2006.03.036. ДИБУА ДЖ. ДЖ. ГРАЖДАНСТВО И КОНТРОЛЬ НАД РЕСУРСАМИ В НИГЕРИИ: ПРИМЕР ОБЩИН ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ В ДЕЛЬТЕ НИГЕРА. DIBUA J.J. Citizenship and resource control in Nigeria: the case of minotiry communities in the Niger Delta // Afrika Spectrum. - Hamburg, 2005. - № 39. - P. 5-28.
Как полагает автор, вопрос о контроле над природными ресурсами и распределении средств, полученных от их продажи, с 90-х годов стал одним из важнейших в политической жизни Нигерии. Добиваясь участия в дележе доходов от нефти, этнические меньшинства создают свои общественные объединения, в первую очередь молодежные, добивающиеся права на полноценное представительство в органах местного самоуправления и контроль над доходами от нефти. В то же время многие из лидеров таких объединений часто идут на сговор с федеральными властями и после небольших выступлений в защиту соплеменников пытаются «умиротворить их, напоминая о том, что по-настоящему с нефтяными ТНК могут вести переговоры лишь представители крупных этнических групп, а вследствие этого, увы, необходимо, делиться с центром» (с. 6).
В движении за свои права участвуют только те члены этнической группы, которые проживают на занимаемой ею территории. За пределами выходцы из нее «как и раньше, сколько бы они ни прожили на территории другой этнической группы, общины или штата, как ни выполняли свои гражданские обязанности, продолжают оставаться чужаками» (с. 7). Таким образом, часто формируются ценности «этнической гражданственности», права гражданина могут эффективно защищаться лишь в тех административных районах, власть в которых принадлежит их этноконфессиональной группе.
В истории Нигерии существовали различные пропорции распределения доходов от продажи природных ресурсов. В 1951 г. власти (в то время ещё колониальные) решили, что 100 % дохода от продажи полезных ископаемых должны оставаться в регионе, где они добыты. В 1958 г. по новому постановлению доходы распределялись уже в пропорции 50/50. Этот принцип был закреплен и в конституции 1963 г. Дальнейшие изменения совпали с периодом военного правления и резким ростом цен на нефть, значительные залежи которой были открыты в Нигерии. В 1970 г. правительство генерала Якуба Говона
издало декрет, в соответствии с которым уже 55 % предназначались для отчисления федеральным властям. В 1975 г. центру предназначалось уже 80 % выручки, а в 1979 г. вся она должна была поступать в центр. При этом даже в периоды, когда часть доходов все же оставалась на местах, в расчет абсолютно не брались разработки на континентальном шельфе. В 1982 г. правительство Шагари определило 1,5 % в пользу регионов В 1992 г. правительство Бабангиды согласилось с 3 % -ными отчислениями в пользу местных общин. В 1999 г. Обасанджо одним из первых своих законодательных актов утвердил 13 % в пользу штатов, на территории которых добываются ископаемые (с. 9).
Автор указывает, что хотя в 90-е годы вновь была признано право регионов на получение части выручки от продажи ресурсов, именно в это время огони - (этноконфессиональная группа, на территории которой добывается основная часть нигерийской нефти) от мирных акций протеста перешла к насилию. Использование насилия оправдывалось как единственно возможная форма «противостоять сговору крупных этнических групп и нефтедобывающих компаний» (с. 14). Компании постоянно увеличивали добычу нефти, при этом все меньше соблюдались экологические нормы добычи. Огони ответили созданием ассоциаций, объединивших молодежные организации дельты Нигера. Борясь с мятежниками, правительство Сани Абачи постоянно чинило всяческие препятствия правозащитнику огони Кен-Саро Виве, ему запрещали выезжать из страны, его периодически арестовывали по обвинению в нарушении паспортного режима, а в ноябре 1995 г. его и других лидеров огони казнили после быстротечного судебного процесса. Правительство также использовало и другие этнические группы для расправы с огони: так, в июле-сентябре 1993 г. рейды против огони предпринимали ополченцы андони, в декабре 1993 г. окрика и в апреле 1994 г. ндоки.
Как федеральное правительство, так и ассоциации местных общин заявляют о законности отстаиваемого способа распределения прибыли от нефти принципами федерализма. Центр указывает на недопустимость «чрезмерного обогащения отдельных этнических групп за счет ресурсов, которые принадлежат всему народу, разведаны и добыты усилиями государства, а не только частных компаний» (с. 16), местные же ассоциации граждан заявляют о своем «праве на компенсацию экологического ущерба, который столь велик, что ставит под вопрос само существование местных небольших этнических
групп» (с. 17). Представители этих организаций требуют для огони 100 % контроля за заключением сделок на добычу и продажу нефти при отчислениях в пользу центра процента, равного отчислениям со всех иных сделок.
Кен-Саро Вива неоднократно заявлял, что создание штата Баэльса, на территории которого добывается основная часть нефти, с выделением для этого территории штата Риверс, является изощренным способом маскировки коррупции. По его мнению, сговор с традиционными лидерами огони позволил, с одной стороны, формально создать регион «якобы специально предназначенный для сохранения экономической и культурной самостоятельности огони, а с другой - кинуть подачку традиционным лидерам огони, после которой они послушно отправились увещевать разбушевавшихся соплеменников» (с. 21). Автор считает, что для разрешения конфликта, требуется, в первую очередь, привлечеь во власть интеллектуальную элиту огони, традиционные же лидеры могут играть более подобающую им роль совещательного органа без решающего права голоса, органа, предназначенного, в первую очередь, для выполнения различных природных функций.
Прибрежный шельф рассматривается местными этническими группами как естественная часть их административной территории. После длительных дискуссий местные и центральные власти подписали договор, признающий шельф частью административной территории. При этом за местными властями закрепляются лишь те ископаемые, которые залегают не глубже 200 метров от морского дна.
Автор полагает, что для полного урегулирования вопроса следует создать трехсоставные местные органы власти. Деревенские советы будут избираться непосредственно местными жителями, советы развития района будут избираться членами деревенских советов, на основе прямых выборов будут создаваться советы местных правительств. Именно эти органы должны быть ответственны за «соблюдение юридического и экономического баланса интересов центра и местных общин, а также за создание и контроль над техническим воплощением проектов добычи и транспортировки нефти» (с. 23).
В.С. Олишевко