Научная статья на тему '2006.02.028. ФУКС Х.Й. ПРОНИКНОВЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ В БАНКОВСКУЮ СФЕРУ. FUCHS H.J. INDUSTRIE UND HANDEL DRäNGEN INS BANKGESCHAFT: DIE NEUE KONKURRENZ? // BANK. - KöLN, 2005. - N 3. - S. 28-33'

2006.02.028. ФУКС Х.Й. ПРОНИКНОВЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ В БАНКОВСКУЮ СФЕРУ. FUCHS H.J. INDUSTRIE UND HANDEL DRäNGEN INS BANKGESCHAFT: DIE NEUE KONKURRENZ? // BANK. - KöLN, 2005. - N 3. - S. 28-33 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006.02.028. ФУКС Х.Й. ПРОНИКНОВЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ В БАНКОВСКУЮ СФЕРУ. FUCHS H.J. INDUSTRIE UND HANDEL DRäNGEN INS BANKGESCHAFT: DIE NEUE KONKURRENZ? // BANK. - KöLN, 2005. - N 3. - S. 28-33»

«UniCredit» занимается кредитной деятельностью в Болгарии через «Bulbank» и в Хорватии через «Zagrebacka Group». Эти банки имеют высокую долю на рынках депозитов - соответственно 18 и 31% и дали «UniCredit» в 2003 г. прибыль в размере 40 млн. и 93 млн. евро соответственно.

«UniCredit» стремится усилить свое влияние в Румынии, где сейчас через свою дочернюю компанию и 28 филиалов он контролирует всего 2% депозитного рынка. В Чешской Республике и Словакии его доля также невелика - соответственно 2 и 4%. Действующие в этих странах дочерние компании - «Zivnostenska Banka» и «Unibanka-Slovakia» - имеют соответственно 26 и 68 филиалов, а их вклад в совокупную прибыль «UniCredit» незначителен (на уровне 11 млн. евро) (3, с. 48). Ожидается расширение доли «UniCredit» на рынке Чешской Республики и Словакии, но оно вряд ли будет масштабным, учитывая структуру банковского сектора в этих странах.

Г.В. Семеко

2006.02.028. ФУКС Х.Й. ПРОНИКНОВЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ В БАНКОВСКУЮ СФЕРУ.

FUCHS H.J. Industrie und Handel drängen ins Bankgeschaft: die neue Konkurrenz? // Bank. - Köln, 2005. - N 3. - S. 28-33.

Промышленные и торговые компании все активнее участвуют в предоставлении финансовых услуг, вторгаясь в сферу деятельности банков. При завоевании банковского рынка новички наступают постепенно во избежание агрессивной конкуренции со стороны традиционных игроков.

В ноябре 2004 г. крупнейшее европейское предприятие посылочной торговли концерн «Otto-Versand» сообщил о продаже 75% капитала своего дочернего банка «Hanseatic Bank» французскому банку «Societé Generale» за 190 млн. евро. Сохранив за собой контроль над 25% капитала и оставаясь, таким образом, потенциальным финансовым партнером «Hanseatic Bank», руководство концерна «Otto-Versand» намерено осваивать рынок финансовых услуг. Финансовые сделки с частными клиентами, считает руководство концерна «Otto-Versand», имеют большое будущее, но для их расширения нужны новые финансовые продукты и услуги. Для реализации этого намерения концерн согласовал с «Societé Generale» предложение о сотрудничестве на ближайшие 30 лет.

ближайшие 30 лет. «Otto-Versand», специализирующийся на посылочной торговле, планирует в будущем предлагать потребительские кредиты, кредиты наличными, кредиты на приобретение ценных бумаг и финансирование строительства, и это означает, что концерн активно внедряется на рынок финансовых услуг. Уже в 2003/04 фин. г. финансовое подразделение концерна имело оборот в 1,06 млрд. евро, что составляет 7,4% от общего оборота «Otto-Versand».

В настоящее время активным новичком на немецком финансовом рынке является «GE Money Bank» - банк американского электротехнического гиганта «General Electric». Финансовое отделение этой ведущей мировой корпорации, работающее на рынке финансовых услуг, насчитывает 103 млн. клиентов в 40 странах. Отделение подразделяется на две части, которые до сих пор действовали под названием «GE Commercial Finance» и «GE Consumer Finance». «GE Consumer Finance» (более 100 млн. клиентов) является крупнейшей в мире после «Citybank» и HSBC группой, предоставляющей финансовые услуги.

Для расширения деятельности в сфере финансовых услуг руководство «General Electric» планирует сосредоточить деятельность «GE Consumer Finance» под головной торговой маркой «GE Money Bank» и заниматься активным менеджментом брэнда этого банка. Торговая марка «GE Money Bank», которая была первой в Германии, должна в ближайшие годы распространиться по всему миру. Немецкий филиал «GE Money Bank» стал одним из наиболее быстро растущих участников рынка финансовых услуг для частных потребителей, продавцов автомобилей и розничных торговцев в ФРГ.

«GE Money Bank» пришлось затратить много времени на захват узкой рыночной ниши в Германии. Сейчас банк предлагает широкий ассортимент продуктов и услуг с акцентом на кредитование. Наряду с жиро- и сберегательными счетами, кредитными картами это кредитное учреждение предлагает потребителям автокредитование и кредиты для приобретения розничных товаров. В области автокредитования этот банк является вторым по величине в Германии после «Autobank». Сотрудники банка готовят поле для будущей экспансии, намереваясь расширять ипотечные операции и увеличить объем кредитов с нынешних 10 млн. евро в конце 2004 г.

кредитов с нынешних 10 млн. евро в конце 2004 г. до 100 млн. к концу 2005 г., т.е. в десять раз. В декабре 2004 г. банк открыл в Мюнхене первый инвестиционный центр (investment center) для консультирования состоятельных частных клиентов по вопросам капиталовложений. В течение 2005 г. намечено создать следующие четыре центра. В области финансирования здравоохранения «GE Money Bank» также укрепляет свои позиции; в будущем он намерен предоставлять кредиты на протезирование зубов и на обучение детей.

Для расширения своей доли на рынке розничных банковских услуг руководство банка намерено учитывать изменение социальных структур в Германии, которое влечет за собой сдвиги в структуре расходов населения и его потребностях в финансовых ресурсах.

Прибыль «GE Money Bank» из года в год возрастает: к концу 2004 г. она достигла 30 млн. евро. Число клиентов в следующие три -четыре года должно удвоиться и составить 1 млн. человек. Чтобы реализовать такой рост, банк делает ставку на сильную торговую марку и профессиональный маркетинг, для чего его маркетинговый бюджет в 2005 г. увеличен на 50% - до 15 млн. евро.

«GE Money Bank» стремится предлагать клиентам только высокодоходные продукты и последовательно ограничивает свою деятельность ключевыми областями. Так, при предоставлении автокредитов внимание сосредоточивается только на трех процессах: укреплении сбыта, автоматизации операций и

менеджменте, ориентированном на улучшение работы с клиентами. В этом банке мало служащих, занимающихся всеми операциями, американцы делают ставку на глубокое разделение труда. В частности, в автокредитовании все сотрудники работают в контакте с клиентами и освобождены от деятельности, не связанной с продажами. Их функции ограничиваются принятием минимальных решений, поскольку, по мнению руководства банка, они не могут компетентно оценивать риски кредитования.

Оценка рисков предоставляется компьютеру, с помощью которого в два этапа проводится проверка кредитоспособности клиентов и принимается соответствующее решение по кредитованию. «Ручная» проверка осуществляется только в

исключительных случаях в центральном офисе в Ганновере. После

этого наступает этап обслуживания клиентов, которыми занимаются высокоспециализированные команды в различных операционных центрах. В «GE Money Bank» каждый служащий делает только то, что хорошо знает, точно так же, как на конвейере в промышленности.

Освоение банковских рынков торговыми или промышленными предприятиями называют в Европе «феноменом небанков». Все больше промышленных концернов, торговых сетевых предприятий и частных предпринимателей решаются заниматься диверсификацией финансовых услуг. Вслед за ними идут поставщики электроэнергии и коммунальные предприятия, которых привлекает дерегулированность рынка финансовых услуг, возможности новых технологий и низкие расходы на оборудование, а также высокая готовность потребителей воспользоваться услугами новых участников рынка. Главным стимулом для внедрения небанковских компаний в финансовую сферу является плохая экономическая ситуация в их основной области деятельности.

В Европе небанковские компании сильно изменили британский банковский рынок, особенно способствовала этому торговая компания «Tesco», имеющая обширную сеть супермаркетов. Ее «дочка» - «Tesco Personal Finance» - продает финансовые продукты шотландского «Rogal Bank» в супермаркетах этой сети уже в течение нескольких лет и добилась в этом выдающихся успехов. Финансовое отделение торговой компании «Tesco», имеющее клиентскую базу в 5 млн. человек, привлекает ежемесячно 90 тыс. новых клиентов. В первой половине 2004 г. это отделение заработало для материнской компании прибыль в 42 млрд. ф. ст.; рост прибыли за этот период составил 53%.

Небанки - поставщики финансовых услуг имеют в Германии большое будущее. «KarstadtQuelle Bank GmbH», имеющий 1 млн. клиентов, уже с 1990 г. конкурирует с настоящими банками. Он выпустил 1 млн. кредитных карт с платежными и кредитными функциями, в том числе MasterCard, по числу которых он является крупнейшим эмитентом. Концепция кредитной карты с автоматически возобновляемым кредитом привлекла в течение всего лишь четырех месяцев 800 тыс. клиентов. С помощью этой карты клиенты без проблем получают кредит, который они по соглашению мо-

соглашению могут погашать ежемесячными долями. Вместе с партнерами из различных отраслей «KarstadtQuelle Bank GmbH» имеет в настоящее время 13 кредитных программ MasterCard и является тем самым ведущим оферентом кредитных программ в Германии. Помимо этого он предоставляет банковские услуги в области кредитования и инвестирования.

В 2002 г. гамбургская компания «Tchibo GmbH» включила в свой ассортимент финансовые продукты. Появившаяся на этот счет критика в прессе прекратилась после того, как число клиентов этой фирмы, которые стали покупать в ее кафе не только кофе и посуду, но и договоры на страхование и кредиты, начало возрастать. Журнал «Capital» многократно ставил в своем рейтинге финансовые продукты «Tchibo» на первое место, поскольку они действительно завоевали прочное место на рынке Германии. В настоящее время в ассортименте «Tchibo» есть десять видов страхования и два кредитных продукта, в том числе простое гарантийное страхование, страхование домашнего имущества и страхование юридической защиты, а также дополнительное частное страхование на случай болезни, страхование жизни и пр. Стратегия «Tchibo» заключается в том, чтобы предложить незастрахованным потребителям компетентный выбор, поскольку марка «Tchibo» уже в течение десятилетий имеет в Германии очень высокую репутацию. Свою деловую модель компетентного предварительного выбора торговое предприятие успешно перенесло на сферу финансовых услуг и предлагает клиентам простые, прозрачные, выгодные по цене и стандартизированные продукты, которые к тому же предварительно проверены.

«Феномен небанков» был подробно исследован в конце 1990-х годов известным Центром исследований в области финансовых инноваций (Centre for the Study of Financial Innovation) в Лондоне. Уже тогда британские исследователи пришли к выводу, что, хотя рыночная доля небанков пока невелика, их конкурентоспособность в отдельных сегментах рынка может оказаться высокой. Сейчас эти предположения подтвердились. Не только торговые предприятия, но и крупные промышленные концерны активно прорываются на рынок финансовых услуг. Прежде всего речь идет об автобанках, которые, обладая рыночной долей в 3%, имеют высокие позиции в немецком банковском рейтинге. Стратегия автобанков зависит

прежде всего от состояния автомобильного рынка. Поскольку с некоторых пор продажи автомобилей, особенно фирменных, сокращаются по причине повышенного налогообложения и обусловленного налогами продления срока действия лизинга, автобанки вынуждены искать новое поле деятельности и осваивать не только такие массовые продукты, как страхование и кредитные карты, но и услуги инвестиционных фондов и страхование по старости.

«VW-Bank» был в 2003 г. крупнейшим автобанком Германии (баланс - 16,2 млрд. евро) и находился на 55-м месте среди топ-банков Германии. С учетом баланса лизинговой компании консолидированная сумма баланса автобанка составляет 24 млрд. евро. Этот поставщик финансовых услуг имеет 1,3 млн. клиентов, в том числе 620 тыс. прямых банковских клиентов и около 500 тыс. лизинговых клиентов. Совокупный объем средств на депозитах составил в конце 2004 г. около 7,8 млрд. евро. «VW-Bank» четко позиционирует себя как универсального поставщика финансовых услуг. Он предлагает обширный ассортимент продуктов и услуг и хочет стать фирменным банком для своих клиентов. Стратегическим центром деятельности банка в 2005 г. является страхование автотранспорта; другим выгодным полем деятельности в будущем руководители «VW-Bank» считают финансирование транспортного флота, а также торговлю подержанными автомобилями, в которой его важнейшим партнером является ADAC. Оба предприятия предлагают покупателям подержанных автомобилей пакет услуг под маркой «ADAC-Finanzservice», при этом «VW-Bank» берет на себя финансирование, а ADAC - профессиональную подготовку автомобилей. Новый пакет услуг хорошо принимается рынком.

Вторым номером среди немецких автобанков является «DaimlerChrysler Bank», который позиционирует себя как поставщик услуг для избранных групп потребителей, но выстраивает свою стратегию, ориентируясь на собственную марку (только треть клиентов пользуются автомобилями других фирм). Финансирование торговли и лизинг автомобилей должны в будущем стать приоритетом его деятельности.

Иная ситуация у «BMW-Bank», который исключил из своей основной деятельности финансирование торговли автомобилями и

выбрал в качестве приоритета инвестиционные операции, намереваясь работать в этом сегменте более последовательно и агрессивно, чем «DaimlerChrysler Bank». Операции по вкладам являются наиболее быстро растущей областью деятельности «BMW-Bank». Одновременно банк концентрируется на прибыльных и «изысканных» продуктах, таких как фонды акционерных обществ, пенсионные фонды, фонды недвижимости с топ-рейтингами.

Сфера деятельности автобанков продолжает расширяться. Например, из общего числа 736 тыс. клиентов «Autobank» уже 328 тыс. охвачены операциями по управлению имуществом; банк активизировал также операции на рынке страхования по старости. Некоторые банковские эксперты видят в автобанках серьезную угрозу традиционным банкам и сберкассам, поскольку автобанки имеют стратегические конкурентные преимущества в виде обширной клиентской базы, т. е. высокого потенциала рынка сбыта, и предлагаемых клиентам выгодных условий. Им не нужны дорогостоящие филиалы, они могут делать привлекательные и агрессивные предложения, поскольку создают свои продукты не только с учетом кредитоспособности клиентов, но и возможности их реализации.

Однако небанковские компании не ограничиваются только розничными сделками, а все больше проникают в сегмент корпоративных клиентов. Первопроходцем здесь стала компания «Siemens Financial Services GmbH» (SFS), которая сосредоточилась на альтернативных формах финансирования средних предприятий. В центре ее внимания находятся лизинг, продажа долговых обязательств и частных акций (private equity) (акций, не обращающихся на фондовом рынке и доступных только узкому кругу инвесторов, т.е. акций закрытых акционерных компаний. - Реф.). SFS расширяет объем операций постоянно, что приносит все более высокий доход. Наибольший рост операций отмечается в лизинговых сделках: в 2004 г. он составил 11,4%. 19 лизинговых компаний SFS по всему миру имеют объем инвестиций в 5 млрд. евро и занимаются главным образом финансированием промышленного машиностроения и производства медицинской техники. Уже сегодня SFS входит в число десяти крупнейших лизинговых компаний и намерена в ближайшие годы войти в число трех лидеров лизингового рынка в Германии. Кроме того, компания расширяет свои позиции на рынке

компания расширяет свои позиции на рынке традиционных финансовых услуг.

Доля небанковских компаний на рынке финансовых услуг в Германии медленно, но неуклонно увеличивается. До сих пор это происходило незаметно для общественности, поскольку промышленные и торговые концерны стараются при проникновении на финансовые рынки действовать тихо, чтобы не попасть в поле зрения конкурентов. Однако они широко общаются с потребителями и все увереннее завоевывают их симпатии.

В.И.Шабаева

2006.02.029. ГЕОРГИ Ф., ПИНКЕЛЬ Ж. МОБИЛЬНАЯ ТЕЛЕФОНИЯ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ ГЕРМАНИИ.

GEORGI F., PINKEL J. Mobile Banking in Deutschland: Der zweite Anlauf // Bank. - Köln, 2005. - N 3. - S. 57-61.

Первая попытка внедрения мобильных телефонов для ведения банковских операций в Германии, утверждают авторы статьи, не удалась по трем причинам: неудобно, медленно и дорого.

Со временем условия рынка изменились: новое поколение

смартфонов, емкие запоминающие устройства, быстрые сети и современные мобильные технологии создают теперь хорошие предпосылки для продажи банковских продуктов с помощью мобильной телефонии.

Стремление современного общества к мобильности понятно -люди хотят максимально быстро удовлетворять свои потребности, и особенно ярко это проявляется в области коммуникаций. Каждая четвертая семья моложе 25 лет уже не имеет подключения к стационарной телефонной сети, а пользуется только мобильными телефонами. Требование все большей мобильности проявляется и в сфере финансовых услуг, все большее число банковских клиентов хотели бы иметь доступ к своему банку с помощью мобильных телефонов: из опрошенных 17,5 млн. онлайн-банковских клиентов 12,7 млн., или 43,7%, заявили о своей заинтересованности в банковском обслуживании с помощью мобильного телефона.

Финансовые услуги, предоставляемые через мобильные телефоны, можно разделить на мобильную банковскую деятельность (mobile banking) (МБД) и мобильные платежи (mobile payment). МБД определяется как банковская услуга, при получении которой клиент в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.