят отражение в существовании и переплетении элементов различных правовых традиций: континентального (римского) права — в частноправовой сфере и североамериканских моделей — в публичном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF LEGAL CULTURES OF LATIN AMERICA

Special features of legal cultures of Latin America have been formed in the age of Spanish and Portugal colonialism in XVI century as well as in time of independence wars in XIX century. These legal cultures compose of the different legal traditions: continental (in particular — roman) law in the field of private law and legal models formed in the USA — in the field of public law.

Текст научной работы на тему «Особенности латиноамериканской правовой культуры»

ОСОБЕННОСТИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ*

Н.Г. Павлова

Кафедра теории и истории государства и права

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Особенности латиноамериканской правовой культуры закладывались в эпоху испанского и португальского колониального господства в XVI веке и в период борьбы за независимость в XIX веке. В настоящее время они находят отражение в существовании и переплетении элементов различных правовых традиций: континентального (римского) права — в частноправовой сфере и североамериканских моделей — в публичном праве.

Ключевые слова: правовая культура, правовая система, особенности, правовые традиции, латиноамериканское право.

На сегодняшний день правовые системы стран латинского континента приобрели черты устойчивой общности. В первую очередь это обусловлено единством их исторической судьбы, установлением сходных социально-экономических устройств и политических структур и, как следствие, — сходства в большинстве из этих стран правовых институтов. Совокупность отличительных черт и особенностей отражают содержание правовой культуры латиноамериканских стран.

Становление латиноамериканского права непосредственно связано с падением бывших испанских и португальских колоний в Америке и становлением национальной государственности. Однако в последние десятилетия в связи с признанием того, что индейские народы внесли значительный вклад в латиноамериканскую культуру и правовую жизнь, многие юристы подчеркивают большое значение соционормативных систем доколумбовой эпохи для формирования национального права [6. С 18].

Действительно, испанское право применялось в колониях с частичным сохранением индейского «аборигенного» нормативно-правового материала. В самом деле, столкнувшись вплотную со сложившимися соционормативными (до-правовыми и правовыми) структурами индейских народов, с устойчивостью общинного землепользования, колонизаторы были вынуждены их признать, санкционировать их существование, использовать в своих интересах.

Так, в специальном королевском акте от 6 августа 1555 г. предписывалось соблюдать «законы и добрые обычаи, которые с древних времен индейцы ис-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ «Сравнительное исследование правовых культур», проект № 09-03-00-647А.

пользовали для своего хорошего управления», но при непременном условии, что «они не противоречат священным религии и законам» [7. С 218].

Разумеется, было бы неправильно видеть в «аборигенном» и «импортированном» праве два равнозначных фактора, оказавших впоследствии одинаковое влияние на процесс становления латиноамериканского права. Доминирующим стало именно привнесенное испанской колонизацией право, и оно допускало включение индейского нормативно-правового материала лишь на «нижних этажах» складывающегося нового правового порядка. Поэтому доколумбово право лишь частично смогло оказать впоследствии непосредственное воздействие на правовые системы латиноамериканских стран. Как верно отмечал профессор О.А. Жидков, «между этими двумя полюсами правовой истории латинской эпохи лежит многовековая эпоха господства испанского и португальского колониального права, представляющего собой уникальное явление мировой истории» [2. С 43].

Достаточно очевидным является тот факт, что правовая система колоний состояла из двух больших «подсистем»: средневекового испанского права и собственно-колониального законодательства. Так, известный мексиканский историк права М. дель Рефухио Гонсалес утверждал, что «юридический порядок в Новой Испании составлял часть юридической системы испанской монархии» [5. C. 13].

Бесспорен тот факт, что несмотря на формирование права на латиноамериканском континенте из нескольких сложившихся пластов, фундаментальной базой было средневековое испанское право. Так, в королевских постановлениях предписывалось на вновь открытых территориях применять источники кастильского права [7. С 305]. Порядок преимущественного применения источников кастильского права на территориях Индии законодательно устанавливался в законе 2, тит. 1 в кн. II Свода законов королевств Индии 1680 г. Это такие источники испанского права, как Устав Алкала 1348 г., муниципальные фуэрос, Фу-эро реаль (XII век) — крайне редко и Семь Партид 1263 г.

Однако социальные, экономические, географические и прочие особенности латиноамериканского континента намного отличались от европейских, и это делало зачастую невозможным прямое применение старого кастильского права. Метрополия была вынуждена создавать новые правовые нормы для завоеванных территорий. Это обусловило создание собственно индийской системы права, которая представлялась законодательными актами, издаваемыми как центральной королевской властью (многочисленные статуты, седулы, ордонансы и т.п.), так и королевской администрацией на местах. За многовековую историю колониального господства Испании в Америке число этих актов стало столь велико, что именно они в первую очередь определяли внешний облик и содержание всей системы колониального права.

Сложившаяся за долгие годы испанского господства громоздкая всеобъемлющая, разработанная в деталях, но внутренне противоречивая система колониального права оказала глубокое воздействие на весь ход возникновения и разви-

тия самостоятельных латиноамериканских государств, на формирование их законодательства. Следы колониального прошлого легко могут быть обнаружены во многих законах латиноамериканских стран и в наши дни, но в XIX в. связывающее и гнетущее влияние колониального права на развитие национального законодательства было особо ощутимым.

В тех отраслях права, где долгое время отсутствовало новое законодательство, сохраняли силу колониальные источники права. Так, в Руководство по действующему праву, изданному в Мексике в 1853 г., были включены нормы из Семи Партид, Ордонанса об интендантах, Торгового ордонанса и из других старинных испанских законов. Ссылки на эти источники были обычными и в судебных делах.

Глубокие корни колониального права проявились не только в длительном сохранении непосредственного действия многих правовых норм и даже целых сводов законов, но и в унаследованных от метрополии правовой культуры и юридического мышления, а главное — в поддержании постоянных генетических связей между материнской и дочерней правовой системой.

При разработке нового национального законодательства в значительной мере использовались правовые конструкции, идеи, нормы, взятые из колониального права. Влияние испанской правовой культуры, построенной на традициях римского права, предопределило развитие латиноамериканского права в русле континентально-правовых традиций.

Более того, по достижении независимости во второй половине XIX века в этих странах начался процесс проведения всеобъемлющей кодификации законодательства, способствовавшей преодолению колониального права и созданию национальных правовых систем. Идея проведения кодификационных работ на всем континенте получила свое развитие под влиянием работ французских просветителей, идей буржуазного либерализма. Со времени достижения независимости латиноамериканскую философию определяла прогрессивная тогда теоретическая мысль Франции. Мыслители того времени обращались к правовой науке и других европейских стран (Испании, Италии), но влияние французской мысли преобладало.

Конституционные идеи, идеи разделения властей, принципы правосудия, обновленные принципы права, прежде всего естественного права, преобладают в латиноамериканской мысли. Это объясняется не только достижением юридической мысли во Франции, общностью романской культуры и близостью языка, но и, по выражению профессора В.А. Туманова, «необходимостью решения проблем «аккультурации» реципированных правовых форм, прежде всего наполеоновского гражданского кодекса» [4. С 104]. В самом деле, традиции, которые сложились еще в колониальном праве на латиноамериканском континенте, получили новую жизнь под влиянием кодификации Наполеона.

Большинство правовых систем латиноамериканских стран в XIX веке восприняло структуру источников права, унаследованную еще из колониального права и скорректированную под влиянием идей «естественной школы права» и

французской буржуазной доктрины источников права. Важнейшим источником права провозглашается закон, который с момента достижения независимости становится основной формой права и инструментом создания новых национальных правовых систем.

По мере развития самостоятельных государств и в процессе формирования новых наций закон, который трактовался прежде всего с рационалистических позиций, тем не менее все в большей степени приобретал ореол национального символа и стал основным средством внесения в формирующиеся правовые системы национального колорита. О роли и значении закона мексиканский исследователь Эфран Мотто Саласар пишет: «Закон — это само право, превращенное в государственный приказ... Закон — это вершина, «пик» мексиканской системы права» [8. С. 39].

Из континентальной правой доктрины, а в значительной мере из римского права была воспринята внутренняя логика построения латиноамериканских правовых систем независимых государств. Именно римская правовая основа с вытекающей из нее общностью терминологии и понятийного аппарата, едиными представлениями о структуре права и т.д. сделала возможным широкое заимствование в странах Латинской Америки многих элементов континентальной правовой системы. Так, основополагающим и системообразующим фактором стало деление права в этих странах на публичное и частное. Основу первого составило конституционное право. Сердцевиной частного права стало гражданское право.

Таким образом, генетическая связь латиноамериканского права с правом континентальной Европы очевидна.

Эти обстоятельства дают возможность многим западным и отечественным компаративистам безоговорочно отнести право стран Латинской Америки к ро-мано-германской группе континентальной системы права. Такова, в частности, позиция видных западных компаративистов Дж. Вигмора, Армижона, Нольде и Вольфа. В противоположность этим авторам латиноамериканские исследователи Бевилаке и Э.М. Пас выделяют право стран Латинский Америки в самостоятельную группу, занимающую особое место в классификации правовых систем мира.

Такую же позицию разделял и Р. Давид в своем капитальном труде «Основные правовые проблемы современности». Он указывал, что «латиноамериканское право, хотя и принадлежит по своей структуре и общим чертам к романо-германской правовой семье, заслуживает того, чтобы быть выделенным в рамках этой семьи в отдельную группу, поскольку оно обладает некоторыми особыми чертами, нехарактерными для других стран романо-германской семьи» [1. С. 82].

Такой же позиции придерживается и профессор А.Х. Саидов, утверждая, что латиноамериканская правовая семья за последние сто лет приобрела черты устойчивой общности и сегодня становится возможным рассмотрение правовых систем латиноамериканских стран в качестве особой правовой семьи в силу «сходства экономического уровня развития, не завершенность информационного развития общества и, наконец, общности исторического возникновения этих

стран выявляет их важнейшую особенность: существование и переплетение элементов различных правовых систем: чисто обычного права, колониального и постколониального» [3. С. 192].

На наш взгляд, такое утверждение совершенно справедливо, тем более что отличия латиноамериканского права от романо-германской системы можно видеть, прежде всего, в сфере публичного права. Мексиканский ученый Сервантес Мануэль пишет: «наша федеральная система была буквально скопирована с Конституции Соединенных Штатов Америки... Став независимым от своей родной матери, вместо того, чтобы продолжать постепенное формирование истинно национального права, мы разом порываем с нашим правовым прошлым и забываем о нашем индейском и испанском праве, и начинаем копировать иностранное законодательство. пока не создали гибридное позитивное право. мы скопировали Кодекс Наполеона, создав наше частное и торговое право, и восприняли искусственно право Северной Америки. Итак, наше частное право — латинское, а публичное — американское» [9. С. 11].

В самом деле, первые латиноамериканские конституции восприняли многие институты, ранее апробированные в Федеральной Конституции США (разделение властей с сильной президентской властью, федерализм, судебный конституционный надзор и т.д.). Создание латиноамериканских федераций, так же как и в США, не было связано с решением национального вопроса, каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебные системы.

То обстоятельство, что образцом для латиноамериканского публичного права явилась Конституция США, имеет свое историческое объяснение. Конституция США в течение достаточно длительного времени была единственной действующей писанной республиканской конституцией. Как верно отмечает профессор А.Х. Саидов, восприятие американского конституционного образца дает основание говорить о «дуализме» латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей [3. С. 96].

В заключение необходимо отметить ряд обстоятельств, которые выделяют латиноамериканскую правовую культуру на правовой карте мира. Это, во-первых, причудливое переплетение правовых взглядов и норм в латиноамериканском праве, связанное с особенностями правовых систем в период господства колониального права. Во-вторых, общность исторической судьбы в период борьбы за независимость, выразившаяся в особенностях конституционного строительства и кодификаций, происходивших в течение следующего за завоеванием государственной независимости периода, что заложило основу для дальнейшего формирования национальных правовых систем. В-третьих, с середины XX века наблюдается усиление надгосударственного регионального и одновременно взаимного правового влияния стран Латинской Америки, стремление к интеграции. В-четвертых, примечательно отражение сильных функций государства в экономической и иных сферах, стремление ограничить капиталистические монополии. Государство воспринимается как гарант социальной справедливости.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Давид Р. Основные правовые системы современности. — М., 1996.

[2] Жидков О.А. История государства и права Латинской Америки. — М., 1967.

[3] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. — М., 2000.

[4] Туманов В.А. Современная буржуазная политико-правовая идеология. — Киев, 1985.

[5] Gonsales M. del Refugio. Estudios sobre la historia del derecho civil en México durante el siglo XIX. — Mexico, 1981.

[6] Mendieta y Nunes L. El derecho precolonial. — Mexico, 1961.

[7] Recopilacion de las leyes de los Reynos de los Indias: T. 1. — Madrid, 1943.

[8] Salazar E.M. Elementos de derecho. — Mexico, 1998.

[9] Servantes Manuel. Nuestro derecho mexicano. — Un. Michoagana, 1958.

SPECIAL FEATURES OF LEGAL CULTURES OF LATIN AMERICA

N.G. Pavlova

The Department of Theory and History of Law People's Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

Special features of legal cultures of Latin America have been formed in the age of Spanish and Portugal colonialism in XVI century as well as in time of independence wars in XIX century. These legal cultures compose of the different legal traditions: continental (in particular — roman) law in the field of private law and legal models formed in the USA — in the field of public law.

Key words: legal culture, legal system, special features, legal traditions, law of Latin America.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.