Научная статья на тему 'Рост значения стран Востока в системе международных отношений после окончания холодной войны'

Рост значения стран Востока в системе международных отношений после окончания холодной войны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2162
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рост значения стран Востока в системе международных отношений после окончания холодной войны»

ВОСТОК ПЕРИОДА ДЕКОЛОНИЗАЦИИ

2. Рост значения стран Востока в системе международных отношений после окончания холодной войны

Успех в Афганистане (вывод советских войск) помог усилению исламистского политико-идеологического проекта. В нем приняли участие не только афганские моджахеды, их пакистанские единомышленники и военные инструкторы, но также выходцы из арабских стран (Саудовской Аравии, Египта, Алжира) и Индии (Кашмира). Завершение войны с «коммунистами» в Афганистане хотя и растянулось на три года (исламская оппозиция победила только в апреле 1992 г.), но привело к расширению ареала выступлений исламистов. Они при этом выступали с идеологической программой, альтернативной и западной, и советской моделям модернизации. Свои идеалы исламизм черпал в прошлом, апеллируя к фундаменту религии, к морали и духу времен пророка Мохаммеда и праведных халифов. Практически идеология строилась на постулатах введения исламского закона (шариата) как высшего принципа легитимности и (или) построения подлинно исламского государства (теодемократии, нового халифата), где власть освящена авторитетом крупнейших богословов и высших слоев духовенства.

Антимодернистские идеологические принципы пользовались популярностью у представителей тех слоев населения, которые оказались на обочине процесса развития. Наиболее быстро они распространялись в кризисных с точки зрения этого процесса ареалах. Именно в такой регион превратилось советское пространство в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

Ослабление и распад СССР были вызваны глубинным системным кризисом. Череда внешнеполитических неудач сочеталась с нарастанием неблагоприятных явлений в различных частях многонационального по составу советского государства. Кризис структуры внешних договоров и обязательств наиболее болезненно проявился в Восточной Европе и привел

(вслед за внутриполитическими сдвигами там) к самороспуску летом 1991 г. противостоящей НАТО Организации Варшавского договора. Этому предшествовало усиление центробежных тенденций в Союзе ССР, отдаление от центра стран Балтии, поиски нового места другими союзными республиками, в том числе РСФСР Провал попытки государственного переворота в августе 1991 г. привел к установлению в Москве режима двоевластия, который закончился с самоликвидацией СССР в декабре того года и возникновением 15 новых независимых государств, в том числе главного правопреемника Советского Союза — Российской Федерации.

Восемь из этих новых государственных образований принадлежат Азии. Это три республики Южного Кавказа (Закавказья) — Азербайджан, Армения, Грузия — и пять республик Центральной (Средней) Азии — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В результате число суверенных государств Азии приблизилось к 50. Колониальная суть советской системы господства на азиатской периферии может быть поставлена под вопрос. Однако очевидно, что СССР явился наследником Российской империи, которая принадлежала к числу колониальных, отличаясь от других европейских империй тем, что была не заморской, с четким разделением на метрополию и колонии, а сухопутной, территориально интегрированной.

Завершение холодной войны совпало с окончанием эры колониализма. После ухода португальцев из Африки в середине 1970-х гг. там оставались только остатки «вторичной» белой колонизации, голландской и британской по происхождению. К ним относился режим апартеида в ЮАР и правление белого меньшинства в Южной Родезии. Англия не признала независимость южнородезийского режима Я. Смита, но при поддержке ЮАР он смог продержаться 15 лет, с 1965 по 1980 г. Под влиянием партизанского

37

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ВОСТОК ПЕРИОДА ДЕКОЛОНИЗАЦИИ

движения внутри страны и мирового общественного мнения европейцы по происхождению уступили власть представителям черного большинства, победившим на выборах в парламент новой республики Зимбабве.

Сходная эволюция происходила в ЮАР. Режим расовой сегрегации, который также не был признан Англией, просуществовал, несмотря на сопротивление местного африканского населения и его политических организаций, до середины 80-х годов. Затем начался его демонтаж. В 1989 г. президентом стал Ф. де Клерк, вступивший в переговоры с ведущей оппозиционной силой — Африканским национальным конгрессом. В следующем году из тюрьмы после 27-летнего заключения вышел лидер АНК Н. Мандела. Снятие запрета с деятельности этой организации и проведение всеобщих выборов в 1994 г. привело к ее победе на выборах и избранию Манделы новым президентом страны.

В 1990 г. стала независимой Намибия, территория Юго-Западной Африки, которая после Первой мировой войны из германской колонии превратилась в протекторат Южно-Африканского Союза. Несмотря на отзыв мандата ООН на управление Намибией, ЮАР контролировала положение там вплоть до периода сдвигов в своем внутреннем устройстве.

Прямым следствием окончания холодной войны стал отзыв кубинских войск из Африки, за которым последовало относительное урегулирование ситуации в Анголе, падение режима М.Х. Ма-риама в Эфиопии, выделение в 1993 г. из ее состава Эритреи.

В конце 1990-х гг. были подведены последние итоги эпохи классического колониализма. Под юрисдикцию Китая в 1997 г. вернулся Гонконг (Сянган),

который в течение 99 лет был колонией Великобритании, а в 1999 г. китайской стала одна из старейших колоний в мире, остров Макао (Аомынь или Ао-мэнь). Завоеванный Португалией еще в 1557 г., он олицетворял собой эру существования когда-то огромной заморской империи, принадлежавшей небольшой стране на Пиренейском полуострове. Символично, что Португалия была первой среди колониальных морских держав на Востоке и ушла оттуда последней.

Следует иметь в виду, что не все заморские территории стали независимыми. Некоторые острова и архипелаги в Индийском и Тихом океанах, тяготеющие с историко-географической точки зрения к Азии и Африке, остаются под юрисдикцией традиционных метрополий. К наиболее крупным и значимым из них относятся расположенные в Индийском океане французский остров Реюньон и британский архипелаг Чагос, где на арендованном у Англии острове Диего-Гарсиа сооружена стратегически важная военная база США.

О росте политической зрелости и влияния государств Большого Востока говорит и тот факт, что большинство из них ныне принадлежит по форме правления к республикам. Абсолютных монархий, которые составляли подавляющую часть государственных образований в начале ХХ столетия, осталось всего пять (крупнейшая среди них — Саудовская Аравия), а вместе с конституционными и символическими (Япония) монархиями — около 10.

^ Это интересно. В Азии в начале XXI столетия насчитывалось 45 признанных мировым сообществом государств, а в Африке — 53. Учитывая, что общее число государств в мире равно 196, на два «восточных» континента приходится половина из них — и чуть более половины они составляют среди 192 государств — членов ООН. По сравнению с началом ХХ в. представленность Азии и Африки в категории обладающих суверенитетом стран повысилась в пять раз.

У

У

38

ВОСТОК ПЕРИОДА ДЕКОЛОНИЗАЦИИ

Республиканская форма не означает непременно господство свободы на основе закона и демократии с конкуренцией политических партий, но определенные элементы демократической процедуры (периодически происходящие выборы, избрание тем или иным способом главы государства и т.п.) она, безусловно, предполагает.

Рост значения стран Востока в период после окончания холодной войны объясняется еще двумя обстоятельствами общего характера — демографическими и экономическими. К первым относится увеличение доли этих стран в мировом населении, а также среди жителей городов мира и среди постоянных и трудовых мигрантов.

Благодаря усилившимся позициям в мировой экономике государства Востока, прежде всего наиболее крупные и мощные, такие как Китай, Япония, Индия, а также государства «второго ряда» — Республика Корея, Индонезия, Турция и др. — приобретают все более существенное значение для мировой политики и всей глобальной международной системы. Увеличивается в силу экономических факторов, в частности роста государственных доходов от вывоза нефти, и роль восточных государств-смутьянов, таких как Иран и Ливия, а также возрастает самостоятельность, а временами и оппозиционность господствующим в центре международной системы настроениям и намерениям со стороны, например, Саудовской Аравии, Малайзии и других стран.

Включение Востока в процессы глобализации не исключает противоречий и конфликтов интересов между ним, как в основном менее развитым регионом и группой развитых государств в экономической и иных сферах. В политической области при сохраняющемся доминировании интеграционных тенденций временами отчетливо звучит нота диссонанса, проявляется тенденция к формированию новой оппозиции из числа отвергнутых западным сообществом, в первую очередь США, стран-изго-ев (Ирана и др.) и сохраняющих определенную дистанцию от центра глобализации, или глобализма, крупных государств Евразии — России, Китая, отчасти Индии.

Возрастание значения Востока очевидно и в такой важной сфере международных отношений, как военная (военно-политическая) с ее проекциями на безопасность и оборонную готовность. Следует подчеркнуть, что за вторую половину прошлого и начало нынешнего века военизированность большого числа государств Азии и Африки многократно возросла. На первых порах это было обусловлено борьбой за независимость, стремлением укрепить суверенитет и целостность образовавшихся государств. В дальнейшем большое значение имело участие в войнах по доверенности в условиях раскола мира на два лагеря, а также появлением собственных амбициозных международно-политических проектов, наконец, формированием невидимого нижнего этажа мировой политики с центром в исламском мире.

Наряду с заметным сокращением после Второй мировой войны военных расходов в Европе наблюдался их рост в Азии и Африке. Еще более заметным оба этих процесса стали по окончании холодной

г

Это интересно. По расчетам ООН, на 2005 г. численность людей на планете возросла до почти 6,5млрд человек. При этом в Китае она ненамного превысила 1,3, а в Индии — 1,1 млрд. В двух этих государствах Азии, вместе взятых, проживало почти 40% жителей Земли. Доля Азии и Африки в начале ХХ! столетия достигла ровно 75%, т.е. из каждых четырех землян трое принадлежали региону Большого Востока. Сто лет назад к нему относились только каждые двое из трех.

39

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ВОСТОК ПЕРИОДА ДЕКОЛОНИЗАЦИИ

войны. В современную постбиполярную эпоху на Восток приходится значительная часть прироста вооружений и расходов на оборону. В этой части мира находятся основные «точки воспламенения» и очаги тлеющих конфликтов.

В современную эпоху наряду со своего рода универсальной глобализацией получили импульс процессы регионализации. Следует, по-видимому, различать два вида региональных (на базе территориальной близости и смежности) взаимодействий — один из них не противоречит глобализации и дополняет, усиливает ее, другой направлен на ее ослабление, подрыв доминирующей ныне формы западной глобализации, неразрывно связанной с вестернизацией и американизацией стиля и образа жизни. Достаточно многочисленные и разнообразные антиглобалистские движения выступают против господствующего варианта стяжения мира, подчеркивая своекорыстный характер его проводников и лидеров.

Вместе с тем большинство проектов регионального взаимодействия и созданных на их базе организационных структур относится к числу органично сочетающихся с глобализацией и являющихся, по существу, формой ее проявления. Наиболее явно это видно на примере Европейского Союза. Зародившись в разгар холодной войны, интеграция европейских государств прошла долгий путь эволюции, увенчавшись прорывом в период после ее завершения.

Восток пока не может явить примеров подобного рода глубокой интеграции. Она, вероятно, возможна лишь как итог длительных и плотных связей между территориально смежными народами и государствами, основанных на прецедентах и правилах современной рыночной экономики, демократии в политике, толерантности в культуре и свободы в обществе.

В то же время контуры региональных объединений и идейно-целевых межгосударственных (с определенной точки зрения — региональных) организаций про-

слеживаются и на Востоке. Часть из них охватывает не только восточные, но и соседние страны, а часть носит явный или неявный конкурирующий характер по отношению к основному глобализационному процессу.

Наиболее известный из азиатских интеграционных проектов — АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) — возник в 1967 г. на базе военно-политического блока СЕАТО (Договорной организации ЮВА) после урегулирования споров между Индонезией и Малайзией. Продолжая существовать под западным, прежде всего американским, «зонтиком» безопасности, страны АСЕАН сделали упор на развитии экспортных отраслей. После присоединения богатого нефтяными запасами султаната Бруней в 1984 г. в составе блока оказалось две нефтеэкспортирующие страны (первой была самая крупная по населению в ЮВА мусульманская на 90% Индонезия). К началу 90-х годов АСЕАН добился немалых успехов в деле интеграции, став, по сути, ядром системы «открытого регионализма» в АТР. После завершения процесса урегулирования ситуации в Камбодже страны АСЕАН пошли на расширение организации за счет бедных, едва оправившихся от потрясений военных лет государств Восточного Индокитая (Вьетнама, Камбоджи, Лаоса) и Мьянмы (Бирмы). Правление военных в последней едва не стало препятствием на пути ее приема в АСЕАН. Несмотря на формальную интеграцию, четыре страны с низкими доходами остаются во многом чужеродным телом в составе организации. За исключением быстро развивающегося Вьетнама с населением свыше 80 млн человек они не вносят заметного вклада в его торговлю и экономические успехи. Доля внутренней для АСЕАН торговли после приема в 1995 г. четырех государств Индокитая снизилась с 25 до примерно 20%, а их экспорт в мировом равен почти 10%.

АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) как региональная полифун-

40

ВОСТОК ПЕРИОДА ДЕКОЛОНИЗАЦИИ

кциональная организация имеет наилучшие шансы, чтобы при благоприятных внешних обстоятельствах со временем подтянуть уровень развития периферии к ядру и на этой основе укрепить единство стран достаточно однородного в культурном, историческом, расовом и этническом отношении ареала, весьма крупного по количеству жителей (более полумиллиарда человек), богатого природными ресурсами и обладающего преимуществами географического (на карте морских коммуникаций) положения.

Из-за ослабления в последнее время международно-политической роли организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) значение АСЕАН усилилось. Наиболее известная из ее интеграционных инициатив — Асеановский региональный форум (АРФ). Он объединяет широкий круг государств, включая прилегающие к региону страны Восточной Азии, Океании и Южной Азии, а также такие далекие от него государства, как Россия. Регулярно проводятся на базе АСЕАН встречи между представителями Азии и объединенной Европы. Наконец, растущее значение имеют обмен мнениями и согласование позиций в формате «АСЕАН плюс три», т.е. КНР, Япония и Республика Корея, «АСЕАН плюс Китай», «АСЕАН плюс Индия».

Опираясь на наиболее динамичную из экономик всей восточной части Азии, Пекин постоянно укрепляет свои экономические позиции в регионе к югу от своих границ. Он продемонстрировал возможности успешного альянса с гигантским торгово-экономическим организмом бывшей английской колонии Гонконг (Сянган). КНР удалось в конце 2000-х гг. улучшить политические отношения с Тайванем, что, несомненно, укрепило их экономические взаимосвязи. Тесным является «невидимое» сотрудничество Пекина с другими странами ЮВА, где весьма сильные позиции в экономике занимают этнические китайцы (хуацяо). Особенно су-

щественна в этом смысле роль богатого островного государства Сингапур, где этнические китайцы составляют большинство жителей.

Весьма трудной проблемой для Пекина, помимо непреодоленной аграрности, является интеграция его периферийных удаленных от приморской зоны регионов. Их коренное население не принадлежит к ханьцам — в северо-западном Синьцзяне это тюрки-мусульмане, в основном уйгуры, а также казахи и киргизы, в Западном Тибете — тибетцы-буддисты (ламаисты), в юго-западной провинции Юньнань — народности, близкие к этносам Индокитайского полуострова. Необходимость подтянуть удаленные от моря регионы в полной мере осознается нынешним руководством КНР Оно активизировало усилия по интеграции Синьцзян-Уйгурского и Тибетского автономных районов. Крупные капиталовложения позволили преобразить традиционные центра Синьцзяна Урумчи и Кашгар, серьезно увеличилась в этом труднодоступном крае протяженность железных и шоссейных дорог. В 2006 г. завершилось строительство железной дороги в Тибете до столицы Лхасы, проложенной на высоте в 4—5 км над уровнем моря. Происходящее на наших глазах освоение глубинных районов Китая можно считать глобализацией по-китайски, которое встречает определенное сопротивление коренного населения. Объективно, впрочем, процесс модернизации представляется неизбежным, и вопрос лишь в том, какими методами он осуществляется и к каким результатам для местного населения приводит.

Столкнувшись в начале XXI в. с потребностью сохранить высокие темпы роста экономики, обеспечить, в частности, энергетическую его составляющую, КНР проводит многовекторную внешнюю политику, маневрируя и меняя акценты в зависимости от изменений экономической и политической конъюнктуры в прилегающем к нему регионе, по периметру своих границ, и вне смежного пространства. Традиционная раздвоенность ориента-

41

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ВОСТОК ПЕРИОДА ДЕКОЛОНИЗАЦИИ

ции Китая на море и на сушу проявилась на данном историческом этапе, с одной стороны, в уже упоминавших проектах укрепления взаимосвязей с государствами Восточной и Юго-Восточной Азии, а с другой — во взаимодействии с Российской Федерацией и новыми государствами Центральной Азии.

Успех переговоров о северной и северо-западной границе Китая привел в 1995 г. к подписанию в Шанхае (втором после Пекина по значению китайском городе) соглашения между пятью государствами, имеющими общие границы: КНР, РФ, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Встречи в рамках Шанхайской пятерки стали регулярными, и от обсуждения вопросов безопасности границ на них перешли к экономическим проблемам. С 1993 г. КНР превратился в импортера сырой нефти, и у нее обозначился интерес к огромным нефтегазовым ресурсам России и Казахстана. В 2001 г. к пятерке присоединился Узбекистан — и образовалась Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Помимо символического значения, связанного с повышением значимости Центральноазиатского региона в мировой политике, ШОС приобрела черты достаточно еще слабо скрепленной, но успешно наращивающей узы взаимодействия международной структуры. Показательно вступление в члены-наблюдатели ШОС Индии, Пакистана и Ирана, Монголии, создание специальных механизмов взаимодействия с Афганистаном.

Большинство других региональных организаций, созданных в ареале Большого Востока, носят взаимодополняющий современную глобализацию характер. Среди них нужно выделить как наиболее значимые Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Союз стран Магриба.

Восток сохраняет громадное значение для мировой политики как основной инициатор и участник крупных, в целом эффективно функционирующих форумов,

таких как Организация Исламской Конференции (ОИК, 57 стран, более 10 встреч на высшем уровне), Движение неприсоединения (117 государств, 14 конференций глав государств и правительств), Организация африканского единства (ОАЕ). Об определенном единстве восточного макрорегиона свидетельствует состоявшаяся в 2005 г. в Индонезии торжественная встреча в верхах, посвященная 50-летнему юбилею Бандунгской конференции стран Азии и Африки.

* * *

Прочитав третью статью, вы получили представление об особенностях процессов освобождения стран Азии и Африки от колониальной зависимости в послевоенный период и о том, в каких формах проявляется рост значения стран Востока в системе международных отношений в постбиполярную эпоху.

Растущая роль Востока в мировой политике следует из все более активного участия составляющих этот макрорегион государств в процессах глобализации, регионализации и многосторонней дипломатии. На смену усеченной биполярной глобализации периода холодной войны по ее окончании наступила эпоха более полного, достаточно всеобъемлющего стяжения мирового политико-экономического и культурно-гуманитарного пространства. При этом страны Востока в своем большинстве оказались тесно включены в глобализационный процесс.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем значение Бандунгской конференции 1955 г.?

2. Какие страны участвовали в военных акциях против Египта в 1956 г.?

3. Какой год считается годом освобождения Африки?

4. В какой период послевоенной истории происходило смещение центра тяжести международной политики с Дальнего Востока и Европы на Ближний и Средний Восток?

42

ВОСТОК ПЕРИОДА ДЕКОЛОНИЗАЦИИ

5. С каким арабским государством Израиль подписал 1977—1979 гг. серию мирных соглашений?

6. Какие новые государственные образования образовались в Азии в результате распада СССР?

7. Какие события ознаменовали собой завершение эры колониализма на Африканском континенте?

8. С какими причинами связан рост значения стран Востока в период после окончания холодной войны?

ЛИТЕРАТУРА

1. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. М. : Международные отношения, 2003.

2. Воскресенский А.Д. «Большая Восточная Азия». Мировая политика и энергетическая безопасность. М. : Факультет мировой политики МГУ им М.В. Ломоносова, 2006.

3. Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / под ред.

А.Д. Воскресенского. М. : МГИМО-РОС-СПЭН, 2002.

4. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года : в 2 кн. М., 2000.

5. Китай в мировой политике / отв. ред. А.Д. Воскресенский. М. : МГИМО-РОССПЭН, 2001.

6. Ланда Р.Г. История арабских стран. М. : Восточный университет, 2005.

7. Мосяков Д.В., Тюрин В.А. История Юго-Восточной Азии. М. : Восточный университет, 2004.

8. Наринский М.М. История международных отношений 1945—1975. М. : МГИМО-РОССПЭН, 2004.

9. Северо-Восточная и Центральная Азия. Динамика международных и межрегиональных взаимодействий / под ред. А.Д. Воскресенского. М. : МГИМО-РОССПЭН, 2004.

10. Системная история международных отношений : в 4 т. События и документы. Т. III / под ред. А.Д. Богатурова.

M. : Научно-образовательный форум по международным делам, 2003.

11. Современные международные отношения и мировая политика / отв. ред.

А.В. Торкунов. М. : МГИМО-Просвеще-ние, 2004.

12. Ядерное оружие после холодной войны / под ред. А. Арбатова и В. Дворкина. М. : МЦК-РОССПЭН, 2006.

13. Huntington S.P The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order.

N. Y. Touchstone, 1996.

43

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.