Научная статья на тему '2006. 02. 047. Андреева Г. Н. Организация Черноморского экономического сотрудничества: правовые аспекты. (обзор)'

2006. 02. 047. Андреева Г. Н. Организация Черноморского экономического сотрудничества: правовые аспекты. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 047. Андреева Г. Н. Организация Черноморского экономического сотрудничества: правовые аспекты. (обзор)»

2006.02.047. АНДРЕЕВА Г.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ

ЧЕРНОМОРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. (Обзор).

Организация Черноморского экономического сотрудничества (Organization of Black Sea Economic Cooperation - BSEC) - международное субрегиональное интеграционное объединение государств, возникшее в конце ХХ в. 25 июня 1992 г. в Стамбуле 11 государств Причерноморья, Закавказья и Балкан: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина, в ходе встречи на высшем уровне подписали Декларацию о Черноморском экономическом сотрудничестве, определившую приоритетные направления и основные механизмы этого объединения. Это - «первая региональная организация в Черноморском регионе, образованная после распада Советского Союза» (9).

Предысторию создания Организации Черноморского экономического сотрудничества (ГЭС) в литературе обычно связывают (9, 2) с высказанной в 1990 г. тогдашним президентом Турции Т.Озалом инициативой по созданию «Черноморской зоны процветания и сотрудничества» с участием СССР, Турции, Румынии и Болгарии. Распад СССР, суверенизация стран Причерноморья и перспектива превращения Кавказско-Каспийского региона в мощный источник энергетических ресурсов придали идее создания организации регионального сотрудничества еще большую актуальность.

Сложность формирования данной организации определялась рядом обстоятельств. Во-первых, речь шла о регионе с множеством политико-этнических конфликтов, поэтому существовала опасность втягивания в их обсуждение государств-участников, чего они стремились, по крайней мере, на начальном этапе, избежать. Во-вторых, экономический аспект сотрудничества изначально был осложнен не только разницей в уровне экономического развития го-сударств-участников, но и нередко разнонаправленностью их политических и внешнеэкономических целей, а также разницей имевшихся на тот момент экономических систем. Государства-участники, входящие в СНГ, в разной мере были ориентированы

как на сотрудничество в рамках СНГ, так и с ЕС, в то время как остальные государства либо имели перед ЕС разного рода обязательства, либо стремились как к сотрудничеству с ним, так и к членству в нем. В публикациях, посвященных проблемам организации и деятельности ЧЭС, анализируются и другие многочисленные трудности, которые пришлось преодолевать странам-участницам (9, 2).

Тем не менее в результате переговоров были достигнуты необходимые договоренности, которые и нашли отражение в Декларации о Черноморском экономическом сотрудничестве. Подписав ее, главы государств-участников договорились о необходимости поощрять сотрудничество в области торговли и промышленности, транспорта, связи, науки и техники, энергетики, добычи и переработки минерального сырья, а также в сфере сельского хозяйства, туризма и экологии.

Однако на начальном этапе практическая реализация идей Декларации была осложнена отсутствием необходимых финансовых ресурсов. Деятельность по созданию Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), предусмотренному Декларацией, началась почти три года спустя, когда в феврале 1995 г. ЕС выделил 250 тыс. экю на разработку бизнес-плана банка. Соглашение о создании ЧБТР, подписанное и ратифицированное всеми участниками, вступило в силу 24 января 1997 г. Уставной капитал ЧБТР -1,35 млрд. долл., доля России в уставном фонде - 16,5% (РФ является одним из главных акционеров Банка).

Генеральная стратегия деятельности Черноморского экономического сотрудничества разрабатывалась в ходе саммитов, проходивших в Бухаресте (июнь 1995 г.), Москве (октябрь 1996 г.) и Ялте (июнь 1998 г.). После принятия в мае 1999 г. Устава она получила статус международной региональной организации. Сегодня Организация Черноморского экономического сотрудничества охватывает территорию с населением свыше 400 млн. человек и площадью, превышающей суммарную площадь стран ЕС (4).

В соответствии со ст.5 Устава членами Организации Черноморского экономического сотрудничества являются государства, подписавшие ее Устав (8). Организация Черноморского экономического сотрудничества открыта для вступления любого государст-

ва, которое желает стать ее членом и которое в состоянии и готово претворять в жизнь принципы и цели Черноморского экономического сотрудничества, изложенные в Уставе.

Заявки на прием новых членов Организации направляются в Совет министров иностранных дел для рассмотрения и одобрения в соответствии с Правилами процедуры. Любое государство-член может выйти из ЧЭС, официально уведомив о своем решении Генерального секретаря Постоянного международного секретариата Черноморского экономического сотрудничества.

Уставом Организации предусмотрен статус наблюдателя. Согласно ст.8 Устава, он может предоставляться Советом министров иностранных дел (в случае обращения с соответствующей просьбой) любому государству или международной организации, выразившим готовность внести практический и полезный вклад в работу Черноморского экономического сотрудничества. Вопросы приостановления данного статуса или его аннулирования также входят в компетенцию Совета министров иностранных дел. Поскольку деятельность организации представляет интерес для стран, находящихся за пределами региона, в течение нескольких лет после ее создания сформировался институт наблюдателей Черноморского экономического сотрудничества, в который входят Австрия, Германия, Египет, Израиль, Италия, Франция и некоторые другие страны. Страны-наблюдатели приглашаются на заседания старших должностных лиц и встречи министров иностранных дел, а также принимают участие в тех мероприятиях, которые представляют для них интерес. Статус наблюдателя при ЧЭС может быть предоставлен и международной организации, если она заинтересована в развитии сотрудничества.

В работе Черноморского экономического сотрудничества принимают участие представители таких международных организаций, как Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) и др.

В преамбуле Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества указывается, что ее задачей является содействовать развитию прочного и тесного сотрудничества между государствами в регионе Черноморского экономического сотруд-

ничества, внося тем самым вклад в достижение более высокой степени интеграции государств-учредителей в мировую экономику.

Согласно ст.4 Устава, в целях более эффективного использования своих людских, природных и других ресурсов для обеспечения устойчивого роста национальной экономики и социального благосостояния своих народов, государства - члены Организации сотрудничают в следующих областях: торговля и экономическое развитие; банковское дело и финансы; связь; энергетика; транспорт; сельское хозяйство и агропромышленность; здравоохранение и фармацевтика; охрана окружающей среды; туризм; наука и техника; обмен статистическими данными и экономической информацией; сотрудничество между таможенными и другими пограничными органами; контакты между людьми; борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, оружия и радиоактивных материалов, всеми актами терроризма и незаконной миграцией. Этот перечень открытый, поскольку допускается также сотрудничество «в любых других смежных областях на основании решений Совета».

На практике также осуществляется разнообразное экономическое и научное сотрудничество. В настоящее время в рамках ЧЭС осуществляется сотрудничество по борьбе с терроризмом. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2004 г. №722 о подписании дополнительного протокола о борьбе с терроризмом к Соглашению между правительствами государств - участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, от 2 октября 1998 г. одобрен представленный Министерством внутренних дел РФ и согласованный с МИД и другими заинтересованными органами исполнительной власти и Генеральной прокуратурой РФ, а также предварительно проработанный с другими государствами проект вышеуказанного дополнительного протокола.

Главы государств и правительств государств - членов Черноморского экономического сотрудничества могут по мере необходимости проводить встречи. На этих встречах рассматриваются принципиальные вопросы многостороннего сотрудничества.

Основным действующим на регулярной основе органом, принимающим решения данной организации, является Совет министров иностранных дел. В рамках целей Черноморского экономического сотрудничества Совет министров иностранных дел:

- принимает решения по всем вопросам, касающимся функционирования Черноморского экономического сотрудничества;

- рассматривает все вопросы, представленные ему вспомогательными органами, и принимает по ним соответствующие решения;

- принимает решения по вопросам членства и предоставления статуса наблюдателя;

- принимает Правила процедуры и вносит в них изменения;

- создает вспомогательные органы в рамках Черноморского экономического сотрудничества, формулирует их задачи, определяет, изменяет или прекращает действие их мандатов;

- рассматривает любые другие соответствующие вопросы, которые он считает заслуживающими внимания.

Кворум Совета министров иностранных дел составляет большинство в две трети голосов государств-членов. Механизм принятия решений определен в Правилах процедуры. Совет стремится к достижению консенсуса по всем вопросам. По некоторым вопросам, как это определяется в Правилах процедуры, консенсус является обязательным.

Совет министров иностранных дел может учреждать вспомогательные органы. Вспомогательные органы выполняют свои задачи, определенные Советом, разрабатывают совместные проекты, а также способствуют осуществлению таких проектов/мероприятий в соответствующих областях. Вспомогательные органы представляют Совету доклады о ходе своей работы, а также соответствующие рекомендации. В Организации Черноморского экономического сотрудничества функционируют более десяти рабочих групп, в том числе по торговле и промышленному сотрудничеству, банковскому делу и финансам, статистике, транспорту, связи, энергетике, науке и технике, экологии, сельскому хозяйству, туризму и другим вопросам. Они занимаются конкретными вопросами сотрудничества в соответствующих областях и международными проектами (4).

Все мероприятия, осуществляемые в рамках Черноморского экономического сотрудничества, координирует действующий председатель. Он же обеспечивает надлежащую работу Организации, а также выполнение принятых резолюций и решений. Ротация должности председателя осуществляется каждые шесть месяцев в алфавитном порядке названий государств-членов (в соответствии с английским алфавитом). В случае отказа того или иного государства-члена от поста Председателя, его занимает следующее по алфавиту государство-член.

Комитет старших должностных лиц, представляющих министров иностранных дел государств-членов и действующих от их имени, наделен следующими полномочиями:

1) рассматривать деятельность вспомогательных органов, оценивать выполнение решений и рекомендаций Совета министров иностранных дел и разрабатывать рекомендации и предложения для представления Совету министров иностранных дел;

2) рассматривать вопросы, касающиеся координации и сотрудничества с другими органами, связанными с Организацией Черноморского экономического сотрудничества, информировать Совет по данным вопросам и разрабатывать, при необходимости, соответствующие рекомендации и предложения;

3) изучать организационные аспекты деятельности Черноморского экономического сотрудничества, участвовать в разработке предварительного календаря мероприятий, принимать решения по соответствующим вопросам, за исключением вопросов, находящихся в компетенции Совета министров иностранных дел и действующего председателя;

4) представлять Совету на его утверждение годовой бюджет Черноморского экономического сотрудничества;

5) рекомендовать экспертов в специализированные подгруппы для проведения аудиторской проверки бюджета.

Секретариатское обслуживание Черноморского экономического сотрудничества осуществляется учрежденным в этих целях Постоянным международным секретариатом. Он находится в Стамбуле, Турецкая Республика.

Постоянный международный секретариат функционирует под руководством действующего председателя Черноморского

экономического сотрудничества. Это руководство осуществляется через Генерального секретаря.

Сотрудники Постоянного международного секретариата выполняют свои функции в качестве международных должностных лиц с должным учетом принципов и целей Черноморского экономического сотрудничества. Их деятельность должна всегда соответствовать принципам добросовестности и беспристрастности, необходимыми для их работы.

При исполнении своих обязанностей сотрудники Постоянного международного секретариата не запрашивают и не получают указаний от какого бы то ни было правительства или органа, иных, чем Черноморское экономическое сотрудничество. Они воздерживаются от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.

В Уставе Организации Черноморского экономического сотрудничества выделены в отдельную главу органы, связанные с Черноморским экономическим сотрудничеством. Это - Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, Деловой совет Черноморского экономического сотрудничества, Черноморский банк торговли и развития и др. Эти органы имеют самостоятельные бюджеты и выполняют свои функции в соответствии с их основными юридическими документами и с должным соблюдением принципов Черноморского экономического сотрудничества.

Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, представляющая национальные парламенты государств-членов, обеспечивает постоянную поддержку процесса Черноморского сотрудничества на консультативной основе.

Отношения между Черноморским экономическим сотрудничеством и Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества основываются на принципах Декларации о Черноморском экономическом сотрудничестве, принятой на встрече на высшем уровне в Стамбуле 25 июня 1992 г., последующих решениях встреч на высшем уровне, а также Декларации об учреждении Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, принятой в Стамбуле 26 февраля 1993 г.

В отношении сотрудников Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества действует Протокол о привилегиях и иммунитетах Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (подписан Россией на основании Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2002 г. № 835 и ратифицирован). В соответствии со ст.2 Протокола «Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, ее имущество и активы вне зависимости от того, где и в чьем распоряжении они находятся, пользуются иммунитетом от судебно-процессуальных действий любого рода, за исключением тех конкретных случаев, когда Совет своим решением санкционирует отказ от данного иммунитета, и только в той мере, в какой он это определит. Однако это не подразумевает, что отказ от иммунитета распространяется на исполнение каких-либо решений в отношении собственности или на ее арест» (6).

Помещения и архивы Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества пользуются неприкосновенностью. Согласно ст.5 Протокола, представители парламентов государств-членов при осуществлении своих функций в ходе совещаний Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, а также при следовании к месту проведения таких совещаний и при возвращении пользуются рядом привилегий и иммунитетов (иммунитет от ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также судебно-процессуальный иммунитет и другие, прямо перечисленные в указанной статье).

Деловой совет ЧЭС - международная неправительственная организация, состоящая из представителей деловых кругов государств - членов ЧЭС. Главной задачей Делового совета является объединение деловых кругов региона в духе предпринимательства и сотрудничества для достижения устойчивого развития и роста. Для решения этой задачи Деловой совет: осуществляет поддержку частного бизнеса, особенно развития малых и средних предприятий; проводит исследования с целью определения наиболее нуждающихся в помощи и т.д.; организует бизнес-форумы, конференции и выставки; оказывает поддержку деятельности основных рабочих групп Организации Черноморского экономического сотрудничества по вопросам торговли, энергетики, туризма, малых и

средних предприятий; сотрудничает и развивает партнерские отношения с другими национальными, региональными и международными организациями (Организацией экономического сотрудничества, ЮНКТАД, ЕЕК ООН, ЮНИДО и др.).

Организационно Деловой совет построен следующим образом. Каждое государство-член имеет собственную организацию, которая представляет страну в Совете директоров Делового совета ЧЭС. Организации отличаются друг от друга по своей структуре и типу. В большинстве государств организациями, представленными в Деловом совете ЧЭС, являются ведущие торгово-промышленные палаты, но некоторые страны представлены другими организациями. Например, Деловой совет Греции был учрежден специально с целью представления страны в Деловом совете ЧЭС. В его состав входят члены ведущих деловых ассоциаций федераций страны. В Российской Федерации действует Национальный российский комитет, членами которого являются отдельные бизнесмены. В Турции эту роль исполняет Департамент по внешнеэкономическим связям. Каждая из этих организаций избирает своего президента, который представляет страну (3). Председательствование в Черноморском экономическом сотрудничестве осуществляется по очереди. Координация всех мероприятий осуществляется через Международный секретариат Делового совета в Стамбуле.

Черноморский банк торговли и развития был создан на основании ст.22 Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества, а также заключенного в Тбилиси 30 июня 1994 г. Соглашения об учреждении Черноморского банка торговли и развития. Данное соглашение состоит из десяти глав, объединяющих 62 статьи (7).

В соответствии со ст.1 указанного Соглашения цель Банка заключается в оказании эффективного содействия переходному процессу в государствах-членах, направленному на обеспечение экономического процветания населения региона, в финансировании и поощрении осуществления региональных проектов и предоставлении других банковских услуг в рамках проектов государственного и частного секторов в государствах-членах, а также торговли между государствами-членами.

Для достижения своей цели Банк осуществляет следующие функции и полномочия:

- оказание помощи в развитии межрегиональной торговли, особенно средствами производства, между государствами-членами;

- финансирование производственных проектов и предприятий в государствах-членах;

- сотрудничество с международными учреждениями по вопросам развития и национальными учреждениями государств-членов, занимающимися вопросами финансирования и развития;

- учреждение специальных фондов для конкретных целей, определяемых Советом управляющих, и управление ими;

- проведение научных исследований и обзоров в целях содействия экономическому развитию региона государств-членов и каждого государства-члена Черноморского экономического сотрудничества для ускорения развития и переходного процесса;

- поощрение регионального сотрудничества в целях развития и сотрудничества с государствами-членами для ориентации их политики в области развития на более эффективное использование их ресурсов в соответствии с задачами укрепления экономик государств-членов и консультирования в области разработки рациональной экономической политики;

- содействие инвестициям в экономические проекты и проекты в области социальной инфраструктуры в государствах-членах путем предоставления гарантий, непосредственного участия и использования других финансовых механизмов как в государственном, так и в частном секторах;

- осуществление такой другой деятельности и предоставление таких других услуг, которые могут способствовать достижению Банком своей цели.

Членство в Банке открыто как для государств - участников Черноморского экономического сотрудничества (непосредственно или через их назначенных представителей), так и для других многосторонних банков и финансовых учреждений.

Финансовые ресурсы банка выглядят следующим образом. Единицей учета капитала Банка являются специальные права заимствования (СПЗ), как они определены в Уставе Международного валютного фонда (далее МВФ). Первоначально разрешенный к вы-

пуску акционерный капитал Банка составляет 1 млрд. СПЗ, разделенный на 1 млн. акций номинальной стоимостью одна тысяча СПЗ каждая. Каждое государство - участник Черноморского экономического сотрудничества имеет право подписаться, непосредственно или через своего назначенного представителя, на долю в первоначально разрешенном к выпуску уставном капитале Банка, а именно: по Соглашению четыре страны наделены правом на долю в 20 000 акций (совокупной номинальной стоимостью 20 000 000 СПЗ) - 2% первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала каждая (Албания, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова); три страны (Болгария, Румыния и Украина) - по 135 000 акций (совокупной номинальной стоимостью 135 000 000 СПЗ) -13,5% первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала каждая; наибольшие доли у трех стран (Греция, Турция и Российская Федерация) - по 165 000 акций (совокупной номинальной стоимостью 20 000 000 СПЗ) - 16,5% первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала каждая.

Совет управляющих пересматривает акционерный капитал Банка не реже одного раза в пять лет.

Прием новых членов и распределение их квот осуществляются таким образом, чтобы совокупный пакет акций первоначальных членов всегда составлял контрольный пакет акций.

Акции ни при каких обстоятельствах не могут быть заложены или служить обеспечением долга и не могут передаваться никому, кроме Банка. Обязательства члена по акциям ограничиваются лишь неоплаченной частью его подписки на капитал. Членство в Банке само по себе не является основанием для того, чтобы член отвечал по обязательствам Банка.

Ресурсы и услуги Банка используются исключительно для достижения его цели и осуществления его функций, определенных в Соглашении.

Организационная структура Черноморского банка торговли и развития включает Совет управляющих, Совет директоров, президента, одного или нескольких вице-президентов, а также таких иных должностных лиц и сотрудников, которых он сочтет необходимым.

Фонд проектов Организации Черноморского экономического сотрудничества был создан в соответствии с резолюцией Совета министров иностранных дел от 25 октября 2002 г. (Тирана) в целях оказания помощи в создании и продвижении проектов, которые могут оказать большое влияние на региональную специализацию и развитие (4). Проекты осуществляются под руководством соответствующей рабочей группы Организации Черноморского экономического сотрудничества. Деятельность Фонда базируется на принципе свободных взносов от стран - членов Организации Черноморского экономического сотрудничества, ее организаций, наблюдателей и третьих лиц. Взносы внешних спонсоров приветствуются, при этом их источники должны быть прозрачны, а условия финансирования совпадать с принципами и целями Организации Черноморского экономического сотрудничества. Финансирование самим Фондом осуществляется в виде грантов. Гранты выделяются для любых видов деятельности (изучение проблем, разработка концепций, проведение экспериментов, предварительная разработка перед внедрением). Для обеспечения регионального характера проектов требуется, чтобы в проект было вовлечено не менее трех государств - членов Организации Черноморского экономического сотрудничества.

Управление Фондом осуществляется правлением, которое обладает правом принятия решений по распределению финансовых ресурсов. Черноморский банк торговли и развития может отказать в финансировании проекта в течение трех месяцев после окончания части, финансируемой Фондом.

Список источников

1. Дополнительный протокол о привилегиях и иммунитетах организации Черноморского экономического сотрудничества (Тбилиси, 30 апреля 1999 г.). -Режим доступа: http://www.bsec.com.

2. Коваль А. Черноморское экономическое сотрудничество двигается в европейском направлении.30.06.2002. - Режим доступа: http://www.podrobnosti.ua/eco-шту/2002/06/30/29256.Мт1.

3. Масманидис К. Деловой Совет Черноморского экономического сотрудниче-

ства [ВБЕС]// Международный ежемесячный торгово-экономический журнал «Зарубежье». 2003. май. - Режим доступа: http://zarubejye.narod.ru/-

2003/3/ekon/ekon20033b.htm).

4. Материалы официального вебсайта Организации Черноморского экономического сотрудничества. - Режим доступа: http://www.bsec.com.

5. Первое Международное совещание стран Черноморского региона по проблемам сейсмологии, сейсмостойкого строительства, ликвидации последствий землетрясений, предотвращения и снижения ущерба от них. - Режим доступа: http://bsec.kubannet.ru/indexru.htm.

6. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2002 г. № 835 О подписании

Протокола о привилегиях и иммунитетах Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. - Режим доступа:

http://www.krugosvet.ru/articles/114/1011426/1011426a1.htm.

7. Соглашение об учреждении Черноморского банка торговли и развития (Тбилиси, 30 июня 1994 г.). - Режим доступа: http://www. bsec.com.

8. Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества (Ялта, 5 июня 1998 г.) // Собрание Законодательства РФ. - М., 2002. - N 13.- Ст.1181.

9. Язькова А. Куприянов А. Черноморский узел. - Режим доступа: http://www. senator.ru.

2006.02.048. ХАСЕНКЛЕВЕР А., ВАГНЕР В. ОТ АНАЛИЗА МИРА МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ СТРАНАМИ К ЛИБЕРАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНФЛИКТА. HASENCLEVER A., WAGNER W. From the analysis of a separate democratic peace to the liberal study of international conflict // Intern. Politics. -Hague, 2004. - Vol. 41, N 4. - P. 465-471.

Обычно либералы трактуют мировое сообщество как некую прогрессирующую цивилизацию, где мир между странами возможен при условии роста благосостояния населения, развития торговых отношений между партнерами и совершенствования механизмов разрешения конфликтов, предлагаемых международными институтами. По их мнению, с течением времени правовое государство заменит прежние государственные режимы, а войны перестанут быть характерным проявлением международных отношений.

В соответствии со взглядами реалистов, поддержание мира и рост благосостояния не могут быть достигнуты сами по себе. Для этого правительства стран должны соблюдать определенные правила в международных отношениях, в противном случае они могут поставить под угрозу национальную безопасность. Таким образом, реалисты находят теорию либералов идеалистической, весьма рискованной и в конечном итоге обреченной на провал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.