ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2006.02.029. НОВЫЕ ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВА В ТРУДЕ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ, ПРИНЯТЫЕ В США В
2004 г.
State labour legi slalegislation enacted in 2004 // Month. labor rev. -Wash., 2005. - Vol. 128, N 1. - P. 3-37.
Американский ежемесячный журнал «Monthly labor review» посвящает свои январские номера исследованию новых законов и пересмотренных старых, касающихся различных аспектов занятости. В данном номере опубликованы статьи о компенсациях работающим (автор Джон Фитзпатрик); о реформе, проведенной в штате Калифорния, и принятых в 24 штатах новых и пересмотренных старых законах (автор Глен Виттингтон); о страховании по безработице (автор Лорин Ланкастер). Публикация основана на обстоятельном статистическом материале, дающем представление о положении в сфере трудовых отношений в США.
В кратком обзоре, предшествующем подробному рассмотрению принятых в 2004 г. законов, отмечается, что большинство из них имеет важное значение в решении таких острых проблем, как установление минимальной заработной платы; оплата сверхурочных работ; защита прав несовершеннолетних, занятых в сельском хозяйстве; предоставление равных возможностей в сфере занятости; рабочее время; основания для закрытия предприятий, нарушения в сфере трудовых отношений (unfair labor practices); нарушения на рабочем месте; урегулирование выплаты пособий по безработице; наркомания и алкоголизм среди работающих; увольнения; использование детского труда и др. По оценке журнала, объем принятых в штатах в 2004 г. законов, регулирующих трудовые права,
87
был меньше, чем в предшествующие годы. Частично это связано с финансовыми проблемами.
Как подчеркивается в обзоре, не во всех штатах в 2004 г. проводились регулярные сессии, посвященные различным аспектам трудовых отношений. Так, если в 44 штатах и округе Колумбия такие сессии проводятся довольно регулярно, то в других штатах (например, в Арканзасе, Дакоте, Монтане) в 2004 г. они практически не проводились, хотя в некоторых из них созывались специальные сессии, посвященные проблемам трудовых отношений. В числе принятых новых и пересмотренных старых законов в сфере трудовых отношений - законы о минимальной заработной плате. По данным на 1 января 2005 г., средний уровень заработной платы в ряде штатов был выше федерального уровня. К примеру, такое положение сложилось на Аляске, в Калифорнии. Из 43 штатов, в которых действовали законы о минимальной заработной плате, только в двух (Канзас и Огайо) уровень почасовой заработной платы был ниже федерального.
Во многих штатах за указанный период был увеличен размер минимальной заработной платы. В их числе штаты Иллинойс, Орегон, Вермонт, Мен. Во Флориде путем голосования было одобрено установление минимальной ставки заработной платы для всех работающих по найму, охваченных федеральным законодательством о минимальной заработной плате. В штате Невада была учреждена минимальная заработная плата для той категории занятых, которым работодатель не предоставляет бесплатного медицинского обслуживания. В штате Висконсин был принят местный указ о повышении минимальной заработной платы начиная с 1 января 2005 г. Кроме того, предусмотрено дальнейшее ее повышение в последующие годы. На Аляске было решено, что зарплата для управляющих, административного персонала, специалистов должна быть в два раза больше минимальной заработной платы для работающих полную рабочую неделю.
В некоторых штатах были внесены поправки, касающиеся сверхурочныхработ. Так, например, в штате Кентукки в результате принятых поправок из-под действия законодательства о сверхурочных работах были исключены занятые в специальных агентствах по обслуживанию на дому больных, престарелых, выздоравли-
88
вающих. Эти работающие вошли в категорию тех, кто был лишен права на выплату сверхурочных. В соответствии с новым законодательством больницы в Западной Вирджинии могут не требовать от младшего персонала работать во внеурочное время, за исключением чрезвычайных непредвиденных обстоятельств. Кроме того, больницы в штатах не имеют права предпринимать каких-либо действий против сиделок, нянечек, в случае их отказа от сверхурочных работ, если, по их мнению, сверхурочные работы могут причинить ущерб здоровью больного.
Были внесены изменения в законодательство, регулирующее трудовые права работающих в сельском хозяйстве.
Так, в штате Флорида увеличена плата за регистрацию фирм, нанимающих персонал, а также увеличены штрафы, взимаемые за мелкие или крупные нарушения правил регистрации. Законодательство штата Нью-Йорк требует от предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве, извещать в письменной форме работающих у них по найму об условиях найма. На Департамент труда и промышленности в штате Вашингтон отныне возложена обязанность собирать и анализировать данные о тех работодателях, работники которых связаны с применением пестицидов.
В 2004 г. были внесены изменения в законодательство, регулирующее использование детского труда. Так, в законодательство Калифорнии, разрешающее ежедневные и еженедельные работы несовершеннолетним в свободное от занятий в школе время, были внесены поправки. В штате Иллинойс несовершеннолетним в возрасте до 16 лет запрещено продавать табачные изделия в предприятиях розничной торговли, кроме тех случаев, когда торговое предприятие является семейным бизнесом или если продавец является сыном или дочерью владельца. Законодательство в штате Луизиана претерпело изменение, - лицам моложе 16 лет, 16 и 17 лет, не имеющим полного среднего образования, разрешается работать определенное число часов. Законы штата Мичиган отменили запрет на использование труда несовершеннолетних в строительстве и на иных работах, за исключением тех случаев, когда они трудятся в качестве волонтеров, работа которых не оплачивается, и если они работают в благотворительных организациях под наблюдением взрослых.
89
Увольнение работающих. В штате Калифорния, например, от предпринимателей требуется сообщать в письменной форме Службе неотложной помощи в течение 30 дней обо всех случаях, когда в медицинской помощи отказывают по дисциплинарным причинам.
В штате Теннеси были внесены изменения в Кодекс, касающийся увольнения служащих высшей категории, с целью обеспечения упорядочены и справедливого метода сокращения численности рабочей силы в случае необходимости.
Проверка на зависимость от наркотиков и алкоголя. Агентства, занимающиеся подбором младшего медицинского персонала (округ Колумбия), отныне должны получать лицензию от Департамента здравоохранения, чтобы иметь право на проведение тестов в соответствии с законодательством или по просьбе медицинских учреждений.
Право на отпуск семейным донорам. Госслужащие в штате Коннектикут имеют право на отпуск максимальной продолжительностью в 24 недели каждые 2 года в случае, если они являются донорами какого-либо органа или костного мозга. Служащие частного сектора в подобных случаях имеют право на отпуск продолжительностью в 16 недель каждые 24 месяца.
На Гавайях палата представителей приняла резолюцию, требующую от Департамента по трудовым и производственным отношениям ввести в действие закон, предусматривающий отпуск, необходимый для оказания медицинской помощи в семье.
Равные возможности при найме. В штате Арканзас была принята резолюция, запрещающая дискриминацию в оплате труда во всех государственных и частных учреждениях, а также подтвержден принцип равной оплаты за равный труд. В штате Калифорния законодательство содержит положение о запрещении дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религиозным убеждениям, национальному признаку, физической или умственной неполноценности, семейному положению, медицинским показателям, возрасту или сексуальной ориентации. В ряде штатов были созданы учреждения, наделенные широкими полномочиями по содействию занятости определенных групп населения. Так, в Луизиане была образована Комиссия по содействию занятости умственно отсталых лиц, целью которой является разработка програм-
90
мы, касающейся ликвидации препятствий, мешающих лицам этой категории населения искать, получать и сохранять работу. Кроме того, была создана Комиссия по равной оплате, целью которой является изучение и обеспечение доступной информации о факторах, влияющих на различия в оплате труда в государственных и частных секторах между мужчинами и женщинами, представителями маргинальных групп и основных категорий занятых.
Некоторые штаты, и в их числе Алабама, Южная Дакота и Вермонт, не внесли существенных изменений в трудовое законодательство в 2004 г.
В обзор, опубликованный в журнале, не включены законы, относящиеся к проблеме охраны труда и здоровья, условиям найма, профессиональной подготовки и переподготовки, прожиточного минимума и экономического развития.
Обзор основан на информации, полученной до 12 ноября 2004 г.
Е.В. Клинова
2006.02.030. КОЛЕМАН М.Г. РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: ЗАВИСИТ ЛИ ОНА ОТ СТРУКТУРЫ РЫНКА? COLEMAN M.G. Racial discrimination in the workplace: Does market structure make a difference? // Industr. relations. - Berkeley, 2004. -Vol. 43, N 3. - P. 660-689.
Автор статьи - сотрудник Пенсильванского государственного университета (США).
Специалисты по общественным наукам, пишет он, обсуждают вопрос о том, сокращает ли рыночная конкуренция расовую дискриминацию Расовая дискриминация практикуется не только при найме на работу. Она проявляется при оплате труда, продвижении по службе, а также в других более тонких, завуалированных формах неравенства на работе. Автор считает, что увеличивающаяся конкуренция не влияет на дискриминацию, в том числе на расовую дискриминацию в оплате труда; нельзя надеяться, что конкуренция в сфере предпринимательства поможет сократить или ликвидировать дискриминацию, как полагают некоторые.
Расовая дискриминация на рынке труда, к сожалению, была характера для американского общества на всем протяжении его
91