Научная статья на тему 'Реформирование правового регулирования занятости населения в зарубежных странах в условиях глобализации'

Реформирование правового регулирования занятости населения в зарубежных странах в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1203
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОФФШОРНЫЙ АУТСОРСИНГ / БЕЗРАБОТНЫЙ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT / GLOBALIZATION / OFFSHORE OUTSOURCING / UNEMPLOYED / EMPLOYMENT POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Павел Евгеньевич

Статья посвящена актуальной проблеме реформирования правового регулирования занятости в зарубежных странах. В нормативных актах о занятости населения закрепляются цели, средства, принципы политики занятости, основы деятельности служб занятости, что является обоснованным в связи с тем, что первая задача концепции достойного труда определяется как создание рабочих мест. В трудовом законодательстве зарубежных стран цель государственной политики в области занятости определяется как содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming of the legal regulation of employment in foreign countries in a globalizing world

Annotation The article is focused on the urgent problem of reforming of the legal regulation of employment in foreign countries. Goals, means and principles of employment policy as well as the basics of activities of employment services are fixed in these regulations on employment, which is justified by the fact that the principle task of the decent work concept is defined as creation of jobs. The aim of public policy on employment is defined as promotion of full, productive and freely chosen employment in labor legislation of foreign countries

Текст научной работы на тему «Реформирование правового регулирования занятости населения в зарубежных странах в условиях глобализации»

3.4. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Морозов Павел Евгеньевич, к.ю.н. Должность: доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения. Место работы: Московская государственная юридическая академия имени О.Е.Кутафина. Email: pmorozov72@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме реформирования правового регулирования занятости в зарубежных странах. В нормативных актах о занятости населения закрепляются цели, средства, принципы политики занятости, основы деятельности служб занятости, что является обоснованным в связи с тем, что первая задача концепции достойного труда определяется как создание рабочих мест.

В трудовом законодательстве зарубежных стран цель государственной политики в области занятости определяется как содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Ключевые слова: занятость, глобализация, оффшорный аутсорсинг, безработный, политика занятости.

REFORMING OF THE LEGAL REGULATION OF EMPLOYMENT IN FOREIGN COUNTRIES IN A GLOBALIZING WORLD

Morozov Pavel Evgenievich, PhD at law. Position: associate professor of labor law and social security law chair. Place of employment: Moscow state law academy named after O.E. Kutafin. E-mail: pmorozov72@gmail.com

Annotation The article is focused on the urgent problem of reforming of the legal regulation of employment in foreign countries. Goals, means and principles of employment policy as well as the basics of activities of employment services are fixed in these regulations on employment, which is justified by the fact that the principle task of the decent work concept is defined as creation of jobs.

The aim of public policy on employment is defined as promotion of full, productive and freely chosen employment in labor legislation of foreign countries. Keywords: employment, globalization, offshore

outsourcing, unemployed, employment policy.

Развитие зарубежного законодательства о занятости осуществляется путем принятия нормативных актов, направленных:

1) на регулирование оффшорного аутсорсинга1;

2) на устранение последствий структурной безработицы и неформальной занятости.

В нормативных актах о занятости населения закрепляются цели, средства, принципы политики занятости, основы деятельности служб занятости, что является обоснованным в связи с тем, что первая задача концепции достойного труда определяется как создание рабочих мест.

В трудовом законодательстве зарубежных стран цель государственной политики в области занятости определяется как содействие полной, продуктивной и

1 Перевод Транснациональными корпорациями своих производственных мощностей в развивающиеся страны.

свободно избранной занятости. Она рассматривается в аспекте стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости. Следовательно, основным назначением политики занятости является предоставление работы всем, кто готов приступить к работе и ищет работу. Причем, не всякую работу, а подходящую, так как в актах МОТ по вопросам занятости( Глобальная программа занятости) отмечается, что занятость должна быть достойной, то есть базироваться на реализации трудовых стандартов.

Поэтому в законодательных актах о занятости определяется понятие безработного, порядок признания лица безработным, его правовой статус.

Для стран СНГ свойственно формулирование понятия «занятость» и «занятые граждане, так как их нормативные акты формировались под воздействием российского законодательства.

Характерным для всех нормативных актов зарубежных стран является положение, в соответствии с которым государственная политика в области занятости проводится в рамках общей политики и поэтому координируется с экономической и социальной политикой. Действительно, проблема безработицы может быть решена с помощью мер экономической политики и мер, непосредственно связанных с занятостью отдельных работников или категорий работников.

Особое внимание в законодательстве ряда стран уделяется программам занятости населения, которые рассматриваются в аспекте приспособления к структурным изменениям и преследуют две цели: получение пользы от экономического и технического развития государства; защита тех групп населения, которые стали безработными вследствие структурных изменений. Следует обратить внимание и на определение в законодательстве зарубежных стран статуса служб занятости, которые осуществляют свою деятельность под руководством государственной власти.

Как правило, их цель состоит в: оказании содействия лицам в подыскании подходящей работы и помощи работодателям в подборе необходимых им работников посредством следующих мероприятий: регистрация ищущих работу, учет их профессиональной квалификации, опыта и пожеланий, опросы с целью подыскания им работы, проверка их физического состояния и профессиональной подготовки, оказании в соответствующих случаях содействия в получении профессионального ориентирования, подготовки или переобучения; получении от работодателей точных сведений о сообщаемых ими службе занятости вакантных должностях и о требованиях, которым должны удовлетворять нужные им работники; направлении на вакантные должности кандидатов с подходящей квалификацией и годных к труду по своему физическому состоянию; организация обмена списками ищущих работу и вакантных должностей между отдельными бюро по найму в случаях, когда ищущим работу не могут быть предоставлены подходящие места или когда свободные должности не могут быть заполнены подходящими кандидатами с помощью бюро, к которому они первоначально обратились.

Нормативные акты о занятости, имея много общих положений, обладают определенной спецификой, связанной не только с уровнем экономического развития, а ,прежде всего, с закреплением наиболее удачных механизмов устранения безработицы и обеспечения занятости в той или иной стране мира.

Особое место в системе трудового законодательства о занятости населения зарубежных стран занимают нормативные акты США о регулировании оффшорного аутсорсинга.2

Характерно, что основные законы о занятости , которые были приняты в 70-90 годы, не претерпели существенных изменений в эпоху справедливой глобализации.

Вместе с тем, после принятия Программы достойного труда американскими законодателями акцент был сделан не на совершенствование правового механизма регулирования отношений занятости, а на решение проблемы безработицы, возникающей вследствие вывода ТНК своих подразделений в развивающиеся страны. Необходимо отметить, что оффшорный аутсорсинг продолжает оставаться актуальной проблемой для всех отраслей права США, в том числе и трудового, с 2003 года, когда это явление инициировало деятельность по принятию ряда нормативных актов, направленных на его регулирование.

В настоящее время отсутствуют федеральные законы, которые напрямую запрещают офшорный аутсорсинг; существует ряд актов, которые оказывают лишь косвенное воздействие на данный процесс, например, Закон «О консолидированных ассигнованиях» 23 января 2004 года3 особенно ,в сфере трудовых отношений, и поэтому основной объем регулирования приходится на штаты, где приняты соответствующие нормативные акты.

Анализ законов штатов позволяет сделать вывод о том, что штаты запрещают или ограничивают заключение государственных контрактов с многонациональными предприятиями, практикующих аутсорсинг, что реализуется в форме либо прямого запрета выполнять работу за пределами США, либо посредством установления требования, в соответствии с которым работы в рамках государственных контрактов должны быть произведены в США или жителями штата.

Эти ограничения носят специфические особенности применительно к иностранным центрам обработки вызовов (call centers.). Устанавливаются прямые запреты использовать данные зарубежные организации, что,в частности, связано с негативной практикой на рынке труда США в начале 20 века, когда ТНК переводили свои структурные подразделения из США в Индию, в связи с дешевизной рабочей силы в этой стране. Кроме того, в законодательстве формулируется правило, в соответствии с которым предпочтение в предоставлении государственных контрактов отдается подрядчиками, которые выполняют работу в США или в данном штате.

Устанавливаются ограничения в процессе передачи личных, финансовых или медицинских данных в оффшорные зоны. Формулируется запрет или ограничения на получение государственной помощи компаниям, которые используют зарубежных подрядчиков.

Предусматривается уведомление, в соответствии, с которым требуется предупредить работников и/или государственный орган в случае перевода производственных мощностей в другую страну в случае оффшорного аутсорсинга.

Законодательство штатов обеспечивает налоговые льготы для компаний, которые осуществляют деятельность в данном штате.

Отметим, что антиаутсорсинговое законодательство предлагает лишь один тип ограничения, а не комплексный подход, предусматривающий несколько ограничений, и в этом состоит его недостаточная эффективность.

После принятия Программы достойного труда4 особый акцент в трудовом законодательстве ряда индустриально развитых стран пришелся на борьбу с последствиями структурной безработицы посредством активизации мер государственной политики занятости.

Спецификой современного немецкого законодательства о занятости является четкое установление тесной взаимосвязи государственной политики занятости с мерами экономической политики, а также придание ей гибкости.

В Германии, в русле рассматриваемой тенденции, был принят Закон «О реформировании механизмов регулирования рынка труда» (Das Job-AQTIV-Gesetz) от 2001 года, назначение которого состояло в минимизации безработицы в стране.

Основные элементы реформы включают в себя: улучшение оценки потребностей отдельных лиц, осуществляемой в целях реализации своих трудовых способностей на рынке труда; обеспечение более эффективного трудоустройства; доступ для безработных к различным мерам политики в области занятости, а также улучшение связи между политикой на рынке труда и мерами государственной политики в других областях. Кроме того, особое значение придается и реформе содействия занятости женщин.

Принятие этого нормативного акта определялась необходимостью решения ряда проблем в сфере занятости населения, а именно: упрощение методов трудоустройства и развитие системы посредничества; обеспечение развития системы профессионального образования и повышения квалификации и переобучения кадров; повышение уровня занятости пожилых безработных; осуществление мероприятий по содействию трудоустройству женщин ;обеспечение повышения занятости молодёжи; оптимизация форм и методов работы Федерального ведомства по вопросам труда.

Недостатки действующего законодательства, которое не смогло оптимально регулировать отношения занятости в условиях структурной безработицы, стали причиной принятия акта. Закон направлен на улучшение правового регулирования содействия занятости населения, так как Кодекс социального обеспечения (Sozialgesetzbuch, SGB III) не содержит положений, закрепляющих достаточные меры, направленные на сокращение безработицы и ее предотвращение, в частности по вопросам устранения пробельности законодательства и улучшения положения граждан страны, которые должны отказаться от работы из-за полной потери трудоспособности; вынуждены прерывать работу из-за родов или необходимости ухода за ребенком; кто не получает социальную поддержку в виде пособий по безработице.

2 См.: A Dynamic Perspective on Next-Generation Offshoring: The Global Sourcing of Science and Engineering Talent”, Stephan Manning, Silvia Massini and Arie Y. Lewin, in: Academy of Management Perspectives, Vol. 22, No.3, October 2008, 35-54.

3 Consolidated Appropriations Act of 2004. Public Law No. 108-199

4 ILC87 - Report of the Director-General: Decent work

http://www.ilocarib.org.tt/cef/initiatives/ILC87%20%20Report%20of% 20the%20DGl_%20Decent%20Work.pdf (Дата обращения: 9 мая 2011 года)

5 Abkurzung: Das Job-AQTIV-Gesetz. Datum des Inkrafttretens: 14.12.2001. Fundstelle: Bundesgesetzblatt Nr. 66, 2001

Посредством реформ правительство намерено повысить эффективность работы служб занятости, а также оптимизировать профессиональную подготовку и создать условия для совмещения работы и семейной жизни.

Преобразования направлены также и на решение следующих задач: обеспечение занятости и устранение длительной безработицы путем модернизации служб занятости и укрепления системы предоставления подходящей работы; содействие трудоустройству и непрерывному профессиональному образованию; осуществление профподготовки в интересах работодателя; улучшение мер превентивной политики на рынке труда; обеспечение связи политики на рынке труда с инфраструктурой политикой для дальнейшего развития, финансируемой государством занятости; создание более эффективной и гибкой политики на рынке труда за счет упрощения ее инструментов (это означает, что все безработные могут непосредственно участвовать в программах занятости и профобучения в случае необходимости без задержек с учетом профессиональной квалификации); обеспечение поддержки вступлению молодых людей на рынок труда посредством включения существующей специальной программы по снижению уровня безработицы среди молодежи - известной как "скачок" (Л1МР)) в КСО(Б0В III)6, начиная с 2004 года; обеспечение равных возможностей для мужчин и женщин на рынке труда путем учета гендерной проблематики и расширения специальных мер по содействию занятости женщин; занятость женщин, должна обеспечиваться посредством мер активной политики на рынке труда в соответствии и пропорционально уровню безработицы среди женщин; улучшение социального обеспечения для лиц с семейными обязанностями посредством включения во время страхования от безработицы периодов , специально предусмотренных для беременных и кормящих матерей ( шесть недель до и восемь недель после родов ), а также отпуска по уходу за детьми в возрасте до трех лет; увеличение субсидий на затраты по уходу за детьми во время участия в учебно-трудовых мерах на каждого ребенка в месяц до 130ЕШ; обеспечение возможностей трудоустройства пожилых людей путем поддержания их занятости либо содействия их возвращению на рынок труда; распространение социальной защиты на всех лиц в связи с безработицей путем восполнения пробелов в системе социального обеспечения; укрепление социальной сплоченности посредством содействия добровольной работы безработных; регулярной проверке эффективности и последствий действия механизмов рынка труда. Ключевым элементом реформы является введение «соглашения об обеспечении занятости», которое заключается между безработным и службой занятости. С одной стороны, этот документ имеет своей целью гарантировать предоставление рабочих мест безработным, а также иных услуг, учитывая не только индивидуальные интересы, знания и способности безработного, но и гендерные возможности в области занятости, насколько это позволяет ситуация на рынке труда. С другой стороны, каждый безработный обязан прилагать усилия, чтобы найти работу.

Срок заключения соглашения - шесть месяцев с момента наступления безработицы.

6 Sozialgesetzbuch (SGB) Drittes Buch (III) Arbeitsforderung Stand: Zuletzt geandert durch Art. 12 Abs. 8 G v. 24.3.2011 I 453

Если безработный прошёл курс профессионального образования или переобучения, то срок-три месяца с момента завершения образования.

Нужно отметить, что в содержание соглашения вносятся конкретные мероприятия по поиску рабочего места, а также следующие обязанности службы занятости: вносить безработным предложения о трудоустройстве; составлять перечень профессий и специальностей; предлагать помощь в подготовке предложений; содействовать профессиональной переподготовке; выплачивать средства на существование.

Безработный, со своей стороны, обязуется приложить максимум усилий по поиску работы как постоянной, так и временной; информировать биржу труда обо всех изменениях в своей трудовой ситуации; неукоснительно выполнять получаемые от своего консультанта указания.

Для достижения соблюдения соглашения в законе устанавливаются положения о замораживании выплат в случаях, когда безработный не прилагает усилий, чтобы найти работу (Бреггсе^еп): безработные, которые не сразу договорились о собеседовании в случае определения потенциального работодателя, сознательно игнорируют назначение на подходящую работу или отказываются от работы в процессе собеседования с работодателем, лишаются права на получение пособия по безработице на срок 12 недель.

Другим важным моментом реформы является увеличение возможности для интеграции безработных через агентства по временной работе.

Срок работы работников агентства по найму временных работников у того же работодателя может быть продлен, если не ожидается , что данное лицо выберет другую форму занятости в ближайшее время. Кроме того, вводится «ротация работ».

Закон предусматривает также использование новых документов службой занятости , которые заполняются безработными, что необходимо для оценки шансов на новое трудоустройство .

Кроме документов о профессиональной квалификации, работники службы занятости посредством вопросов собирают сведения о подвижности и гибкости безработного, о мотивации его поведения, о внешнем впечатлении, которое он производит, а также некоторые другие данные. Следует отметить, что под квалификацией подразумевается образование, специальные знания, сведения о прежнем профессиональном опыте, знание языков и другие сведения. Под подвижностью и гибкостью безработного понимается наличие у него водительского удостоверения и / или автомобиля, характеристика транспортных линий вблизи места постоянного проживания, возможность трудовой деятельности вне региона проживания, готовность к изменению профессии и профессиональной альтернативы, возможный вид занятости, наличие ограничений относительно условий труда, представления об оплате труда.

Манера держать себя и внешний вид безработного является также критерием при оценке мотивации и поведения безработного.

Важны его собственные усилия по поиску работы или курсов по переподготовке

Особо в Законе определяется роль третьих лиц, которые вовлечены в процесс поиска работы. Так, вводится правило, в соответствии с которым органы службы занятости обязаны в максимальной степени содействовать трудоустройству лиц, у которых, по тем или иным причинам, затруднено вхождение в рынок

труда, а срок безработицы превышает 6 месяцев , для этой категории безработных законом предусматривается возможность подключения к поиску вакантных рабочих мест так называемых третьих физических или юридических лиц.

Важное место в решении этого вопроса отводится агентствам временной занятости, для которых изменяется процедура предоставления безработному работы. Так, срок передачи работника агентством своему клиенту продлевается с 12 до 24 следующих друг за другом месяцев.

Начиная с тринадцатого месяца непрерывной работы, предприятие, предоставляющее работу, обеспечивает временному работнику необходимые условия труда, включая вознаграждение за труд, и это продление срока дает возможность предприятиям, берущим взаймы временных работников, использовать их в более длительных проектах.

Предусматривается проведение мероприятий по содействию занятости, которые осуществляются по личной инициативе предпринимателя. При этом, как минимум 20 % рабочего времени, должно приходиться на повышение квалификации или практику работника фирмы.

Однако, это положение не распространяется на тех, кто уже достиг 55 лет. В Германии в настоящее время существует ряд доплат, которые положены работодателю за снижение безработицы: за предоставление постоянной работы длительно неработающему, за снижение особо высокого уровня безработицы в восточных районах - дотации на зарплату молодым работникам. Перечисленные доплаты не отменяются и включаются в уже существующие формы пособий по содействию трудовой занятости.

Китай разработал целую систему мер устранения последствий структурной безработицы, что объясняется резким революционным ростом экономики страны , который привел к увеличению количества безработных граждан страны и как результат- к стремлению реализовать основные принципы Программы достойного труда МОТ.

Спецификой трудового законодательства Китая является жесткое государственное регулирование отношений занятости, что отчетливо проявляется в Декрете № 10 Министерства труда и социального обеспечения Китая «О регулировании рынка труда7» от 29 ноября 2000 года, принятого в соответствии с трудовым законодательством в интересах защиты законных интересов работников и работодателей и в целях развития и стандартизации рынка труда и содействия занятости.

Органы защиты труда (The labor security administrative authorities) на различных уровнях организуют деятельность по обеспечению занятости в государственном секторе и в сфере содействия развития центров занятости, которые должны обеспечивать интересы как работников, так и работодателей на рынке труда. Органы охраны труда выше уездного уровня несут ответственность за управление рынком труда в своих административных районах. Они могут поручить своим вспомогательных отделам (центрам занятости) решать конкретные дела, касающиеся управления рынком трудовых ресурсов.

7 REGULATION OF LABOUR MARKET MANAGEMENT (DECREE NO. 10) (Adopted by the conference of the Ministry of Labor and Social Security on November 29, 2000) /http://www.novexcn.com/ labor_manage_00.html ( Дата обращения: 23 февраля 2011года)

Трудоспособный работник в возрасте 16 и старше , желающий работать и имеющий на это право в соответствии с законами, может реализовать свои способности к труду двумя основными способами- путем обращения либо в центры занятости либо непосредственно к работодателю при наличии документов, удостоверяющих личность, образование и профессиональную подготовку. В некоторых случаях до приема на работу, работник получает необходимое образование или профессиональную подготовку. Это относится, например, к выпускникам средних школ городов и поселков, которые должны получить образование до заключения трудового договора.

В городах и поселках трудоспособные безработные, желающие работать и достигшие определенного законом возраста, обязаны зарегистрироваться в центре занятости. Безработным без опыта работы необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность, а безработным, обладающим опытом работы -те же самые документы, но кроме них, и документ о прекращении трудовых отношений со своим бывшим работодателем.

При наличии свидетельства о регистрации в качестве безработного гражданин получает право на предоставление ему услуг со стороны государственной службы занятости, включая выплаты по системе страхования от безработицы. Необходимо отметить, что органы труда на уровне провинций, в свою очередь, обязаны формулировать конкретные процедуры и формы регистрации безработных.

Особо в китайском трудовом законодательстве решается вопрос о приеме на работу, рассматриваемый как важный аспект процесса обеспечения занятости населения.

Работодатель обязан принять работника на работу на основе открытой и справедливой конкуренции, в результате которой выбирается лучший по профессиональным качествам кандидат. Работодатель имеет право привлечь на работу трудоустраивающегося, обращаясь в центр занятости с просьбой нанять для него определенные категории работников; проводя рекламную компанию через средства массовой информации; используя Интернет. Если работодатель доверяет центру занятости подбор для своих нужд работников набор, то он представляет в этот орган рекомендательное письмо, бизнес-лицензию (дубликат) или другие документы о регистрации юридического лица, общие правила работы и документы, удостоверяющие личность работников, которые занимаются кадровым делопроизводством.

Список литературы:

ILC87 - Report of the Director-General: Decent work http://www.ilocarib.org.tt/cef/initiatives/ILC87.pdf (Дата обращения: 9 мая 2011 года)

Consolidated Appropriations Act of 2004. Public Law No. 108-199

AbkQrzung: Das Job-AQTIV-Gesetz. Datum des

Inkrafttretens: 14.12.2001. Fundstelle: Bundesgesetzblatt Nr. 66, 2001

Sozialgesetzbuch (SGB) Drittes Buch (III) Arbeitsforderung Stand: Zuletzt geandert durch Art. 12 Abs. 8 G v. 24.3.2011 I 453

REGULATION OF LABOUR MARKET MANAGEMENT (DECREE NO. 10) (Adopted by the conference of the Ministry of Labor and Social Security on November 29, 2000) /http://www.novexcn.com/labor_manage_00.html (Дата обращения: 23 февраля 2011 года)

A Dynamic Perspective on Next-Generation Offshoring: The Global Sourcing of Science and Engineering Talent”, Stephan Manning, Silvia Massini and Arie Y. Lewin, in: Academy of Management Perspectives, Vol. 22, No.3, October 2008, 35-54.

Literature list:

ILC87 - Report of the Director-General: Decent work http://www.ilocarib.org.tt/cef/initiatives/ILC87.pdf (Дата обращения: 9 мая 2011 года)

Consolidated Appropriations Act of 2004. Public Law No. 108-199

AbkQrzung: Das Job-AQTIV-Gesetz. Datum des

Inkrafttretens: 14.12.2001. Fundstelle: Bundesgesetzblatt Nr. 66, 2001

Sozialgesetzbuch (SGB) Drittes Buch (III) Arbeitsforderung Stand: Zuletzt geandert durch Art. 12 Abs. 8 G v. 24.3.2011 I 453 REGULATION OF LABOUR MARKET MANAGEMENT (DECREE NO. 10) (Adopted by the conference of the Ministry of Labor and Social Security on November 29, 2000) /http://www.novexcn.com/labor_manage_00.html (Дата обращения: 23 февраля 2011 года)

A Dynamic Perspective on Next-Generation Offshoring: The Global Sourcing of Science and Engineering Talent”, Stephan Manning, Silvia Massini and Arie Y. Lewin, in: Academy of Management Perspectives, Vol. 22, No.3, October 2008, 35-54.

Рецензия

на научную статью доцента кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Морозова Павла Евгеньевича на тему: «Реформирование правового регулирования занятости населения в зарубежных странах в условиях глобализации»

Тема научной статьи Морозова Павла Евгеньевича является актуальной в связи с тем, что глобализация прямо влияет на увеличение числа безработных, что определяется рядом факторов: во-первых, активизацией офшорного аутсорсинга; во-вторых, радикальными технологическими изменениями в производстве, которые привели к ускорению темпов роста структурной безработицы;

в-третьих, ростом привлекательности неформальной занятости вследствие несовершенства трудового законодательства и падения уровня доходов населения.

Следует учитывать и последствия мирового финансово-экономического кризиса, который предельно обострил противоречия на рынке труда.

Все эти обстоятельства достаточно подробно рассмотрены в статье, что можно оценить в качестве ее положительной стороны.

Автор совершенно справедливо отмечает, что в трудовом законодательстве зарубежных стран цель государственной политики в области занятости определяется как содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Действительно она рассматривается в аспекте стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости.

Следовательно, основным назначением политики занятости является предоставление работы всем, кто готов приступить к работе и ищет работу. Причем, не всякую работу, а подходящую, так как в актах МОТ по вопросам занятости (Глобальная программа занято-

сти) отмечается, что занятость должна быть достойной, то есть базироваться на реализации трудовых стандартов.

Нужно также согласиться с мнением Морозова Павла Евгеньевича, в соответствии с которым особое внимание в законодательстве ряда стран уделяется программам занятости населения, которые рассматриваются в аспекте приспособления к структурным изменениям и преследуют две цели: получение пользы от экономического и технического развития государства; защита тех групп населения, которые стали безработными вследствие структурных изменений.

Определенный интерес вызывает также вывод автора о том, что вместе с тем, после принятия Программы достойного труда американскими законодателями акцент был сделан не на совершенствование правового механизма регулирования отношений занятости, а на решение проблемы безработицы, возникающей вследствие вывода ТНК своих подразделений в развивающиеся страны. Необходимо отметить, что оффшорный аутсорсинг продолжает оставаться актуальной проблемой для всех отраслей права США, в том числе и трудового, с 2003 года, когда это явление инициировало деятельность по принятию ряда нормативных актов, направленных на его регулирование.

Вывод: научная статья Морозова Павла Евгеньевича соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в журналах из Перечня ВАК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный консультант:

Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, академик РАСН Гусов К.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.