Научная статья на тему '2006. 02. 019. Малкандуев А. М. Нравственные аспекты и системный характер традиций этнической культуры. - Нальчик: Полиграфсервис, 2004. - 164 с'

2006. 02. 019. Малкандуев А. М. Нравственные аспекты и системный характер традиций этнической культуры. - Нальчик: Полиграфсервис, 2004. - 164 с Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФУЦИЙ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВЫ / ОБЫЧАЙ / ТРАДИЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 019. Малкандуев А. М. Нравственные аспекты и системный характер традиций этнической культуры. - Нальчик: Полиграфсервис, 2004. - 164 с»

2006.02.019. МАЛКАНДУЕВ А.М. НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ТРАДИЦИЙ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. - Нальчик: Полиграфсервис, 2004. - 164 с.

Как отмечает автор, слово «мораль» восходит к латинскому слову mos, во множественном числе - mores, что означает «нравы». Синонимом понятия «мораль» является «нравственность», которая происходит от термина «нравы». «Нравы» - это массовое поведение людей, их действия, имеющие непосредственное отношение к морали. Кроме того, mos имеет и другое смысловое значение, а именно: «правило», «закон», «предписание».

Понятие «мораль» интерпретируется как субъективные оценки индивидами своей деятельности, как нормы обыденного поведения людей. Понятие «нравственность» следует понимать как объективные оценки поступков людей.

Нравственные потребности и чувства были тесно связаны с нормами поведения людей. Они проявлялись в виде чувства совести, достоинства, долга и других качеств человека. Основываясь на эмоциях, возникших у людей в процессе труда, люди выработали соответствующие нормы поведения и привычки, с помощью которых регулировались их взаимоотношения. Возникновение и формирование нравственных чувств шло как путем подражания, стихийно, так и сознательно, путем воспитания.

У нравственно воспитанного человека знания всегда проявляются в единстве с чувствами, перерастая в прочные, осознанные нравственные убеждения, которые, повторяясь, становятся коллективными общественными привычками, т.е. обычаями.

Отношения людей в историческом процессе регулировались, основываясь на обычаях, нравах, обрядах. Сама моральная регуляция носила синкретический характер. В ней были слиты и добро, и красота, и религия и т.д. Человек должен был вести нравственную жизнь, потому что этого требовал его разум, общие интересы социума.

У горских народов Северного Кавказа традиции и обычаи обозначались термином «адат», что означает неписаный закон. Традиции, передаваемые из поколения в поколение, в различные эпохи находились во взаимосвязи с общественной моралью. Они, транслируя организованный социально-нравственный опыт поко-

лений, выполняли и выполняют огромную социальную роль в развитии общества, в утверждении духовного единства народов.

В период возникновения капитализма формировалось правовое государство, в котором главным признаком являлось верховенство закона, правовые нормы. В этих условиях роль общественного мнения ослабла, а регулятором социальных отношений стало само государство, право. Правовые нормы на определенном этапе развития общества переходили в моральные нормы. Если обычаи и традиции не охраняются общественным мнением, то они вымирают. В отличие от самого общественного мнения нравственные обычаи и традиции содержат в себе стереотипные нормы, одобренные народом.

Традиции этнической нравственной культуры - это исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению, системно связанные устойчивые нормы в нравственных взаимоотношениях, воплощенные в моральном сознании, направленные на формирование нравственной личности и охраняемые общественным мнением. Они состоят из норм и правил поведения, на базе которых формируется духовно-нравственный облик личности, и проявляются в манерах, способах и формах общения. Внешняя нравственная культура этносов включает: традиции общения с другими людьми, формы сотрудничества и дружественных отношений и др.

Духовно-нравственные ценности трансформируются, переосмысливаются и превращаются последующими поколениями в некие новые ценности, например в новые обычаи и традиции, обогащенные духовным опытом предшествующих поколений. «Культура, подобно церкви, более всего дорожит своей преемственностью» (с.17). Она связана с культом предков, с преданиями и традициями.

Традиция - это носительница исторической информации предыдущих эпох, связи времен и поколений в историкокультурном творчестве. Она содержит в себе принципы и взгляды прошлого в развитии духовной культуры. Будучи универсальным историческим и культурным явлением, традиция помогает человеку идти в ногу со временем и жить в определенном социальнотерриториальном пространстве.

Традиции по сравнению с обычаями более подвержены политике и идеологии, т. е. выступают как ярко выраженные идеологические и политические средства. Обычаи же по сравнению с традициями являются носителями нормативно нравственных начал, поступков во взаимоотношениях людей. В то же время и традициям, и обычаям присущи общие черты: преемственность, повторяемость, охрана их общественным мнением, наглядно-чувственный характер и опредмеченность. Обычаи и традиции, в отличие от официальных государственных моральных форм, охраняются общественным мнением - мнением коллектива, социума.

Конфуций началом человеческих отношений считал соблюдение в них принципа человеколюбия на основе взаимности и равенства. Но так как люди в повседневной жизни неравны между собой, то эти отношения оказываются разными по своему социальному статусу. Регулятором этих отношений является ритуал как образец общественно достойного поведения, как элемент нравственной культуры. Ритуал имеет свое основание - сыновнюю почтительность, т.е. оказание почестей сыном своему отцу. Со временем эти почести возвращаются к нему уже как к отцу через его детей. В дальнейшем эти почести передаются по традиции.

Согласно Конфуцию человек в семейных и общественных отношениях имеет нравственные обязанности и долг. Они обусловливаются воспитанием и наличием духовно-нравственной культуры у человека. Процесс воспитания направлен на формирование идеальной личности - благородного человека, сочетающего в себе человеческое совершенство, гармонию естественности и воспитанности. Такая личность обладает человеколюбием, умением соблюдать ритуал, правдивостью, честностью, почтительностью в поступках и стремлением учиться совершенству во всем. Так лучшее в воспитании и в духовно-нравственной культуре передавалось из поколения в поколение по традиции. Каждый человек - это нравственное существо со своим достоинством, нравственным началом. Доброта приближает человека к нравственному идеалу, под которым понимается совершенство во взаимоотношениях между людьми, высший образец нравственно совершенной личности, эталон, по которому сверяют свои поступки и помыслы.

В современных условиях народы переживают период духовного возрождения. Человек ориентирован на освоение достижений

традиционной нравственной культуры. Он глубоко заинтересован в накоплении и дальнейшем развитии духовной культуры. Процесс возрождения культуры играет огромную роль в нравственном возвышении человека, делает его духовно-нравственным существом. Именно в этом смысле «человеческое в человеке», по выражению И.Канта, человеческие качества раскрываются стыдом, состраданием или симпатией и благоговением перед жизнью.

В духовно-нравственной сфере традиции складывались на основе передачи нравственных установок, обычаев, нравов и других ценностей, содержащихся в опыте предыдущих поколений. Содержание нравственной культуры включает: социальное отношение к нравственным требованиям; преемственность в нравственном развитии; единство моральных убеждений и норм поведения; осознание необходимости нравственного самосовершенствования личности; способность к самоконтролю; последовательность в поведении и др.

Под духовностью автор имеет в виду ориентацию человека на высшие ценности, идеалы, стремление к самосовершенствованию, возвышение над обыденностью. Кроме того, духовное возвышение человека характеризуется индивидуализированностью. Это означает обладание независимостью и волей. Духовность и одухотворенность дают гарантию внутренней свободы и самовыражения личности в творческих делах.

Конституирующая функция морали выступает как основная форма социально-нравственной культуры. Такие универсальные принципы и нормы нравственности, как гуманизм, справедливость, коллективизм, ответственность перед будущими поколениями являются высшими формами регуляции поведения людей. В повседневной жизни эти нравственные принципы выглядят как «неписаные» правила поведения. Приоритетность нравственных принципов заключается в том, что они распространяются на все человеческие взаимоотношения.

Обычаи и традиции достаются индивиду от предыдущих поколений. Люди дорожат своими обычаями и традициями. Несоблюдение их осуждается общественным мнением. Такое осуждение оказывает на личность сильное воздействие.

По традиции старшим людям оказывается повышенное уважение и почет именно потому, что они объективно являются носи-

телями огромного социального и нравственного опыта, творцами духовных ценностей и нравственных установлений. Они способствуют утверждению нравственного прогресса, огромен их авторитет как в общественной жизни, так и в семейных отношениях. Старшие -это хранители нравственных идей.

Гостеприимство как древнейшая традиция, являясь элементом нравственной культуры и выражая общечеловеческие интересы - интересы общения людей, остается важной частью образа жизни народов. В традиции гостеприимства выражены принципы общечеловеческого общежития - доброжелательность и человечность. Именно поэтому эта традиция сохранится в будущей нравственной человеческой культуре.

Сущность традиций нравственной этнической культуры выявляется через функции, которые они выполняют. Любая функция традиций и обычаев вытекает из общественных потребностей. Социально-нравственная жизнь не может функционировать без регулирования отношений между людьми, а также без передачи нравственного опыта, который транслируется обычаями и традициями. Именно потребностями порождаются традиции.

В рамках традиций нравственной этнической культуры автор выделяет следующие системообразующие факторы: 1) целевую установку индивида или социума. Целью выступает формирование человечности на основе нравственных традиций и обычаев. Элементы системы связаны одной целью - целью формирования нравственной личности; 2) понимание идеи об идеальной личности как интегратор в деле формирования человечности; 3) общественное мнение. Под воздействием как внешних условий, так и внутренних социальных сил общественное мнение, обладая свойством самосохранения, может вносить изменения в подсистему; 4) социальноструктурную дифференциацию общества; 5) уровень общей культуры этноса; 6) социальную память национального самосознания, которая способна сохранять и передавать с помощью обычаев социальные нормы, образцы поведения, социальную информацию о человеке.

Традиции нравственной культуры содержат в себе духовнонравственную силу, «зов будущего», передающийся из поколения в поколение. В науке эту силу называют потенциальной традицией. Она состоит из следующих компонентов: 1) морального авторитета

старших поколений, направленного на укрепление морального единства общества на основе традиционной нравственной культуры; 2) потенциальных традиций нравственной культуры, охраняемых силой общественного мнения; 3) социально-нравственного подражания (мимесиса); 4) само-сознания социальной памяти, устремленной в будущее.

Система традиций нравственной культуры характеризуется такими функциональными особенностями, как способность к саморазвитию; способность к порождению новых форм удовлетворения общественных потребностей; наследование традиций как процесс связи между поколениями. Эта система развивается на основе следующих закономерностей: 1) единства и разнообразия традиций нравственных культур; 2) преемственности нравственных культур; 3) прерывности и непрерывности в их развитии; 4) взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения традиций нравственных культур.

Одни обычаи и традиции получают новую силу, другие, как не отвечающие жизненным интересам и вкусам людей, уходят в прошлое, изживают себя. Происходит развитие традиций нравственной культуры на основе закономерности прерывности и непрерывности в их развитии. При этом прерывность носит относительный характер, а непрерывность - абсолютный характер. Традиции нравственной культуры имеют тенденцию поступательного развития.

Исторический опыт развития народов показывает, что ни одна культура не может существовать и развиваться изолированно, в отрыве от культур других народов. Объективные потребности и интересы народов заставляют их общаться, сотрудничать в разных сферах культуры. На основе этого происходит ознакомление одной нации с образом жизни и традициями другой нации. И иные традиции, если они оказываются выражающими интересы и вкусы данной нации, будут переняты этой нацией. Именно таков путь взаимопроникновения и взаимообогащения традиций нравственной культуры.

Наряду с моралью и правом поведение женщин регулируется традицией почтительного отношения к женщине. Именно мораль и обычай почтительного отношения к женщине предоставляют женщине наиболее глубинные ориентиры внешнего поведения, требуют от нее равнения на нравственный идеал. Регулятивная функция

этого обычая осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения.

Регулятивная и регламентирующая функции традиции гостеприимства осуществляются через систему нравственных норм, правил и образцов поведения, с помощью которых направляется деятельность хозяина и гостя. В традиции гостеприимства и гость, и хозяева сами контролируют свои действия, ориентируясь на общепринятые нормы. Традиция гостеприимства - это совокупность определенных правил, которые регулируют поведение гостя и хозяев в стандартных ситуациях. Эти правила делают общение более приятным и тактичным.

Традиция гостеприимства выполняет и коммуникативную функцию. В ней и со стороны гостя, и со стороны хозяев проявляется нравственная культура общения, предполагающая вежливость, тактичность, уважение друг к другу, умение держать себя с достоинством, терпеливо выслушать мнение собеседника.

Исторически традиционная дружба устанавливалась и проявлялась в разных формах, а именно: в отношениях, которые основаны на общности духовных интересов, на близости и связях, обусловленных деловыми и иными контактами. Большое значение в дружбе имеют индивидуальные моральные качества, такие как бескорыстие, преданность, доверие, искренность и честность, общность убеждений в достижении поставленных перед собой целей. Если брать, к примеру, северокавказские народы, то традиционная дружба между ними была направлена на их дальнейшее развитие.

Традиции этническо-нравственной культуры имеют особенность, которая обусловлена функционированием такого общественного института, как общественное мнение, способствующее обеспечению преемственности, передаче нравственных и религиозных традиций. Общественное мнение выражало народное представление о личностных качествах горцев, таких как почитание старших, преданность своему отечеству, наличие чувства национальной гордости, высокое чувство чести и др.

Благодаря нравственному воспитанию обеспечивается передача нравственных ценностей от предыдущих поколений к последующим, обеспечивается преемственность в развитии общества. В процессе нравственного воспитания осуществляется духовное

воспроизводство на основе переданных от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей.

Опыт развития духовной культуры у северокавказских народов свидетельствует о том, что в современных условиях появляются новые тенденции возрождения традиционной культуры: 1) развертывается процесс освоения, сохранения и развития лучших традиций в нравственных отношениях. Этот процесс выступает в качестве тенденции возрождения, способствует росту национального самосознания; 2) на начальной стадии развития находится тенденция, связанная с активизацией процесса исламизации. Сделаны первые шаги в распространении ислама и других религий среди населения.

В основе гуманистических отношений лежат такие нравственные принципы, как уважение к жизни, ответственность перед будущими поколениями, защита среды обитания, альтруизм, порожденный чувством взаимного интереса и признанием достоинства человеческой личности.

Вежливое, заботливое отношение к ближним является характерной нравственной чертой горских народов. По отношению к старшим, к женщинам, детям, физически слабым проявлялось и проявляется человеколюбие. Например, старшие заслужили внимание и уважение из-за того, что у них есть огромный нравственный опыт, знание традиций. Все это должно быть оценено и передано детям, молодежи. Последние обязаны достойно перенимать и развивать духовно-нравственные ценности, созданные и накопленные предшествующими поколениями.

Автор приходит к выводу, что утверждение гуманистических норм и принципов во взаимоотношениях народов должно опираться в будущем на традиции этнических культур народов, ибо они вобрали в себя многовековую мудрость.

О.В. Летов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.