Научная статья на тему 'Комплексная классификация экологических налогов'

Комплексная классификация экологических налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1921
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ / НАЛОГИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НАЛОГИ / ТРАНСПОРТНЫЕ НАЛОГИ / РЕСУРСНЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL TAXES / TAXES / CLASSIFI CATION / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ENERGY TAXES / TRANSPORT TAXES / RESOURCE TAXES / TAXES FOR ENVIRONMENTAL POLLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Елена Алексеевна, Тюпакова Нина Николаевна

Рассмотрение проблемы функционирования в налоговой системе экологических налогов и повышающаяся их регулирующая роль в большинстве стран мира приобрела в последнее время еще большую актуальность в связи с активизацией зеленых налоговых реформ. Целью данной статьи является анализ статистических данных, раскрывающих роль экологических налогов, с выделением классификационных признаков и групп экологических налогов. Сложившаяся ситуация с загрязнением окружающей среды и последствиями сделала актуальным исследование системы экологических налогов. Систематизированы и раскрыты четыре наиболее значимых классификационных признака экологических налогов, которые будут важны для практических целей анализа и сравнения. С помощью эконометрических методов проанализированы в четырнадцатилетней динамике поступления экологических налогов в странах Евросоюза, классифицированных по сфере применения. Сделан вывод о преобладании в общей структуре экологических налогов поступлений по энергетическим налогам. В статье показано, что структурный анализ экологических налогов по видам экономической деятельности возможно проводить только по основным категориям налогов (классифицированных по сфере применения). Сделан вывод, что классификация экологических налогов по видам экономической деятельности важна с позиции анализа распределения налоговой нагрузки. Доходы бюджетов от поступлений экологических налогов могут быть распределены в соответствии с различными видами экономической деятельности, уплачивающей налоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE CLASSIFICATION OF ENVIRONMENTAL TAXES

The article states that the problem of environmental taxes in the tax system and their increasingly regulatory role in most countries of the world have recently become even more urgent due to the intensifi cation of green tax reforms. The purpose of the article is to analyze statistical data that reveal the role of environmental taxes, to identify and classify parameters and groups of environmental taxes. Due to current situation with environ-mental pollution and its consequences, the study of the system of environmental taxes is even more urgent. Four most signifi cant classifi cation criteria for environmental taxes, which will be important for practical analysis and comparison purposes, are discussed and systematized. The authors use econometric methods to analyze 14-year dynamics of the amount of environmental taxes in the EU countries, conclude that in the overall structure of environmental taxes the most signifi cant part is formed by energy taxes. The article shows that structural analy-sis of environmental taxes by types of economic activity can be carried out only for main categories of taxes (classifi ed by sector). It is concluded that the classifi cation of environmental taxes by types of economic activ-ity is important for analyzing the distribution of the tax burden. Budget revenue from environmental taxes can be distributed in accordance with the types of economic activities that generate taxes.

Текст научной работы на тему «Комплексная классификация экологических налогов»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ

Yelena Alekseevna Yermakova,

Doctor of Economics,

professor of the department of finance,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

Nina Nikolaevna Tyupakova,

Doctor of Economics,

professor of the department of finance,

Kuban State Agrarian University, Krasnodar

Елена Алексеевна Ермакова,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

йй^ Eae13@mail.ru

УДК 336.0/.5

Нина Николаевна Тюпакова,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар

tupakova_n@mail.ru

КОМПЛЕКСНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ

Рассмотрение проблемы функционирования в налоговой системе экологических налогов и повышающаяся их регулирующая роль в большинстве стран мира приобрела в последнее время еще большую актуальность в связи с активизацией зеленых налоговых реформ. Целью данной статьи является анализ статистических данных, раскрывающих роль экологических налогов, с выделением классификационных признаков и групп экологических налогов. Сложившаяся ситуация с загрязнением окружающей среды и последствиями сделала актуальным исследование системы экологических налогов. Систематизированы и раскрыты четыре наиболее значимых классификационных признака экологических налогов, которые будут важны для практических целей анализа и сравнения. С помощью эконометрических методов проанализированы в четырнадцатилетней динамике поступления экологических налогов в странах Евросоюза, классифицированных по сфере применения. Сделан вывод о преобладании в общей структуре экологических налогов поступлений по энергетическим налогам. В статье показано, что структурный анализ экологических налогов по видам экономической деятельности возможно проводить только по основным категориям налогов (классифицированных по сфере применения). Сделан вывод, что классификация экологических налогов по видам экономической деятельности важна с позиции анализа распределения налоговой нагрузки. Доходы бюджетов от поступлений экологических налогов могут быть распределены в соответствии с различными видами экономической деятельности, уплачивающей налоги.

Ключевые слова: экологические налоги, налоги, классификация, охрана окружающей среды, энергетические налоги, транспортные налоги, ресурсные налоги, налоги за загрязнение окружающей среды.

COMPREHENSIVE CLASSIFICATION OF ENVIRONMENTAL TAXES

The article states that the problem of environmental taxes in the tax system and their increasingly regulatory role in most countries of the world have recently become even more urgent due to the intensification of green tax reforms. The purpose of the article is to analyze statistical data that reveal the role of environmental taxes, to identify and classify parameters and groups of environmental taxes. Due to current situation with environmental pollution and its consequences, the study of the system of environmental taxes is even more urgent. Four most significant classification criteria for environmental taxes, which will be important for practical analysis and comparison purposes, are discussed and systematized. The authors use econometric methods to analyze 14-year dynamics of the amount of environmental taxes in the EU countries, conclude that in the overall structure of environmental taxes the most significant part is formed by energy taxes. The article shows that structural analysis of environmental taxes by types of economic activity can be carried out only for main categories of taxes (classified by sector). It is concluded that the classification of environmental taxes by types of economic activity is important for analyzing the distribution of the tax burden. Budget revenue from environmental taxes can be distributed in accordance with the types of economic activities that generate taxes.

Keywords: environmental taxes, taxes, classification, environmental protection, energy taxes, transport taxes, resource taxes, taxes for environmental pollution.

Возрастающая обеспокоенность в связи с изменением климата привела во многих странах к необходимости активизации в том числе экономических инструментов, воздействующих на регулирование выброса загрязняющих веществ. В 1990-х гг. ряд европейских стран вводили налоги на выбросы углерода.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, наличие в атмосфере загрязняющих веществ стало причиной смерти в России более чем 52 тыс. человек в 2004 г., а в 2008 г. - почти 70 тыс. человек [3; 6]. Попытаться переломить ситуацию можно и экономическими мерами, в частности с помощью налоговой системы, учитывая, что налоги являются инструментом регулирования, что способно сделать их и инструментом воздействия на объемы выбросов экологически вредных веществ. Функционирование экологических налогов базируется на принципе «загрязнитель платит» (polluterpays' principle), суть которого, согласно словарю статистических терминов ОЭСР, заключается в том, что источник загрязнения должен нести затраты за загрязнение, чтобы уровень загрязнения снижался, в сумме, равной ущербу, нанесенному обществу, либо в сумме, соответствующей превышению приемлемого уровня (стандарта) загрязнения [10]. Таким образом, тот, кто наносит ущерб окружающей среде, должен выплачивать компенсацию обществу за это.

В основе экологического налогообложения лежит теория экстернальных, или внешних, издержек А. Пигу. Проявлением отрицательных внешних эффектов может выступать именно загрязнение окружающей среды.

По своему предназначению и содержанию экологические налоги выражают в денежном эквиваленте потери для общества и государства вследствие негативного воздействия на окружающую среду деятельности налогоплательщиков. Назначение экологических налогов состоит в том, что они побуждают налогоплательщика снижать уровень

экологического ущерба. В таком случае экологические налоги выступают инструментом достижения баланса между объемом производства налогоплательщика и потерями для общества, поэтому налог должен быть равен предельным социальным издержкам [20]. Данный налог называют налогом Пигу, или пигувианским налогом.

Несмотря на существующие в экономической литературе разные определения экологического налога, наиболее применимо в целях настоящей статьи определение, разработанное Евростатом [10]: налог, налоговая база которого является физической единицей того, что имеет доказанное, специфическое негативное воздействие на окружающую среду.

Общий государственный доход от экологических налогов в странах Европы в 2015 г. составил 359,3 млрд. евро, что составляет 2,4% валового внутреннего продукта и 6,3% от общих доходов бюджетов от обязательных платежей.

Классификация видов экологических налогов основана на использовании нескольких признаков.

С теоретических позиций могут быть представлены разные классификации, например по сфере применения, основной цели введения, объекту налогообложения, налоговой базе, направлениям осуществления расходов (рис. 1). Именно такие классификационные признаки и виды экологических налогов, как правило, используются в международной и европейской статистике для анализа и сопоставления.

По цели введения экологические налоги разделяют на три группы [14]:

1. Налоги, покрывающие расходы государства по защите окружающей среды (cost-covering charges).

Самый ранний опыт экологических налогов возник из-за реализации традиционной нормативной экологической политики. Первая категория экологических налогов, которые по-прежнему важны сегодня, - это затраты на покрытие расходов,

г -Ч

•налоги, покрывающие расходы по зашите

окружающей среды (cost-covering charges)

цель введения •регулирующие (стимулирующие) (incentive taxes)

•увеличивающие налоговые доходы государства

L J (fiscal environmental taxes)

г ч •энергетические налоги (energy taxes)

сфера применения •транспортные налоги (transporttaxes)

•налоги за загрязнение окружающей среды (pollution

taxes)

L J •ресурсные налоги (resource taxes)

1 •налоги на загрязняющие вещества (pollution taxes)

объект •налоги на средства производства (taxes on capital

нал огообл оже н ия goods)

J •налога на виды деятельности (taxes on activities)

F Ч •сельское хозяйство и рыболовство

•промышленность

вид экономической

•транспорт

деятельности •домохозяйства

L À •нерезиденты

Рис. 1. Классификационные признаки и виды экологических налогов

в соответствии с которыми те, кто использует окружающую среду, вносят вклад или покрывают расходы на мониторинг или контроль за этим использованием.

Расходы на покрытие расходов могут быть двух типов:

а) плата за пользование, когда плата взимается за определенную экологическую услугу. Причем возлагается эта плата на конкретных пользователей. Пример: обработка сточных вод или удаление отходов (the Dutch pollution charge в Нидерландах);

б) целевые сборы или отложенные платежи, которые предполагают, что доходы от платы расходуются на соответствующие экологические цели, но не в виде конкретной услуги плательщику. Пример: доходы для финансирования услуг по переработке мусора (the Swedish battery charge в Швеции).

2. Регулирующие налоги, которые стимулируют экологически релевантное поведение производителей и потребителей (incentive taxes).

Экологический налог может взиматься исключительно с целью изменения экологически вредного поведения и без какого-либо намерения повышать доходы. Такой налог может выполнять стимулирующую функцию. Уровень стимулирующего налога может быть установлен в соответствии с оценками: стоимости экологического ущерба; какой ценовой сигнал потребуется для достижения экологических целей.

Полученные налоговые доходы часто используются для дальнейшего поощрения изменения поведения с помощью грантов или налоговых льгот. Примером может служить шведский налог на выбросы в атмосферу окиси азота (tax on NOx) и не-

мецкий сбор токсичных отходов (toxic waste charge).

3. Налоги, увеличивающие налоговые доходы государства и выполняющие преимущественно фискальную функцию (fiscal environmental taxes).

Они включают налоги на энергию и ряд других неэнергетических налогов, такие как налоги на отходы, сточные воды, пестициды, удобрения и сера и т.д. Экологические налоги, предназначенные главным образом для увеличения значительных доходов, называются налоговыми (фискальными) экологическими налогами (fiscal environmental taxes). Примерами являются налоги на выбросы CO2 в Швеции и Норвегии (CO2 taxes).

Очевидно, что эти три типа экологических налогов не являются взаимоисключающими: плата за покрытие расходов может иметь стимулирующие эффекты, а доходы от фискального экологического налога могут быть частично использованы для соответствующих экологических целей. Мотивация налогов может со временем меняться. Однако классификация по основному намерению помогает с оценкой эффективности.

Регулирующие или стимулирующие экологические налоги призваны в первую очередь изменить поведение налогоплательщиков, наносящее ущерб окружающей среде, без намерения получить доходы в казну государства. Более того, как правило, налоговые поступления от платежей с фиксированной ставкой чаще сокращаются, если налог эффективен, так же как и налогооблагаемая база.

Экологические налоги, как источник доходов бюджетов, также могут влиять на поведение, но при этом приносят значительные доходы в бюджет

государства, причем заметно превышающие затраты на сбор этих налогов. Экологические налоги могут служить источником поступлений для целевых экологических программ. Для того чтобы платежи за загрязнение были реальным источником бюджетных поступлений, облагаемая база должна быть достаточно стабильной для обеспечения предсказуемого потока поступлений; бремя платежей должно быть либо широко распределено, либо приходиться на ту часть объектов регулирования, которая получает наибольшую выгоду от выплаты поступлений; административные затраты следует удерживать на низком уровне. Поскольку трудно обеспечить соблюдение данных условий в системе платежей за загрязнение, особенно в системе, охватывающей большое число загрязняющих веществ, в странах ОЭСР принято считать, что она не является эффективным источником целевых доходов. Важно отметить, что экологические налоги являются неотъемлемым инструментом экологической политики государства. Тем не менее, какой бы ни была цель введения и пересмотра системы платежей за загрязнение, она должна быть направлена на достижение конкретных целей экологической политики.

По сфере применения выделяют четыре основные группы налогов, связанных с защитой окружающей среды:

1) энергетические налоги;

2) транспортные налоги;

3) налоги на загрязнение окружающей среды;

4) ресурсные налоги.

Энергетические налоги (energy taxes) представлены налогами на энергоресурсы (энергоносители), которые используются в транспортных целях и стационарно.

Энергетические налоги объединяют налоги на энергоносители, используемые как в транспортных, так и в стационарных целях. Основными энергетическими продуктами для транспортных целей являются прежде всего бензин и дизельное топливо. Энергетические продукты для стационарного использования включают природный газ, топливные масла, уголь и электроэнергию.

Заметим, что налоги, взимаемые за выбросы углекислого газа (CO2), относятся к группе энергетических налогов, а не налогов на загрязнение. На это есть несколько причин. Прежде всего, часто невозможно определить налоги на СО2 отдельно в налоговой статистике, поскольку они интегрированы с энергетическими налогами, например, путем дифференциации ставок налога на нефть. Кроме того, они частично введены в качестве замены других энергетических налогов, а выручка от этих налогов зачастую велика по сравнению с налогами на загрязнение. Вследствие этого возможны искажения международных сопоставлений.

Энергетические налоги подразделяются на следующие виды:

- налоги на моторное топливо;

- налоги на энергетическое топливо;

- налоги на электричество.

Основу энергетического налогообложения, например, в Великобритании составляют акцизы на углеводородные масла. Объектов обложения достаточно много, но все они разделяются на четыре группы: легкие масла, необработанную нефть, биотопливо, а также газ, используемый в качестве топлива. В Германии энергетическим является налог на нефтепродукты. К видам транспортного топлива отнесены: дизельное топливо, этилированный и неэтилированный бензин, а также заменители обычных видов топлива: природный газ и сжиженный нефтяной газ.

Энергетические налоги представляют собой самую высокую долю общих налоговых поступлений по экологическим налогам, что составляет от общего объема чуть более 76%. В Чешской Республике, Литве, Люксембурге и Румынии на их долю приходится более 0,9 общих налоговых поступлений от налогов на окружающую среду. Напротив, налоги на энергию немного превысили 50% доходов от экологических налогов на Мальте (51,3%) и составили лишь 55-56% от общего числа в Норвегии (55,4%), Дании (55,5%) и Нидерландах (55,9%). На протяжении последнего десятилетия наблюдается небольшой рост поступлений от энергетических налогов, что объективно связано с потреблением энергии, ростом цен на энергоносители, а также с политикой энергоэффективности.

Транспортные налоги (transport taxes) представляют собой группу налогов, связанных с владением и пользованием транспортными средствами. При этом важно, что налоги на бензин, дизельное топливо и другое транспортное топливо включены в состав энергетических налогов и не относятся к транспортным налогам.

Транспортные налоги можно разделить на единовременные и периодические. Единовременные транспортные налоги связаны с импортом или продажей оборудования. К периодическим транспортным налогам относится, в частности, ежегодный дорожный налог.

При этом транспортные налоги включают такие платежи, как:

- налоги на пройденные километры;

- ежегодный налог с владельцев транспортных средств;

- акцизы при покупке транспортного средства.

Среди экологических налогов транспортные

налоги являются вторыми по объему налоговых поступлений и составляют около 20% суммарных доходов бюджетов от экологических налогов. При этом сложилась устойчивая тенденция роста поступления по транспортным налогам, что во многом связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств. Относительная значимость транспортных налогов значительно выше в Австрии (35,5% всех доходов от экологических налогов), Ирландии (38%) и Дании (38,7%), а также на Мальте (40,3%) и в Норвегии (40,6%). Наименьшая доля транспортных налогов в общем объеме поступлений от экологических налогов отмечается в Эстонии (2,2%) и Литве (2,5%).

Налоги за загрязнение окружающей среды

(pollution taxes) представляют собой налоги на рассчитанные или предполагаемые выбросы вредных веществ в атмосферу и воду, на шумовые эффекты, а также на деятельность, связанную с управлением отходами производства. Исключение составляют налоги на CO2 (они входят в состав энергетических налогов). В свою очередь, налоги на SO2 включаются именно в эту группу платежей. Налоги на загрязнения представлены большим количеством разнообразных платежей и включают несколько подгрупп в зависимости от объекта загрязнения [22]. В Дании, например, налог на CO2 взимается с целой совокупности объектов. Однако к таким объектам относится названная выше подакцизная продукция. Углеродный налог выступает в качестве надбавки к уже имеющимся акцизам.

В России к таким платежам относятся плата за загрязнение окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N° 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 31.12.2017 № 503-ФЗ). Нормативы платы утверждаются правительством России. В то же время плата продолжает взиматься только с ограниченного числа видов негативного воздействия на окружающую среду, хотя существуют и предусмотрены законом его иные виды (например, шумовое, электромагнитное, радиационное воздействие). За них плата фактически не взимается.

Ресурсные налоги, или налоги на ресурсы, (taxes on natural resources, resource taxes) представляют собой налоги на водопользование, добычу отдельных полезных ископаемых, ведение лесного хозяйства. Таким образом, ресурсные налоги взимаются при эксплуатации природных ресурсов, в

частности воды, полезных ископаемых (за исключением нефти и газа) и лесов, в коммерческих целях. Однако пока не установлено, является ли извлечение природных ресурсов само по себе вредным, хотя все согласны, что это может привести к таким экологическим проблемам, как эрозия почв и загрязнение.

При этом все налоги, относящиеся к добыче нефти и газа (taxes on the extraction of oil and gas), не только не входят в группу ресурсных налогов, но и не являются экологическими налогами в принципе, так как они функционируют с целью изъятия ресурсной ренты.

Налоги за загрязнение окружающей среды и ресурсные налоги, как правило, анализируются вместе, так как они представляют собой относительно небольшую долю (3,5%) от общего размера экологических налоговых поступлений. К ним относятся налог на добычу сырья, на выбросы в атмосферу окиси азота (КОх) и СО2, сточные воды, шум, отходы и т.д. Во многих европейских странах такие налоги были введены совсем недавно, по сравнению с налогами на энергию или транспорт. Однако в Хорватии (16,9%) и в Нидерландах (13,7%) отмечается гораздо более высокая доля налогов на загрязнение и ресурсы. Напротив, в Греции не взимаются налоги этой категории, а в Германии, Румынии и на Кипре были зарегистрированы предельные суммы налогов на загрязнение и ресурсы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доходы бюджетов от поступлений экологических налогов относительно невелики, хотя на протяжении последнего десятилетия наблюдается небольшой рост. Это подтверждают данные европейской статистики: около 2,4% ВВП и 6,1% налоговых поступлений (табл.1).

Таблица 1

Поступления и роль экологических налогов, классифицированных по сфере применения в странах Европейского союза

Год Экологические налоги, всего Энергетические налоги Транспортные налоги

млн евро % от общей суммы поступлений от налогов и социальных взносов % от ВВП млн евро % от общей суммы поступлений от налогов и социальных взносов % от ВВП млн евро % от общей суммы поступлений от налогов и социальных взносов % от ВВП

2007 304 506,6 5,99 2,34 224 993,3 4,42 1,73 68 953,6 1,36 0,53

2008 297 944,8 5,86 2,28 221 045,9 4,35 1,69 66 118,4 1,3 0,51

2009 289 825,6 6,14 2,35 219 944 4,66 1,79 60 057,5 1,27 0,49

2010 304 077,7 6,17 2,37 231 288,8 4,7 1,8 62 459,1 1,27 0,49

2011 317 172,4 6,18 2,4 241 637,8 4,71 1,83 64 770,2 1,26 0,49

2012 327 476,2 6,16 2,43 250 374,1 4,71 1,86 65 875,6 1,24 0,49

2013 332 907,4 6,14 2,45 255 415,1 4,71 1,88 66 030,7 1,22 0,49

2014 344 137,5 6,15 2,45 264 051,7 4,72 1,88 68 173,2 1,22 0,49

2015 360 134,3 6,13 2,43 276 179,3 4,7 1,87 71 497,1 1,22 0,48

2016 364 398,1 6,11 2,44 280 353,9 4,7 1,88 71 746,9 1,2 0,48

Источник: сост. автором на основе данных, представленных на официальном сайте: URL: http://ec.europa.eu/eurostat/ statistics-explained/index.php/Environmental_tax_statistics.

ISSN 1994-5094

127

Рис. 2. Поступления экологических налогов в странах Евросоюза, млрд евро Источник: URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do7query

Увеличение доходов от экологических налогов следует интерпретировать с осторожностью. Оно может быть вызвано введением новых налогов или увеличением налоговых ставок или может быть связано с увеличением налоговой базы, вызванной, например, более высоким потреблением энергетических продуктов.

Большую долю экологических налогов составляют энергетические налоги. Так, согласно данным Евростата, в 2015 г. они составляли 76,6%, на втором месте были транспортные налоги - 19,8%, а остальные (налоги на загрязнение окружающей среды и ресурсные налоги) составили только 3,5% общей суммы экологических налогов (рис. 2).

В зависимости от объекта налогообложения Европейское агентство по вопросам окружающей среды классифицирует экологические налоги на четыре вида [14; 20]:

1) налоги на загрязняющие вещества (pollution taxes);

2) налоги на продукты (product taxes);

3) налоги на средства производства (taxes on capital goods);

4) налоги на виды деятельности (taxes on activities).

Выделяют классификацию экологических налогов по налоговой базе. Такая классификация

более детально характеризует энергетические, транспортные, ресурсные налоги и налоги на загрязнение окружающей среды. Причем по сути она является логическим продолжением классификации экологических налогов по объекту налогообложения. Классификация налогов в соответствии с налоговой базой является расширением классификации по областям применения. Для того чтобы точно и объективно определять экологические налоги и обеспечивать международную сопоставимость, был создан список налоговых баз (табл. 2)1.

Например, различают такие базы, как бензин, дизельное топливо, уголь, кокс и другие энергоносители.

Классификация экологических налогов по видам экономической деятельности, как правило, важна в статистических целях. Экологические налоги по данным экономической деятельности охватывают все секторы экономики: производители (хозяйственная деятельность), домашние хозяйства, как потребители, так и нерезиденты.

1 Статистика экологического налогообложения основана на документе Евростата, принятого в 2013 г., «Экологические налоги - статистическое руководство».

128 Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) ♦-♦

Таблица 2

Виды налоговых баз по экологическим налогам

Вид экологического налога Объект налогообложения Налоговая база

Энергетические Энергетические продукты для транспортных целей Неэтилированный бензин

Этилированный бензин

Дизель

Другие энергетические продукты для транспортных целей (например, природный газ, керосин или мазут)

Энергетические продукты для стационарных целей Легкий мазут

Мазут

Натуральный газ

Каменный уголь

Кокс

Биотопливо

Потребление и производство электроэнергии

Потребление и производство тепловой энергии в округе

Другие энергоносители для стационарного использования

Парниковые газы Содержание углерода в топливе

Выбросы парниковых газов (включая поступления от разрешений на выбросы, зарегистрированные в качестве налогов в национальных счетах)

Транспортные Импорт или продажа автотранспортных средств (один налог)

Регистрация или использование автотранспортных средств, повторяющихся (например, годовые налоги)

Использование дорог (например, налоги на автостраду)

Сборы за проезд и городские пошлины

Другие транспортные средства (суда, самолеты, железные дороги и т.д.)

Авиарейсы и авиабилеты

Страхование транспортных средств (исключая общие налоги на страхование)

На загрязнение Измеренные или оцененные выбросы в атмосферу Измеренные или оцененные выбросы NOx

Измеренные или оцененные выбросы SOx

Другие измеренные или оцененные выбросы в атмосферу (за исключением CO2)

Озоноразрушающие вещества (например, хлорфто-руглеродов (ХФУ) или талоны)

Измеренные или оцененные стоки воды Измеренные или оцененные стоки окисляемого вещества (BOD, COD)

Другие измеренные или оцененные стоки воды

Сбор и обработка сточных вод, фиксированные ежегодные налоги

Неточечные источники загрязнения воды Пестициды

Искусственные удобрения (на основе, например, содержания фосфора или азота)

Навоз

Управление отходами Сбор, обработка или удаление

Индивидуальные продукты (например, упаковка, контейнеры для напитков, батареи, шины, смазочные материалы

Шум (например, взлет и посадка самолета)

Ресурсные Водозабор

Сбор биологических ресурсов (например, древесина, охота и промысел)

Добыча сырья (например, минералов, нефти и газа)

Ландшафтные изменения и вырубка деревьев

Источник: сост. на основе справочных метаданных в структуре метаданных Euro SDMX (ESMS) Евростата. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/env_ac_tax_esms.htm.

Рис. 3. Распределение энергетических налогов по видам экономической деятельности, % от общей суммы энергетических налогов Источник: сост. на основе данных Евростата. URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do7query.

Исследования экологических налогов по видам деятельности проводят в разрезе основной классификации и по наиболее значимым группам налогов (энергетические и транспортные). Во всех государствах - членах ЕС предприятия выплатили чуть больше половины (54%) всех поступлений от налогов на энергию. Вклад домохозяйств хотя и ниже, но также значителен (44%). Остальная часть (2%) относится к сумме, которая выплачена нерезидентами или которая не может быть выделена как определенная группа плательщиков (рис. 3).

Доля доходов от налога на энергию, взимаемых с промышленности, строительства и услуг, помимо транспортировки и хранения, составила 38%: от 13% в Люксембурге до 48-49% в Великобритании, Чешской Республики и Финляндии. Третий самый важный вклад в доходы от налога на электроэнергию (13%) обусловлен деятельностью по транспортировке и хранению. В некоторых государствах-членах эта деятельность способствовала более четверти общих доходов от налога на электроэнергию: Хорватия (42%), Эстония (33%), Словакия (31%), Болгария (28%) и Польша (26%). Вклад сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства в общий объем налогов на электроэнергию составлял менее 3%: от 0% в Словении до 6% в Болгарии, Греции, Латвии и Венгрии.

В среднем среди государств - членов ЕС доля транспортных налогов, уплачиваемых домохозяй-ствами, была намного выше, чем доля, уплачиваемая предприятиями: 68% по сравнению с 30%. Это связано с тем, что в большинстве стран - членов ЕС домашние хозяйства платят большую часть налоговых поступлений автотранспорта (важный ком-

понент налоговых поступлений от транспорта), чем предприятия. Однако в некоторых государствах-членах структура транспортных налоговых поступлений плательщиком значительно отличается, поскольку домохозяйства вносят незначительный вклад в налоговые поступления в Литве, Словакии и Чехии.

Группировка экологических налогов по видам экономической деятельности важна и с позиции анализа распределения налоговой нагрузки. Доходы бюджетов от поступлений экологических налогов могут быть распределены в соответствии с различными видами экономической деятельности, уплачивающей налоги.

Экологические налоги все чаще используются, чтобы влиять на поведение экономических субъектов, будь то производители или потребители. Именно налоговые инструменты обеспечивают гибкие и эффективные средства для укрепления принципа «загрязнитель платит» и достижения целей экологической политики.

1. Бархударова М.Р. Экологические налоги на примере Норвегии // European journal of law and political sciences.

2016. № 2. Р. 64-67.

2. Германова М.А. Система обязательных платежей за природопользование: коллизии законодательства // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 302-305.

3. Громов В.В., Малинина Т.А. Перспективы экологизации налоговой системы Российской Федерации. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2015.

4. Майбуров И.А., Леонтьева Ю.В. Теоретико-методологические аспекты построения оптимальной системы транспортных платежей // Вестник СПбГУ. Экономика.

2017. Т. 33. Вып. 3. С. 392-414.

5. Новиков Р., Быстрова А. Экологическое регулирование в странах Западной Европы. Сер.: Экологические проблемы в современном мире. М., 1991.

6. Реформа платежей за загрязнение в Российской Федерации: Оценка прогресса, возможности и трудности дальнейшего усовершенствования. URL: https://www.oecd. org/russia/37124634.pdf (дата обращения: 10.11.2017).

7. Филичева Т.П., Горкина И.Д.. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: учебник. Владивосток, 2015.

8. Чернявская Н.В., Клейман А.В. Экологические налоги в зарубежных странах: вопросы применения // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 30. С. 42-51.

9. ШеховаН.В., КирееваЕ.Е., НазаровМ.А., Пескова Д.Р., Гусакова Е.П., Дорожкин В.Е. Issues of Financial Assurance of Economy Greening in the Regions // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11. No 15. P. 8211-8227.

10. Официальный сайт Евростата. URL: http://ec.europa. eu/eurostat/help/new-eurostat-website (дата обращения: 24.01.2018).

11. Benabou R., Tirole J. Incentives and Prosocial Behavior // American Economic Review. 2006. № 96. Р. 1652-1678.

12. Enkvist P.-A., Naucler T., Rosander J. A Cost Curve for Greenhouse Gas Reduction // The McKinsey Quarterly. 2007. No. 1. Р. 35-45.

13. Environmental taxes. Implementation and Environmental Effectivenes / European Environment Agency. Copenhagen, 1996.

14. Environmental taxes: recent developments in tools for integration / European Environment Agency, 2000. URL: http:// www.eea.europa.eu/publications/Environmental_Issues_No_18/ at_download/fi le. P. 19.

15. Environmental taxes: recent developments in tools for integration / European Environment Agency, 2000. URL: http:// www.eea.europa.eu/publications/Environmental_Issues_No_18/ at_download/fi le. P. 20.

16. Helm D., Pearce D. Assessment: Economic Policy towards the Environment // Oxford Review of Economic Policy. 1990. № 1. P. 1-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Lin E., Francis P. Industrial analysis of environmental taxes // Economic Trends. 2004. No. 609. P. 54-59.

18. Naess E.M., Smith T. Environmentally related taxes in Norway // Statistics Norway. Division for Environmental Sts-tistics. 2009. № 5. P. 23.

19. Opshoor J.B., Vos H. Economic Instruments for Environmental Protection. Paris, OECD, 1989.

20. Orlov A. Carbon taxation in Russia: Prospects for a double dividend and improved energy efficiency // Energy Economics. 2013. № 37. P. 128-140.

21. PigouArthur C. The Economics of Welfare. URL: http:// www.econlib.org.

22. UK environmental taxes: classification and recent trends // Economic Trends 635 October. 2006. P. 15-24. URL: www.na-tionalstatistics.gov.uk/downloads/theme_economy/ET609.pdf.

23. Eurostat metadata. URL: http://epp.eurostat.ec.europa. eu/cache/ITY SDDS/en/env ac taxind esms.htm/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.