волевая передача муниципальным образованиям некоторых государственных функций без компенсации расходов на их исполнение;
систематическое нарушение государством своих обязательств финансовой поддержки МСУ и т.д.
Проведенный анализ позволяет автору прийти к следующим выводам:
1) необходимо изменить правовую базу МСУ в части определения моделей МСУ, разделения компетенций, властных полномочий уровней власти, совершенствования межбюджетных отношений, укрепления финансовой базы муниципальных образований и т.д.;
2) учитывая исторические традиции реформирования МСУ в России, влияние групп интересов, выступающих против реформы, было бы оправданным, чтобы федеральный центр, Президент и его администрация держали реформу под своим контролем;
3) однако главным гарантом успеха реформы может быть только гражданское сообщество - его правосознание, активное участие в деятельности муниципалитетов, контроль самих жителей муниципальных образований над деятельностью выборных органов МСУ;
4) представляется полезным для популяризации и пропаганды деятельности местного самоуправления организовать на одном из каналов телевидения постоянную программу, посвященную МСУ.
А.И. Моргунова
2006.03.026. БЕРКОВИЧ Е.Ф. ЗАКОННОСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - М.: Ось-
89, 2005. - 239 с.
В монографии дается обоснование конституционной природы принципа законности, анализируется его воплощение в муниципальном правотворчестве, а также в правоприменительной деятельности органов и должностных лиц органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, исследуются особенности социально-правового механизма обеспечения законности в системе местного самоуправления и на этой базе приводятся рекомендации по его совершенствованию. В работе рассматриваются также формы, методы, порядок осуществления государственного, в том числе судебного контроля, прокурорский надзор.
Новый Федеральной закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также
обновляемое отраслевое законодательство содержат целый ряд новелл, которые напрямую связаны с вопросами обеспечения законности в системе местного самоуправления, ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления перед государством, носят концептуальный характер и поэтому нуждаются в научно-теоретическом осмыслении.
В первой главе монографии анализируются принципы законности в системе местного самоуправления в России, вторая глава посвящена социально-правовому механизму обеспечения законности в системе местного самоуправления, в третьей рассматриваются предмет и пределы прокурорского надзора, полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования, участие прокуратуры в правотворческой деятельности местного самоуправления.
Важнейшим элементом социально-правового и, прежде всего, социального механизма обеспечения законности является институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.
К видам гражданского (общественного, народного) контроля за деятельностью органов местного самоуправления можно отнести: местные референдумы, периодические отчеты депутатов представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления перед населением, обращения граждан в адрес органов местного самоуправления, обсуждение населением проектов нормативных актов органов местного самоуправления, участие жителей муниципального образования в работе его представительных органов, сходы граждан, использование населением избирательных прав на выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов, участие в контрольных функциях органов территориального общественного самоуправления.
К основным внешним факторам, приводящим к нарушениям законности в целом и в системе местного самоуправления в частности, автор относит изобилие отсылочных норм в законах, отсутствие действенных рычагов реагирования у федеральных контрольных и надзорных органов, а также неэффективное использование ими действующего законодательства, сильную зависимость территориальных структур федеральных органов от региональных
органов власти, отсутствие необходимой правовой базы у местного самоуправления, прямое противодействие ему со стороны региональных властей.
Судебный контроль занимает особое место в механизме обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Здесь необходимо отметить и возрастающую роль Конституционного Суда РФ, систематически проверяющего конституционность федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении, и созданную в ряде субъектов Федерации систему конституционных (уставных) судов, а также систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Универсальность судебного контроля во многом строится на том, что суд в отличие от органов государственной власти, не имеет собственных интересов в отношении органов местного самоуправления. Еще одним направлением судебного контроля в сфере местного самоуправления является рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления и муниципальных служащих.
Важной гарантией обеспечения законности является осуществление прокурорского надзора. Научные исследования и прокурорская практика свидетельствует, что закрепленный в действующей Конституции РФ статус прокуратуры не соответствует ее фактическому месту и роли в системе государственно-правовых институтов. Концептуальный характер вопроса об определении правового статуса прокуратуры диктует острую необходимость совершенствования нормативно-правовых актов, устанавливающих ее правовой статус.
На сегодняшний день прокуратура остается единственным органом, осуществляющим надзорную деятельность от имени государства и имеющим достаточные полномочия для оперативного вмешательства в случае нарушения законодательства о местном самоуправлении. Поэтому, считает автор, в период проведения судебной реформы место и значение прокуратуры в становлении и укреплении института местного самоуправления трудно переоценить, а это, в свою очередь, налагает на прокуроров обязанность своевременно принимать адекватные меры по любым фактам нарушения законодательства.
Вместе с тем наиболее перспективным направлением является расширение правотворческой деятельности прокуратуры в сфере местного самоуправления. Участие прокуроров в работе исполнительных органов дает возможность прокурору получить дополнительную информацию о нарушениях законов и обстоятельствах, им способствующих, вступать в непосредственные контакты с депутатами по поводу нарушений закона, определять пути их устранения и предупреждения.
Давая оценку правовым актам с точки зрения их соответствия действующему законодательству, внося предложения, направленные на совершенствование проектов актов, прокурор, с одной стороны, способствует принятию более совершенных актов, а с другой - предупреждает принятие правовых актов, противоречащих законам. Нередко при отсутствии у прокурора права законодательной инициативы его позиция поддерживается депутатами. Во многих случаях отрицательное заключение прокурора о законопроекте служит основанием прекращения его рассмотрения законодательным органом власти субъектов Российской Федерации.
А.И. Моргунова
2006.03.027. ШМЕЛЬ А. ЛОКАЛЬНЫЙ ПЛАН 21-ПРОЦЕСС: УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРЕДМЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
SCHMEHL A. Lokale agenda 21-Prozess: Nachhaltigkeit als projekt der Zivilgesellschaft und Gegenstand der oertlichen Selbstverwaltung / in Nachhaltigkeit Recht: Eine Annaehrung / Hrsg. Lange K. von. -Baden-Baden, 2003. - S. 39-57.
Статья доктора права Арндта Шмеля (университет г.Гиссен) посвящена правовым рамкам воплощения идеи устойчивого развития на уровне местного самоуправления Германии. Как и во всех своих работах, А. Шмель рассматривает эколого-правовой и административно-правовой аспекты данной проблемы, а также ее теоретико-правовые основы. В первой части статьи автор останавливается на общих требованиях к праву, ориентированному на идею устойчивого развития. Исходя из формулировки ООН, в 1987 г. зафиксированной в докладе «Наше совместное будущее», устойчивость - соответствие потребностям настоящего поколения без угрозы невозможности удовлетворения потребностей будущих поко-