населения в зоне евро начнет расти, этот рост нескоро достигнет докризисного уровня. В отличие от частного потребления производственные инвестиции должны увеличиваться с третьего квартала 2009 г. И если ситуация начнет улучшаться во всех странах, это оживит международную торговлю, что также стимулирует экономический рост. Кроме того, после периода сокращения запасов начнется их восстановление.
В результате среднегодовой темп роста ВВП в зоне евро составит в 2010 г. 0,8%. При этом, однако, частное потребление останется на низком уровне, а государственные расходы снизятся из-за трудностей с государственными финансами и бюджетных дефицитов. Объем инвестиций увеличится в 2010 г. на 0,2%, внешняя торговля также возрастет, хотя и не достигнет докризисного уровня.
Л.А. Зубченко
2010.03.020. ЕДИНАЯ ЗОНА ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРО.
Single euro payments area. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/
sepa_2009.pdf
Начиная с введения евро в наличный оборот в 2002 г., потребители в зоне евро могут осуществлять платежи наличными или записанными (так называемыми «банковскими») деньгами в зоне евро на единой основе и в равных условиях. Вместе с тем наступило время позволить потребителям осуществлять платежи, используя единый банковский счет. С этой целью платежные системы стран зоны евро должны объединиться в единую платежную зону (single euro payments area, SEPA), в рамках которой национальные и трансграничные платежи в евро будут осуществляться, как в одной стране, в результате чего различия между национальными и трансграничными платежами исчезнут. Это окажет влияние не только на деятельность банков, но и на поведение потребителей, создаст определенные экономические выгоды и будет способствовать усилению межбанковской конкуренции и развитию инноваций.
В 2002 г. по инициативе банковского сообщества был создан Европейский платежный союз (European payments council, EPC), который разработал новые правила и процедуры осуществления платежных процедур в евро. Ответственность за создание и успешное функционирование SEPA несет Евросистема, включающая ЕЦБ и национальные центральные банки (НЦБ) стран зоны евро.
Главной целью SEPA является усиление европейской интеграции за счет создания единого рынка розничных платежей в евро, который основывается на таких важных элементах, как:
- единая валюта евро;
- совокупность таких инструментов, как банковские карты (SEPA cards framework, SCF), инструменты переводов (SEPA credit transfer, SCT) и платежей (SEPA direct debit, SDD);
- инфраструктура, позволяющая эффективно осуществлять платежи;
- общие технические стандарты;
- общая коммерческая практика;
- гармонизированная юридическая база;
- непрерывное развитие новых услуг для клиентов.
Создание SEPA, в первую очередь, требует координации
действий всех участвующих субъектов, среди которых следующие.
Банковский сектор, который стал инициатором реструктуризации платежных систем в зоне евро. Хотя в краткосрочном плане такая реструктуризация потребует значительных затрат, в последующем она позволит существенно снизить банковские издержки и создаст новые источники прибылей. Для гармонизации своих усилий ведущие европейские банки создали в 2002 г. ЕРС, который объединяет сегодня 74 банка и европейские банковские ассоциации, в том числе Банковскую ассоциацию за евро (АВЕ). В состав ЕРС входят представители банков четырех стран - нечленов ЕС, пожелавших присоединиться к SEPA.
Европейские компенсационные платежно-расчетные системы, в том числе автоматизированные компенсационные палаты и системы, обслуживающие операции с платежными картами, которые будут гарантировать выгодность для клиентов использования инструментов SEPA. Европейская ассоциация автоматизированных компенсационных палат (European automated clearing house association, EFCHA) разработала совокупность процедур, обеспечивающих взаимодействие между различными инфраструктурами, а АВЕ создала первую Панъевропейскую автоматизированную компенсационную палату (Pan-european automated clearing house, PEACH) для компенсации розничных внутринациональных и трансграничных платежей в евро. В основе организации PЕACH должны лежать следующие принципы:
- обработка новых европейских платежных инструментов;
- обслуживание трансграничных операций;
- автоматизация расчетов;
- обеспечение равного и недискриминационного доступа для всех финансовых учреждений зоны SEPA;
- участие банков в качестве главных акционеров;
- «национально нейтральное» представительство»;
- справедливая и прозрачная тарификация услуг.
Предприятия зоны евро - компании, коммерсанты, малые и
средние предприятия (МСП) - участвуют в развитии услуг, связанных с автоматизацией обработки платежей от начала до конца (straight-through processing, STP). Эти операции должны быть безбумажными и без ручных действий.
Государственные власти и потребители, которые будут осуществлять розничные платежи. Участниками проекта SEPA являются также Евросистема, Еврокомиссия (ЕК) и национальные органы власти.
ЕРС разработал календарь создания SEPA, включающий три следующие фазы:
- фаза разработки концепции SEPA, начавшаяся в 2004 г.;
- начало реализации SEPA, продолжавшееся с середины 2006 г. до конца 2007 г.; в этой фазе осуществлялась подготовка к введению новых инструментов, стандартов и инфраструктур;
- фаза перехода к функционированию SEPA, начавшаяся в конце января 2008 г.; критическая масса операций в рамках SEPA должны быть достигнута в 2010 г.; по окончании этой фазы услуги по выпуску и приему национальных средств переводов и платежей, опирающиеся на национальную инфраструктуру, не должны будут больше предлагаться клиентам.
SEPA позволит предприятиям упростить управление их платежами: они смогут осуществлять все свои финансовые операции в евро централизованно, т. е. с помощью единого банковского счета, использующего платежные инструменты SEPA. Все выпущенные и полученные платежи будут представлены в едином формате, что позволит снизить издержки, связанные с платежами, а также время на их осуществление.
В течение переходного периода национальные платежные инструменты постепенно будут заменяться инструментами SEPA. В целом система SEPA состоит из трех компонентов:
- услуги с добавленной стоимостью;
- электронные средства обработки платежей;
- платежные инструменты, объекты инфраструктуры, стандарты и общие юридические нормы.
Перевод SEPA (SEPA credit transfer, SCT) представляет собой средство межбанковских расчетов и платежей, опирающееся на общие правила и процедуры, применяемые к переводам в евро. ЕРС зафиксировал общий уровень услуг и максимальный срок осуществления переводов. Этот новый инструмент, введенный в действие в январе 2008 г., обладает следующими особенностями:
- доступность для всех клиентов в зоне SEPA;
- отсутствие лимита средств на банковском счете пользователя;
- максимальный срок осуществления перевода составляет три рабочих дня; этот срок будет действовать до 1 января 2012 г., после чего он сократится до одного рабочего дня;
- для идентификации пользователя используются два кода: банковский идентификационный код BIC (bank identifier code) и международный номер банковского счета IBAN (international bank account number).
Платежный инструмент SEPA (SEPA direct debit, SDD), предназначенный для межбанковских платежей, вводится с 1 ноября 2009 г. Он обладает следующими особенностями:
- доступность для всех клиентов в зоне SEPA;
- возможность осуществления как регулярных, так и единичных платежей;
- срок осуществления платежа установлен в пять рабочих дней для единичных платежей и первого из регулярных платежей, последующие регулярные платежи проводятся за два рабочих дня;
- для идентификации обоих партнеров (плательщика и получателя) используются коды IBAN и BIC;
- для расчетов между предприятиями на основе SDD разработан инструмент платежа.
Платежные карты SEPA (SEPA cards framework, SCF), в отличие от двух названных выше инструментов, не являются полно-
стью новыми, а стали результатом адаптации существующих в странах ЕС платежных карт. Их особенности заключаются в следующем:
- владелец карты сможет расплачиваться с ее помощью во всей зоне SEPA;
- операторы систем обработки платежных карт смогут конкурировать между собой, предоставляя свои услуги во всей зоне SEPA.
Среди платежных карт, предлагаемых клиентам, можно выделить две основные категории: 1) дебетовые карты, которые позволяют владельцу списывать необходимую сумму со своего банковского счета; 2) кредитные карты, которые позволяют владельцам оплачивать товары и услуги в пределах заранее установленной суммы, которая предоставляется в кредит, за что взимается определенный процент.
Поскольку обойтись без расчетов наличными невозможно, для создания единой зоны наличных расчетов (single euro cash area) для профессионалов ЕЦБ принял ряд мер, касающихся банковского сектора и направленных на гармонизацию способов обмена наличными между НЦБ. В зоне евро решение об эмиссии денег принимает только ЕЦБ, который через НЦБ снабжает ими банки. Что касается широкой публики, то она получает наличные деньги в основном через банкоматы.
В 2007 г. в ЕС была принята директива о платежных услугах, устанавливающая юридические рамки для использования платежных инструментов SEPA и применяемая к национальным и трансграничным платежам. Положения этой директивы должны быть введены в национальные законодательства стран - членов ЕС до конца ноября 2009 г. Директива включает три главных элемента:
1) ее цель - гармонизовать условия доступа к платежным инструментам, разрешив предоставлять соответствующие услуги и некредитным учреждениям, что будет стимулировать инновации и оживит конкуренцию на рынке;
2) директива содержит гармонизированные требования к прозрачности и предоставлению четкой информации всеми учреждениями, предоставляющими платежные услуги;
3) в директиве излагаются права и обязанности тех, кто предоставляет платежные услуги, и их пользователей, а также меры по гармонизации национальных правовых норм.
Евросистема играет роль катализатора необходимых изменений, формулируя основные направления развития единого рынка платежей, сотрудничая с органами государственной власти и пользователями, участвуя в координации усилий всех участников создания SEPA (ЕК, ЕРС, национальных правительств и др.). Кроме того, Евросистема побуждает ЕРС продолжать свои усилия по развитию единого и инновационного рынка розничных платежей в евро, который отвечал бы потребностям европейских граждан. В долгосрочном плане Евросистема хотела бы, чтобы все платежи в зоне SEPA были столь же безопасными и эффективными, как и на национальных рынках.
Л.А. Зубченко
2010.03.021. БИЛИГ А. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛЬШИ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС.
BIELIG A. Die europäische Integration Polens fünf Jahre nach dem Beitritt zur EU aus ökonomischen Perspektive // Osteuropa-Wirtschaft. -Stuttgart, 2009. - Jg. 54, N 1/2. - S. 25-39.
Сотрудник Варшавской школы экономики рассматривает развитие внешней торговли и рынка рабочей силы в Польше после ее вступления в ЕС в 2004 г. В экономическом, территориальном и демографическом отношении Польша является крупнейшей из стран, вступивших в ЕС. В качестве крупнейшей новой страны -члена ЕС она проводит последовательную политику отстаивания своих интересов, что иногда приводит к конфликтам в ЕС. При распределении средств из структурного фонда ЕС на 2007-2013 гг. Польша получила около 59,7 млрд. евро, или 19% средств (с. 26). Однако до сих пор польские институты имеют значительные трудности с получением выделенных средств и направлением их на конкретные проекты. Неиспользование средств ЕС объясняется отсутствием персонала и управленческого опыта, а также недостаточным развитием инфраструктуры.
В 2004-2008 гг. ВНП Польши возрастал на 5,3% в год, душевой доход увеличился с 5350 до 9496 евро (с. 27). В 2008 г., несмотря на заметное замедление роста из-за мирового экономиче-