А. Е. Скачкова*
Теоретико-правовые основы деятельности прокурора по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов
В статье раскрывается содержание понятия «прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов», анализируются деятельность прокуратуры в указанной сфере, ее задачи, предмет, пределы и полномочия прокурора.
The article reveals the concept of "public prosecutor's supervision over the implementation of laws and legality of legal acts," analyzes the activities of the prosecution in this field, its objectives, subject, scope and authority of the prosecutor.
Ключевые слова правоохранительные органы, прокуратура, прокурорская деятельность, надзорный орган, законность.
Key words: law enforcement agencies, prosecutors, prosecutorial activities, the supervisory authority, legitimacy.
Проходящие в Российской Федерации реформы государственного устройства вызывают вопрос о месте и значении прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в системе государственного обеспечения законности.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участвует в рассмотрении дел судами. Однако именно надзор за исполнением законов и законностью правовых актов («общий надзор») вызывает наибольший интерес ученых и правоприменителей. Круг вопросов включает проблематику целей, задач, предмета, объектов надзора и соотношение прокурорского надзора и иной системы государственного (муниципального) контроля (надзора). Ученые спорят о необходимости «общего надзора», а
* Кандидат юридических наук, доцент, старший советник юстиции, профессор кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Г енеральной прокуратуры Российской Федерации.
85
население интересует вопрос, в каком случае можно обращаться в прокуратуру и какой защиты можно ожидать.
Деятельность органов прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов действительно регулируется особым образом, это необходимо учитывать в научных спорах для правильного понимания сфер деятельности и полномочий прокурора.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»1 предметом прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов традиционно именуют «общим надзором». Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, является главенствующей функцией прокуратуры России. Вместе с тем, если обратиться к разделу третьему Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон) и сопоставить предметы прокурорского надзора, определенные в главах с первой по четвертой Закона, то очевидным становится указание в главах третьей и четвертной на определенные федеральные органы исполнительной власти (органы предварительного расследования; органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность, органы пенитенциарной системы) и отсутствие такой конкретизации в главе первой рассматриваемого закона. Это и позволяет использовать понятие «общий надзор», отличный от иных, более
1 Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. Первоначальная ред.: Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
специализированных надзорных направлений деятельности органов прокуратуры.
В виду названной всеобщности прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов правовое регулирование деятельности прокурора полностью охватывается Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» как специальным правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов. Поэтому не требуется указания в иных законах на осуществления прокуратурой надзора за их соблюдением. Вместе с тем некоторые федеральные законы содержат ссылки на осуществление прокуратурой надзора, за деятельностью, регулируемой этим правовым актом. Зачастую это предопределяется значимостью, основополагающим характером отношений, регулируемых таким законом, либо актуальностью определенных сфер правоотношений. Например, ссылки на осуществление прокурорского надзора содержатся в Федеральных законах «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 27)2, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 77)3 и др.
Однако происходящий процесс становления государственности России демократического периода, несомненно, отразился и на деятельности органов прокуратуры.
На прокуратуру при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов иными федеральными законами возлагаются дополнительные полномочия, не предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральным законом «О противодействии коррупции»4 органам прокуратуры придана главенствующая роль по противодействию коррупции. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»5 в целях усиления прокурорского надзора за деятельностью органов контроля возлагает на прокуратуру обя-
2 Там же. Первоначальная ред.: СЗРФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
3 Там же. Первоначальная ред.: СЗРФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
4 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Первоначальная ред.: СЗРФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
5 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Первоначальная ред.: СЗРФ. 2008. № 52 (ч. і). Ст. 6249.
87
занность предварительной правовой оценки плановых мероприятий и формирование планов работы органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, деятельность которых подпадает под юрисдикцию названного федерального закона, а также в установленных законом случаях, и разрешение вопросов о допустимости проведения органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На органы прокуратуры возлагается разрешение вопросов о санкционировании ареста имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения соответственно налоговых, таможенных органов о взыскании налога, пеней и штрафов, таможенных пошлин, налогов за счет иного имущества плательщика, в порядке, предусмотренном ст. 77 Налогового кодекса России, и др.
Произошли и изменения в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Согласно п. 2 Указа Президента России «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 3146 установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а в п.1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в числе органов, деятельность которых составляет предмет прокурорского надзора, содержится указание на госу-
7
дарственные комитеты .
Такие изменения действующего законодательства несомненно влекут необходимость внесения изменений и дополнений в действующую редакцию Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Определив основной правовой акт, регулирующий деятельность прокурора по «общему надзору», необходимо выделить нормы этого Закона, регулирующие деятельность прокурора - «общеназорника». В этой связи соединяются теоретические и практические вопросы о месте «общего надзора» в системе иной деятельности органов прокуратуры как в российском прокурорском праве8, так и в прокурорском надзоре как виде государственной деятельности .
6 Первоначальная ред.: СЗРФ. № 11. 2004. Ст. 945; последняя: СЗРФ. 2010. № 26. Ст. 3331.
7 Далее указание на предмет прокурорского надзора дается с учетом изменений в девствующем законодательстве.
8 См: Ломовский В. Д. Прокурорско-надзорные отношения. Ростов н/Д., 1987; Мар-шунов М. Н. Прокурорско-надзорное право. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991; Спиридо-
88
В системе российского прокурорского права прокурорский надзор за соблюдением Конституции России, исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор) регулируется следующими специальными правовыми нормами: ст. 21-25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»; особой группой правовых норм, регулирующих прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 26-28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); нормами общих положений Закона, предусмотренными ст. 7 («Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления»), ст. 9 («Участие в правотворческой деятельности»), ст. 9.1. («Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»), ст. 10 («Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращения»), а также ст. 5 («Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора»), ст. 6 («Обязательность исполнения требований прокурора»). Эта группа правовых норм представляет собой «устойчивые, относительно замкнутые комплексные нормы»10, регулирующие прокурорско-надзорные и иные отношения по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, не интегрирующие иные самостоятельные комплексные нормы, а потому образуют в системе российского прокурорского права правовой институт.
В структуре прокурорского надзора как вида государственной деятельности прокурорский надзор за соблюдением Конституции России, исполнением законов и законностью правовых актов образует самостоятельную отрасль, которая разделяется на три подотрасли: прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
нов Б.М. Понятие отрасли прокурорского надзора. Совершенствование прокурорского надзора в СССР. Сб. - М., 1973.
9 Спиридонов Б. М. Понятие отрасли прокурорского надзора // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973. С. 86; Березовская С. Г. Прокурорский надзор в СССР. М., 1973. С. 38; Осипкин В. Н. Теоретические и организационно-методические проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1998. С. 36; Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990. С. 80; Емельянов С. А. Предупреждение правонарушений средствами общего надзора прокуратуры. М., 1980 С. 13; Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. / под ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2000. С. 118; Осипкин В. Н., Скачкова А. Е. Организация и методика прокурорского надзора за законностью правовых актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: учеб. пособие. СПб., 2001.
10 Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1977. С. 121.
89
прокурорский надзор за соблюдением законов в сфере экономики; прокурорский надзор за соблюдением законов в сфере охраны природы. В науке российского прокурорского права аргументируется наличие и других подотраслей, например прокурорского надзора за соблюдением бюджетного законодательства.
• Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина включает в себя:
- надзор за соблюдением законодательства о выборах и референдуме в Российской Федерации; надзор за соблюдением законодательства о здравоохранении;
- надзор за соблюдением трудовых прав, в том числе об охране труда и производственном травматизме; об оплате труда; о воинской обязанности и воинской службе;
- надзор за соблюдением жилищных прав;
- надзор за соблюдением социальных прав инвалидов, ветеранов, пенсионеров; охрана материнства и детства;
- надзор за соблюдением пенсионного законодательства;
- надзор за соблюдением законодательства о миграции, в том числе о правовом положении иностранных граждан и др.
• Прокурорский надзор за соблюдением законов в сфере экономики включает:
- надзор за соблюдением законодательства о государственной, муниципальной собственности;
- надзор за соблюдением законодательства о кредитно-банковской деятельности;
- надзор за соблюдением законодательства о предприятиях, предпринимательской деятельности и банкротства;
- надзор за соблюдением налогового законодательства; надзор за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг;
- надзор за соблюдением антимонопольного законодательства и надзор за соблюдением внешнеторгового законодательства и др.
• Прокурорский надзор за соблюдением законов в сфере охраны природы охватывает:
- надзор за соблюдением законодательства об охране земли;
- надзор за соблюдением законодательства об охране вод;
- надзор за соблюдением законодательства об атмосферном воздухе;
- надзор за соблюдением законодательства об отходах производства;
- надзор за соблюдением законодательства об охране животного мира и водных биоресурсов;
- надзор за соблюдением законодательства о лесопользовании.
В качестве участка надзорных направлений деятельности рассматривается надзор за соблюдением законодательства об административных правонарушениях. Одновременно при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, по каждому надзорному направлению дается правовая оценка поднадзорной деятельности с позиции исполнения законодательства о противодействии коррупции. Ненадзорными направлениями деятельности, входящими в рассматриваемую отрасль прокурорского надзора, являются: участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); участие в правотворческой деятельности (ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») и др. Перечисленные надзорные направления и участки деятельности связаны с организацией деятельности органов прокуратуры и означают вопросы, по которым можно обращаться в органы прокуратуры. В целом, несомненно, если нарушен закон, то это повод для обращения в органы прокуратуры, но нужно учитывать предмет и пределы прокурорского надзора.
Для понимания роли прокуратуры в государственном устройстве первостепенное значение имеют цели и задачи ее деятельности. Государство определяет задачи, которые ему необходимо разрешить и с этой целью создает определенные государственные органы. Государственные задачи, поставленные на разрешение перед органами государственной власти, становятся целью их деятельности. Прокуратура Российской Федерации, в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор в целях: 1) обеспечения верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи определенной отрасли прокурорского надзора определяются на основе целей деятельности прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», руководящими документами Генеральной прокуратуры по организации надзора, а также целями и задачами правового регулирования (законодательства), надзор за соблюдением
которого осуществляется прокурором11. Отсюда, далее прослеживается специфика задач, стоящих при осуществлении надзора за соблюдением законности в определенной сфере правоотношений «общенадзорной» направленности. Иными словами, для надзора за исполнением законов и законностью правовых актов характерно наличие общих основополагающих задач и производных от них специфических задач, характерных для каждого надзорного направления «общего надзора». Общими задачами прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов являются:
- защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина Российской Федерации;
- защита государственных и общественных интересов, органами и их должностными лицами, указанными в п.1 ст. 21, п.1 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;
- обеспечение законности и антикоррупционности правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами, указанными в п.1 ст. 21, п.1 ст. 26, ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;
- обеспечение эффективной и законной деятельности государственных (муниципальных) и иных органов (организаций), наделенных контрольной функцией;
- своевременное выявление, предупреждение, пресечение нарушений законности, принятие мер, направленных на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещение причиненного вреда и восстановление нарушенных прав и законных интересов.
Цели и задачи прокурорского надзора, как правило, находят практическую реализацию при применении мер прокурорского реагирования на нарушения режима законности.
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов согласно теории российского прокурорского права определяется ст. 21, 26, 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и составляет:
а) соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должност-
11 Подробнее см.: Скачкова А. Е. Теоретические и организационно-методические особенности прокурорского надзора за соблюдением бюджетного законодательства: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
ными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, правозащитными организациями;
б) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, правозащитными организациями;
в) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, перечисленными ст. 21, 26, 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и их антикоррупционность;
г) деятельность государственных (муниципальных) и иных органов (организаций) наделенных контрольной функцией.
Предмет прокурорского надзора обычно конкретизируется с учетом специфики задач и согласно особенностей закона, за соблюдением которого осуществляется прокурорский надзор, путем детализации (классификации) видов деятельности, регулируемых этим законом, их участников (как объектов надзора), выделения органов, наделенных контролирующими функциями, иными функциями обеспечения законности.
Таким образом, предмет «общего надзора» составляет соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, лицами, перечисленными в Законе, а именно: «чиновничьим аппаратом» и всеми организациями как при совершении ими действий, так и бездействия вопреки требованиям закона, а также при принятии ими правовых актов (нормативного и ненормативного (локального, индивидуального характера).
Определяя предмет прокурорского надзора, в теории прокурорского надзора, учитывая публичный характер отрасли российского прокурорского права, формулируются внешние и внутренние пределы прокурорского надзора12. Внешние пределы характерны для прокурорско-надзорной деятельности в целом, а внутренние вызваны внутренним разграничением компетенции прокуроров. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль
12 Теорию пределов прокурорского надзора, см.: Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990.
за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; проверки исполнения законов по общему правилу проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором; прокурорский надзор осуществляется за исполнением императивных правовых норм; при осуществлении надзора органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций; при осуществлении надзора органы прокуратуры не оценивают вопросы целесообразности осуществления деятельности, а только законности и антикоррупционности (антикоррупциогенности).
Внешний предел прокурорского надзора в целом и надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, в частности, означает, что прокуратура не осуществляет надзор: за законностью федеральных конституционных законов, федеральных законов; за законностью правовых актов и деятельностью Федерального собрания, Президента Российской Федерации; не осуществляет надзор за исполнением законов Правительством Российской Федерации, в случае несоответствия постановлений Правительства России Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации; не осуществляется надзор за деятельностью судебных органов. Внутренний предел прокурорского надзора в Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов определяется тем, что надзор за исполнением законов и законностью правовых актов не осуществляется за федеральными органами исполнительной власти пенитенциарной системы; при осуществлении федеральными органами исполнительной власти оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования (начиная со стадии разрешения вопроса в порядке ст. 144, 145 УПК РФ о наличии в деяниях признаков преступления) и ограничивается досудебной стадией защиты права. Надзорные полномочия в перечисленных случаях осуществляются по иным отраслям прокурорского надзора. Так, осуществление производства по делам об административных правонарушениях соответствующими территориальными федеральными органами Министерства внутренних дел составляет предмет «общего надзора», а осуществление соответствующими подразделениями территориальных органов МВД РФ уголовного преследования - прокурор по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел.
Для реализации поставленных задач и согласно предмету надзорной деятельности, согласно ст. 22, 6, 7, 9, 9.1, 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе:
1) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в ст. 21, 26 названного федерального закона, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
2) после предъявления служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 названного федерального закона;
3) иметь доступ к их документам и материалам органов, указанных в п. 1 ст. 21 названного федерального закона;
4) проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
5) проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
6) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
7) рассматривать (разрешать) заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Выявив факт нарушения закона и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор соответственно выявленному нарушению вправе внести протест на незаконный правовой акт в порядке ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», внести требования об изменении нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»; внести предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов при обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы (ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации); выявив незаконные действия или бездействие вопреки требованиям закона, прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона на действия (бездействие) поднадзорных органов и их должностных лиц) в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации; в целях предупреждения правонарушений объявляется (направляется) предостережение согласно ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»; также прокурор полномочен возбудить производство о любом административном правонарушении согласно ст. 25 Феде-
рального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 24.6, 25.11, 28.4 КоАП РФ, вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 37 УПК РФ; и обращаться в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 52 АПК РФ, постановления Конституционного суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности положений ст. 115, 231 ГПК РСФСР, ст. 26, 251, 253 ГПК РФ, ст. 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного совета Республики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан» от 18 июля 2003 г. № 13-П; применить иные акты реагирования согласно полномочиям, предусмотренным иными федеральными законами.