Научная статья на тему '2006. 01. 023. Понс Ж. -Ф. , д'этиньи Ю. Приоритетные задачи банковской Европы. Pons J. -F. , d'etigny H. les priorites de l'Europe bancaire en 2005 // Banque mag. - P. , 2005. - № 665. - P. 33-36'

2006. 01. 023. Понс Ж. -Ф. , д'этиньи Ю. Приоритетные задачи банковской Европы. Pons J. -F. , d'etigny H. les priorites de l'Europe bancaire en 2005 // Banque mag. - P. , 2005. - № 665. - P. 33-36 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ - ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 01. 023. Понс Ж. -Ф. , д'этиньи Ю. Приоритетные задачи банковской Европы. Pons J. -F. , d'etigny H. les priorites de l'Europe bancaire en 2005 // Banque mag. - P. , 2005. - № 665. - P. 33-36»

Большую роль в привлечении предприятий к реализации коммунитарных проектов и программ играет созданная в 1987 г. сеть Европейских информационных центров (Euro Info Centres, EIC), которая сегодня насчитывает 269 отделений в 42 странах (3, с. 34). EIC информирует предприятия об условиях участия в европейских программах, а ЕК - о возникающих у предприятий проблемах, связанных с применением законодательства ЕС.

Л.А. Зубченко

2006.01.023. ПОНС Ж.-Ф., Д’ ЭТИНЬИ Ю. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ БАНКОВСКОЙ ЕВРОПЫ.

PONS J.-F., D’ETIGNY H. Les priorites de l’Europe bancaire en 2005 // Banque mag. - P., 2005. - № 665. - P. 33-36.

В статье сотрудников Федерации французских банков рассматриваются приоритетные задачи банковского сообщества ЕС на 2005 г., среди которых: реализация Плана действий по развитию финансовых услуг, переход на международные стандарты финансовой отчетности, гармонизация систем компенсации, поставок и расчетов по операциям с ценными бумагами и создание единого рынка розничных банковских услуг.

Создание единого финансового пространства, в котором банки, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения стран-членов могли бы свободно продавать свои продукты и услуги и осуществлять другие трансграничные операции, является одним из важнейших аспектов западноевропейской интеграции в рамках ЕС. Среди многочисленных мер, принимаемых ЕС в области финансовой интеграции, можно выделить принятие в декабре 1998 г. в Вене министрами экономики и финансов стран ЕС Плана действий по развитию финансовых услуг (Financial Services Action Plan, FSAP). Этот план, реализация которого началась после его одобрения Европарламентом в апреле 2000 г., был рассчитан на пять лет и включал 42 меры (названные некоторыми обозревателями «42-мя подвигами Геракла»), сгруппированные по следующим основным направлениям: 1) создание интегрированного оптового финансового рынка, чтобы дать возможность компаниям - эмитентам ценных бумаг продавать их на всем пространстве ЕС, а инвесторам - иметь доступ на все биржи и осуществлять трансграничные операции; 2) создание единого розничного финансового рынка, что требует ликвидации барьеров на пути транс-

граничного предоставления финансовых услуг и создания эффективных и надежных платежных систем; 3) разработка общих правил и структур пруденциального надзора на уровне ЕС. Все эти меры направлены на создание к 2005 г. единого рынка финансовых услуг. В их числе: установление единых правил публичных предложений на продажу, взаимное признание проспектов эмиссий государственных ценных бумаг, разработка стратегии, направленной на обеспечение сопоставимости данных о финансовом состоянии компаний, котирующихся на европейских биржах, принятие статуса «европейской компании», принятие директивы об оздоровлении и ликвидации страховых компаний и т.д.

Большую роль в ускорении процедуры принятия решений, касающихся конвергенции финансовых рынков стран ЕС, сыграли рекомендации так называемого Комитета мудрецов (Comite des Sages) по регулированию европейских рынков ценных бумаг в составе девяти наиболее авторитетных специалистов в этой области во главе с бельгийским банкиром А. Ламфалусси, бывшим директором Европейского валютного института - предшественника Европейского центрального банка. Доклад Комитета мудрецов был заслушан и одобрен на заседании Совета ЕС в марте 2001 г., в результате чего в ЕС начался так называемый «процесс Ламфалусси», связанный с реализацией рекомендаций доклада.

В последние годы появился ряд исследований, посвященных последствиям финансово-банковской интеграции в ЕС. Так, в исследовании, проведенном London Economics по поручению Европейской комиссии (ЕК) в 2002 г., отмечалось, что интеграция европейских финансовых рынков повысит темпы роста коммунитарной экономики на 1,1% (это означает прирост ВВП на 130 млрд. евро в год, в ценах 2002 г.), а уровень занятости - на 0,5% (с. 34). При этом предприятия получат возможность привлекать необходимый им капитал по более низким ценам, поскольку стоимость эмиссий акций снизится на 0,5%, а эмиссий облигаций - на 0,4% (с. 34).

В мае 2004 г. ЕК опубликовала первый доклад о финансовой интеграции в ЕС, в котором указывалось, что «финансовая интеграция прогрессировала во всех областях, хотя в разных областях разными темпами и с различными результатами». Наибольший прогресс, отмечалось в докладе, был достигнут в интеграции оптовых финансовых

услуг, что объяснялось действием таких факторов, как ускорение процессов глобализации обмена, введение евро, ужесточение рыночной дисциплины. В то же время рынки розничных финансовых услуг оставались по-прежнему раздробленными и носившими по преимуществу национальный характер.

К настоящему времени план FSAP в большей своей части реализован: на начало 2005 г. из намеченных 42 мер выполнено 39. Среди законодательных актов, связанных с выполнением FSAP, прежде всего, по мнению авторов, следует отметить принятую в ЕС директиву об инвестиционных услугах (все чаще называемую директивой о рынке финансовых инструментов), директивы о коллективных инвестиционных фондах и о борьбе со злоупотреблениями на рынке. В декабре 2004 г. Совет ЕС одобрил директиву о прозрачности финансовых рынков. Несколько законодательных актов касалось пруденциального регулирования, в том числе директива о надзоре за пенсионными фондами и финансовыми конгломератами. FSAP предусматривает также принятие директивы о достаточности собственного капитала банков и других финансовых учреждений, которая должна соответствовать рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору и регулированию. Проект такой директивы был опубликован ЕК в июле 2004 г.

Большую роль в реализации FSAP сыграли консультации ЕК с профессиональными организациями, такими как, например, недавно созданные Европейский комитет органов, регулирующих операции с ценными бумагами (Committee of European Securities Regulators, CESR), Европейский комитет органов банковского надзора (Committee of European Banking Supervisors, CEBS) и Европейский комитет органов надзора за страховыми компаниями и пенсионными фондами (Committee of European Insurence and Occupational Pensions Supervisors, CEIOPS).

Как считают авторы, после реализации большинства мер, предусмотренных FSAP, перед банковским сообществом Европы стоят три приоритетные задачи: завершение перехода к международным стандартам финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards, IFRS), осуществление директивы по гармонизации постры-ночной деятельности, связанной с компенсацией, поставками и окончательными расчетами по операциям с ценным бумагам, и реализацию мер по созданию единого рынка розничных услуг.

В рамках ЕС ведется работа по гармонизации национальных платежных систем и созданию на этой основе единой европейской платежной зоны (Single European Payment Area, SEPA). С этой целью специально создан Европейский платежный совет (European Payments Council, EPC), с учетом рекомендаций которого ЕК должна подготовить проект соответствующей директивы. Хотя SEPA должна формироваться и функционировать на основе принципа саморегулирования, директива ЕС призвана обеспечить юридические рамки, гарантирующие конкуренцию между различными учреждениями, которые предоставляют пользователям платежные инструменты.

Большое значение для формирования единого финансового пространства в ЕС имеет интеграция систем компенсации, поставки и расчетов (КПР) по операциям с ценными бумагами. Эти функции являются завершающими стадиями в торговле ценными бумагами как на фондовых биржах, так и во внебиржевом обороте. Именно поэтому одной из целей, провозглашенных ЕК, является формирование эффективной и надежной системы так называемых пострыночных услуг. Эта система включает компенсационные палаты, организации, осуществляющие расчеты и поставки ценных бумаг, и центральные депозитарии, которые в странах ЕС имеют национальный характер. Финансовые потоки, проходящие через эти учреждения, составляют ежедневно 1500 млрд. евро. Это означает, что пострыночная деятельность является критической с точки зрения обеспечения стабильности всей финансовой системы ЕС.

Будущая директива ЕС о гармонизации КПР должна предусматривать отделение функций центральных депозитариев от банковских функций, а также разработку единых юридических норм. ЕК сформировала группу юридических экспертов для реализации проекта «EU legal certainty», нацеленного на гармонизацию правил защиты интересов инвесторов, причем не только крупных институциональных, к которым относятся различные фонды, но и малых и средних предприятий и физических лиц. При этом должен обеспечиваться недискриминационный, объективный и прозрачный доступ любых клиентов к инфраструктурным услугам центральных депозитариев. Разработка единого законодательства в рассматриваемой области тем более необходима, что некоторые эксперты небезосновательно предсказывают усиление процессов концентрации на рынке услуг КПР -

как вертикальных (между компенсационными палатами и центральными депозитариями), так и горизонтальных (поглощение отдельных национальных депозитариев).

Несколько медленнее продвигаются дела в области создания в рамках ЕС единого рынка розничных финансовых услуг. Принятая в 2002 г. директива о дистанционных продажах финансовых услуг до сих пор не включена в законодательства стран - членов ЕС. Предложенный ЕК в 2002 г. проект директивы о потребительских кредитах встретил острую критику со стороны европейских банков и других финансовых институтов и до сих пор обсуждается в органах ЕС.

Интеграция европейских рынков розничных финансовых услуг представляет собой наиболее сложную задачу, решение которой предполагает гармонизацию правил защиты интересов потребителей и снижение тарифов на предоставляемые услуги. Кроме того, эта интеграция позволит консолидировать банковский сектор Европы, повысить его биржевую капитализацию, что даст ему возможность на равных бороться с крупными американскими группами, проявляющими немалый интерес к европейскому рынку. Одним из препятствий на пути интеграции рынков розничных финансовых услуг является отсутствие гармонизации национальных норм защиты потребителей, а также наличие препятствий юридического, налогового и культурного характера. В этих условиях гармонизация «по максимуму» невозможна, поэтому выдвигается более прагматический подход, предусматривающий проведение мер в два этапа.

На первом этапе предлагается выявить те виды деятельности и те виды продуктов, для которых возможна реальная интеграция рынков, т.е. для которых может осуществляться трансграничное предложение; к таким продуктам относятся, например, сберегательные инструменты, потребительские и ипотечные кредиты, финансовый лизинг.

На втором этапе для каждого из этих продуктов следует наметить меры по «максимальной» гармонизации, дающие возможность потребителям сравнивать трансграничные предложения по таким критериям, как уровень процентных ставок, право на предварительную информацию и досрочное погашение и т.д.

Л.А. Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.