Научная статья на тему '2003. 03. 026029. Трудовое законодательство американских штатов в сферах занятости, заработной платы и страхования по безработице. (сводный реферат)'

2003. 03. 026029. Трудовое законодательство американских штатов в сферах занятости, заработной платы и страхования по безработице. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ США / СТРАХОВАНИЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клинова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 026029. Трудовое законодательство американских штатов в сферах занятости, заработной платы и страхования по безработице. (сводный реферат)»

ТРУДОВОЕ ПРАВО

2003.03.026-029. ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

АМЕРИКАНСКИХ ШТАТОВ В СФЕРАХ ЗАНЯТОСТИ, ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И СТРАХОВАНИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ. (Сводный реферат).

Январский номер американского журнала «Monthly labor review» за 2002 г. посвящен вопросам трудовых отношений и трудовому законодательству. Прослеживается влияние экономики труда и статистики на трудовое право.

Краткий обзор ситуации в социально-экономической сфере в США иллюстрируют четыре таблицы, представленные Бюро статистики труда. Они касаются проектов в сфере занятости, содержат данные о рабочих и предприятиях, охваченных штатными и федеральными программами защиты от безработицы.

2003.03.026. МУХЛ Ч.ДЖ. КТО ТАКОЙ НАЕМНЫЙ РАБОТНИК? ОТВЕТ ЗАВИСИТ ОТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. MUHL CH.J. What is an employee? The answer depends on the Federal law // Monthly labor rev. - Wash., 2002. - № 1. - P.1-11.

В статье чикагского адвоката Ч.Дж.Мухла анализируются юридические определения понятий «работающий по найму» и «независимый подрядчик» и их роль в регулировании прав этой категории занятых на рынке труда в США.

С правовой точки зрения отнесение работника к категории «работающих по найму» или «независимых подрядчиков» может иметь серьезные последствия при реализации права на труд.

Определение концепции «работающий по найму» превра-щается в один из наиболее важных вопросов, так как на рынке труда каждый десятый работник занят на альтернативной работе (работа по совместительству). Внедрение новых технологий грозит сделать такой вид занятости более привлекательным в будущем. Четкое определение

категории «независимый подрядчик» важно не только для инженеров и технических специалистов, но и для рабочих.

В современной Америке работники, занятые полное рабочее время в течение 40-часовой рабочей недели, работающие у одного работодателя, выполняющие одну и ту же работу в течение всей трудовой деятельности - редкое явление, их доля в численности рабочей силы в США стремительно сокращается. Среди занятых сегодня: независимые подрядчики, временные работники, работники по вызову, работающие по договору. Данное явление объясняется стремлением работодателей сократить стоимость рабочей силы, с одной стороны, и желанием работающих иметь гибкий график работы - с другой. По последним данным Бюро статистики труда, в феврале 2001 г. 4% рабочей силы в США (5,4 млн. человек) не имели соглашений о продолжении занятости и не ожидали, что будут продолжать заниматься текущей работой. Несколько миллионов человек заняты на альтернативной работе: 8,6 млн. - независимые подрядчики (6,4% всех занятых), 2,1 млн. - работающие по вызову, 1,2 млн. - временные работники и 633 тыс. -работающие по контракту. Бюро статистики труда включает занятых на альтернативной работе в общее число занятых в США. Общественность рассматривает их как «работающих по найму».

Что же касается юридической защиты этой категории работающих по федеральному законодательству, то суды обычно исходят из выяснения того, кто имеет право контролировать трудовой процесс -работодатель или работник. Казалось бы, ответ на вопрос, является ли рабочий или служащий наемным работником, достаточно прост. Согласно словарю, наемный работник - «лицо, которое работает на другое лицо в обмен на финансовую или иную компенсацию». Следовательно, независимый подрядчик может быть отнесен к категории наемного работника. Однако юридическая трактовка понятия «наемный работник» гораздо шире, она не ограничивается получением вознаграждения за оказанные услуги. По определению, данному в юридическом словаре («Black's law dictionary»), наемный рабочий или служащий - это «лицо, находящееся в услужении у другого лица, согласно соглашению о найме в устной или письменной форме, по которому работодатель имеет власть или право контролировать и направлять наемного работника<...>, указывать, как следует выполнять работу».

Иное определение дается понятию «независимый подрядчик» -«при осуществлении независимой занятости он должен выполнять часть работы, руководствуясь собственным методом, и контро-лировать конечный продукт или окончательный результат своей работы». Это юридическое различие имеет широкий подтекст и негативные последствия как для работодателя, так и для наемного работника.

По законам США работодатели обязаны выплачивать долю налогов на занятость, исключая ту ее часть, которую должен вносить работающий по найму. Это правило не распространяется на независимых подрядчиков. Налоги на занятость включают налоги, собранные в соответствии с федеральным Законом о взносах в федеральный страховой фонд (FICA), а также с федеральным Законом страхования от безработицы (FUTA), на основании которых выплачиваются пособия по безработице уволенным рабочим.

Американское трудовое законодательство и законодательство в учете социального обеспечения налагает на работодателей определенные обязательства в отношении работающих по найму -устанавливать минимальную заработную плату, оплачивать сверхурочные работы, а также запрещает дискриминацию, регулирует порядок назначения пенсий и пособий, право на организацию и участие в управлении и пр., чего не предусмотрено в отношении независимых подрядчиков.

Совершенно очевидно, что существует определенный стимул для работодателей классифицировать своих работников скорее как «независимых подрядчиков», чем как «наемных работников» - это сокращает расходы и помогает избежать различных юридических обязательств. Однако в этом случае работодатели рискуют стол-кнуться с федеральным законодательством. В статье приведены многочисленные примеры из судебной практики, когда возникают конфликты из-за неправильного определения категории работника. Так, в деле «Vizcaino v. Microsoft» американский Апелляционный суд Девятого округа постановил, что работники ведущей американской компьютерной компании по всем признакам относились к категории работающих по найму и подлежали участию в различных пенсионных планах и программах вспомоществования компании «Майкрософт», хотя они и подписали соглашение как независимые подрядчики.

Однако бывает, что классификация работника как «незави-симого подрядчика» наносит ущерб работодателю и выгодна работнику,

например, если выполняемые услуги могут быть защищены авторским правом, работодатели заинтересованы отнести работника к разряду наемных с тем, чтобы присвоить себе авторское право. (Согласно решению Верховного суда США «Community for Creative Non-Violence, et-al, v Reid», работодатель является собствен-ником авторского права, если он заключил контракт на выполнение творческой работы с наемным работником, как это предусмотрено законодательством о найме. Если работник является независимым подрядчиком, то именно ему, а не работодателю принадлежит авторское право за выполненную работу.

Суды установили три критерия, которые должны быть приняты во внимание для определения статуса работника - обычное право, реальные экономические отношения, сочетание элементов первых двух критериев. Поскольку критерии устанавливаются различными федеральными законами, классификация работника как работающего по найму или как независимого подрядчика может отличаться многообразием и зависеть от того, какое применялось законо-дательство. В результате, одно и то же лицо может быть классифицировано как наемный работник по одному критерию и соответствующему федеральному закону, и как независимый подрядчик по другому критерию и соответствующему федеральному закону. Однако в силу того, что каждый из критериев меняется в зависимости от совокупности обстоятельств, совпадение критериев имеет важное значение.

Согласно критерию общего права, работающим по найму является работник, чей труд и продукт производства контролируются работодателем. Определяя, кто имеет право контроля в каждом случае, суды выявляют, кто осуществляет надзор, каков уровень квалификации, форма оплаты, кто обеспечивает орудия труда и материалы для работы, являются ли отношения между работником и работодателем нормальными, а также другие факторы.

Что же касается второго критерия, реальных экономических отношений, то его применение наиболее важно в контексте Закона о справедливых трудовых нормах. Согласно этому критерию, работник относится к категории работающего по найму, если он экономически зависим от работодателя для продолжения занятости. Независимый подрядчик работает или на одного работодателя и полагается на него для продолжения своей занятости, или одновременно работает на многих работодателей и получает от них заработную плату. Большинство работающих по найму выполняют одну-единственную работу и

полагаются только на одного работодателя для продолжения занятости -получения основного источника дохода.

Экономический критерий обычно обращается к законам, цель которых - защитить интересы работника, финансово зависимого от работодателя. Третий критерий имеет широкий спектр действия, поэтому именно он позволяет правильно определить работающего по найму. Главное здесь - решения судов, по которым следует тщательно изучить совокупность обстоятельств, сопровождающих отношения между работником и работодателем, прежде чем определить, является ли работник наемным работником или независимым подрядчиком. 2003.03.027. НЕЛЬСОН Р.Р. ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ШТАТОВ, ВВЕДЕННОЕ В 2001 г.

NELSON R.R. State labor legislation enacted in 2001 / Ibid. - P.12-30.

Автор статьи Р.Нельсон, советник Управления внешних отношений Министерства труда США, в своем ежегодном исследовании прослеживает развитие трудового законодательства в отдельных штатах.

Первая часть статьи содержит общий обзор изменений законодательства. Здесь рассмотрены законы о ставках минимальной заработной платы, об ограничениях использования труда детей и несовершеннолетних, о запрещении дискриминации в сфере найма, о защите работающих от сексуального домогательства и насилия на рабочем месте, о равных возможностях в среде занятости, о запрещении дискриминации на основе генетической информации, об установлении перерывов в работе для несовершеннолетних и кормящих матерей и т. д.

Во второй части подробно рассмотрены изменения, внесенные в законодательства отдельных штатов.

Заработная плата. Законодательство об увеличении ставки минимальной заработной платы было принято в более чем половине штатов и на федеральном уровне. Законопроект об увеличении минимальной заработной платы на федеральном уровне близок к завершению. В случае ввода его в действие он коснется 24 штатов и округа Колумбия, где ставки зависят от федерального тарифа. Из 43 штатов, имеющих законы о минимальной заработной плате, только в трех ставка ниже, чем на федеральном уровне.

В штате Юта были приняты меры, запрещающие городам, поселкам, округам устанавливать минимальные ставки, превы-шающие федеральный уровень, в штате Орегон был принят закон, запрещающий

местным властям устанавливать размер минимальной заработной платы для работодателей частного сектора своего штата.

Условия, которые позволяют работодателям включать чаевые в размер заработной платы, чтобы она соответствовала требованиям закона о минимальной заработной плате, были пересмотрены в Коннектикуте, на Гавайях, в Техасе, Вермонте и Вайоминге.

Другие важные законодательства о минимальной заработной плате были введены в действие в Арканзасе, где гражданские штрафы были заменены уголовными; в округе Колумбия учреждены гражданские штрафы за нарушение законодательства о минимальной заработной плате и за нарушение порядка ее выплаты; в штате Орегон гражданские штрафы установлены за злостные нарушения закона о минимальной заработной плате; в Айдахо закон был распространен на сельскохозяйственных наемных рабочих; в штате Невада аннулировано положение о ставках ниже минимального уровня для несовершеннолетних, в Вермонте были отменены исключения для несовершеннолетних до 18 лет и для занятых неполное рабочее время: в Вайоминге разрешены ставки ниже минимальной оплаты для наемных работников в возрасте до 20 лет в первые 90 дней занятости.

Новые законы, предусматривающие ограничения на сверхурочные работы для младшего медицинского персонала, были введены в действие в штатах Мэн и Орегон. Проекты законов, регулирующих оплату труда государственных служащих, в настоящее время существуют в 31 штате и в Федеральном правительстве. В некоторых штатах была проведена реформа законодательства о ставках заработной платы.

Семейные проблемы. Вновь в этом году некоторые штаты попытались, хотя и безуспешно, разработать закон, который бы предусматривал выплату пособий по безработице в индивидуальном порядке на семью и отпуск по состоянию здоровья. Была создана специальная комиссия в штате Орегон для изучения вопроса об оплачиваемом семейном отпуске и финансировании механизмов, включающих использование страхования по безработице.

В то время как ни одно положение о традиционном отпуске не было введено в действие, Калифорния, Иллинойс и Вашингтон приняли нормы касающихся перерывов для кормящих матерей.

Детский труд. В начале 2001 г. серьезно встал вопрос об использовании детского труда.

Штат Вермонт предоставил Департаменту труда право ввести ограничения времени работы детей и использования детского труда на вредных производствах, приведя их в соответствие с федеральным законодательством, и увеличил штрафы за нарушение закона. Штат Теннеси также увеличил штрафы. Штат Мэн принял новые правила, касающиеся запрещения вредных профессий, включая, в частности, дополнительные ограничения на доставку продуктов на дом, участие в увеселительных развлечениях, работу в местах, связанных с определенными аттракционами. Невада ограничила использование труда молодежи в возрасте до 16 лет в округах с населением 100 тыс. человек и более.

Миннесота и Теннеси пересмотрели требования к возрасту, с которого несовершеннолетний может приступить к работе. Индиана установила время отдыха в течение рабочего времени для подростков в возрасте 18 лет. Небраска более тщательно регулирует сельскохозяйственные работы среди молодежи. Мэн ослабил запрет на работу в театрах и разрешит определенные виды деятельности. Мичиган позволяет несовершеннолетним подросткам в возрасте до 16 лет и старше работать в течение более продолжительного времени и в более поздние часы.

Новый закон, принятый в Техасе, ограничивает продолжительность контракта для несовершеннолетних и предусматривает право судов требовать, чтобы часть заработка откладывалась в фонд сбережений в пользу наемных работников.

Равные возможности в области занятости. Введение в действие законодательства, запрещающего дискриминацию на основе генетических характеристик, генетической информации или иных критериев, подкрепилось принятием в штатах Арканзас, Луизиана, Мериленд, Миннесота, Небраска и Южная Дакота новых законов и пересмотром законодательства в Техасе. Свыше половины всех штатов в настоящее время имеют подобные законы.

Штат Мериленд признал незаконной дискриминацию в сфере занятости по признаку пола. Коннектикут включил умственную отсталость и супружеский статус в перечень запрещенных форм дискриминации при найме на государственную службу. Монтана внес поправки в запрет, касающийся дискриминации на основе супружеского статуса, позволяющий работодателю нанимать любое лицо, состоящее в

браке. Северная Каролина приняла закон о защите преподавателей от сексуальных домогательств.

Тест на наркотики и потребление алкоголя на рабочем месте. Власти штата Теннеси получили законодательную возможность требовать от работодателей доводить до сведения родителей несовершеннолетних или ответственных за них лиц результаты специальных программ по наркотикам и алкогольным тестам, проводимых в соответствии с законом, запрещающим принимать наркотики на рабочих местах. Законы штата Юта ужесточили контроль за наркотиками в детских дошкольных учреждениях.

Частная жизнь работника. Развивается тенденция освобождения от гражданской ответственности работодателей, которые передают информацию о том, как работает или работал наемный работник, будущему или нынешнему работодателю. Такие меры были приняты в штате Флорида для судебных исполнителей и в Аризоне для ипотечных банкиров и брокеров.

Законодательство штата Делавер требует от работодателей, которые контролируют телефонные разговоры своих работников, электронную почту или доступ в Интернет, предварительно в письменной форме уведомлять об этом своих работников. В штате Вермонт была принята поправка о дополнительном включении в список организаций, имеющих право проводить при приеме на работу испытание на детекторе лжи, работодателей автомобильной промышленности. Калифорния увеличила время на расследование преступления, связанного с насилием.

Сельское хозяйство. Калифорния внесла несколько изменений в условия, регулирующие труд фермеров, включая увеличение гражданских штрафов за нарушение лицензий.

Увольнение. В законодательство Монтаны, ограничивающее право работодателя на увольнение, были внесены поправки для более четкого определения прав работника в течение испытательного срока. В законодательстве Миннесоты зафиксировано право на получение информации о неблагоприятных результатах испытательного срока. Защита от увольнения или дискриминации была предоставлена добровольцам тушения пожара в штата Вашингтон и медицинским работникам - участникам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Западной Вирджинии.

Другие законы. В штате Нью-Йорк был принят закон, позволяющий школьным советам рассматривать трудовые нормы и условия труда, включая использование детского труда.

Штат Коннектикут одобрил закон, запрещающий эксплу-атацию труда иммигрантов. Калифорния классифицировала как незаконную практику запрета в сфере занятости любого языка за исключением тех случаев, когда это оправдано деловой необходимостью.

Освобождение от работы государственных служащих в связи с похоронами предусмотрено законодательством в штате Делавер и Неваде, и такая же возможность установлена и для американских индейцев, участвующих в выборах в штате Нью-Мексико. Подобным правом пользуются государственные служащие в штате Вирджиния, которые являются донорами костного мозга или органов, а также добровольцы Общества Красного Креста штата Нью-Йорк для участия в спасательных операциях.

Служащим штата Орегон работодатели обязаны предоставлять рабочие места для некурящих. Оклахома стала штатом, гарантирующим право на труд.

2003.03.028. ВИТТИНГТОН Г. ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТАХ РАБОЧИМ В 2001 Г.

WHITTINGTON G. Changes in workers compensation laws during 2001 // Ibid. - P.31-36.

Автор статьи Г.Виттингтон - заведующий отделом плани-рования политики и стандартов Управления по разработке компенсационных программ Министерства труда США.

Распространению действия компенсационных законов на различные категории работников в 2001 г. было уделено серьезное внимание. Так, например, право на выплату компенсации в случае болезни получили судебные исполнители и пожарные в штатах Аризона, Калифорния, Флорида, Мериленд и Вирджиния. Однако чиновники в сфере спорта и заключенные во Флориде, музыканты в Луизиане, инструкторы по выучке лошадей в Монтане и рефери в Орегоне исключены из-под действия этих законов.

При подготовке к зимним Олимпийским играм в штате Юта действие законодательства о компенсациях распространилось на судебных исполнителей, добровольцев по обеспечению безопасности и

сотрудников, несших службу по обеспечению общественной безопасности.

В штате Айдахо инфекционный гепатит и туберкулез в настоящее время рассматриваются как «профессиональные заболе-вания» для лиц, деятельность которых связана с кровью и кровезаменителями.

В Неваде, если работник по контракту о найме имеет дело с инфекционными заболеваниями, в результате этого пострадал, то такое заболевание приравнивается к профессиональному, а лицу выплачивается компенсация.

В штате Джорджия увеличено пособие по временной общей потери трудоспособности и частичной утрате трудоспособности.

По законодательству Калифорнии, если предположение о том, что грыжа, сердечное недомогание или пневмония возникли в результате или в период занятости, будет доказано, то работник имеет право на компенсацию. Законодательство о компенсации распро-странено на дорожный патруль штата. Для судебных приставов и служащих пожарной охраны определение «рана» («injury») прирав-нивается к инфекционному заболеванию крови.

Учреждения, имеющие лицензию на предоставление меди-цинской помощи, отныне могут заключать контракт с посредником, работодателем или страховой компанией о ставках на оплату за услуги, которые отличаются от официальных. Во всех случаях работодатель или страховая компания должны предоставить индивиду или организации всю документацию, включая счета врача или медицинского учреждения.

В Техасе изменения коснулись требований для включения в список врачей, которые рассматриваются Комиссией штата при выдачи лицензии на оказание медицинских услуг. Теперь Комиссия имеет право создавать региональную систему с целью улучшения качества медицинского обслуживания и снижения расходов. Страховая компания или компания, имеющая право формировать собственные резервные фонды для покрытия страховых случаев, получившая лицензию от правительства штата, может по своему выбору участвовать или не участвовать, согласно контракту, в региональной системе медицинского обслуживания. От государственного работодателя, за некоторым исключением, требуется принимать участие в региональной системе. 2003.03.029. ЛАНКАСТЕР Л., ФОГЕЛЬ Э. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О СТРАХОВАНИИ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ В 2001 г.

LANCASTER L., VOGEL A. Changes in unemployment insurance legislation in 2001 / Ibid. - P.37-45.

Лорин Ланкастер и Энн Фогель, специалисты по программам страхования по безработице Министерства труда США, рассматривают в статье новые законы штатов, касающиеся увеличения максимальных еженедельных пособий по безработице, изменения условий добровольного увольнения с работы, расширения охвата законодательством индейских племен, последствия введения в действие федерального законопроекта, который затронет федерально-штатную программу страхования по безработице. Закон 2001 г. об экономическом росте и смягчении налогового обложения затронет программу страхования по безработице по двум направлениям. Во-первых, ставка федерального подоходного налога на пособие по безработице должна быть сокращена с 15 до 10%.

Штаты, в которых предусмотрена 15%-ная ставка налога, должны будут внести поправку в действующее законодательство о страховании по безработице.

От федерального налога освобождаются суммы, которые работодатели ассигнуют для получения образования, в том числе и высшего. Теперь это освобождение от налога стало постоянно действующим фактором. На усмотрение штатов остался вопрос о включении или не включении этой нормы в свои законодательства о страховании по безработице.

Закон 2001 г. о консолидированных ассигнованиях требует от штатов, на территории которых находятся признанные на федеральном уровне индейские племена, внести в свои законодательства поправки, касающиеся одинаковых гарантий прав индийских племен на уровнях правительств штатов и округов.

В 15 штатах регистратуры в соответствии с директивами внесли законопроекты о компенсациях, выплачиваемых безработным по случаю рождения и усыновления детей. Однако ни один из законопроектов не был введен в действие.

Закон о страховании по безработице охватывает большинство штатов (примерно 43) и направлен на увеличение размеров еженедельных пособий.

В штате Аризона, например, понятие «индейское племя» включает предприятия, на которых работают индейцы, их филиалы и дочерние компании, а также предприятия, целиком принадлежащие индейскому

племени. Понятие «занятость» включает услуги, предоставляемые индейскому племени, охваченные страхованием по безработице. Индейское племя может либо платить взносы, либо выбрать компенсацию. При определенных обстоятельствах выплата компенсации будет прекращена, если племя не сможет вносить требуемые платежи, и продолжена, когда положение исправится. Пособия, не возмещенные федеральным правительством, должны быть профинансированы индейским племенем в размере 100%.

Работодатели, имеющие право на компенсации, освобождаются от уплаты налогов на профессиональную подготовку.

В Калифорнии законодательно изменено положение о получении пособия по безработице для студентов, занятых неполное рабочее время. Безработный не лишается права на компенсацию, если он работает в режиме неполной занятости. При этом должны быть соблюдены следующие условия: а) требование пособия должно быть основано на неполной занятости; в) претендент стремится работать на тех же условиях, которые были до потери работы; с) претендент не выдвигает никаких дополнительных требований и ищет работу в том секторе рынка, где существует спрос.

Компенсации, получаемые от работодателя за то, что он не известил предварительно о закрытии предприятия, как это требует федеральный закон, не учитываются заработной платой или вознаграждением за выполненную работу. Не может быть отказано в праве получения пособия и нельзя уменьшить сумму пособия по причине получения платежей от работодателя, нарушающего федеральный закон.

От Министерства труда требуется тщательно изучить вопрос о предоставлении пособий по безработице, действующих программ, возможностей федерального правительства и штатов претворять в жизнь эти программы.

Новые тенденции в сфере занятости требуют нового подхода законодателей к реализации права на труд. Рассмотренная в статьях ситуация на рынке рабочей силы в США позволяет выделить наиболее важные черты в сфере занятости.

Одной из характерных особенностей наших дней стало распространение неполной занятости и работы по совместительству, что представляет серьезную конкуренцию регулярной занятости на одном предприятии в течение всей трудовой деятельности.

В условиях современного производства возникла необходимость в более гибкой занятости. По приведенным в журнале данным, каждые 7 из 10 работодателей предоставляют работу в течение неполного рабочего времени и почти 4 из 5 используют форму гибкой занятости, предпочитая ее занятости в течение неполного рабочего времени. Причина такого предпочтения связана с колебаниями трудовой нагрузки, сезонным изменением спроса, а также необходимостью восполнить отсутствие рабочих в период отпуска или по другим причинам.

Что касается снижения затрат, то лишь немногие работодатели заявляют, что они используют гибкую занятость, чтобы снизить расходы на зарплату и пособия. На самом деле, работодатели действительно экономят, главным образом, на пособиях, используя эти формы занятости.

Одним из важнейших факторов увеличения производительности труда за последние два десятилетия стало улучшение качества рабочей силы. По данным Бюро статистики труда, в первой половине 90-х годов около У роста производительности труда, роста частного несельскохозяйственного бизнеса произошло благодаря изменению качества рабочей силы за счет повышения уровня образования и трудового опыта работающих. Однако этот показатель за период 19951999 гг. сократился вдвое и влияние качества рабочей силы на рост производительности труда будет снижаться вплоть до 2010 г.

Работники, владеющие новыми технологиями будут нуждаться в непрерывном образовании, поскольку «знание» растет более быстрыми темпами и опережает «квалификацию».

Современное трудовое право и право социального обеспечения, социальная политика должны учитывать эти новые тенденции. Новые требования к качеству рабочей силы защитят права работающих, обеспечив более гибкий подход к организации труда.

Е.В.Клинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.