Научная статья на тему '2005. 04. 016-017. Гармонизация систем поставок и расчетов по ценным бумагам в рамках ЕС. (сводный реферат)'

2005. 04. 016-017. Гармонизация систем поставок и расчетов по ценным бумагам в рамках ЕС. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТЕЖИ / РАСЧЕТЫ - ЕС СТРАНЫ / РЫНОК КАПИТАЛОВ - ЕС СТРАНЫ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ - ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 016-017. Гармонизация систем поставок и расчетов по ценным бумагам в рамках ЕС. (сводный реферат)»

2005.04.016-017. ГАРМОНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ПОСТАВОК И РАСЧЕТОВ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ В РАМКАХ ЕС. (Сводный реферат).

1. Reglement - livraison: Objectif harmonisation // Banque mag. - P., 2005. -N 665. - P. 15-32.

2. PONS J.-F., D’ETIGNY H. Les priorites de l’Europe bancaire // Banque mag. - P., 2005. - N 665. - P. 33-36.

Процесс унификации финансовых рынков ЕС включает различные аспекты и затрагивает деятельность не только фондовых бирж, банков и других финансовых учреждений, но и всех экономических субъектов, включая непосредственных потребителей финансовых услуг, каковыми в той или иной степени являются практически все предприятия и население ЕС. План действий по развитию финансовых услуг (Financial Services Action Plan, FSAP) на 2000-2005 гг. был разработан по решению Европейского совета (принятому в декабре 1998 г. в Вене) группой представителей министерств экономики и финансов стран ЕС. Его реализация началась после одобрения Европарламентом в апреле 2000 г. План включал 42 меры по следующим основным направлениям: 1) создание интегрированного оптового финансового рынка; 2) создание единого розничного финансового рынка; 3) разработка общих правил и структур пруденциального надзора; 4) создание условий для завершения создания единого рынка финансовых услуг.

В последние годы появился ряд исследований, посвященных последствиям финансово-банковской интеграции в ЕС. Так, в исследовании, проведенном London Economics по поручению Европейской комиссии (ЕК) в 2002 г., отмечалось, что интеграция европейских финансовых рынков повысит темпы роста коммунитарной экономики на 1,1% (это означает прирост ВВП на 130 млрд. евро в год, в ценах 2002 г.), а уровень занятости - на 0,5%. При этом предприятия получат возможность привлекать необходимый им капитал по более низким ценам, стоимость эмиссий акций снизится на 0,5%, а эмиссий облигаций - на 0,4% (2, с. 33).

В мае 2004 г. Европейская комиссия (ЕК) опубликовала первый доклад о финансовой интеграции в ЕС, в котором указывалось, что «финансовая интеграция прогрессировала во всех областях, хотя и в разных областях разными темпами и с различными результатами». Как отмечалось в докладе, наибольший прогресс был достигнут в интеграции опто-

вых финансовых услуг, что объяснялось действием таких факторов, как ускорение процессов глобализации обмена, введение евро, ужесточение рыночной дисциплины. В то же время рынок розничных финансовых услуг оставался по-прежнему раздробленным и носившим по преимуществу национальный характер.

К настоящему времени рассматриваемый план FSAP в большей своей части выполнен: на начало 2005 г. из намеченных 42 мер выполнено 39. Среди законодательных актов, связанных с выполнением FSAP, прежде всего следует отметить принятую в ЕС директиву об инвестиционных услугах (все чаще называемую директивой о рынке финансовых инструментов), директивы о коллективных инвестиционных фондах, о борьбе со злоупотреблениями на рынке и др. В декабре 2004 г. Совет ЕС одобрил директиву о прозрачности финан-совых рынков. Несколько законодательных актов касалось пруденциальной деятельности, в том числе директива о надзоре за пенсионными фондами и финансовыми конгломератами. FSAP предусматривает также принятие директивы о достаточности собственного капитала банков и других финансовых учреждений, которая соответствовала бы рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору и регулированию. Проект такой директивы был опубликован ЕК в июле 2004 г.

Несколько медленнее продвигались дела в области создания единого рынка розничных финансовых услуг. Принятая в 2002 г. директива о дистанционных продажах финансовых услуг до сих пор не включена в законодательства стран - членов ЕС. Предложенный ЕК в 2002 г. проект директивы о потребительских кредитах встретил острую критику со стороны европейских банков и других финансовых институтов и до сих пор обсуждается в органах ЕС.

Большую роль в реализации FSAP сыграли консультации ЕК с профессиональными организациями, такими, как, например, недавно созданные Европейский комитет органов, регулирующих операции с ценными бумагами (Committee of European Securities Regulators, CESR), Европейский комитет органов банковского надзора (Committee of European Banking Supervisors, CEBS) и Европейский комитет органов надзора за страховыми компаниями и пенсионными фондами (Committee of European Insurence and Occupational Pensions Supervisors, CEIOPS).

В процессе реализации находятся меры по переходу с 1 января 2005 г. к новым международным стандартам финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards, IFRS), по созданию Единой евро-

пейской платежной зоны (Single European Payments Area, SEP A), интеграции рынков розничных финансовых услуг и пострыночных операций, связанных с поставками и окончательными расчетами по ценным бумагам. Работа по гармонизации национальных платежных систем, связанная с формированием SEPA, ведется в рамках специально созданного Европейского платежного совета (European Payments Council, EPC), с учетом рекомендаций которого ЕК должна подготовить проект соответствующей директивы. Хотя SEPA должна формироваться и функционировать на основе принципа саморегулирования, директива ЕС призвана обеспечить юридические рамки, гарантирующие конкуренцию между различными учреждениями, которые предоставляют пользователям платежные средства.

Интеграция европейских рынков розничных финансовых услуг представляет собой наиболее сложную задачу, решение которой предполагает гармонизацию правил защиты интересов потребителей и снижение тарифов на предоставляемые услуги. Кроме того, эта интеграция позволит консолидировать банковский сектор Европы, повысить его биржевую капитализацию, что даст ему возможность на равных бороться с крупными американскими группами, проявляющими немалый интерес к европейскому рынку. Препятствием на пути интеграции рынков розничных финансовых услуг является отсутствие гармонизации национальных норм защиты потребителей, а также наличие препятствий юридического, налогового и культур-ного характера. В этих условиях гармонизация «по максимуму» невозможна, поэтому выдвигается более прагматический подход, предусматривающий проведение мер в два этапа (1, с. 22):

I. На первом этапе предлагается выявить те виды деятельности и те виды продуктов, для которых возможна реальная интеграция рынков, т. е. для которых может осуществляться трансграничное предложение; к таким продуктам относятся, например, сберегательные инструменты, потребительские и ипотечные кредиты, финансовый лизинг.

II. На втором этапе для каждого из этих продуктов следует наметить меры по «максимальной» гармонизации, дающие возможность потребителям сравнивать трансграничные предложения по таким критериям, как уровень процентных ставок, право на предварительную информацию и досрочное погашение и т. д.

Большое значение для формирования единого финансового пространства в ЕС имеет интеграция систем компенсации, поставки и расчетов по операциям с ценными бумагами, которые являются завершающи-

ми стадиями в торговле ценными бумагами как на фондовых биржах, так и во внебиржевом обороте.

Одна из целей, провозглашенных ЕК, - формирование эффективной и надежной системы так называемых «пострыночных услуг», т.е. компенсации, поставки и расчетов (КПР) по операциям купли-продажи ценных бумаг, осуществляемым на биржевых и внебиржевых рынках. Эта система включает компенсационные палаты, организации, осуществляющие расчеты и поставки ценных бумаг, и центральные депозитарии, которые в странах ЕС имеют национальный характер. Финансовые потоки, проходящие через эти учреждения, составляют ежедневно 1500 млрд. евро. Это означает, что пострыночная деятельность является критической с точки зрения обеспечения стабильности всей финансовой системы ЕС.

Понимая это, ЕК в 2000 г. поручила группе под руководством итальянского профессора А. Джованнини (A. Giovannini) составить доклад о возможности интегрирования деятельности в области КПР по операциям с ценными бумагами. В первом докладе А. Джован-нини (2001) были выявлены все барьеры юридического, налогового и т.д. характера, стоящие на пути такой интеграции. Во втором докладе (2003) были намечены пути по преодолению этих барьеров. Кроме того, группа А. Джованнини опубликовала два коммюнике, ставшие предметом обсуждения в Совете министров ЕС и Европейском парламенте. Была также создана группа «Сезам» (Commission’s Clearing and Settlement Advisory and Monitoring Expert, CESAME), включающая профессионалов в рассматриваемой области, которой поручается консультировать ЕК и наблюдать за проведением работ по гармонизации.

Наличие национальных систем окончательных расчетов по сделкам с ценными бумагами, подчиняющихся разным законодательным нормам, не только затрудняет автоматизацию обработки соответствующей информации, но и значительно удорожает хранение ценных бумаг в депозитариях. Цель интеграции пострыночных услуг КПР, как она определена в докладах А. Джованнини, заключается в «повышении их эффективности, защите от системных рисков, обеспечении открытой и справедливой конкуренции».

Инфраструктура КПР по операциям с ценными бумагами, сосредоточенная в центральных депозитариях отдельных стран и выступающая в качестве посредника между эмитентами ценных бумаг и приобретающими их инвесторами, является своего рода естественной монополией, которая аналогична монополиям железных дорог, электроэнергетики или

телекоммуникационных сетей. Эта монополия по своей природе пользуется эффектами масштаба и сетей, что позволяет избегать неэффективности, связанной с дублированием этой системы. Именно этим объясняется тот факт, что в США и многих азиатских странах существуют центральные депозитарии, не имеющие конкурентов. При этом их деятельность строго ограничена услугами по обработке данных, связанных с компенсацией и расчетами по ценным бумагам (так называемыми «инфраструктурными услугами»). Что касается услуг по хранению ценных бумаг и финансированию (т.е., по сути, банковских услуг), то они предоставляются в условиях острой конкуренции, оказывающей давление на участников этого рынка в сторону понижения тарифов на их услуги. Это требует отделения функций центрального депозитария от банковских функций, что и является задачей ЕК, разрабатывающей директиву о гармонизации систем КПР.

В настоящее время в ЕС существуют две модели поставок и расчетов по ценным бумагам:

- система центральных депозитариев, гарантированно не создающих новых типов ценных бумаг, обеспечивающих надежное осуществление поставок и расчетов по ценным бумагам и связанных с национальными центральными банками, где они имеют счета наличных средств, а также с коммерческими банками, действующими от имени своих клиентов и участвующими в центральном депозитарии;

- две крупные структуры поставок-расчетов: Clearstream Bank (Люксембург) и Euroclear Bank (Брюссель), которые обычно называются «международными центральными депозитариями ценных бумаг» (International Central Securities Depository, ICSD). Эти организации осуществляют одновременно функции банков, центральных депозитариев и управляющих потоками наличных. Возникновение этих организаций восходит к началу эмиссии еврооблигаций в 1968 г., которые обслуживались двумя коммерческими банками.

Будущая директива ЕС о гармонизации КПР должна предусматривать разделение функций центральных депозитариев от банковских функций, а также разработку единых юридических норм. ЕК сформировала группу юридических экспертов для реализации проекта «EU legal certainty», нацеленного на гармонизацию правил защиты интересов инвесторов, причем не только крупных институциональных, к которым относятся различные фонды, но и малых и средних предприятий и физических лиц. При этом должен обеспечиваться недискриминационный,

объективный и прозрачный доступ любых клиентов к инфраструктурным услугам центральных депозитариев. Разработка единого законодательства в рассматриваемой области тем более необходима, что некоторые эксперты небезосновательно предсказывают усиление процессов концентрации на рынке услуг КПР - как вертикальных (между компенсационными палатами и центральными депозитариями), так и горизонтальных (поглощение национальных депозитариев ICSD).

Л.А. Зубченко

2005.04.018. ХЕХЕ Т. О ПРОЕКТЕ ДИРЕКТИВЫ ЕС ПО БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ.

HOCHE Th. Neues von der Geldwaschebekampfung: Umstrittener EU-Rich-tlinienentwurf // Bank. - Koln, 2004. - N 10. - S. 42-45.

В статье директора юридического отдела Федерального объединения немецких банков критически рассматриваются некоторые положения проекта третьей директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Между политиками и банками существует принципиальное согласие по вопросу о сокращении и, в конечном счете, устранении источников финансирования терроризма, однако представления о путях преодоления криминальных финансовых сделок расходятся по ряду важных пунктов. Так, с точки зрения представителей банковского сектора Германии, проект третей директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма пока недостаточно зрел. Тема борьбы с отмыванием денег не нова. С 1989 г. действует Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в рамках которой активно взаимодействуют представители более 30 государств и международных организаций, нацеленных на борьбу со злоупотреблениями в финансовом секторе. В июне 2003 г. ФАТФ приняла 40 рекомендаций для законодательств, принимаемых в странах-членах и направленных против отмывания денег.

Европейская комиссия (ЕК) представила в конце июня 2004 г. проект третьей директивы по борьбе с отмыванием денег, хотя многие страны - члены ЕС еще не внесли изменений в свои законодательства в соответствии со второй директивой, принятой в 2002 г. Существует общее мнение, что дальнейшее развитие этого регулирования должно происходить на базе новых знаний, однако до сих пор нет достаточных данных об эффективности уже принятых мер регулирования. Именно поэтому жела-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.