Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал духовно-нравственных традиций и обычаев вайнахов'

Воспитательный потенциал духовно-нравственных традиций и обычаев вайнахов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал духовно-нравственных традиций и обычаев вайнахов»

Р.М. Эхаева

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ВАЙНАХОВ

Формирование нравственного мира школьников в значительной мере зависит от конкретных условий, его важным фактором выступает непосредственная микросреда, в которой «выращивается» подрастающее поколение.

Основными элементами этой микросреды в нашем обществе являются первичные коллективы. В сфере производства - это различные трудовые коллективы; в общественной жизни - это молодежные организации, спортивные клубы, профсоюзные организации, религиозные объединения и т.д.; в сфере учебы - коллектив школьного класса, студенческой группы, учащиеся медресе, научное объединение, художественная самодеятельность и т.д.; в быту - семейный коллектив, референтные группы друзей - сверстников, другие объединения по месту жительства (2).

Многие ученые-исследователи воспитание рассматривают как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами и поведением как целостным процессом (З.А. Малькова, Л.Н. Новикова). Также под воспитанием понимают и организацию деятельности подростков как активной формы проявления их отношений (прежде всего нравственных) к окружающему миру (Е.Н. Шуркова). По мнению А.Д. Сол-датенкова, «воспитание - это "вбирание" в себя каждой личностью духовно-нравственной культуры родного этноса, его национального духа, бытия. Воспроизводя себя из поколения в поколение (физически и духовно) и беспокоясь о своей вечности бытия в кругу родственных и сопредельных народов, каждая нация заботится о воспитании детей, чтобы они продолжали в веках культурно-исторические традиции отцов, дедов и прадедов» (4).

Эти и другие концепции теории воспитания воплощаются в практике воспитательной работы общеобразовательных учреждений, предлагая целостную педагогическую систему, где ведущее место занимает процесс духовно-нравственного становления, развития личности, этнический фактор, который мы рассматриваем в данном исследовании.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы »: нравственность - особая форма общественного сознания в виде общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции поведения человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обьиая нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости (1). Нравственное - высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этнических норм как абсолютных требований.

Латинское слово «мораль» (moralis) переводится как нравственный. Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение. Таким образом, в лексической интерпретации они совпадают и могут определяться как «...правила поведения, система мер, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, одна из основных норм идеологии и культуры» (Л.М.Архангельский).

Академик РАО Б.Т. Лихачев разводит такие понятия, как мораль и нравственность. «Однако этотповодне столько для удивления, сколькодля глубокого и серьезного размышления надновым подходомкпроблемам нравственного воспитания подрастающегопоколения», - пишетон(З).

Жизненный опыт свидетельствует, что человек, достигающий в своем духовном развитии подлинных высот, редко падает с них. В случае же падения безмерно страдает, его терзают мучения совести, он стремится искупить свой грех и вернуться на нравственные круги своя. Однако с большинством «падших» ничего подобного, даже отдаленно похожего, не происходит. Напротив, они находятся в состоянии безнравственного самодовольства, предпринимают попытки уйти из-под критики общественного мнения и продолжают удовлетворять свои потребности любыми, в том числе и безнравственными, средствами.

Далее академик Б.Т. Лихачев пишет о том, что педагогикой допущены и не исправляются две существенные ошибки. Первая состоит в том, что в теории воспитания не определены такие важнейшие понятия, как мораль, моральные нормы, нравственность, внутренняя нравственная свобода и ответственность, свобода нравственного выбора. В результате неясности и смешения понятий произошло и смешение реальных явлений: морального и нравственного

Социально-культурная деятельность

воспитания. В области нравственного воспитания, без четкого представления о его сути, характере процесса и результатах, все внимание уделяется лишь содержанию, формам и методам. Этим и объясняются абсолютизация слова как средства нравственного воспитания во всех возрастных периодах детства, недооценка организованного опыта моральных отношений, навыков и привычек, авторитета воспитателя, что приводит к обесцеленности, стихийности и самотеку в формировании нравственной личности.

Другая ошибка, по мнению Б.Т. Лихачева, заключается в игнорировании дифференцированного возрастного подхода, учета реальных возможностей ребенка в его моральном приучении и нравственно-духовном становлении. Она проявляется в практическомнезнании и непонимании особенностей возрастного становления детской личности, в идеализации природыребенка, приуменьшении роли целенаправленной организации жизни и педагогического руководства, в педа-гогичеа<омбессилиипередлицомдетскойнеорганизованностиинедисциплинированности(3).

Настоящее неразрывными узами связано с прошлым, создавать новое возможно лишь на основе усвоения определенного наследия прошедших веков. Каждое новое поколение начинает свою историческую деятельность при определенных условиях, предпосылках (материальных, духовных), которые они получают от прошлых поколений.

Нормы морали, правила общежития, рациональные способы и методы организации трудовой деятельности, отношения к природе, земле, освященные общественным мнением, выдержавшие испытания временем, оформляются в стабильные традиции и обычаи.

Тенденции повышения национального самосознания побуждают обращаться к вековым традициям и обычаям народа. В них нашли отражение многие общечеловеческие ценности, в которых заложены основы формирования взаимоуважения и дружбы.

Традиции и обычаи - это элемент культуры прошлого, перешедшей в настоящее время от одной общественной группы к другой и характеризующейся относительно длительным существованием, стабильностью. Но, переходя в настоящее время, культурные ценности не остаются неизмененными. Они приспосабливаются к новым условиям существования.

Понятия «традиции» и «обычаи», нарядус такими понятиями, как «культура», «нравственность», имеют большое теоретическое значение при анализе духовной жизни общества, политического и идеологического развития народа в определеннуюисторическую эпоху.

Человеческая культура неотделима от традиции. Оба понятия настолько связаны между собой, что их нередко путают. Культуру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто с традициями отождествляют обычаи. В основе традиций и обычаев лежит простая привычка человека повторять одни и те же действия. Четко закрепляя уже приобретенное знание, привычка играет исключительную роль в становлении традиций. Но привычка лежит в сфере человеческой психологии, а обычаи и традиции - в сфере человеческого общества. Понятие «обычай» ничего не говорит нам о том, передается он из поколения в поколение или нет. Об этом говорит другое понятие - «традиция».

«Традиция» (от лат. Traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в отдельных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни (1).

Традиции показывают вертикальную ось времени, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего, сохранится в будущем. Традицию понимают еще как «предание»: предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается:

1) либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий);

2) либо через фольклор.

Адекватность передачи достигается многократными повторениями, системами символических тестов (мифологиями) и действий (ритуалами).

Традиции по своим функциям могут быть бытовыми, семейными, местными (деревни, района, области, республики), национальными и, наконец, общечеловеческими.

В данном исследовании в центре внимания ставятся не все традиции, а те из них, которые имеют прямое отношение к семейному воспитанию.

По мнению Л.Суслопаровой, семейные традиции - «это порядок, принятый всеми членами семьи, они направлены на сохранение любви, покоя и правды, они стражи семьи, ее благополучия в самом широком смысле слова» (5).

Семейные традиции - это органическое сплетение разумного и доброго, найденного старшими членами семьи, с желанием передать их младшему поколению. Такие качества, как трудолюбие, послушание, уважение к старшим, нужно формировать с малых лет в семье.

В современных условиях в области семейных отношений происходит двуединый процесс: с одной стороны, обогащается или, наоборот, утрачивается содержание традиций каждого народа, а с другой - складываются общие, единые, иногда схожие для всех наций интернациональные традиции, которые перестают быть чисто национальными.

В чеченской семье первостепенное значение имеют не супружеские отношения, а отношения между детьми и родителями, потому что в формировании личности молодого человека определяющую роль играет не общество, а семья. При рассмотрении проблемынравственного воздействия семьи на молодежь необходимо исходить изее структурной особенности.

С целью изучения данной проблемы мы взяли наиболее распространенные среди чеченцев две группы семей. Прежде всего, это семьи одной брачной пары, проживающие отдельно от родителей, и большие неразделенные семьи.

Бесспорно, многие современные чеченские семьи одной брачной пары представляют собой здоровую социальную ячейку, где успешно протекает благотворный процесс нравственного становления нового поколения. Вместе с тем следует подчеркнуть, что среди современных родителей (особенно молодых) немало людей с низким культурно-образовательным уровнем, с неразвитым нравственным опытом, нуждающихся в серьезном духовно-нравственном развитии. У таких родителей нет элементарных педагогических знаний и навыков воспитания своих детей. Более того, у них отсутствует необходимый минимум знаний из богатейшего наследия традиционной народной педагогики (2).

В чеченской культуре в ранг абсолюта были возведены честь и достоинство личности, гостеприимство, культ предков и потомков, культ женщины и очага, искренней любви и милосердия ко всему живому. Традиционная культура общения чеченцев основывается на принципиальном равенстве всех людей.

В современной семье возникают обычаи и нормы, имеющие интернациональный характер. Например, разделение заботы о семье между обоими супругами, помощь супруга по дому, что раньше считалось неприемлемым и даже позорным для мужчины. Появились и такие традиции, как рост и стремление к получению образования, овладение культурными ценностями, быть интеллигентным человеком. В семейной среде отмечается стремление ее членов получить разные специальности или, наоборот, одинаковую специальность. К новым семейно-бытовым традициям следует отнести различные праздники: дни рождений, начало и окончание учебного года у подростков и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, окончание учебных заведений и т. д.

Следовательно, традиции, укоренившиеся в характере народа есть способы относиться к чему-либо, думать о чем-то или делать что-то определенным образом. Это механизм и процесс передачи из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры. Понятие «традиции» шире по своему содержанию и объему понятия «обычай».

«Обычай» - более узкое понятие, традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Если привычка - это повседневная, непраздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют собой более редкий и праздничный ее аспект.

Таким образом, обычаи в основном отражают особенность семейно-бытового уклада, характерные для данной нации, народности, класса или социальной группы людей (проведение досуга, одежда, прием пищи, взаимоотношения в быту и др.). В отличие от обычаев, традиции непосредственно обращены к духовному миру человека. Их основным содержанием являются убеждения и нравственные чувства, определяющие общую направленность деятельности человека в любой ситуации, в том числе и в той, которую трудно или даже невозможно заранее предусмотреть. Как традиции, так и обычаи обладают высокой устойчивостью, передаются из поколения в поколение. В целом одинакова их социальная роль - формировать и закреплять мысли, чувства и настроение людей в соответствии с их жизненными потребностями и интересами.

Примечание

1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова. СПб. 2000.

2. Гадаев В.Ю. Современная чеченская молодежь - поиск духовных ориентиров. - Грозный, 2005.

3. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.

4. Солдатенков А. Д. Поликультурное образование в многонациональной школе - основа диалога культур и стабилизации общества: Психолого-педагогический сборник. М. - 2000. Вып. 1.

5. Суслопарова Л. Семейные традиции. М., 1978.

6. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.