Научная статья на тему '2006. 03. 021. Эцковиц X. , Клофстен М. Инновационный регион: теория «Знаниеёмкого» регионального развития. Etzkowitz H. , Klofsten M. The innovating region: toward a theory of knowledge-based regional development // r&d management. - Oxford, 2005. - Vol. 35, n 3. - P. 243-255'

2006. 03. 021. Эцковиц X. , Клофстен М. Инновационный регион: теория «Знаниеёмкого» регионального развития. Etzkowitz H. , Klofsten M. The innovating region: toward a theory of knowledge-based regional development // r&d management. - Oxford, 2005. - Vol. 35, n 3. - P. 243-255 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ РЕГИОН / ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЛИНЧЁПИНГ ПРИМЕР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РЕГИОНА (ШВЕЦИЯ)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 03. 021. Эцковиц X. , Клофстен М. Инновационный регион: теория «Знаниеёмкого» регионального развития. Etzkowitz H. , Klofsten M. The innovating region: toward a theory of knowledge-based regional development // r&d management. - Oxford, 2005. - Vol. 35, n 3. - P. 243-255»

В заключение автор обращает внимание на то обстоятельство, что проблема влияния территориальной близости к источнику знаний на инновационную деятельность фирм и регионов будет вызывать растущий интерес исследователей и политиков. Новая Зеландия служит примером того, как компании из различных промышленных секторов смогли развиваться и добиваться успехов на международных рынках, не полагаясь на местные (ближние) источники знаний.

Т.В. Горбунова

2006.03.021. ЭЦКОВИЦ X., КЛОФСТЕН М. ИННОВАЦИОННЫЙ РЕГИОН: ТЕОРИЯ «ЗНАНИЕЁМКОГО» РЕГИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ.

ETZKOWITZ H., KLOFSTEN M. The innovating region: Toward a theory of knowledge-based regional development // R&D management. -Oxford, 2005. - Vol. 35, N 3. - P. 243-255.

Ключевые слова: инновационный регион, тройная спираль, предпринимательский университет, Линчёпинг - пример формирования инновационного региона (Швеция).

Х. Эцковиц работает в Институте научной политики при Университете штата Нью-Йорк (г. Нью-Йорк, США), М. Клофстен -сотрудник Линчёпингского университета (г. Линчёпинг, Швеция).

Обосновывая значимость темы, заявленной в названии реферируемой статьи, авторы отмечают, что формирование инновационного региона в странах со знаниеёмкой экономикой находится в центре предпринимаемых экономических усилий. Ключевым фактором подобного развития признается «тройная спираль» - объединение усилий университетов, промышленности и правительства, направленных на активизацию инновационных усилий в территориальных кластерах.

Цель предлагаемого авторами исследования - «попытка предложить модель знаниеёмкого регионального экономического развития с широким потенциальным спектром приложения». Исходным материалом для решения подобной задачи явились данные по формированию инновационного региона вокруг Линчёпинга, шведского университетского центра. Пример Линчёпинга, отмечают авторы, позволяет выявить условия, необходимые для транс-

формации «двойной спирали» в «тройную». Авторы выдвигают предположение, что ключевым моментом перехода выступает привлечение в «двойную спираль», охватывающую правительство и университеты, третьего «звена» - промышленности, либо включение в двойные правительственно-промышленные связи такого дополнительного партнера, как университеты. В развитых странах «двойная спираль» строилась с разным составом участников: так, в США ее базой было промышленно-вузовское партнерство, классическая двойная спираль в Швеции строилась на сотрудничестве правительства и промышленности.

Очередной раздел реферируемой статьи авторы посвятили характеристике «тройной спирали». Здесь отмечается, что если промышленность и правительство составляли основу индустриального общества, то в условиях постиндустриального, наукоемкого общества все более значимую роль в качестве фактора инновационного развития начинают играть университеты. В модели «тройной спирали» университеты выступают равным партнером по отношению к двум другим сторонам - промышленности и правительству. Таким образом, подчеркивают авторы, на первый план выступают вузы нового типа - «предпринимательские университеты» (entrepreneurial university). Они принимают на себя частично традиционную роль, которую ранее исполняли промышленные и государственные подразделения. Предпринимательские университеты авторы рассматривают в качестве центральных институтов инновационного региона.

В системе «тройной спирали», подчеркивают авторы, университеты играют роль «источника формирования новых фирм» -основы регионального развития. При этом они сохраняют свою традиционную функцию - «провайдера» квалифицированных кадров и фундаментальных знаний. Что касается университетов, принявших на себя предпринимательские функции, то от обычных вузов их отличает понимание того, что знания, полученные в университетских лабораториях, могут быть использованы в практических целях в интересах «своего» региона. Существуют разные способы решения названной задачи: формирование специальных подразделений для переноса технологий, коммерциализация результатов ИР, участие в разработке стратегии знаниеёмкого регионального развития и в реализации такой стратегии на практике.

Авторы обращают внимание на то, что «предпринимательский университет», как считается, должен обладать заметной независимостью от правительства, промышленности и спонсоров. Неотъемлемой особенностью университета рассматриваемого типа являются специальные учебные программы по предпринимательству, поскольку важная роль вуза указанного типа - его способность «поставлять» на рынок труда постоянно обновляющийся поток потенциальных изобретателей. В целом, подчеркивают авторы, предпринимательские университеты выступают в роли своеобразного «инкубатора» кадров, венчурных фирм различного рода. Здесь существует среда, благоприятная для возникновения новых многодисциплинарных направлений ИР, новых промышленных отраслей.

Специальный раздел авторы посвящают характеристике инновационного региона. Модель такого региона, отмечают они, предусматривает наличие взаимосвязанного организационного механизма, отдельными компонентами которого являются исследовательские центры, отделы по переносу технологий, инкубаторы, способствующие освоению результатов с долговременным коммерческим потенциалом. В определенной степени задачи инновационного региона пересекаются с задачами учебного региона. Правда, учебные регионы предпочитают строить свою деятельность не на «создании новых активов, а на использовании уже существующих». Регионы такого типа обычно ориентируются на низкотехнологичные отрасли, практикуют скорее правительственно-промышленное партнерство, нежели сотрудничество с университетскими учреждениями.

Какова позиция университетов в учебных регионах? Обычно, подчеркивают авторы, они ориентируются на традиционные отношения с промышленностью, в частности, на обеспечение фирм кадрами и консультативными услугами. Хотя научные парки действуют в регионах обоих рассматриваемых типов, тем не менее в учебных регионах они обычно выступают в качестве «промышленных парков общего типа», а не специальных мест для размещения наукоемких фирм. Изменение роли научного парка, полагают авторы, растущая активность подобных образований в сфере формирования высокотехнологичных фирм служат индикаторами перехода соответствующего региона из категории учебного в категорию инновационного. Еще одним показателем подобной трансформации

может служить развитие исследовательского университета по пути выбора таких областей, которые определяются в качестве основы для будущего экономического развития.

Инновационному региону требуется многоцелевая база знаний - необходимое условие его постоянного обновления. Поэтому размещенные здесь университеты должны реализовывать задачи достаточно широкого спектра и быть лидерами в нескольких областях передовой науки и технологии. Они должны иметь способность разрабатывать альтернативные знаниеёмкие источники экономического развития.

Характеризуя предпринятый анализ, авторы отмечают, что изучение региональной роли университетов они предприняли во временном и территориальном разрезах. Такой подход, полагают они, позволяет выявить основные этапы регионального развития базы знаний. Авторов интересовало, каким образом, почему и при каких условиях «линейная инновационная модель трансформируется в многолинейную динамику». Информацию для последующего анализа авторы собирали в ходе интервью (как правило, многочасовых) с респондентами, представляющими все звенья тройной спирали в регионе Линчёпинг. Этот город - пятый по численности населения среди городов Швеции. Быстрый рост Линчёпинга происходил в течение последних 20 лет. Главным источником такого роста явились новые наукоемкие фирмы. Авторы идентифицировали четыре этапа указанного развития и охарактеризовали цели, структуру, процесс и деятельность для каждого этапа. Соответствующие данные представлены в таблице на с. 249.

Специальный раздел реферируемой статьи посвящен характеристике источников формирования рассматриваемого региона. Толчком послужило соглашение между правительством и компанией 8ЛЛБ в начале 50-х годов. Это соглашение «дало старт» распространению коммерческих компьютеров в Швеции и явилось одной из причин для образования в конце 60-х годов Линчёпинг-ского университета. Наряду с традиционными задачами по обслуживанию запросов местных компаний университет реализует задачи стимулирования создания новых предприятий и участвует в формировании предпринимательской наукоемкой среды, которая существует в регионе в настоящее время. Такая среда способствовала привлечению в регион кадровых и финансовых ресурсов. Ав-

торы подчеркивают, что начальные вложения в компьютерные науки и междисциплинарные исследования в сочетании с политикой открытой кооперации, проводимой университетом, стимулировали новый этап инноваций, развитие предпринимательства и эффективного процесса коммерциализации нового бизнеса.

В конце 70-х годов между руководством 8ЛЛБ, университетом и местной администрацией велись дискуссии о будущем развитии региона. К тому времени некоторые исследователи Линчё-пингского университета уже были знакомы с опытом вузов США, организовавших дочерние фирмы на базе технологий, разработанных в университетских лабораториях. Аналогичные процессы наблюдались в то время и в Европе. В этих условиях получила поддержку идея превращения Линчёпинга в «регион роста». В рамках университета был образован специальный отдел по связям с промышленностью. Интерес к проблемам развития бизнеса и предпринимательства проявили исследователи факультета менеджмента и экономики.

Таблица (с. 249) Развитие наукоемкого региона - поэтапная модель

Этап Цель Структура Процесс Деятельность

1 2 3 4 5

Начальная стадия: идея модели нового регионального развития Генерирование новой экономической базы для региона Неформальное взаимодействие между различными участниками: университетом, муниципалитетом, исследовательскими лабораториями, крупными и мелкими фирмами Поиск неформальных встреч, дискуссии о региональных планах, воздействие внешних идей и успешных примеров Организация первого инкубатора, начало обслуживания стартовых компаний в инкубаторе, формирование базовой инфраструктуры

Стадия реализации: начало новой деятельности Обеспечение адекватной инфраструктуры для разных типов предприниматель-ства Формирование сетей предпринимателей. Неформальная образовательная и социальная деятельность Учреждение новых организаций по поощрению предпринимательства Клубы дочерних фирм, сетей, инкубаторов и научных парков. Новые инициативы в рамках университета и вне его

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Стадия консолидации и приспособления Повышение эффективности системы Кооперация среди региональных исполнителей в целях повышения эффективности ресурсов. Установление тесных контактов с фирмами Новый сетевой план, сеть поддерживающих организаций Встречи основных действующих лиц с целью выработки их роли и для взаимной поддержки в маркетинге

Стадия са-моподдер-живаемого роста Обновление системы путем идентификации новых областей, связанных с новыми исследованиями Политики университетского уровня и прочие исполнители из высших кругов политической системы, обладающие силой и влиянием Выявление и обсуждение того, чего не хватает региону Деятельность небольших групп, статьи в газетах, написание брошюр. Все заинтересованные лица стремятся к участию и к наилучшему освещению предпринимаемых ими усилий

В 1981 г. при университете создан Центр по переносу технологии, давший толчок образованию новых компаний. Авторы обращают внимание на тот факт, что за 1981-1984 гг. при поддержке Линчёпингского университета было сформировано около 40 новых фирм. На начальном этапе важным партнером в деле реализации указанных усилий стали городские власти. В 1983 г. при их поддержке было сформировано подразделение, предоставлявшее помещения и офисное обслуживание для дочерних университетских компаний, - практически первый в регионе «инкубатор». Финансовую помощь при реализации проекта оказал Фонд регионального развития. Вскоре выяснилось, что инкубатор не может обслужить всех потенциальных клиентов, тогда муниципалитет принял решение расширить финансовую поддержку и приступить к организации научного парка, который открылся в 1984 г.

Ко второй стадии в процессе создания инновационного региона Линчёпинг подошел, обладая помещениями и офисным обслуживанием, однако при этом не было еще адекватного профессионального консультирования, финансовых ресурсов и разнообразных форм поддержки бизнеса в новых наукоемких компаниях. Программу формирования и реализации указанных задач

удалось разработать к концу 80-х годов. К этому времени в регионе действовало уже свыше 100 новых наукоемких фирм. Заметный вклад в решение координационных проблем внесла частная организация, управляемая советом, состоящим преимущественно из предпринимателей (SMIL). Успеху SMIL в значительной мере способствовала помощь со стороны университета, как организационная (через отдел по связям с промышленностью), так и финансовая. Дело в том, подчеркивают авторы, что государственные учреждения, финансирующие университет, предпочитали использовать его в качестве посредника для поддержки частных фондов.

Заметным этапом на пути развития региона стало образование в 1993 г. при Линчёпингском университете Центра инноваций и предпринимательства. Программа Центра предусматривала, в частности, интеграцию задач наукоемких компаний с исследовательской и образовательной деятельностью в сфере предпринимательства.

Третий этап развития региона отмечен значительным ростом числа студентов университета: с нескольких тысяч в начале 60-х годов до более чем 20 тыс. - в конце 90-х годов (с. 251). Ориентация вуза на компьютерные науки способствовала привлечению в его стены исследователей и студентов, желающих специализироваться в данной области. В помещениях научного парка разместили свои подразделения такие видные шведские компании, как «Ericsson» и «Nokia». В целом вторая половина 90-х годов отмечена быстрым ростом наукоемких фирм в данном регионе: к концу периода их число превысило 400. Наиболее заметными достижениями этого времени стали, по мнению авторов, подразделения по патентному обслуживанию университетских соискателей, создание новых научных парков, организация новых учебных курсов и кафедры по инновациям и предпринимательству при университете.

В конце 90-х годов правительство предложило объединить усилия региональных подразделений в рамках Соглашения о региональном росте. Такого рода соглашение призвано было «систематизировать роль правительства в финансовых инициативах», сформировать региональную кооперацию участников поддержки, что сделало бы государственные субсидии для компаний в различных областях более эффективными.

Четвертый этап в становлении Линчёпингского инновационного региона авторы характеризуют как «период самоподдержи-ваемого роста». В начале 2000 г. руководство университета предприняло шаги по существенному расширению своих приоритетов: здесь были учреждены 16 новых профессур в области биотехнологии и биомедицины. Инициатором нововведения стал ректор университета, специалист в области наук о жизни. Университет, ориентированный первоначально на информационные технологии, электронику и коммуникационную технику, увидел новые обещающие возможности в сочетании двух - традиционных и новых -направлений исследований и обучения.

Указанное расширение помогло университету справиться с трудностями экономического спада, который привел к свертыванию в регионе деятельности таких компаний, как «КоИа» и «Бгю8-80п». В 2002 г. Шведское агентство по инновационным системам предложило программу «самоподдерживаемого роста» с активным использованием ИР в сфере инновационных систем. Регионы могли рассчитывать на получение субсидий при условии их доказанного активного участия в объединении усилий промышленности, вузов и государственного сектора. На такие цели агентство выделяло на длительный период (до 10 лет) сумму, равную 400 млн. шв. крон (с. 253). Первоначальная реакция агентства на заявку Линчёпинга оказалась благоприятной: соискатели получили средства для разработки подробного плана реализации. В этой работе занята группа экспертов из университета, частных фирм и подразделений местной администрации.

В заключение, характеризуя отличительные особенности Линчёпинга как особого региона, авторы отмечают, что инновационный регион обладает способностями «творчески восстанавливать себя на базе новых знаний». Инновации, полагают авторы, не могут больше восприниматься как горизонтальное продвижение - от исследований через разработки или от идентификации возможностей рынка к внедрению новой продукции. В некоторых странах, отмечают авторы, наблюдается отход от признания того, что существует «единственный стартовый пункт - исследования и конечный -экономика». Все в большей степени инновации осуществляются в промышленности, при этом прочие «институциональные сферы» играют лишь ограниченную дополнительную роль. Правительство

вступает в действие тогда, когда становятся очевидными рыночные «провалы».

Базирующееся на знаниях экономическое развитие осуществляется усилиями особых исполнителей, действующих в кооперации друг с другом. Институциональные компоненты, наиболее способствующие успеху, могут быть идентифицированы как «исходящие» из университетской, промышленной и правительственной сфер. «Тройная спираль» обеспечивает гибкую структуру для направления усилий, возникающих на различных «стартовых площадках», в интересах достижения таких общих целей, как знание-ёмкая экономика и социальное развитие.

Т.В. Горбунова

2006.03.022. ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛИЯНИЙ И ПРИОБРЕТЕНИЙ НА ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И РЫНОЧНОЙ «СООТНЕСЕННОСТИ» / КАССИМАН Б., КОЛОМБО М., ГАРРОНЕ П., ВЕГЕЛЕРС Р.

THE IMPACT of M&A on the R&D process: An empirical analysis of the role of technological- and market-relatedness / Cassiman B., Colombo M., Garrone P., Veugelers R. // Research policy. - Amsterdam, 2005. - Vol. 34, N 2. - P. 195-220.

Ключевые слова: слияния и приобретения, их воздействие на ИР и инновации, технологическая и рыночная соотнесенность.

Реферируемая публикация, подготовленная группой исследователей из Испании, Бельгии и Италии, знакомит с результатами проекта, осуществленного при поддержке Комиссии ЕС «Исследования, приобретения и научно-техническая политика».

Во введении авторы отмечают, что, поскольку слияния и приобретения (СиП), а также инновационная деятельность составляют краеугольный камень развития современной конкурентной стратегии, важно понять последствия сделок по СиП и их влияние на инновационный потенциал компаний. В связи с этим авторы обращают внимание на недостаточную изученность отмеченной проблемы, к тому же нет согласованной оценки влияния СиП на инновационную деятельность. Взаимосвязь СиП и технологической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.