ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ
2006.03.020. ДЭВЕНПОРТ С. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ МАЛЫМИ И СРЕДНИМИ ФИРМАМИ.
DAVENPORT S. Exploring the role of proximity in SME knowledge-acquisition // Research policy. - Amsterdam, 2005. - Vol. 34, N 5. -P.683-701.
Ключевые слова: территориальная близость, организационная близость, приобретение знаний, малые и средние фирмы, региональная политика, промышленные ИР в Новой Зеландии.
В реферируемой публикации ученый из Университета Виктории (Веллингтон, Новая Зеландия) представляет результаты исследования, выполненного в рамках программы «Конкурентные преимущества Новой Зеландии» (CANZ) при финансовой поддержке Новозеландского фонда исследований, науки и технологии.
Считается, что малые и средние фирмы (МСФ) получают преимущества за счет территориальной близости к «знаниеёмкой базе» (knowledge-based): это позволяет им использовать дополнительные ресурсы местных исследовательских сетей. В литературе, посвященной данной проблеме, подчеркивается, что такого рода кластеры стимулируют инновационный потенциал и продуктивность МСФ. Насколько справедливым является данный постулат для всех инновационных МСФ?
Цель исследования, предпринятого автором, - выяснить отношение инновационных МСФ в промышленных и обслуживающих секторах Новой Зеландии к роли фактора территориальной близости в стимулировании инноваций. Наряду с территориальной близостью, подчеркивает автор, существует фактор «организационной близости». Следствием изучения значимости подобных фак-
торов могут, как полагает автор, явиться предложения, касающиеся условий, благоприятных или неблагоприятных для новозеландских МСФ.
В реферируемой статье автор намерен проанализировать «факторы и условия в Новой Зеландии, которые могут влиять на практику нелокализованного поиска знаний». Характеризуя проект, в рамках которого выполнен предпринятый анализ, автор отмечает, что он является частью исследовательской программы эволюции конкурентного потенциала некоторых новозеландских компаний. Материалом для изучения проблемы явились данные о специально отобранных фирмах. Отбор осуществлен по рекомендации специальных консультантов; в группу респондентов включили компании -признанные лидеры местного бизнеса.
В общую выборку попали 15 фирм, информация о которых представлена автором на с. 687. В таблице даны «закамуфлированное» название компании, ее отраслевая принадлежность, доля экспорта в сумме продаж (для некоторых фирм), год основания, географическое размещение, число полностью условно занятых и формы приобретения знаний. С руководителями таких компаний проведены подробные интервью, при этом особое внимание было уделено вопросам наличия центров знания в непосредственной территориальной близости от фирмы-респондента.
Характеризуя выборку, автор обращает внимание на то обстоятельство, что основу отобранной группы составляют МСФ с числом занятых менее 250 человек в каждой (с. 687).
Специальный раздел статьи посвящен характеристике инновационного «окружения» фирм в Новой Зеландии, «заметно отличающегося от других стран ОЭСР». В связи с этим автор отмечает, что пятая часть здешних предприятий - сельскохозяйственные фермы. В подавляющем числе промышленных компаний (96%) численность занятых в пересчете на условную полную занятость не превышает 19 человек, при этом 84% имеют пять или менее работников. Подобные особенности кадрового промышленного потенциала ограничивают инновационную деятельность: лишь немногие предприятия могут позволить себе проведение или финансирование ИР и не обладают необходимой компетенцией для того, чтобы приобретать технологические знания (с. 687).
Инновационная активность новозеландских фирм при этом, подчеркивает автор, не уступает их европейским конкурентам. Хотя 68% компаний сообщили, что за последние три года они освоили разработку по меньшей мере одного инновационного продукта или процесса, тем не менее лишь немногие из них могут считаться высокотехнологичными или инвестируют в ИР суммы, сопоставимые с международными нормами. В целом на ИР в Новой Зеландии выделяется 1% ВВП (данные Министерства исследований, науки и технологии за 2002 г.), 2/3 этой суммы составляют затраты государственного сектора. Доля частного сектора - 34%, или 324 млн. новозел. долл. Доля частного сектора в финансировании ИР значительно ниже среднего показателя ОЭСР, равного 60%. В середине 90-х годов 65% частных промышленных затрат на ИР приходилось на 70 фирм (с. 688).
Особенность промышленного сектора ИР в Новой Зеландии состоит, по словам автора, в том, что наиболее высокую долю затрат демонстрируют отнюдь не самые крупные компании: так, в 1999-2000 гг. фирмы с числом занятых соответственно менее 100 и менее 500 человек выделяли на ИР 42 и 82% частнопромышленных затрат; в то же время компании, у которых названный показатель превышал цифру 1000 человек, финансировали лишь 7% промышленных ИР. Данная диспропорция объясняется, на взгляд автора, незначительным числом крупномасштабных компаний в стране.
Большая часть предприятий с числом занятых менее 100 человек сосредоточена в секторе услуг, прежде всего компьютерном и коммуникационном обслуживании, где за последние годы отмечены наиболее высокие темпы роста затрат на ИР. Что касается крупных компаний, то они действуют в основном в традиционных отраслях - машиностроении и пищевой промышленности. Наиболее высокая интенсивность ИР наблюдается в таких отраслях, как радиотехническая и производство коммуникационного оборудования. В связи с этим автор обращает внимание на то, что в целом интенсивность ИР в промышленности данной страны (1,3%) намного ниже среднего показателя для ОЭСР (6,7%). Столь низкий показатель отражает низкий технологический уровень большей части новозеландских предприятий (с. 638).
Особенность новозеландской инновационной системы - ее региональная характеристика. Плотность населения в этой стране -
14 человек на 1 кв. км, т. е. примерно такая же, как в Швеции, Норвегии и Финляндии, однако 70% частных затрат на ИР концентрируются лишь в трех регионах: Окленде (где живет более трети населения Новой Зеландии); Кентербери (22%) и Веллингтоне (17%). В связи с этим автор отмечает, что если бы концентрация сотрудничества фирм с базами знаний складывалась стихийно, то именно названные регионы заняли бы лидирующие позиции по этому показателю.
Несмотря на представленную «мрачную» картину инновационного климата, подчеркивает автор, в стране действуют компании, которые по праву можно отнести к категории мировых лидеров. Усилия таких фирм в ИР ориентируются не столько на отечественные, сколько на международные рынки. Именно к данной группе, подчеркивает автор, принадлежит большинство фирм, охваченных обследованием.
Проблемам деятельности МСФ по приобретению знаний посвящены два раздела реферируемой статьи. Общий подход компаний к инновациям автор обозначает термином «решения по внедрению знаний» (knowledge-embedded solution). Изучение фактора близости для процесса приобретения знаний базируется на различении типов взаимодействия: внутреннее взаимодействие, внешнее внутри- или межсекторальное, сотрудничество с организациями ИР в государственном секторе.
Внутреннее взаимодействие. В данном случае речь идет об использовании внутренней базы знаний, возникающей от использования человеческих ресурсов, финансовой и технической базы конкретного предприятия (фирмы). Автор обращает внимание на то, что обычно компании «осознают значимость ИР для своего развития», для обеспечения конкурентных преимуществ. Такое понимание проявляется в высокой доле инвестирования в инновационные проекты. Руководители новозеландских фирм, охваченных обследованием, признавались, что если бы им позволяли возможности, то они значительно увеличили бы кадровые и финансовые вложения в ИР. В своих усилиях по наращиванию инновационного потенциала и приобретению знаний компании пытаются привлекать местных и зарубежных специалистов, объединяются с другими фирмами, приобретая долю в акциях отечественных и иностранных предприятий.
Межотраслевое взаимодействие. Информация, полученная в ходе обследования, позволила автору сделать вывод о том, что внешнее взаимодействие в рамках разных отраслей (на уровне поставщиков и подрядчиков), как с отечественными, так и с международными компаниями, не расценивается респондентами в качестве главного источника приобретения знаний. Опрашиваемые подтвердили, что их компании поддерживают отношения с местными и иностранными поставщиками и подрядчиками, однако, как правило, такого рода контакты не рассматриваются как важные источники инновационных знаний. В тех случаях, когда подобное взаимодействие оказывается достаточно результативным, оно касается лишь контактов с потребителями из-за рубежа. Запросы потребителей на инновационные решения их проблем выступают в качестве важного «двигателя» инноваций.
В некоторых случаях, как признали респонденты, источники новых знаний формируются в процессе обслуживания потребителя, когда возникает необходимость в «доводке» того или иного целевого проекта. В силу того, что почти все фирмы-респонденты имеют выход на мировые рынки, возникающие в ходе подобных взаимосвязей системы и сети могут выступать в качестве важного источника обмена знаниями между новозеландскими компаниями и их зарубежными потребителями.
Внутриотраслевые взаимосвязи. Для такого рода контактов типичны международные кооперационные сети «взаимодополняющих консультативных и экспертных подразделений», которые могут выступать в качестве источника приобретения знаний. В ходе обследования опрошенные руководители новозеландских фирм отмечали, что наиболее важной формой взаимодействия для них являются контакты с международными партнерами в «своей отрасли». Последние рассматриваются как ценный источник консультирования и экспертных оценок, поскольку отечественные ресурсы такого рода не всегда могут удовлетворить запросы компании.
Взаимосвязи с государственным сектором. Речь идет о сотрудничестве компаний с местными организациями, государственными НИИ и университетами. В ходе опроса представители некоторых фирм указывали на использование ими консультативных услуг, предоставляемых местными вузами или исследовательскими институтами. Особую ценность такая помощь имела на начальных
этапах инновационного продукта, запущенного компанией. В некоторых случаях университет становился акционером фирмы, реализующей его разработку. В то же время почти все фирмы, завоевавшие прочные позиции на международном рынке, сумели сохранить первоначальные контакты с местными исследовательскими учреждениями.
Каково воздействие фактора территориальной близости на приобретение знаний со стороны МСФ? Данной проблеме автор посвятил заключительный раздел реферируемой работы. Здесь отмечается, что, как показал опрос руководителей некоторых МСФ, решающими источниками приобретения знаний являются взаимодействия на уровне отдельной фирмы, внешние межсекторальные взаимодействия с международными потребителями и дистрибьюторами и внешние внутриотраслевые взаимодействия с международными консультативными и экспертными подразделениями. В то же время взаимодействия по приобретению знаний у местных компаний своей отрасли развиты слабо. То же можно сказать и о взаимодействии с государственными исследовательскими организациями. Отсутствие адекватных связей подобного рода, полагает автор, составляет проблему, заслуживающую внимания и формулируемую следующим образом: почему территориальная близость не является главным фактором, определяющим доступ новозеландских инновационных МСФ к источникам приобретения знания? Для ответа на этот вопрос автор обращает внимание на следующие аспекты рассматриваемой проблемы: роль существующих территориально-близких компаний одной отрасли; значимость ранней и быстрой интернационализации; роль «кастомизации» - подчинения тематики ИР интересам потребителя; роль исключений.
Территориально-близкие одноотраслевые фирмы. Специалисты утверждают, что фактор территориальной близости играет более существенную роль на начальном этапе формирования компании, однако по мере ее становления значение данного фактора ослабевает. Практика Новой Зеландии подтверждает указанное правило. Правда, решающую помощь компании ожидают от государственных источников. Взаимодействие с родственными одноот-раслевыми предприятиями встречается здесь весьма редко. Это объясняется тем, что в большинстве секторов действуют не более одной-двух МСФ, там же, где таких фирм больше, они редко раз-
мещаются в одном регионе. В новозеландских условиях нехватка местных одноотраслевых компаний вынуждает фирмы на начальных этапах своей деятельности рассчитывать лишь на собственную внутреннюю базу знаний.
Ранняя и быстрая интернационализация. Многие новозеландские компании на начальных этапах своего существования вынуждены пройти стадию ускоренной интернационализации. Тем, кому удается успешно пройти данное испытание, удается раньше других МСФ выйти на глобальный рынок и получить доступ к знаниям на базе взаимодействия с зарубежными потребителями или консультантами. Фактор территориальной близости для таких компаний уже не имеет ключевого значения.
«Кастомизация» - подчинение тематики ИР интересам потребителя. Интернациональная ориентация новозеландских МСФ заставляет многих из них «искать свою нишу» на международных рынках, предлагая потребителям решения, основанные на внедренных знаниях. Инновационная стратегия, базирующаяся на «высоком уровне кастомизации», требует понимания бизнеса потребителя, чтобы удовлетворить, а возможно, и превзойти его ожидания. Высокий уровень «кастомизации», полагает автор, может расцениваться как еще один важный фактор, который «интернационализирует» внимание компаний, отвлекая их от местных источников знания. Таким образом, формирование рынка на базе «кастомизации» может оказывать воздействие на такой фактор, как относительная значимость территориальной близости.
Исключения. Несмотря на сравнительно малую выборку, послужившую основой для анализа новозеландских МСФ, некоторые компании не вполне «вписываются» в общую типичную картину. Так, отдельные МСФ реализуют тесные контакты с государственными источниками исследований. Особенно важно такое взаимодействие на ранних этапах формирования компании. В отдельных случаях «поставщики государственных ИР» могут играть важную роль при поощрении процессов интернационализации, обеспечивая компаниям доступ к международным исследовательским ресурсам.
Еще одно исключение из типовой картины - существование внутриотраслевых кластеров. Следует отметить, полагает автор, что подобные кластеры обычно действуют в отраслях, производящих прежде всего первичную продукцию (молочная промышлен-
ность, лесное хозяйство). Долговременные традиции и значительный спрос на местных рынках определяют особенности развития предприятий в указанных отраслях. Правда, отмечает автор, из 15 обследованных компаний лишь одна поддерживала внутриотраслевые связи с другими кластерными фирмами.
Обобщая картину альтернативных путей развития новозеландских МСФ, автор представил ее в виде схемы на с. 697. В схеме нашла отражение динамика «кластерного» развития. Автор полагает, однако, что в будущем возможно распространение близко расположенных одноотраслевых кластерных формирований, использующих фактор территориальной близости для приобретения знаний и организации венчурных предприятий.
Схема (с. 697).
Возможные пути развития новозеландских МСФ
Новые венчурные компании с инновациями _мирового уровня_
1
Наличие местных одноотраслевых компаний
Да 1 Нет ^
Сотрудничество с местными од-ноотраслевымифирмами Быстрая и нтс р н а да о н а л и' >, а ц и я
Взаимодействие с местными од-ноотраслевыми фирмами как основной способ приобретения знаний ^ Международное межотраслевое взаимодействие - способ приобретения знаний ^
Совместные экспортные инициативы по интернационализации в партнерстве с другими местными компаниями «Кастомизация» продуктов и услуг для международных потребителей
В заключение автор обращает внимание на то обстоятельство, что проблема влияния территориальной близости к источнику знаний на инновационную деятельность фирм и регионов будет вызывать растущий интерес исследователей и политиков. Новая Зеландия служит примером того, как компании из различных промышленных секторов смогли развиваться и добиваться успехов на международных рынках, не полагаясь на местные (ближние) источники знаний.
Т.В. Горбунова
2006.03.021. ЭЦКОВИЦ X., КЛОФСТЕН М. ИННОВАЦИОННЫЙ РЕГИОН: ТЕОРИЯ «ЗНАНИЕЁМКОГО» РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
ETZKOWITZ H., KLOFSTEN M. The innovating région: Toward a theory of knowledge-based regional development // R&D management. -Oxford, 2005. - Vol. 35, N 3. - P. 243-255.
Ключевые слова: инновационный регион, тройная спираль, предпринимательский университет, Линчёпинг - пример формирования инновационного региона (Швеция).
Х. Эцковиц работает в Институте научной политики при Университете штата Нью-Йорк (г. Нью-Йорк, США), М. Клофстен -сотрудник Линчёпингского университета (г. Линчёпинг, Швеция).
Обосновывая значимость темы, заявленной в названии реферируемой статьи, авторы отмечают, что формирование инновационного региона в странах со знаниеёмкой экономикой находится в центре предпринимаемых экономических усилий. Ключевым фактором подобного развития признается «тройная спираль» - объединение усилий университетов, промышленности и правительства, направленных на активизацию инновационных усилий в территориальных кластерах.
Цель предлагаемого авторами исследования - «попытка предложить модель знаниеёмкого регионального экономического развития с широким потенциальным спектром приложения». Исходным материалом для решения подобной задачи явились данные по формированию инновационного региона вокруг Линчёпинга, шведского университетского центра. Пример Линчёпинга, отмечают авторы, позволяет выявить условия, необходимые для транс-