Научная статья на тему '2006. 03. 032. Общий налог на загрязняющие виды деятельности на службе окружающей среды. La taxe generale sur les activites polluante (tgap) au service de l'environnement. - mode of access: http://www. Minefi. Gouv. Fr/notes_bleues/nbb/nbb296/tgap. Pdf'

2006. 03. 032. Общий налог на загрязняющие виды деятельности на службе окружающей среды. La taxe generale sur les activites polluante (tgap) au service de l'environnement. - mode of access: http://www. Minefi. Gouv. Fr/notes_bleues/nbb/nbb296/tgap. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ ПРИРОДООХРАННЫЕ - ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 03. 032. Общий налог на загрязняющие виды деятельности на службе окружающей среды. La taxe generale sur les activites polluante (tgap) au service de l'environnement. - mode of access: http://www. Minefi. Gouv. Fr/notes_bleues/nbb/nbb296/tgap. Pdf»

ции и делокализации. Хотя в настоящее время влияние ЭН незначительно, перспектива ужесточения политики в области ОС заставляет задуматься об ее потенциальных последствиях для международной торговли и прямых международных инвестиций. Кроме того, авторы указывают на необходимость гармонизации политики в области ОС в международных масштабах, а также одновременное установление правил, определяющих торговую политику и политику в области ОС.

И.Ю. Жилина

2006.03.032. ОБЩИЙ НАЛОГ НА ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЛУЖБЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. La taxe generale sur les activités polluante (TGAP) au service de l'environnement. - Mode of access: http://www.minefi.gouv.fr/notes_-bleues/nbb/nbb296/tgap.pdf.

Защита окружающей среды (ОС) является одним из основных политических вызовов второй половины ХХ в. Для решения этой проблемы государство использует различные инструменты, в частности экологические налоги, которые в широком смысле представляют собой совокупность налогов, связанных с ОС и взимаемых в обязательном порядке. База налогообложения выбирается так, чтобы экологические налоги наиболее эффективно выполняли свою роль.

В ЕС экологические налоги вводились не столько по инициативе коммунитарных, сколько национальных органов власти. Так, во Франции в начале 90-х годов было разработано более жесткое, чем в ЕС, законодательство в области защиты ОС, цель которого состояла в ограничении загрязнений ОС при производстве горючесмазочных материалов и переработке отходов, снижении выбросов в атмосферу и уровня шума. С первого января 1999 г. действует общий налог на загрязняющие виды деятельности (TGAP), объединивший в себе существовавшие ранее экологические налоги.

В основе всех компонентов TGAP лежит принцип «загрязнитель платит», в соответствии с которым ущерб, нанесенный ОС деятельностью некоторых предприятий или частных лиц, является объектом специфического налогообложения. Введение TGAP при-

водит к росту издержек загрязнителей, стимулируя, таким образом, их к сокращению загрязнений.

Этим налогом облагаются складирование и уничтожение отходов, выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, взлеты летательных аппаратов с гражданских аэродромов, производство горюче-смазочных материалов, моющих средств и продуктов для обработки белья, добыча материалов, производство противопаразитар-ных и подобным им препаратов для сельского хозяйства, эксплуатация промышленных и торговых установок, представляющих особые риски для ОС (с. 4). Плательщиком ТОЛР является любое лицо, наносящее своими действиями вред ОС. При этом некоторые компоненты ТОЛР оказывают влияние на финансовые издержки только плательщиков налога, другие ложатся на все предприятия, связанные с отраслями, причиняющими вред ОС.

К первой категории относится ТОЛР на выбросы установок по производству горюче-смазочных материалов, сжиганию бытового мусора, выбрасывающие в атмосферу некоторые загрязняющие и токсичные вещества, а также ТОЛР на промышленные установки, представляющие особые риски для ОС. Ко второй категории относится, например, ТОЛР на отходы, уплачиваемый владельцами свалок бытового мусора и установок по переработке специальных промышленных отходов. Повышая стоимость переработки этих отходов, ТОЛР оказывает воздействует и на их производителей.

Поскольку целью ТОЛР является защита ОС, адекватное налогообложение может стимулировать предприятия к переходу к более щадящим для ОС производственным технологиям. Поэтому законодательство предусматривает освобождение или снижение налогов для предприятий, предпринимающих усилия, направленные на защиту ОС. Так, свалки бытового мусора, имеющие природоохранные сертификаты, выданные уполномоченными органами, облагаются ТОЛР по более низким ставкам. Строительные предприятия, использующие материалы сносимых зданий для нового строительства, не облагаются ТОЛР в части этих материалов. ТОЛР на пользователей установок для сжигания отходов может быть снижен при внесении ими взносов в ассоциации, определяющие качество воздуха.

Взыскание шести из восьми компонентов ТОЛР осуществляется Общей дирекцией таможенных и косвенных пошлин (БОБОТ),

поскольку в соответствии с Таможенным кодексом работники таможни, обладая полномочиями, связанными с передачей документов и визитами в места расположения предприятий, получают возможность контролировать предприятия, подлежащие обложению ТОЛР. Кроме того, таможня имеет развитую компьютерную сеть, что также облегчает взимание налога. Надо также учитывать, что таможня уже давно играет определенную роль в защите ОС через осуществляемый ею контроль за оборотом защищаемых продуктов и живых существ.

Сбор ТОЛР таможней составляет около 450 млн. евро в год. В 2004 г. 20 млн. евро были получены в рамках ТОЛР на горючесмазочные материалы, 30 - на шум, 227 - на отходы, 58 - на загрязняющие выбросы, 62 - на моющие средства, 29 - на добычу материалов, 29 млн.евро - на противопаразитарные препараты (с. 3).

ТОЛР декларируется в начале года и выплачивается тремя взносами в определенные сроки в течение года. Размер декларируемого в начале года налога рассчитывается на базе ТОЛР предыдущего года. Если взносы в течение года превышают подлежащие уплате суммы, таможенные службы возвращают излишне полученные средства, а в противном случае взимают дополнительные в начале следующего года. Централизованно взимается ТОЛР на отходы и выбросы в атмосферу некоторых промышленных установок. Плательщиками являются в основном территориальные образования.

Контроль за платежами осуществляется несколькими таможенными службами как на национальном, так и на региональных уровнях в сотрудничестве с техническими службами и префектурами, поскольку определение базы налогообложения часто требует дополнительной экспертизы. Так, с помощью Парижской межрегиональной таможенной лаборатории, специализирующейся на химических и нефтепродуктах, были выявлены нарушения правил ТОЛР при ввозе из Германии во Францию для перепродажи стиральных средств. Это расследование позволило вернуть 200 тыс. евро скрытого ТОЛР (с. 4).

И.Ю. Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.