ИОННОЕ ПРАВО
Понаморенко Владислав Евгеньевич
Доцент Департамента финансовых рынков и банков ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
ОБ ОСНОВАНИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЦИФРОВОГО ПЛАТЁЖНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕАЭС1
Аннотация.
Предмет исследования: возможности и направления цифровизации трансграничных платежей в Евразийском экономическом союзе как предпосылки формирования единого цифрового платежного пространства ЕАЭС.
Целью настоящей статьи является рассмотрение современного состояния и перспектив совершенствования платёжных систем в ЕС и ЕАЭС, в том числе с использованием новейших финансовых технологий, выработка предложений по формированию единого цифрового платёжного пространства ЕАЭС.
Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.
Сделан вывод о наличии существенного потенциала для развития технологии распределённого реестра в платёжной сфере. Сформулированы предложения по возможностям применения технологии распределённого реестра в платёжном пространстве ЕАЭС.
Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях PayTech в России и ЕАЭС, для совершенствования правового регулирования платёжных технологий в России и ЕАЭС, совершенствования политики регуляторов в данной области.
Ключевые слова: платёжная система; платёжное пространство; PayTech; технология распределённого реестра; DLT; блокчейн; цифровая экономика; Ripple; SWIFT; TARGET2; SEPA; PSD2; Межгосударственный банк; Евразийская экономическая комиссия.
Abstract.
Scope of the study: opportunities and directions of digitalization cross-border payments in the Eurasian economic Union as a basis for the formation of a single digital payment area in the EEU.
The purpose of this article is to review the current state and prospects of improvement of payment systems in the EU and the EEU, including using the newest financial technologies, and develop proposals for the formation of a single digital payment area in the EEU.
Research methods are comparative, formal-legal, analytical methods and system approach.
The conclusion there is significant potential for the development of distributed ledger technology in the payment field. The article deals with possibilities of application of this technology in the payment area of the EEU.
The findings of the study can be used in further studies of PayTech in Russia and the Eurasian Economic Union, to improve the legal regulation of payment services in Russia and the Eurasian economic Union, improvement of the policy of regulators in this area.
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2017 года.
ИНТЕГРА...
Keywords: payment system; payment area; PayTech; distributed ledger technology; DLT; blockchain; digital economy; Ripple; SWIFT; TARGET2; SEPA; PSD2; Interstate Bank; Eurasian Economic Commission.
Основным интеграционным вектором России сегодня является межгосударственная интеграция в рамках Евразийского экономического союза, в том числе посредством создания общего финансового рынка ЕАЭС.
11 октября 2017 года на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС утверждены Основные направления реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2015 года (далее — Основные направления). Данный документ является стратегическим документом в части цифрового развития Союза, в том числе для планирования, координации и проработки инициатив и реализации проектов в рамках цифровой повестки.
Одним из четырёх направлений реализации повестки является цифровая трансформация рынков товаров, услуг, капитала и труда.
В документе указывается, что в ходе цифровой трансформации рынков деловая среда для потребителей и производителей должна снизить издержки, сократить слой посредников, снизить барьеры при вхождении на новые рынки, с новыми возможностями для бизнеса и граждан по предоставлению услуг с использованием сети Интернет.
Проводимая цифровая трансформация рынка товаров и услуг потребует проведения дальнейшей гармонизации в сфере правил ведения трансграничной электронной торговли, стимулирования ведения бизнеса в цифровой форме, координации действий в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и потребителей цифрового рынка.
Важнейшим положением Основных направлений является следующее: «Государства-члены выражают стремление к созданию условий для продвижения финтех-инноваций, развития совместных механизмов рискового, альтернативного и венчурного финансирования цифровых инноваций»2.
В целях реализации Основных направлений государства-члены обеспечивают согласованную политику в соответствии с правом Союза.
Таким образом, вопросы цифровизации экономик государств-членов Союза получили правовое оформление на самом высоком уровне. Подтверждением реализации данных направлений является Перечень поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере3, утверждённый Президентом Российской Федерации 21 октября 2017 года.
Применительно к платёжной сфере, согласно Перечню, уже к 30 марта 2018 года Правительством РФ и Банком России должны быть представлены предложения по формированию единого платёжного пространства ЕАЭС с применением новых финансовых технологий, в том числе технологии распределённых реестров.
Применение цифровых решений в платёжной сфере ЕС
Финансовые инновации в платёжной сфере, включая исследования применимости технологии распределённого реестра ф^Г), сегодня изучаются в рамках Европейского союза.
TARGET2 (второе поколение трансъевропейской RTGS) и Single Euro Payments Area (SEPA) являются самыми значительными инициативами в сфере платежей.
2 Основные направления реализации Цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии.
3 Перечень поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/55899 (дата обращения: 30.10.2017).
Об основаниях и перспективах формирования единого цифрового платёжного пространства ЕАЭС
В рамках централизованной системы валовых расчётов в реальном времени TARGET2, работающей на базе Евросисте-мы, была создана новая система мгновенных платежей — TARGET Instant Payment Settlement (TIPS) для повышения эффективности платежей и интеграции рынков. Её основные функции:
• обработка платежей 24/7/365;
• мгновенность операций;
• устранение кредитного риска участников;
• максимальная цена 0,20 евро за платёж в течение по крайней мере первых двух лет работы;
• нацеленность на использование евро, но имеется техническая возможность использования других валют.
Как отмечают зарубежные эксперты, Ев-росистема решила разработать TIPS по двум основным причинам:
1. Во-первых, она имеет многолетний опыт разработки и управления TARGET2. Соединяя возможности RTGS и сервиса мгновенного платежа, Евросистема имеет все возможности для обеспечения мгновенных платежей в качестве единого общеевропейского сервиса.
2. Во-вторых, эта инициатива соответствует целям Евросистемы по продвижению инноваций и укреплению интеграции в зоне евро. TIPS оптимально подходит для обеспечения общеевропейской доступности благодаря обширной сети участников и кода бизнес-идентификатора (BIC) в TARGET2.
Типы объектов, имеющие право непосредственного участия в TARGET2:
• кредитные учреждения, созданные в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ);
• кредитные учреждения, созданные за пределами ЕЭЗ при условии, что они действуют через филиал, созданный в ЕЭЗ;
• национальные центральные банки государств-членов Европейского союза и ЕЦБ.
В 2015 году Евросистема также запустила систему TARGET2 для рынка ценных бумаг (TARGET2-Securities, T2S), являющуюся, по мнению экспертов, краеугольным камнем в развитии финансовых рынков в Европе4.
Что касается SEPA, то главная его цель — позволить участникам осуществлять платежи в евро всюду по Европе с единого банковского счёта, используя единый набор платёжных инструментов, так же легко и надежно, как в национальном платёжном пространстве. SEPA, кроме того, должен был поощрить переход от наличных платежей к электронным5.
Европейский банковский сектор ответил на инициативу SEPA созданием Европейского платёжного совета (European Payments Council, EPC). В настоящее время SEPA включает платёжных поставщиков услуг из 28 стран-членов ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна, Норвегии (страны Европейского экономического пространства — ЕЭЗ) и Швейцарии.
Схема кредитового перевода (SEPACred-itTransfer (SCT) Scheme) и Схема прямого дебета (SEPADirectDebit (SDD)) — ключевые сервисы SEPA.
К 1 августа 2014 все страны еврозоны заменили национальные европейские кредитные переводы и прямые дебеты схемами SEPA. Однако, постепенно стало понятно, что SCT — недостаточное «средство» от сегментации розничного платёжного рынка в ЕС, особенно в контексте интеграции рынка. Отсутствие общеевропейской мгновенной платёжной системы угрожает перефрагментацией европейского платёжного рынка, так как общие схемы могут быть заменены национальными. Поэтому EPC создал систему мгновенных кредитовых переводов (SEPA Credit Transfer Instant Scheme, SEPAInst).
4 Yves Mersch: Distributed ledger technology — role and relevance of the European Central Bank Режимдоступа: http://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2016/html/sp161206.en.html(датаобращения: 20.11.2017).
5 Janto Drozdowska, Adam Mickiewicz University. The impact of the distributed ledger technology on the Single Euro Payments Area development Режим доступа: https://econpapers.repec.org/article/pesierequ/ v_3a12_3ay_3a2017_3ai_3a3_3ap_3a519-535.htm (дата обращения: 20.11.2017).
Таким образом, TIPS и SEPAInst взаимно дополняют друг друга.
Большое число валют в странах-членах ЕС, а также потенциальных партнёрах SEPA, вызывает проблему расширения функционала схем SEPA на другие валюты. Возможное решение всех обозначенных проблем — разработка платёжных схем, основанных на DLT-моделях (блокчейн-моделях). ЕЦБ рассмотрел диапазон различных DLT-решений на предмет того, могут ли эти решения привести к сервису равному или выше, чем TARGET2 и T2S.
Подобные модели, как ожидают в ЕЦБ, могут привести к появлению инновационных платёжных решений:
• переводы в множественных валютах с использованием единой операционной системы;
• глобальная доступность;
• платежи в реальном времени;
• обработка платежей 24/7/365;
• рентабельность и последовательное значительное снижение затрат, особенно в международных сделках;
• автоматическая запись сделок в соединении с безопасными решениями для хранения данных.
Системы DLT, как и в случае с TARGET2, могут привести к реализации идеи расширения географического пространства SEPA.
Совместно с Банком Японии, ЕЦБ проводит совместную научно-исследовательскую работу, в котором исследуется возможное применение DLT для инфраструктуры рынка. Эта инициатива — не единственная в Ев-росистеме. Например, Центральный банк Франции страны начал эксперимент с использованием DLT6.
Первые плоды цифровизации платежей в ЕС: внедрение с 1 января 2018 года Второй
платежной директивы (или PSD2). Директива, среди прочего, вводит два новых вида услуг: услуги по инициации платежей и услуги по агрегации финансовой информации, которые начинают выполнять финтех-фир-мы (посредством онлайн-сервисов) либо подменяя банки, либо в тесной коллабора-ции с ними.
По мнению автора, API-инициативы могут рассматриваться в тесной связи с DLT-решениями. Следует ожидать роста подобных инициатив в ближайшем будущем, на что обращают внимание международных финансовые компании. Так, SWIFT, в свою очередь, указывает на «APIзацию» международных платежей. Доходы таких компаний, как Salesforce, Ebay и Expedía на 50%, 60% и 90% соответственно обусловлены API7. Это является существенным основанием обсуждения возможности запуска подобных инициатив в ЕАЭС.
Автор исходит из того, что цифровизовать рынок платежей и кредитов без API сложно, если вообще возможно. По крайней мере, трудно быть конкурентоспособными с теми юрисдикциями, где это сейчас внедряется. Посему 2018-й год может стать переломным в части внедрения API-инициатив в национальной платёжной системе России.
Про развитие открытых API на первой же странице заявляет Ассоциация «Финтех» (а её возглавляет представитель Банка России)8, про OpenAPI же указывает в WhitePa-per платформа Мастерчейн, функционирующая при Ассоциации «Финтех», правда, лишь в части цифровых банковских гарантий9.
Таким образом, резюмируем. Совершенствование TARGET2 и SEPA на базе традиционных технологий:
1) TARGET Instant Payment Settlement (TIPS).
2) TARGET2-Securities (T2S).
3) SEPA Credit Transfer Instant Scheme (SEPA Inst).
6 Banque de France. (2016). The Banque de France is conducting an interbank blockchain experiment Режимдосту-па: https://www.banquefrance.fr/sites/default/files/medias/documents/the_banque_de_france_is_condu cting_an_ interbank_blockchain_experiment-december-2016.pdf(датаобращения: 20.11.2017).
7 BCG-SWIFT — International payments: accelerating banks' transformation, oct, 2017, p. 5.
8 http://fintechru.org/
9 Децентрализованная сеть обмена и хранения информации «Мастерчейн» версия 1.1 whitepaper// http:// fintechru.org/Masterchain_whitepaper_11_08.pdf. С. 14
Об основаниях и перспективах формирования единого цифрового платёжного пространства ЕАЭС
дг
При этом в 2017 году ЕЦБ рассмотрел диапазон различных DLT-решений на предмет того, могут ли эти решения привести к сервису равному или выше, чем TARGET2 и T2S. А с 1 января 2018 года внедрена Вторая платежная директива (PSD2), являющаяся
на данный момент наиболее значимым элементом новой цифровой архитектуры платежной системы ЕС и даже более — Директива существенно переформатирует весь рынок финансовых услуг ЕС.
Основы формирования единого цифрового платёжного пространства ЕАЭС (ЕЦПП ЕАЭС)
Проект единого платёжного пространства ЕАЭС более десятка лет находится в стадии формирования (со времен проектирования единого платёжного пространства ЕврАзЭС). Однако, на наш взгляд, существуют достаточные технологические, организационные и правовые условия для качественного «скачка» в реализации данного проекта — причём сразу с использованием DLT-платформ.
Ключевым субъектом в реализации проекта единого цифрового платёжного пространства (ЕЦПП) ЕАЭС может стать Межгосударственный банк10.
Межгосударственный банк является участником национальных платёжных систем шести стран (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан) и предоставляет возможность осуществления платежей в национальных валютах напрямую через указанные платёжные системы.
Платежи осуществляются через корреспондентские счета Межгосударственного банка, открытые непосредственно в центральных (национальных) банках и номинированные в национальных валютах соответствующих стран.
При проведении платежей Межгосударственный банк обеспечивает конверсию национальной валюты страны-плательщика в национальную валюту страны-получателя денежных средств по курсам, устанавливаемым Межгосударственным банком на
базе рыночных котировок. Данные услуги предоставляются клиентам и банкам-корреспондентам на основании заключённых с Межгосударственным банком договоров.
Основным координатором и регулятором ЕЦПП может стать Евразийская экономическая комиссия. С правовой точки зрения, видится необходимым заключение межгосударственного Соглашения в области трансграничных платежей в ЕАЭС, базирующегося на Договоре о ЕАЭС и Цифровой повестке ЕАЭС.
Задачей-минимум может быть создание системы мгновенных платежей на DLT-плат-форме. Это позволит снизить политические риски использования SWIFT, а также поддержать цифровизацию торговли и сферы услуг в ЕАЭС.
Задачей-максимум может быть создание системы трансграничных межбанковских платежей на основе евразийской криптова-люты, созданной для этих целей (использование Ripple, централизованной валюты, эмитируемой одноимённой английской фирмой, на наш взгляд, несёт в себе существенные риски).
Для реализации данных задач, очевидно, необходимо создание экспертной площадки с участием профильных министерств, Банка России, Евразийской экономической комиссии, Межгосударственного банка, Центра по нормативному регулированию цифровой экономики Фонда «Сколково», научного сообщества, других заинтересованных органов и организаций.
http://www.isbnk.org/
Библиографический список
1. Основные направления реализации Цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.
2. Перечень поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/55899 (дата обращения: 30.10.2017).
3. Децентрализованная сеть обмена и хранения информации «Мастерчейн» версия 1.1 whitepaper // http://fintechru.org/Masterchain_whitepaper_11_08.pdf. С. 14
4. Banque de France. (2016). The Banque de France is conducting an interbank blockchain experiment.— Режим доступа: https://www.banquefrance.fr/sites/default/files/medias/ documents/the_banque_de_france_is_condu cting_an_interbank_blockchain_experiment-december-2016.pdf (датаобращения: 20.11.2017).
5. BCG-SWIFT — International payments: accelerating banks' transformation, oct., 2017, p. 5.
6. Janto Drozdowska, Adam Mickiewicz University. The impact of the distributed ledger technology on the Single Euro Payments Area development Режим доступа: https://econpapers.repec. org/article/pesierequ/v_3a12_3ay_3a2017_3ai_3a3_3ap_3a519-535.htm (дата обращения: 20.11.2017).
7. Yves Mersch: Distributed ledger technology — role and relevance of the European Central Bank.— Режим доступа: http://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2016/html/sp161206. en.html (дата обращения: 20.11.2017).