Научная статья на тему 'Правовое регулирование отношений в сфере занятости на примере законодательства некоторых зарубежных стран'

Правовое регулирование отношений в сфере занятости на примере законодательства некоторых зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2926
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ / ПОСОБИЯ НА ПЕРИОД БЕЗРАБОТИЦЫ / UNEMPLOYMENT / SOCIAL INSURANCE FOR UNEMPLOYMENT PEOPLE / ACTIVITIES FOR THE PROMOTION OF EMPLOYMENT / BENEFITS FOR THE PERIOD OF UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храновский И. В.

в рамках данной статьи анализируется законодательство в сфере занятости двух экономически развитых стран Соединенных Штатов Америки и Федеративной Республики Германии, в том числе с учетом последних изменений, связанных с мировым кризисом и высоким уровнем безработицы во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regulation of relations in the sphere of employment on the example of the laws of some foreign countries

in the framework of this article analyses the legislation in the sphere of employment of the two economically developed countries the United States of America and the Federal Republic of Germany, including in the light of recent changes, connected with the world crisis and the high level of non-unemployment around the world.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование отношений в сфере занятости на примере законодательства некоторых зарубежных стран»

Храновский И. В.

6.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Храновский И. В., аспирант МНЮИ.

IVH777@rambler.ru

Аннотация: в рамках данной статьи анализируется законодательство в сфере занятости двух экономически развитых стран - Соединенных Штатов Америки и Федеративной Республики Германии, в том числе с учетом последних изменений, связанных с мировым кризисом и высоким уровнем безработицы во всем мире.

Ключевые слова: безработица, социальное

страхование по безработице, мероприятия по содействию занятости, пособия на период безработицы.

THE LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE SPHERE OF EMPLOYMENT ON THE EXAMPLE OF THE LAWS OF SOME FOREIGN COUNTRIES

Hranovskiy I.V., post-graduate student MNUI.

IVH777@rambler.ru

Annotation: in the framework of this article analyses the legislation in the sphere of employment of the two economically developed countries - the United States of America and the Federal Republic of Germany, including in the light of recent changes, connected with the world crisis and the high level of non-unemployment around the world.

Keywords: unemployment, social insurance for

unemployment people, activities for the promotion of employment, benefits for the period of unemployment.

Проблемы поддержки безработных, их переподготовки и трудоустройства находятся в центре внимания всех государств. В частности, в Соединенных Штатах Америки и Федеративной Республике Германия уровень занятости и социальной защиты населения находится на высоком уровне при том, что каждая страна имеет свои отличия, связанные с политической ситуацией внутри страны, с национальными традициями, уровнем развития экономики и социальной сферы. Национальные программы по защите от безработицы в этих государствах существуют с начала ХХ века - в США с 1935 г., а в Германии с 1927 г. Однако, к началу XXI века принципиально изменились и характер безработицы, и подходы к её преодолению1. В начале нового столетия государства столкнулись с ростом безработицы. Так уровень безработицы в США в середине 2003 г. достиг 6,4% численности гражданской рабочей силы (самый высокий показатель за предшествующие 10 лет), а в

1 См., например: Лебедева Л.Ф. Государство и социальная политика, М., 2007; Лебедева Л.Ф., Емельянов С.В. Позиции молодежи на рынке труда в начале XXI века (мировые тенденции) // Труд за рубежом, 2007.; Емельянов Е.В., Озерова Е.В.Государство и проблемы безработицы в начале XXI века: опыт США // США-Канада. Экономика, политика, культура, 2008, № 12

Германии в начале 2006 г. повысился до 12,2% (самый высокий уровень с 1930 г.).

В дальнейшем, в связи с мировым финансовым кризисом, уровень безработицы значительно увеличился в США (октябрь 2009 г. - 10,6%), а в Германии он составил 8,2%, что потребовало от государств не только установление мер по поддержке лиц, потерявших работу из-за ухудшения экономической конъюнктуры, но разработки дополнительных долгосрочных программ по стратегии адаптации рабочей силы к последствиям глобализации, информационной революции, ускорению внедрения новейших технологий.

В США действует федерально-штатная программа социального страхования по безработице. В законах «О социальном обеспечении» и «О налоге на страхование по безработице» перечислены условия охвата страхованием различных категорий населения, определены размеры пособий, налоговая база и ставка налогообложения, а также административные требования. Социальное страхование по безработице осуществляется Управлением занятости и профессионального обучения Министерства труда, а также агентствами занятости, которые действуют в каждом штате.

Государственное страхование на случай безработицы построено на соответствии актов, принятых на уровне штатов, федеральному законодательству. Каждый штат определяет методы регулирования и непосредственного управления программой страхования по безработице; порядок приёма заявлений от безработных и их регистрации в службах занятости; своевременная выплата пособий; степени участия предпринимателей в страховании по безработице и соответственно разрабатывает собственную программу страхования безработицы, в которой закрепляет порядок выплаты пособий (в частности, требования к их получателям, размеры пособий) и условия налогообложения по безработице в штате. Финансирование пособий по безработице осуществляется, прежде всего, с помощью налогообложения предпринимателей в соответствии с заработной платой, получаемой их наёмными работниками. Кроме того, три штата (Аляска, Нью-Джерси и Пенсильвания) собирают средства с самих работников. Все суммы депонируются штатами в трастовом Фонде занятости в Федеральном казначействе и используются для выплаты пособий2.

В США не существует единых федеральных стандартов применительно к размеру пособия и продолжительности его выплаты, и согласно законам о страховании по безработице в штатах, безработным выплачиваются пособия, размер которых рассчитывается исходя из их прошлых заработков. При отсутствии общенациональной модели страхования по безработице в штатах применяются весьма сложные и разнообразные формулы, определяющие права работников на получение пособий, порядок и сроки их выплат.

Как правило, законы штатов требуют, чтобы претендент на пособие по безработице заработал некую минимальную денежную сумму или отработал установленное количество недель или кварталов на

2 Unemployment Compensation. Federal-State Partnership. Wash., 2007. Р.

1

условиях застрахованной занятости. Возможно также использование смешанного критерия - комбинации минимального размера заработной платы и часов занятости в базовом периоде, чтобы определить право лица на пособие по безработице.

Законы штатов предусматривают различные сроки и размеры выплат пособий. В большинстве штатов пособия по безработице подлежат оплате в течение 26 недель, хотя в штате Массачусетс и в некоторых случаях в штате Вашингтон этот срок достигает 30 недель. Кроме того, возможно продление периода выплат пособий в случае высокого уровня безработицы в штате в соответствии с совместной программой федерации и штатов о дополнительных выплатах пособий безработным.

С 1970 года федеральный закон предусматривает продление срока выплат пособий по безработице в периоды высокой и растущей безработицы. Когда уровень регистрируемой безработицы в штате достигает некоторого порогового значения, продолжительность выплаты пособия продлевается в 1,5 раза, т.е. на 13 недель (иногда на 20). В таких случаях общая продолжительность выплат доходит до 39 или 46 недель.

В периоды общего экономического спада, когда практически во всех штатах отмечается высокая безработица, в США реализуются программы дополнительных выплат пособий по безработице, финансируемые из федерального бюджета. Так, с июля 2008 года в США на федеральном уровне действует несколько программ. В частности в отношении почти всех работников, (за исключение лиц, занятых в сфере железнодорожного транспорта, для которых предусмотрена специальная программа) действует Чрезвычайная программ компенсаций по безработице (Emergency Unemployment Compensation 2008 (EUC08)). По данным на 2011 год, число работников, воспользовавшихся выплатами в рамках данной программы, составило 126, 5 млн. чел., а общая сумма платежей - 12,3 млн. долл3. Данная программа предусматривает более длительные сроки выплаты пособий по безработице за счет федерального бюджета.

Особые условия страхования по безработице применяются к государственным служащим и военнослужащим, уволенным в запас. Программа страхования федеральных служащих - Unemployment Compensation for Federal Civilian Employees (UCFE) обеспечивает выплаты пособий по безработице уволенным работникам федеральных

государственных учреждений в том же объёме и на тех же общих основаниях, которые применяются в других сферах экономики. Программа управляется от имени федерального правительства Агентством штата по страхованию безработицы. Издержки, связанные с выплатами пособий, возмещаются за счёт тех федеральных учреждений, где застрахованные лица получали заработную плату в основной период своей работы.

В отношении военнослужащих также действует специальная программа - Unemployment Compensation for Ex-Servicemembers (UCX), предусматривающие выплаты при наличии не менее 90 дней действительной военной службы.

3 Unemployment Compensation. Federal-State Partnership. April., 2011. Р.

2.

Кроме того, ряд гарантий предоставляется работникам по Закону о торговле 1974 года (The Trade Act) - программа ТАА. В результате принятых в 2009 и 2011 году изменений программу TAA существенно расширили как по кругу лиц, включив в нее больше работников и фирм, в том числе в секторе

обслуживания, а также за счет увеличения

возможностей для обучения, покрытия медицинского страхования и вторичной занятости. В рамках данной программы для работников, потерявших рабочие места, а также работников, имеющих сокращенный рабочий день или заработную плату, в результате увеличенного импорта или изменений в производстве за пределами Соединенных Штатов предоставляется не только выплата пособий по безработице и услуги по трудоустройству, но и другие льготы, в частности переобучение, помощь в оплате медицинских

страховых взносов, пособие по переселению и др. В результате данной программы формируются новые рабочие места, гарантируется сохранение занятости и заработной платы, сопоставимой с их предшествующими рабочими местами.

В рамках программы Self-Employment Assistance (SEA), государство помогает безработным создать собственные рабочие места путем открытия предприятий малого бизнеса.

В последнее время федеральное правительство

прилагает усилия для совершенствования системы страхования по безработице с учётом общей тенденции её роста по мере углубления рецессии в американской экономике. Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда оказывает помощь властям штатов в решении задачи, как сделать существующую систему пособий по безработице более эффективной и способствовать более оперативному трудоустройству безработного населения. В результате предпринятых мер уровень безработицы по итогам июня 2012 г. в США составил 8,2%, что подтверждает прогноз развития американской экономики, который распространил Международный валютный фонд. По его оценкам, безработица в США по итогам года сохранится на нынешнем уровне 8,2%. Однако данный уровень далек от докризисных показателей. Как отмечает глава Экономических консультантов Белого дома Алан Крюгер «Занятость растет, но недостаточными темпами с учетом дефицита рабочих мест, вызванного глубоким экономическим спадом. Еще многое предстоит сделать для восстановления ущерба, нанесенного финансовым кризисом и последовавшей за ним глубокой рецессией»4.

Спецификой современного немецкого

законодательства о занятости является четкое установление тесной взаимосвязи государственной политики занятости с мерами экономической политики, а также придание ей гибкости.

Вопросы занятости и защиты от безработицы в Германии регулируются на федеральном уровне, а меры поддержки предоставляются в рамках обязательного социального страхования на случай потери работы. Основные положения содержатся в Кодексе социального обеспечения (Sozialgesetzbuch, SGB III) от 24 марта 1997 г., которые предусматривают круг лиц, подлежащих данному страхованию, условия

4 Там же.

Храновский И. В.

и порядок установления страхового обеспечения, а также размер страхового пособия. Данный вид страхования обязателен для всех работников по найму. Государственные служащие, большая часть индивидуальных предпринимателей и рабочие, зарабатывающие менее 400 евро в месяц, не включены в систему страхования по безработице. Страхование по безработице в Германии в большей степени, по сравнению с другими европейскими странами, ориентировано на выплату денежных пособий, чем на проведение активной политики в сфере труда.

В Германии предусмотрена возможность получения пособий двух типов: страховые пособия по

безработице (Arbeitslosengeld) и пособия,

выплачиваемые безработным на основе проверки их нуждаемости, по окончании выплаты страховых пособий. По общему правилу, в случае если, безработный состоит на учете на бирже труда (Arbeitsmarkt), а также в течение последних 3 лет 3б0 дней работал и делал взносы на социальное

страхование - он имеет право на получение пособия по безработице (Arbeitslosengeld) и социальную

помощь, включая компенсацию потерянных при увольнении доходов. Размер выплат по этому виду социального страхования зависит от срока выплаты и размера заработной платы на последнем месте работы. Однако максимальная продолжительность выплаты пособия по безработице составляет не больше 12-ти месяцев. Для всех неработающих, которые работоспособны, и тех, у кого нет или утрачено право получить страхование по безработице (бывшие получатели выплат по безработице и работающие по найму получатели социальной

помощи) выплаты по безработице представлены минимальным пособием с фиксированной ставкой (Arbeitslosengeld II).

Страхование по безработице и большая часть мер в рамках активной политики рынка труда обеспечивается из взносов работодателя и работника, выплачиваемых в равных пропорциях. Кроме того, государство осуществляет дефицитное

финансирование и базовое пособие по безработице финансируется из средств федерального правительства и местных органов власти.

Однако, Кодекс социального обеспечения (Sozialgesetzbuch, SGB III) не содержит положений, закрепляющих достаточные меры, направленные на сокращение безработицы и ее предотвращение, в частности по вопросам устранения пробелов в законодательстве и улучшения положения граждан страны, которые должны отказаться от работы из-за потери трудоспособности. Кроме того, к 2001 году в Германии необходимо было решить ряд назревших в сфере занятости проблем, в частности: упростить методы трудоустройства; обеспечить развитие системы профессионального образования, повышения квалификации и переобучения кадров; разработать и осуществить мероприятия по содействию трудоустройству женщин; обеспечить повышение занятости пожилых и молодёжи.

Именно это, а также недостатки действующего законодательства, которое не смогло оптимально регулировать отношения занятости в условиях структурной безработицы, стали причиной принятия в 2000 и 2001 годах двух законов «О реформировании

механизмов регулирования рынка труда»5 (Das Job-AQTIV-Gesetz) и «О частичной занятости и трудовых договорах с ограниченным сроком действия»6. (Gesetz über Teilzeitarbeit und befristete Arbeitsverträge (Teilzeit-und Befristungs-gesetz-TzBfG) назначение которых состояло именно в улучшении правового регулирования содействия занятости населения, и в конечном счете, минимизации безработицы в стране.

В результате преобразований решались такие задачи как обеспечение занятости и устранение длительной безработицы путем модернизации служб занятости и укрепления системы предоставления подходящей работы; содействие трудоустройству и непрерывному профессиональному образованию; улучшение мер превентивной политики на рынке труда; создание более эффективной и гибкой политики на рынке труда за счет упрощения ее инструментов; обеспечение поддержки вступлению молодых людей на рынок труда посредством включения существующей специальной программы по снижению уровня безработицы среди молодежи - известной как «скачок» (JUMP); обеспечение равных возможностей для мужчин и женщин на рынке труда путем учета гендерной проблематики и расширения специальных мер по содействию занятости женщин; улучшение социального обеспечения для лиц с семейными обязанностями посредством включения во время страхования от безработицы периодов, специально предусмотренных для беременных и кормящих матерей (6 недель до и 8 недель после родов), а также отпуска по уходу за детьми в возрасте до 3 лет; увеличение субсидий на затраты по уходу за детьми во время участия в учебно-трудовых мерах на каждого ребенка в месяц до 130EUR; обеспечение возможностей трудоустройства пожилых людей; распространение социальной защиты на всех лиц в связи с безработицей путем восполнения пробелов в системе социального обеспечения.

Так, ключевым элементом закона «О реформировании механизмов регулирования рынка труда» является введение «соглашения об обеспечении занятости», которое заключается между безработным и службой занятости. С одной стороны, этот документ имеет своей целью гарантировать предоставление рабочих мест безработным, а также иных услуг, учитывая не только индивидуальные интересы, знания и способности безработного, но и гендерные возможности в области занятости. С другой стороны, каждый безработный обязан прилагать усилия, чтобы найти работу. Срок заключения соглашения составляет 6 месяцев с момента наступления безработицы, а в случае, если безработный прошёл курс профессионального образования или переобучения, то срок - три месяца с момента завершения образования. В соглашении закрепляются конкретные мероприятия по поиску рабочего места, а также обязанности службы занятости. Кроме того, в законе отдельно прописывается ответственность безработного когда он не прилагает усилий, чтобы найти работу за

5 Datum des Inkrafttretens: 14.12.2001. Fundstelle: Bundesgesetzblatt, 66, 2001.

6 Ausfertigungsdatum: 21.12.2000, Fundstelle: Bundesgesetzblatt I 2000, 1966.

неисполнение обязанностей в виде замораживания выплат на срок 12 недель (Sperrzeiten).

Кроме того, увеличены возможности для интеграции безработных через агентства по временной работе.

Сохранению рабочих мест, а также трудоустройству большего числа безработных способствует и Закон «О частичной занятости и трудовых договорах с ограниченным сроком действия», закрепляющий принципиальное право наемных работников на работу неполный рабочий день или неделю. Установленное правовое регулирование облегчает наемному работнику желаемый им переход от полной к неполной занятости, поскольку работник не обязан обосновывать свое желание только необходимостью ухода за своими детьми или выполнением других семейных обязанностей. Кроме того, закон обязывает работодателя составлять перечень рабочих мест на его предприятии, на которых возможна работа с неполным рабочим днем или неделей, и доводить его до сведения трудового коллектива и публиковать в открытой печати (§ 7). Закон также разрешает работодателю договориться с наемным работником о таких специфических формах работы на предприятии в режиме неполной занятости, как, например, работа по затребованию или неодновременная работа нескольких работников на одном рабочем месте с соответствующим распределением рабочего времени между ними, тем самым устанавливая правовое регулирование нетипичных форм занятости.

На стимулирование неполной занятости, направлен и Закон «О неполной трудовой занятости пожилых лиц» (Altersteilzeitgesetz (ATG))7 Так, в соответствии с ним наемные работники, достигшие 55-летнего возраста и в течение предшествующих 5 лет состоящие, по крайней мере, 1080 календарных дней (т.е. примерно три года) в подлежащих обязательному социальному страхованию трудовых отношениях, имеют право на сокращение вдвое полного рабочего времени при сохранении 70% прежнего нетто-заработка (83% для государственных служащих). В целях побуждения работодателей к заключению таких соглашений предусматривается финансовое содействие со стороны ведомств по трудоустройству и союзов работодателей.

В Германии в настоящее время существует ряд иных доплат, которые положены работодателю за снижение безработицы: за предоставление постоянной работы длительно неработающему, за снижение особо высокого уровня безработицы в восточных районах -дотации на зарплату молодым работникам. Перечисленные доплаты не отменяются и включаются в уже существующие формы пособий по содействию трудовой занятости.

Результатом предпринимаемых правительством Германии мер стало рекордное снижение уровня безработицы - в декабре 2011 года уровень безработицы составил 6,6% (лучший показатель за последние 20 лет). Кроме того, в стране работает половина из 82 миллионов жителей, что означает широкую занятость как молодежи, так и пожилых лиц8.

Несмотря на достигнутые результаты, непрерывная оценка воздействия на рынок труда и уровень безработицы уже предпринятых мер, а также разработка и принятие дополнительных мер, приводящих к снижению уровня безработице и соответственно повышению уровня занятости, с учетом особенностей стран, связанных с политической ситуацией внутри страны, с национальными традициями, уровнем развития экономики и социальной сферы, является актуальной задачей государственной политика в сфере занятости как в США, так и в Германии.

Список литературы:

1. См., например: Лебедева Л.Ф. Государство и

социальная политика, М., 2007; Лебедева Л.Ф.,

Емельянов С.В. Позиции молодежи на рынке труда в начале XXI века (мировые тенденции) // Труд за рубежом, 2007.; Емельянов Е.В., Озерова Е.В.Государство и проблемы безработицы в начале XXI века: опыт США // США-Канада. Экономика, политика, культура, 2008, № 12.

2. Unemployment Compensation. Federal-State Partnership. Wash., 2007.

3. Unemployment Compensation. Federal-State Partnership. April., 2011.

4. Белый дом признал, что уровень безработицы в США

слишком высок // Взгляд 6.07.2012. http://www.vz.ru/news/2012/7/6/587325.html. (дата

обращения 01.08.2012).

5. Datum des Inkrafttretens: 14.12.2001. Fundstelle:

Bundesgesetzblatt, 66, 2001.

6. Ausfertigungsdatum: 21.12.2000, Fundstelle:

Bundesgesetzblatt I 2000, 1966.

7. Inkrafttreten der Neufassung am: 01.08.1996, Fundstelle: Bundesgesetzblatt IS 1996, 1078.

8. Германия бьет рекорды по безработице // http://www.germania-online.ru/oekonomie/ ehkonomika-detal/datum/2012/04/10/germanija-bet-rekordy-po-bezrabotice.html. (дата обращения 01.08.2012).

Reference list:

1. Looking for example: L.F. Lebedeva. The state and social policy, M., 2007; L.F. Lebedeva, Emelyanov S.V. The position of youth in the labour market in the beginning of the XXI century (world tendencies) / / Labour abroad, 2007.; Emelyanov E.V., Ozerov Е.В. Government and the problem of unemployment in the beginning of the XXI century: the experience of the USA / / USA-Canada. Economy, policy, culture, 2008, № 12.

2. Unemployment Compensation. Federal-State Partnership. Wash., 2007.

3. Unemployment Compensation. Federal-State Partnership. April., 2011.

4. The White house acknowledged that the level of unemployment in the us is too high / / a-Look 6.07.2012. http://www.vz.ru/news/2012/7/6/587325.html. (the date of the delivery 01.08.2012).

5. Datum des Inkrafttretens: 14.12.2001. Fundstelle:

Bundesgesetzblatt, 66, 2001.

6. Ausfertigungsdatum: 21.12.2000, Fundstelle:

Bundesgesetzblatt I 2000, 1966.

7. Inkrafttreten der Neufassung am: 01.08.1996, Fundstelle: Bundesgesetzblatt IS 1996, 1078.

8. Germany hits records of unemployment // http://www.germania-online.ru/oekonomie/ ehkonomika-detal/datum/2012/04/10/germanija-bet-rekordy-po-bezrabotice.html. (the date of the delivery 01.08.2012).

7 Inkrafttreten der Neufassung am: 01.08.1996, Fundstelle: Bundesgesetzblatt IS 1996, 1078.

8 Германия бьет рекорды по безработице // http://www.germania-online.ru/oekonomie/ ehkonomika-detal/datum/2012/04/10/germanija-bet-rekordy-po-bezrabotice.html. (дата обращения 01.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.