Научная статья на тему 'Пособие по безработице как финансовый инструмент регулирования уровня безработицы'

Пособие по безработице как финансовый инструмент регулирования уровня безработицы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2731
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безработица / пособие по безработице / социальное страхование / размер пособия / unemployment / unemployment benefits / social insurance / benefit amount

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. Г. Каргаполова, Н. Т. Аврамчикова

Рассмотрены основные положения организации выплат пособия по безработице в РФ и других странах. Проведен сравнительный анализ законодательства в сфере занятости населения в странах Европы и Российской Федерации. Предложены меры для решения проблемы «недобросовестных безработных» в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н. Г. Каргаполова, Н. Т. Аврамчикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNEMPLOYMENT BENEFITS AS A FINANCIAL INSTRUMENT FOR THE REGULATION OF UNEMPLOYMENT

The article considers basic provisions of the organization of payments of unemployment benefits in Russia and other countries. A comparative analysis of legislation in the sphere of employment in Europe and the Russian Federation. Proposed measures to solve the problem of “unfair unemployed” in Russia.

Текст научной работы на тему «Пособие по безработице как финансовый инструмент регулирования уровня безработицы»

Раздел 6. Финансовый менеджмент, бухгалтерский учет и аудит

УДК 332.025.13

ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ КАК ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

*

Н. Г. Каргаполова, Н. Т. Аврамчикова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий»,31

E-mail: avr-777@yandex.ru

Рассмотрены основные положения организации выплат пособия по безработице в РФ и других странах. Проведен сравнительный анализ законодательства в сфере занятости населения в странах Европы и Российской Федерации. Предложены меры для решения проблемы «недобросовестных безработных» в России.

Ключевые слова: безработица, пособие по безработице, социальное страхование, размер пособия.

UNEMPLOYMENT BENEFITS AS A FINANCIAL INSTRUMENT FOR THE REGULATION

OF UNEMPLOYMENT

N. G. Kargapolova, N. T. Avramchikova*

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: avr-777@yandex.ru

The article considers basic provisions of the organization ofpayments of unemployment benefits in Russia and other countries. A comparative analysis of legislation in the sphere of employment in Europe and the Russian Federation. Proposed measures to solve the problem of "unfair unemployed" in Russia.

Keywords: unemployment, unemployment benefits, social insurance, benefit amount.

Одной из мировых экономических проблем является безработица, которая не только подразумевает отсутствие работы, но и оказывает негативное влияние на профессиональный уровень безработных. Пособие по безработице является одной из мер социальной поддержки безработных государством. Данные социальные выплаты обладают двойственным характером, так как с одной стороны они заменяют потерянный доход, а с другой способствуют регулированию рабочей силы. В разных странах и в разное время за естественный принимался различный уровень безработицы. Например, в США - это 8 %, Франции, ФРГ и Англии 5 %, в Швеции и Японии - 1,5-2 %. Соответственно изменилось и представление о полной занятости. В настоящее время полной считается такая занятость, при которой уровень безработицы не превышает естественный. Размер и порядок выплаты пособий по безработице в разных странах не одинаков.

Рассмотрим и проанализируем мировой опыт организации выплат пособий по безработице.

В России пособие начисляется с момента признания гражданина безработным в службе занятости по месту жительства. В соответствии с действующим законодательством РФ для получения статуса безработного трудоспособный гражданин

должен быть зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы, искать, быть готовым приступить к работе и не иметь оплачиваемое рабочее место. Если по окончании 11 дней с момента регистрации в службе занятости работа гражданину по специальности и квалификацией не будет найдена, тогда гражданин будет признан безработным официально и получит право на пособие по безработице.

Максимальный и минимальный размер пособия по безработице ежегодно устанавливается Правительством РФ и увеличивается на размер районного коэффициента. В 2016 году минимальный размер пособия по безработице равнялся 850 руб., а максимальный - 4 900 руб. Размер пособия определяется в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если уволенный в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу в течение не менее 26 календарных недель (с полным рабочим днем). В минимальном размере пособие начисляется лицам без трудового стажа (впервые ищущим работу), лицам, которым пособие начисляется после истечения первого срока выплат (12 месяцев из 18), а также тем, кто был уволен с предыдущего места работы за нарушения трудовой дисциплины. На максимальный размер

Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 2

пособия могут рассчитывать граждане, у которых трудовой стаж не менее 26 календарных недель.

Безработный может получать пособие два периода по 12 оплачиваемых месяцев из 18. Таким образом, общий период выплаты пособия не превышает 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев [1].

В Германии законодательно закреплено два вида пособия:

- Arbeitslosengeld-1 выплачивается из страховых выплат. На получение Arbeitslosengeld-1 могут претендовать граждане, проработавшие год и своевременно предупредившие соответствующие органы о том, что у них есть опасность потерять работу;

- Arbeitslosengeld-2 выплачивается из государственного бюджета без ограничения по времени, с целью обеспечения прожиточного минимума. Получать данное пособие могут все граждане, в том числе работающие граждане, если их доход меньше прожиточного минимума. В отличие от России в Германии для получения пособия гражданин должен проработать за последние два года не менее одного года с занятостью не менее 15 часов в неделю [2]. Заметим, что в России этот период составляет 26 недель полного рабочего дня.

Размер пособия по безработицы в Германии на протяжении первых полутора лет составляет от 60 до 67 % от размера прежнего заработка. По истечении этого периода размер пособия будет сокращен до 400 евро. Здесь стоит отметить, что немецкий гражданин может получать еще одно пособие для обеспечения прожиточного минимума (646 евро на человека). Продолжительность же выплаты пособия зависит от страхового стажа, но не должна превышать более 24 мес. [3].

Во Франции гражданин может претендовать на получение пособия по безработице, если он выплачивал членские взносы в течение 4 месяцев из 18, предшествующих увольнению. Размер членских взносов составляет 6,4 % (4 работодатель и 2,4 % работник). Продолжительность выплаты пособия составляет от 4 месяцев до 2 лет. Если граждане старше 50 лет, то они могут получать пособие до трех лет. Максимальный размер пособия в месяц равен 6161 евро. Отметим, что для получения пособия по безработице ежемесячный доход одного человека не должен превышать 846,90 евро и 1693,80 евро для семейной пары [4].

В Великобритании неработающему гражданину необходимо подать заявление на получение пособия и пройти собеседование в службе занятости. Каждые две недели информировать специалистов службы о результатах поиска работы. На получение пособия по безработице могут рассчитывать лица, платившие в течении двух лет необходимый объем взносов обязательного страхования (National Insurance Contributions). Размер этих взносов состоит из 12 % отчислений заработной платы работником и 13,8 % работодателем. Пособие выплачивается сроком не более 182 дней (6 мес.). [5].

Таким образом, на основании обзора нормативно-правовых актов о безработице, можно сделать вывод о том, что в государствах Европы уделяют большое внимание проблеме безработицы. Общим в законодательстве данных стан является предоставление безработным два основных вида выплат пособия. Одно представляет собой социальную поддержку безработных и выплачивается из государственного бюджета. Другое основное пособие формируется в рамках обязательного страхования от безработицы и финансируется за счет взносов работодателей и работников. Размеры пособий по безработице в европейских странах по сравнению с Россией высокие, а условия предоставления пособия более жесткие. Система, применяемая в Европе, способствует низкому уровню безработицы. Заметим, что в законодательстве России не предусмотрено ограничение по количеству обращений в службу занятости.

Социальная поддержка безработных в виде пособия для безработных является одной из основных статей расхода [6]. В России не смотря на затраты для выплаты пособий одни безработные не считают пособие как финансовую поддержку, а другие рассматривают получение пособий как источник дохода. Для того чтобы предотвратить появление «недобросовестных безработных» в законодательстве предусмотрен контроль при регистрации, постановке на учет и последующей работе с безработными.

Однако, проблема «недобросовестных безработных» существует и для ее решения в России можно предложить следующие меры:

1. Ввести дополнительные ограничения. Например: В Великобритании после 13 недель поиска безработный обязан принять предложение о работе. Во Франции размер пособия к концу года снижается вдвое. Однако, в результате введения таких мер безработный будет вынужден согласиться на любую работу. Таким образом, работник не реализует свои навыки и умения и не получит ни морального, ни материального удовлетворения от выполняемой работы.

2. Ввести модель индивидуальных накопительных счетов государственного социального страхования занятости. В результате применения данной модели безработный будет получать пособие из накопленных им денежных средств. Размер пособия должен соответствовать с действующим законодательством о занятости населения. В случае, если накопленных средств недостаточно для выплаты пособия, то государство может компенсировать из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы недостающую сумму. Данная схема выплаты пособия по безработице создаст стимул для безработных в поиске работы.

Введение предлагаемых мер будут способствовать построению эффективной системы выплаты пособий по безработице. Применение системы индивидуальных накопительных счетов, которая

Раздел б. Финансовый менеджмент, бухгалтерский учет и аудит

стимулирует безработного к поиску работы, может стать дополнением к существующей системе социального обеспечения безработных граждан.

Таким образом, одним из проявлений макроэкономической нестабильности является безработица. Она означает невозможность для части рабочей силы найти работу. Безработица измеряется через показатель уровня безработицы. Причиной безработицы является отставание совокупного спроса от совокупного предложения. Негативные последствия безработицы для экономики вызывают необходимость государственного регулирования рынка труда, что вызывает спад производства и сокращение занятости.

Библиографический список

1. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 19.04.1991 г. № 1032-1-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.). // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

2. Arbeitsgesetzbuch der Deutschen Demokratischen Republik vom 16. Juni 1977 (Gesetz vom 22. Juni 1990) [Электронный ресурс]. URL: http://www. verfassungen.de/de/ddr/arbeitsgesetzbuch77.htm (дата обращения: 09.01.2015).

3. Trading Economics. Germany unemployment rate - 2014 [Электронный ресурс]. URL: http:// tradingeconomics.com/germany/unemployment-rate (дата обращения: 09.01.2015).

4. Code du travail (Dernière modification : 01.12.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=D7D1F58 A312A391E8A2FD9E49AA8D718.tpdjo05v_1 ?idSect ionTA=LEGISCTA000019562393&cidTexte=LEGIT EXT000006072050&dateTexte=20141208 (дата обращения: 09.01.2015).

5. Trading Economics. United Kingdom unemployment rate - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://tradingeconomics.com/united-kingdom/ unemployment-rate (дата обращения: 09.01.2015).

6. Галынис К. И. Система государственного и муниципального управления трудовым потенциалом безработных региона (на примере Забайкальского края): дис. ... канд. соц. наук : 22.00.08 ; Забайкальский гос. ун-т. Чита, 2014. 158 л.

References

1. About employment of the population in the Russian Federation [Electronic resource] : The federal law of April 19, 1991 No. 1032-1-FL (an edition from 29.12.2015) // Union of Right Forces "Consultant-Plus".

2. Arbeitsgesetzbuch der Deutschen Demokratischen Republik vom 16. Juni 1977 (Gesetz vom 22. Juni 1990) [Electronic resource]. URL: http://www. verfassungen.de/de/ddr/arbeitsgesetzbuch77.htm (дата обращения: 09.01.2015).

3. Trading Economics. Germany unemployment rate - 2014 [Electronic resource] URL: http://tradin-geconomics.com/germany/unemployment-rate (дата обращения: 09.01.2015).

4. Code du travail (Dernière modification : 01.12.2014) [Electronic resource]. URL: http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do ;j sessionid=D7D 1F58 A312A391E8A2FD9E49AA8D718.tpdjo05v_1 ?idSect ionTA=LEGISCTA000019562393&cidTexte=LEGIT EXT000006072050&dateTexte=20141208 (дата обращения: 09.01.2015).

5. Trading Economics. United Kingdom unemployment rate - 2014. [Electronic resource]. URL: http://tradingeconomics.com/united-kingdom/ unemployment-rate (дата обращения: 09.01.2015).

6. Galynis K. I. Sistema of the public and municipal administration by the labor potential of the unemployed of the region (on the example of Zabaykalsky Krai): yew ... edging. the social. sciences.: 22.00.08 / Kirill Igorevich Galynis; Transbaikal state university, Chita, 2014. 158 l.

© Аврамчикова Н. Т., Каргаполова Т. Д., 201б

Для цитирования: Каргаполова Н. Г., Аврамчикова Н. Т. Пособие по безработице как финансовый инструмент регулирования уровня безработицы // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 2. С. 71-73.

For citations: Kargapolova N. G., Avramchikova N. T. Unemployment benefits as a financial instrument for the regulation of unemployment // Social and economic systems management. 2016. № 2. Р. 71-73. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.