2006.02.009. КУЧМА ВВ. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД. - Волгоград; Изд-во ВолГУ, 2004. - 198 с.
В работе анализируется комплекс историко-теоретических проблем, связанных с государственно-правовым развитием США и Великобритании в ХХ в.
Действующая Конституция США является старейшей из существующих в мире конституций, которая практически в неизменном виде сохраняется вплоть до настоящего времени. Внесенные в Конституцию поправки (общее количество которых составляет 27; в это число входят и первые 10 поправок, вступившие в силу еще в 1791 г. и составляющие так называемый «Билль о правах») затрагивают лишь отдельные детали созданного свыше 200 лет назад конституционного механизма. Наряду с писаной Конституцией существует и функционирует Конституция неписаная, или «живая», как ее традиционно именуют. Поскольку официально действующая Конституция 1787 г. содержит лишь общие принципы, их конкретная детализация осуществлялась без официального изменения конституционного текста двумя путями: либо посредством неписаных конституционных обыкновений, либо главным образом путем принятия соответствующих нормативных актов, т.е. в процессе текущего законодательства. Многочисленные и разнообразные нормативные акты, принятые Конгрессом в силу его законодательной прерогативы, являются к настоящему времени важнейшими источниками американского права. Ежегодно в Конгресс вносится 10-15 тыс. биллей и резолюций (таким образом, за две сессии каждого созыва - около 25 тыс.), а принимается от 500 до 1000. Так, например, в течение 703 дней заседаний Конгресса 96-го созыва (1979-1981) было рассмотрено 14 594 публичных билля и утверждено в общей сложности 613 законопроектов.
В Конституции США закреплен важнейший принцип внутренней непротиворечивости законодательства, который выражается в приоритете федерального права над правом субъектов федерации.
К настоящему времени действующая («живая») Конституция США представляет собой синтез конституционного текста с целой серией судебных прецедентов, выстроенных в виде конституционных доктрин, придающих Основному закону, трудно поддающему-
ся формальным изменениям, гибкость и динамизм, необходимые для социальных маневров в условиях изменяющейся действительности. Характерно, что в сфере толкования Конституции Верховный суд в меньшей степени, чем в других сферах законодательства, придерживается принципа прецедента: он неоднократно, если этого требовали обстоятельства, отказывался от сформулированных им же самим более ранних конституционных доктрин. В течение ХХ в. он открыто пересмотрел около 150 таких доктрин; кроме того, многие прецеденты были им изменены или уточнены посредством практики «дифференцирования», когда старая конституционная доктрина прямо не отвергалась, но корректировалась применительно к новому составу конкретных жизненных фактов.
Полномочия Президента США закреплены в довольно широком объеме, но без строгих пределов, что способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. Эта эволюция заключалась не столько в изменении конституционного статуса президента, сколько в наполнении его новым политическим содержанием, которое в отдельных своих проявлениях идет вразрез даже с Конституцией. В то же время президентская власть не может перерасти в личную диктатуру, поскольку она сдерживается определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда. Поправки Конституции, касающиеся президентской власти, затрагивают лишь вопросы избрания президента и порядка вступления его в должность; никаких попыток конституционного ограничения президентских полномочий Конгрессом и Верховным судом не предпринималось. Реальная власть президента зависит от расклада политических сил в стране и конкретно - от соотношения партийных сил в Конгрессе и Верховном суде.
В условиях развития государственно-монополистического капитализма, знаменующегося активным государственным вмешательством в экономику, в Великобритании, так же как и в других странах, проявляется тенденция усиления роли исполнительной власти на фоне относительного падения роли представительных органов. Эта тенденция воплощается в ограничения роли Парламента, что позволяет говорить об имеющемся кризисе классического парламентаризма как института государственно-правовой системы, сложившейся именно в данной стране в течение ХУШ-ХТХ вв. Одно
из наиболее ярких проявлений кризиса английского классического парламентаризма - ограничение роли Парламента и усиление роли Кабинета министров в сфере законодательства. Это выражается прежде всего в том, что законодательная инициатива почти исключительно - на 95% - исходит от правительства (с. 72). Билли, внесенные членами Парламента в порядке частной инициативы, имеют мало шансов стать законами (из 100 биллей одобряется не более 15).
Верховенство Кабинета в общей системе государственных органов Великобритании окончательно определилось в последние десятилетия: он стал центральным органом всей государственной машины. В самом Кабинете резко возросла роль премьер-министра, свертываются коллегиальные начала в работе правительства, решение важнейших вопросов является прерогативой «внутреннего кабинета», состоящего из 4-5 министров, пользующихся наибольшим доверием премьер-министра.
В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей. Члены правительства являются членами Парламента - законодательного органа власти, а также сами обладают законодательными функциями, поскольку могут издавать акты делегированного законодательства. Спикер Палаты лордов - лорд-канцлер, назначаемый монархом на 5 лет по предложению премьер-министра, является одновременно членом Кабинета и председателем Апелляционного суда. Палата лордов - не только вторая палата парламента, но и высшая апелляционная система страны.
Специфика двухпартийной системы Великобритании состоит в том, что одна из двух крупнейших и влиятельных политических партий - Лейбористская - официально играет роль «рабочей оппозиции». Именно она и является наиболее активным сторонником конституционных реформ.
А.И. Моргунова