Научная статья на тему 'Возможности российской экономической дипломатии по защите национальных интересов на мировом рынке (в рамках региональных объединений и саммитов)'

Возможности российской экономической дипломатии по защите национальных интересов на мировом рынке (в рамках региональных объединений и саммитов) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
595
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МИРОВОЙ РЫНОК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности российской экономической дипломатии по защите национальных интересов на мировом рынке (в рамках региональных объединений и саммитов)»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РФ

Возможности российской экономической дипломатии по защите национальных интересов на мировом рынке

(в рамках региональных объединений и саммитов)

АЕЛихачев

Кандидат экономических наук, депутат Государственной Думы РФ

Все более важную роль в регулировании и стимулировании мирохозяйственных процессов в последнее время играют региональные объединения и саммиты, концентрирующиеся на региональных проблемах, но зачастую поднимающие и общие вопросы развития мировой экономики. Именно на этом уровне сегодня формируются региональные интеграционные стратегии, позволяющие странам-участницам наиболее эффективно использовать свой потенциал для развития взаимного торгово-экономического сотрудничества, реализации крупномасштабных совместных проектов и программ.

По степени вовлечения в работу и влияния России на деятельность региональных объединений последние можно распределить по четырем основным группам. В первую группу войдут объединения, где Россия играет активную роль и оказывает значительное или решающее влияние на принятие решений. Речь идет (кроме объединений стран СНГ, которые требуют самостоятельного рассмотрения), например, об организации Черноморское экономическое сотрудничество и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Вторая группа включает объединения, где Россия достаточно полно представлена, но ее вес в принятии решений

невелик. К таким объединениям относятся межправительственный форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" и Совет государств Балтийского моря. Третья группа состоит из объединений, где Россия формально не представлена, но с которыми развивается интенсивный диалог по многим направлениям сотрудничества, а контакты вышли на высший политический уровень. Имеются в виду прежде всего Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и, в меньшей степени, Организация Исламская конференция и Лига арабских государств. Четвертая группа самая многочисленная и включает все группировки африканских и американских государств, а также ряд объединений из других регионов (например, Совет сотрудничества государств Персидского залива). Взаимоотношения России с этими объединениями характеризуют низкая интенсивность и сугубо политическая направленность диалога, неразвитость или полное отсутствие институциональной базы сотрудничества, когда контакты осуществляются преимущественно на двусторонней основе, в том числе во время сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Среди региональных объединений и саммитов с участием России по значению необходимо, в первую очередь, отметить

Азиатско-тихоокеанское экономическое сот рудничест во (АТЭС] - межправительственный форум, образованный в 1989 г. Его участниками являются 21 экономика этого региона (так принято обозначать страны и территории - члены Форума, включающие США, Канаду, Японию, Австралию, КНР, Россию и др., наряду с Тайванем и Гонконгом], обеспечивающие 60% мирового ВВП и почти 50% международной торговли.1

Учитывая представительный состав АТЭС, высокий динамизм развития хозяйств в регионе и все большую направленность Форума на практические дела, Россия с момента присоединения к нему в 1998 г. в соответствии с одобренной Президентом Концепцией участия в АТЭС последовательно наращивает активность в рамках этого объединения и уже достигла определенных положительных результатов. Помимо участия высшего руководства страны в ежегодных саммитах Форума, Россия тесно взаимодействует с партнерами в рамках отраслевых министерских встреч и ежеквартальных совещаний старших должностных лиц, широко представлена в рабочих органах АТЭС (свыше 30 комитетов, подкомитетов, рабочих групп и других структур].

Будучи крупнейшим региональным формированием, АТЭС ставит и решает задачи не только регионального, но и общемирового масштаба, что существенно повышает интерес России к работе Форума. Такая чрезвычайно актуальная и чувствительная для нашей страны тема, как борьба с терроризмом экономическими, финансовыми и иными средствами, еще с шанхайского саммита 2001 г. прочно закрепилась в качестве одной из профилирующих в деятельности АТЭС. России очень важна поддержка лидеров экономик АТЭС в обеспечении дальнейшей интеграции страны в систему мирового хозяйства, и в этом отношении позитивную роль сыграла зафиксированная в Декларации 12-й встречи на высшем уровне в ноябре 2004 г. позиция Форума в пользу скорейшего присоединения России к ВТО. На той же встрече обсуждались практически значи-

мые для России меры по усилению безопасности в торговле (касающиеся повышения безопасности морских перевозок, контроля за экспортом и импортом продовольственных товаров, др.] и борьбе с коррупцией (на саммите был одобрен Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности].

В стратегическом плане сотрудничество России с АТЭС может иметь глубокие и долговременные последствия для отечественной экономики, что обусловлено перспективой реализации так называемых Богорских целей АТЭС - создания условий для свободной и открытой торговли и инвестиций всеми участниками Форума (к 2010 г. - для наиболее развитых стран и к 2020 г. - для всех остальных стран]. В рамках Форума уже давно и активно ведется работа по упрощению условий торговли и инвестирования, а на саммите 2004 г. особое внимание было уделено проблемам координации интенсифицировавшегося процесса заключения соглашений о свободной торговле между отдельными экономиками АТЭС.

Характерная черта АТЭС - широкое взаимодействие в рамках Форума официальных и предпринимательских структур. Функционирует Деловой консультативный совет (ДКС] АТЭС, в состав которого на ротационной основе входят по три представителя крупного национального бизнеса от каждой экономики - участницы Форума (в 2004-2006 гг., согласно распоряжению Президента РФ, представлять Россию в ДКС будут руководители компаний "Базовый элемент", ОАО "Газпром" и Банка внешней торговли]. Заседания ДКС проводятся ежеквартально, а по результатам работы в течение года готовится доклад, представляемый накануне очередного саммита и содержащий рекомендации бизнес-сообщества главам государств и правительств экономик АТЭС. Среди последних и наиболее заметных инициатив ДКС - предложение объединить усилия стран-участниц АТЭС по реформированию системы международной торговли и инвестиций сверх повестки дня ВТО в целях создания интегриро-

№ 5 (Май) 2 005

Внешнеэкономический б юлл е т е н ь

37

ванной рыночной среды в АТР, а также идея заключения Азиатско-Тихоокеанского соглашения о свободной торговле. Параллельно с официальным саммитом регулярно проводится Деловой саммит АТЭС, где политические лидеры имеют возможность выступить перед элитой бизнеса Азиатско-тихоокеанского региона (обычно участвуют около 500 крупнейших компаний, в том числе порядка 30 из России). Реализуются совместные проекты государственных и деловых кругов Форума в рамках следующих тематических диалогов: автомобильного, по биотехнологиям, в области науки о человеке, химическом.

На саммите 2002 г. в Лос-Кабосе Россия обратила внимание партнеров на целесообразность сегментарного рассмотрения актуальных проблем мировой торговли и в практическом плане предложила организовать в рамках Форума Диалог по формированию благоприятных условий функционирования рынков цветных металлов. Речь фактически идет о первой российской инициативе общерегионального масштаба, одобренной АТЭС на саммите 2003 г. и запущенной в 2004 г. Разработаны и утверждены документы, регламентирующие работу нового органа, а за Россией зарезервировано место сопредседателя Руководящей группы по Диалогу.

В целом сегодня очевидна тенденция к более активному и продуктивному участию российских представителей в министерских встречах, заседаниях рабочих и экспертных групп АТЭС по вопросам торговли, инвестиций, финансов, энергетики, транспорта и т.д. На рассмотрение Форума представлены новые российские проекты по развитию в регионе электронной торговли и повышению энергоэффективности экономики. Закреплена и расширяется практика проведения мероприятий АТЭС на территории РФ. Еще в мае 2001 г. в Москве успешно прошло заседание ДКС, в котором приняли участие около 100 представителей деловой элиты АТР. В 2002 г. в Москве состоялись Форум по деловому сотрудничеству в области инновационного предпринимательства, засе-

дание Рабочей группы по телекоммуникациям и во Владивостоке - инвестиционный симпозиум и инвестиционная ярмарка АТЭС. Мероприятия под эгидой АТЭС были организованы в Братске в 2003 г. и в Москве в 2004 г., намечено проведение в России заседаний Рабочей группы АТЭС по транспорту (в 2005 г.) и Рабочей группы АТЭС по промышленной науке и технологиям (в 2007 г.).

Практическим обеспечением участия России в деятельности Форума занимается созданная в октябре 2004 г. Комиссия Правительства РФ по вопросам экономической интеграции (ранее - Комиссия Правительства РФ по вопросам участия в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество"). Под эгидой Комиссии с 1998 г. функционирует "Деловой клуб АТЭС", объединяющий представителей более 70 отечественных компаний и банков. Развиваются межпарламентские контакты России с другими участниками АТЭС в рамках Азиатско-тихоокеанского парламентского форума.

Принимая во внимание, с одной стороны, большой потенциал природных ресурсов, особенно энергетических, и острую потребность в улучшении транспортных возможностей в районах Сибири и Дальнего Востока, а с другой - ограниченность финансовых и технологических средств для быстрого использования этого потенциала, расширение взаимовыгодного сотрудничества со странами -членами АТЭС, стимулируемое усилиями экономической дипломатии, могло бы существенно ускорить подъем хозяйства и благосостояния населения на востоке России.

В связи с мероприятиями по развитию сотрудничества России с АТЭС необходимо упомянуть и о ее шагах по сближению с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включающей 10 государств и являющейся ядром интеграционных процессов в регионе.2 Геополитический и геоэкономический вес группировки значительно вырос за последние годы, что, прежде всего, объясняется быстрым прогрессом экономик стран-членов, последовательными шагами в на-

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РФ

правлении либерализации и стимулирования внутрирегионального сотрудничества (с 1 января 2002 г. вступили в силу Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН, Рамочное соглашение о Зоне инвестиций АСЕАН и схема Промышленного сотрудничества АСЕАН], расширением и углублением диалогового взаимодействия с ведущими мировыми державами, включая Россию. Как указывалось в приветственном послании Президента РФ В.В. Путина участникам очередного саммита Ассоциации 30 ноября 2004 г., "Россия рассматривает АСЕАН в качестве авторитетной и влиятельной организации, активно содействующей интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе", а в многоплановом сотрудничестве нашей страны с Ассоциацией есть значительные перспективы в торгово-экономической и научно-технической области.

Полномасштабный диалог Россия-АСЕАН на высоком уровне стартовал в июле 1996 г., регулярно проводятся министерские встречи Россия-АСЕАН, образован Совместный комитет сотрудничества, включающий рабочие группы по научно-технологическому (с 1997 г.] и торгово-экономическому (с 2002 г.] взаимодействию. С подписанием в 2003 г. Совместной декларации о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР и официальным присоединением России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Ба-лийскому договору 1976 г.] на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 г. под отношения России с этим региональным объединением подведена прочная юридическая и политическая база.

Интенсивность диалога Россия-АСЕАН заметно повысилась в 2004 г., в том числе Россию с официальным визитом посетил Генеральный секретарь Ассоциации, а в Брунее состоялось первое совещание старших должностных лиц по проблеме транснациональной преступности. Достигнута принципиальная договоренность о проведении в 2005 г. первого саммита Россия-АСЕАН с участием в нем

Президента РФ В.В. Путина. На встрече предполагается уделить особое внимание активизации взаимных торгово-экономических связей, включая заключение соответствующего межправительственного соглашения.

Как и в случае с АТЭС, важным компонентом диалога Россия-АСЕАН выступают контакты представителей деловых кругов, подкрепляющие и наполняющие конкретным содержанием встречи должностных лиц. В 1998 г. было подписано соглашение о сотрудничестве ТПП РФ и Конфедерации ТПП АСЕАН, предусматривающее учреждение Делового совета Россия - АСЕАН, а в апреле 2000 г. в Куала-Лумпуре состоялся первый в истории Деловой форум Россия-АСЕАН. Отношения России с АСЕАН предусматривают и интенсивные межпарламентские контакты, в рамках которых делегации российских парламентариев регулярно присутствуют в качестве наблюдателей на заседаниях Генеральной ассамблеи Межпарламентской организации АСЕАН.

Новым региональным объединением в Азии с участием России является учрежденная в 2001 г. Шанхайская организация сотрудничества, включающая 5 стран постсоветского пространства и КНР.3 Важнейшая сфера ее деятельности - развитие и углубление взаимных торгово-экономических связей. За сравнительно короткий период функционирования ШОС осуществлен комплекс необходимых мероприятий, в частности, создан полноценно действующий Секретариат; в сентябре 2003 г. принята долгосрочная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, а в сентябре 2004 г. утвержден план мероприятий по ее реализации, включающий свыше 100 конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества; начали функционировать специальные рабочие группы по электронной торговле, по таможенному сотрудничеству, по сотрудничеству в области применения технических регламентов, стандартов и процедур, оценки соответствия, по развитию транзитного потенциала, по содействию инвестициям,

в задачу которых входит проработка практических вопросов хозяйственного взаимодействия стран - участниц объединения; организуются Фонд развития и Деловой совет ШОС. Долговременная цель ШОС - обеспечение условий, включая формирование эффективной нормативно-правовой базы, для свободного движения товаров, услуг, технологий и капиталов.

Благоприятные возможности и одновременно проблемы для российской экономической дипломатии в рамках ШОС, как отмечал в своем выступлении на заседании Совета глав правительств ШОС 23 сентября 2004 г. Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков, возникают в связи с "большим потенциалом вариантов для сотрудничества и многообещающих направлений для совместной работы". Соответственно, необходимо сделать правильный выбор, чтобы "получить наилучший результат в оптимальные сроки". Поэтому Россия предлагает сосредоточиться на осуществлении нескольких пилотных проектов, и здесь важно согласование интересов сторон.

Среди наиболее значимых и перспективных направлений сотрудничества -освоение нефтегазовых месторождений, строительство нефте- и газопроводов, кооперация в сфере высоких технологий, развитие инфраструктуры транзитных перевозок и создание международных транспортных коридоров (подготовлен проект межправительственного Соглашения по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок), взаимодействие по вопросам охраны окружающей среды и сохранения экологического баланса в регионе. Известно, что законодательство партнеров России по ШОС, в том числе налоговое, еще менее прозрачно, чем отечественное, а потому для нашей страны важно налаживание координации в налогово-фис-кальной сфере, включая создание рабочей группы по налоговому администрированию и контролю.

Один из приоритетных и актуальных аспектов деятельности ШОС - установле-

ние связей с другими региональными и международными экономическими форумами и организациями, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Ташкентской декларации, принятой по результатам заседания Совета глав государств -членов ШОС в июне 2004 г., содержится призыв к международным организациям и форумам АТР создать систему общерегиональной безопасности и сотрудничества. О растущем авторитете ШОС говорит озвученное в ходе российско-индийского саммита в декабре 2004 г. желание Индии участвовать в работе этой организации.

Энергичный старт и сугубо прагматичный подход к претворению в жизнь намерений участников ШОС свидетельствуют о позитивных результатах экономической дипломатии и вместе с тем возлагают на нее еще большую ответственность за последовательную реализацию в будущем возможностей углубления сотрудничества на основе строгого выполнения имеющихся договоренностей.

Растущее значение приобретает сотрудничество 11 стран - участниц Совета государств Балтийского моря (СГБМ), о чем свидетельствуют результаты саммита в июне 2004 г. - первого после расширения Евросоюза, в котором ныне состоит большинство стран Балтийского форума.4 Как ожидается, вступление в ЕС Эстонии, Латвии, Литвы и Польши создаст новые возможности для углубления регионального сотрудничества, будет содействовать последовательному устранению сохраняющихся барьеров на пути торговли и инвестиций.

Регион Балтийского моря сегодня -один из наиболее динамичных, конкурентоспособных и устойчивых в социально-экономическом плане, именно здесь отрабатываются современные механизмы взаимодействия в природоохранной сфере. В 2004 г. вступило в силу соглашение об испытательном полигоне гибких механизмов Киотского протокола в регионе Балтийского моря, служащих инструментом дополнительного финансирования инвестиций в энергетический сектор и по-

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РФ

зволяющих снизить антропогенные выбросы парниковых газов, что делает возможной реализацию совместных экоэнер-гетических проектов. Разрабатывается концепция превращения вышеуказанного региона в Эко-регион устойчивого развития, охватывающего экономическую, экологическую и социальную сферы. Приоритетные направления экономического сотрудничества стран-членов СГБМ - расширение приграничной и прибрежной торговли, улучшение условий для инвестиций, развитие общей региональной инфраструктуры, в особенности транспортных, информационно-коммуникационных и энергетических сетей.

В плане экономической дипломатии России СГБМ - очень ответственный участок, принимая во внимание важное значение региона для транзита отечественных энергоносителей и других грузов, анклавное положение Калининградской области, интенсивный туристический обмен со странами Балтийского форума. Россия заинтересована в привлечении природоохранных инвестиций в северозападные районы страны и апробации механизма торговли "горячим воздухом" (обмен неиспользуемых квот на выброс парниковых газов в рамках Киотского протокола на инвестиции в экоэнергетические проекты]. Страны СГБМ, практически все из которых входят в Евросоюз, образуют зону наиболее интенсивного практического взаимодействия России с ЕС, в том числе в режиме приграничной и прибрежной торговли. Соответственно для России успехи экономической дипломатии и хозяйственного сотрудничества на балтийском направлении будут содействовать стратегическому партнерству с Евросоюзом, стимулируют дальнейшие шаги по формированию общеевропейского экономического пространства с участием нашей страны.

Большой интерес и обширное поле деятельности для российской экономической дипломатии представляет организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС], созданная в 1992 г. в интересах расширения хозяйственного

взаимодействия в регионе, реализации совместных проектов. В настоящее время участниками ЧЭС являются 12 государств, 3 страны обратились с просьбой о предоставлении им полноформатного членства (Македония, Узбекистан, Иран], а еще 9 стран имеют статус наблюдателя.5 В составе ЧЭС - страны-члены и кандидаты в ЕС, закавказские республики бывшего СССР, крупнейшие постсоветские государства - Россия и Украина, что определяет специфику этой организации и ее значительный потенциал.

За период существования ЧЭС состоялось 5 саммитов стран-участниц, наметивших пути активизации регионального торгово-экономического сотрудничества и превращения ЧЭС в международную экономическую организацию. В 1999 г. вступил в силу устав ЧЭС, создан постоянный международный секретариат, сформированы и функционируют 14 рабочих групп (в том числе по торговле и экономическому развитию, банковскому делу и финансам, статистике, транспорту, связи, энергетике, науке и технике, экологии, сельскому хозяйству, туризму и др.]. Тесно связаны с ЧЭС и поддерживают ее такие региональные структуры, как Деловой совет ЧЭС (действует с 1992 г.], Парламентская Ассамблея ЧЭС (1993 г.], Черноморский банк торговли и развития (1999 г.], Фонд развития проектов ЧЭС (2002 г., финансирует предпроектные исследования], Международный центр черноморских исследований. В 2001 г. был принят программный документ - "Экономическая повестка дня ЧЭС на будущее", определивший стратегические направления деятельности организации в хозяйственной сфере. Крупнейшие на сегодняшний день проекты ЧЭС - создание транспортного кольца вокруг Черного моря с выходом на трансъевропейские магистрали, формирование регионального энергетического рынка и создание Черноморского электроэнергетического кольца.

Причерноморье - весьма перспективный для экономического сотрудничества, но одновременно и непростой реги-

он, где сохраняется политическая напряженность. Соответственно перед российской экономической дипломатией стоит достаточно сложная задача, а именно: найти точки соприкосновения интересов со странами-партнерами, привлечь их к реализации совместных проектов, что объективно будет способствовать нормализации общеполитической обстановки в этом стратегическом для России регионе. Зона особых интересов России - обеспечение благоприятных условий для реализации энергетических проектов с ее участием (в том числе строительства газопровода "Голубой поток") и судоходства в акватории Черного моря.

К сожалению, несмотря на созданный еще в 1995 г. Российский национальный комитет по ЧЭС, призванный координировать участие в ЧЭС субъектов РФ и предпринимательских структур, в своей массе отечественный бизнес крайне слабо использует возможности регионального сотрудничества. Среди клиентов Черноморского банка торговли и развития очень мало предпринимателей из причерноморских районов РФ (Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области), а на прошедшем в июне 2004 г. в Тиране форуме "Бизнес-день Черного моря" вообще не было российских бизнесменов. В данном случае можно говорить о неэффективном выполнении экономической дипломатией мобилизующей и координирующей функций, что особенно заметно на фоне активной позиции других государств. К примеру, на форуме в Тиране Украина была представлена большой делегацией деловых кругов, возглавляемой министром экономики и по вопросам европейской интеграции.

В условиях усиления борьбы за стратегические сырьевые ресурсы и возрастания террористической угрозы закономерно повышается роль организаций и саммитов исламских государств, прежде всего наиболее представительной Организации Исламская конференция (ОИК), объединяющей 57 стран. Россия, где проживает около 20 млн мусульман, имеет стратегические интересы в исламском мире, включая сотрудничество в энергетической и военно-технической

областях. Впервые идея расширения взаимодействия России с ОИК была озвучена Президентом В.В. Путиным во время его официального визита в Малайзию в августе 2003 г., а в октябре того же года он принял участие в 10-м исламском саммите в Куала-Лумпуре. Государства - участники саммита ОИК вынесли решение об оказании помощи в восстановлении экономики Чеченской Республики на основе исламской солидарности, а также приняли официальную резолюцию о том, что они приветствуют желание России расширить связи с ОИК.

Пока еще не ясно, будет ли Россия принята в ОИК в качестве наблюдателя, станет ли ассоциированным членом, будет ли заключено специальное соглашение о развитии взаимного сотрудничества, но уже сам факт интенсификации контактов с ОИК заметно повышает возможности и улучшает перспективы отечественной экономической дипломатии в исламском мире. Прежде всего это касается расширения взаимодействия в регулировании мирового энергетического рынка в интересах стран-экспортеров, в том числе в рамках ОПЕК, и увеличения поставок вооружений умеренным исламским режимам.

Развивается сотрудничество России с Лигой арабских государств

(ЛАГ), в состав которой входят 22 государства, в том числе основные нефтедобывающие страны.6 В сентябре 2003 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между МИД России и Генеральным секретариатом Лиги арабских государств. Роль высшего органа ЛАГ выполняют ежегодные общеарабские совещания в верхах, определяющие позицию их участников по решению острых региональных проблем. В посланиях Президента России В.В. Путина участникам саммитов ЛАГ подчеркивается важная роль Лиги в ближневосточном урегулировании и проведении социально-экономических реформ в арабском мире.

Как следствие расширения российско-арабских контактов, в том числе на высоком и высшем уровнях, активизировалось и получило институциональное оформление сотрудничество деловых кругов. В июле 2002 г. в Москве было подпи-

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РФ

сано Соглашение о сотрудничестве между ТПП РФ и Генеральным Союзом торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран. С августа 2003 г. функционирует автономная некоммерческая организация Российско-арабский деловой совет, а в начале 2004 г. состоялось первое совместное заседание Российско-арабского и Арабско-российско-го деловых советов в Каире (далее планируется проводить такие заседания не реже одного раза в год]. Налаживание конструктивного диалога Россия - арабские страны позволяет вывести из застоя экономические отношения между сторонами, использовать взаимные инвестиции для реализации совместных бизнес-проектов.

В силу значительной геополитической дистанции Россия не участвует непосредственно в работе объединений американских и африканских государств, не имеет развитых механизмов сотрудничества в экономической сфере, однако в последние годы стремится повысить уровень и качество взаимных контактов.

Интересы России на африканском континенте весьма значительны, прежде всего в плане доступа к богатейшим запасам полезных ископаемых - алмазов, бокситов и др. Соответственно российской дипломатией предпринимаются шаги по установлению более тесных контактов с объединениями африканских государств. Самое крупное из них - Африканский союз (АС], возникший в результате трансформации Организации африканского единства в 2001-2002 гг. и включающий 53 страны. Афросоюз быстро продвигается по пути создания институциональных механизмов панафриканской интеграции, в том числе в 2003 г. были одобрены протоколы об учреждении Суда АС и Панафриканского парламента (первая сессия которого состоялась в 2004 г.], сформирована Комиссия Афросоюза. Учитывая высокую динамику и перспективы развития Афросоюза, наметилась тенденция к расширению взаимодействия РФ и АС, включая участие представителей нашей страны в саммитах АС, сессиях его органов, а также обмен посланиями на высшем уровне.

Среди субрегиональных африканских объединений наиболее продвинутыми являются взаимоотношения России с Сообществом развития Юга Африки -САДК (создано в 1980 г., включает 14 государств], что в первую очередь связано с наличием в регионе крупных и перспективных месторождений полезных ископаемых, особенно в ЮАР, Анголе, Ботсване, Конго. В сентябре 2003 г. был подписан Меморандум об основах взаимоотношений и сотрудничестве между Правительством РФ и САДК - первый документ такого рода во взаимоотношениях России с объединениями африканских государств. С 1999 г. наша страна участвует в качестве наблюдателя в Форуме партнеров действующего в Восточной Африке Межправительственного органа по развитию - ИГАД (создан в 1996 г., объединяет 7 государств]. Повышается уровень и конкретизируются направления сотрудничества с Экономическим сообществом западноафриканских государств - ЭКОВАС (основано в 1975 г., состоит из 16 государств]. Со странами -членами других экономических группировок в Африке Россия сотрудничает на двусторонней основе.

Исходя из объективных факторов, возможности российской экономической дипломатии на африканском направлении достаточно велики. Россия играет заметную роль в реализации программ комплексного содействия странам континента: в рамках ООН и других международных организаций, совместно с партнерами по "большой восьмерке", в качестве участника принятой в 2001 г. программы "Новое партнерство для развития Африки", в том числе в формате "расширенного диалога" - Форума по партнерству с континентом. Следуя международной Инициате по беднейшим странам с большой задолженностью, за период 1998-2004 гг. Россия списала задолженность африканских государств на сумму 11,3 млрд долл. Однако на практике успехи отечественной экономической дипломатии в плане продвижения национальных компаний на африканский рынок весьма скромны и ограничиваются единичными примерами. Среди них - деятельность компаний "Русский

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РФ

алюминий" в Гвинее (разработка месторождений бокситов) и Нигерии (участие в приватизации алюминиевого завода "Ал-скона"), "Алроса" и "Технопромэкспорт" в Анголе (разработка месторождений алмазов и строительство ГЭС "Капанда" и "Гид-рошикапа"), "Тяжпромэкспорт" и "Зару-бежстроймонтаж" в Нигерии (завершение строительства металлургического комбината в Аджаокуте).

Об экономической дипломатии России во взаимоотношениях с объединениями американских государств можно говорить лишь в предварительном порядке, поскольку еще недостаточно четко определились интересы сторон и не создана институциональная база сотрудничества.

С 1992 г. Россия имеет статус постоянного наблюдателя в Организации американских государств (ОАГ, создана в 1948 г., объединяет все 35 государств Западного полушария), а в 1994 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством РФ и Генсек-ретариатом ОАГ. В 1997 г. Россия получила статус наблюдателя при Ассоциации карибских государств - АКГ (создана в 1994 г., включает 25 государств и в качестве ассоциированных членов 12 зависимых территорий). Сформированы или формируются механизмы консультаций и политического диалога: соответствующая договоренность с Группой РИО (создана в 1986 г., включает 18 латиноамериканских государств и 1 государство Карибского бассейна на ротационной основе) достигнута в 1997 г., Анд-ским сообществом (создано в 1969 г., объединяет 5 стран) - в 2001 г., Карибским сообществом - КАРИКОМ (образовано в 1973 г., включает 14 государств и в качестве ассоциированных членов несколько зависимых территорий) - в 2002 г., Общим рынком стран южного конуса - МЕРКОСУР (создан в 1991 г., включает 4 страны и в качестве ассоциированных членов еще 3 государства) - в 2003 г. Уровень контактов России с объединениями американских государств ощутимо вырос в начале текущего десятилетия, в том числе в ряде случаев состоялись

переговоры Президента РФ В.В. Путина с руководством соответствующих структур, специальные президентские послания были направлены в адрес саммитов АКГ (в декабре 2001 г.), КАРИКОМ (в июне 2003 г.), МЕРКОСУР (в декабре 2003 г.), причем в последнем случае в саммите впервые участвовал российский министр иностранных дел.

Во взаимоотношениях России с объединениями африканских и американских государств сегодня очевидны лидирующая роль Министерства иностранных дел, а также примат политического диалога и консультаций. Пассивность экономической дипломатии, помимо объективных факторов (низкий уровень торгово-экономического взаимодействия, слабые позиции на рынке, др.), обусловлена, на наш взгляд, недостаточным вниманием этой деятельности со стороны министерств экономического блока. Вместе с тем конкуренты России, например Евросоюз, активно развивают именно экономическую составляющую диалога с группировками в Африке, Америке да и других регионах (в настоящее время ЕС ведет переговоры о создании зон свободной торговли со странами Средиземноморья и Северной Америки, МЕРКО-СУР, Советом сотрудничества государств Персидского залива).

Характерная черта участия России в деятельности региональных объединений - несистемная постановка вопросов экономического сотрудничества, затрагивающих отдельные проекты и сферы предпринимательства, специфические хозяйственные интересы. Фактически Россия представлена только в объединениях неинтеграционного типа или же объединениях слабо выраженного интеграционного типа. Опыт взаимодействия на постсоветском пространстве показывает, что наша страна (как, впрочем и другие страны СНГ) пока еще неподготовлена к полноформатному участию в интеграционных процессах, а, следовательно, ей трудно включиться в полномасштабный экономический диалог с проинтеграцион-ными объединениями зарубежных государств.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РФ

Однако, несмотря на имеющиеся недостатки и объективные трудности в реализации целей и задач российской экономической дипломатии, все же следует отметить ее возросшие динамизм и прагматизм в последние годы. Есть общее понимание необходимости более активных действий для продвижения национальных экономических интересов на мировом рынке. По нашему мнению, можно говорить о начавшемся процессе формирования механизма защиты и лоббирования российских интересов в масштабах мирового хозяйства при усилении роли и региональных саммитов с участием высших должностных лиц страны.

Примечания:

1 В АТЭС входят США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, КНР, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Юж-

ная Корея, Гонконг, Тайвань, Папуа-Новая Гвинея, Бруней, Вьетнам, Чили, Перу, Мексика, Россия.

2 В АСЕАН входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

3 В ШОС входят КНР, Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.

4 В СГБМ входят Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия. Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия и Швеция.

5 В ЧЭС входят Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция, Украина, а также Сербия и Черногория.

6 В ЛАГ входят Египет, Судан, Сомали, Джибути, Коморские острова, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Палестина, Алжир, Ливия, Тунис, Марокко, Мавритания, Йемен, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ.

И.И. Дюмулен

Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование.

- М.: ВАВТ, 2004. - 529 с.

Очередной основательный труд профессора ВАВТ И.И. Дюмулена представляет собой по существу монографическое исследование. В нем аккумулированы прежние наработки автора, но есть и постановка новых проблем.

Книга состоит из предисловия (принадлежащего ректору ВАВТ, проф. С.И. Долгову), введения, трёх частей, включающих тринадцать глав. Часть первая называется "Национальное и многостороннее регулирование международной торговли", часть вторая - "Таможенно-тарифное регулирование" и часть третья - "Нетарифное регулирование международной торговли".

Изложение правил, действующих между странами - участницами международного экономического взаимодействия, сопровождается авторскими комментариями, пояснениями, примерами.

Не ознакомившись с этой книгой, видимо, уже нельзя считать себя достаточно подготовленным специалистом в области международной торговли, невозможно разобраться в сложном механизме её регулирования. Книга нужна многим, изучающим международные экономические отношения или проявляющим интерес к этой сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.