Научная статья на тему '2005.04.018. ХЕХЕ Т. О ПРОЕКТЕ ДИРЕКТИВЫ ЕС ПО БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ. HOCHE TH. NEUES VON DER GELDWASCHEBEKAMPFUNG: UMSTRITTENER EU-RICH-TLINIENENTWURF // BANK. - KöLN, 2004. - N 10. - S. 42-45'

2005.04.018. ХЕХЕ Т. О ПРОЕКТЕ ДИРЕКТИВЫ ЕС ПО БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ. HOCHE TH. NEUES VON DER GELDWASCHEBEKAMPFUNG: UMSTRITTENER EU-RICH-TLINIENENTWURF // BANK. - KöLN, 2004. - N 10. - S. 42-45 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ» - - ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005.04.018. ХЕХЕ Т. О ПРОЕКТЕ ДИРЕКТИВЫ ЕС ПО БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ. HOCHE TH. NEUES VON DER GELDWASCHEBEKAMPFUNG: UMSTRITTENER EU-RICH-TLINIENENTWURF // BANK. - KöLN, 2004. - N 10. - S. 42-45»

объективный и прозрачный доступ любых клиентов к инфраструктурным услугам центральных депозитариев. Разработка единого законодательства в рассматриваемой области тем более необходима, что некоторые эксперты небезосновательно предсказывают усиление процессов концентрации на рынке услуг КПР - как вертикальных (между компенсационными палатами и центральными депозитариями), так и горизонтальных (поглощение национальных депозитариев ICSD).

Л.А. Зубченко

2005.04.018. ХЕХЕ Т. О ПРОЕКТЕ ДИРЕКТИВЫ ЕС ПО БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ.

HOCHE Th. Neues von der Geldwaschebekampfung: Umstrittener EU-Richtlinienentwurf // Bank. - Köln, 2004. - N 10. - S. 42-45.

В статье директора юридического отдела Федерального объединения немецких банков критически рассматриваются некоторые положения проекта третьей директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Между политиками и банками существует принципиальное согласие по вопросу о сокращении и, в конечном счете, устранении источников финансирования терроризма, однако представления о путях преодоления криминальных финансовых сделок расходятся по ряду важных пунктов. Так, с точки зрения представителей банковского сектора Германии, проект третей директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма пока недостаточно зрел. Тема борьбы с отмыванием денег не нова. С 1989 г. действует Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в рамках которой активно взаимодействуют представители более 30 государств и международных организаций, нацеленных на борьбу со злоупотреблениями в финансовом секторе. В июне 2003 г. ФАТФ приняла 40 рекомендаций для законодательств, принимаемых в странах-членах и направленных против отмывания денег.

Европейская комиссия (ЕК) представила в конце июня 2004 г. проект третьей директивы по борьбе с отмыванием денег, хотя многие страны - члены ЕС еще не внесли изменений в свои законодательства в соответствии со второй директивой, принятой в 2002 г. Существует общее мнение, что дальнейшее развитие этого регулирования должно происходить на базе новых знаний, однако до сих пор нет достаточных данных об эффективности уже принятых мер регулирования. Именно поэтому жела-

тельна большая гармонизация правил по борьбе с отмыванием денег в ЕС (и за его пределами) с учетом реальных условий их применения. В противном случае оторванность от условий жизни и рынка может привести к принятию практически невыполнимых рекомендаций и предписаний.

Прежде всего, можно приветствовать содержащийся в проекте рассматриваемой директивы ЕС предложенный ФАТФ принцип, в соответствии с которым новые правила борьбы с отмыванием денег должны быть защищены от рисков. Тем самым ЕК признает опасность злоупотреблений с целью отмывания денег и финансирования терроризма. Однако некоторые предписания новой директивы, в случае их реализации, могут привести к неоправданной бюрократизации процесса борьбы с отмыванием денег.

В проекте директивы воспроизводятся рекомендации ФАТФ по вопросу идентификации клиентов и определения «экономических собственников», что делает содержащиеся в ней предписания практически невыполнимыми. В §8 немецкого Закона о борьбе с отмыванием денег указано, что «экономическим собственником» могут быть физические лица, которым прямо или косвенно принадлежит 10% голосов или капитала юридических лиц. Вместе с тем банки практически не имеют информации, необходимой для выполнения требований закона, так как немецкое законодательство не обязывает сообщать или публиковать сведения о 10%-ной доле голосов или капитала у юридических лиц. Закон об акционерных компаниях требует сообщать только о владельцах доли в капитале в 25% и более, к тому же это касается юридических лиц и необязательно для физических лиц. Если понятие «экономического собственника» будет распространяться на 10%-ное участие, то придется думать о дополнительных правовых актах. Поэтому очевидно, что требуемая в проекте директивы ЕС идентификация доли участия в капитале юридических лиц ставит исполнителей закона о борьбе с отмыванием денег перед неразрешимой задачей. Следует обязать юридические лица публиковать требуемые директивой данные в официальном печатном органе. Порог участия должен быть повышен до с 10 до 25%, а публикуемые данные должны быть гармонизированы и согласованы, чтобы ссылка на публи-кацию могла использоваться для идентификации «экономического собственника».

Проект третьей директивы строго следует 40 рекомендациям ФАТФ, которые исходят из базисного стандарта идентификации «экономического собственника», хотя на практике в определенных случаях

можно и нужно отклоняться от этого стандарта. Это связано с необходимостью дополнительной проверки идентичности клиента или собственника, а также структуры собственности и контроля. Кроме того, должна быть получена информация о целях и природе деловых отношений. В зависимости от уровня рисков следует постоянно проводить мониторинг деловых отношений, включая регулярную актуализацию имеющихся документов, данных и информации о клиентах. Должны так же тщательно осуществляться мероприятия по деловым связям с высоким потенциалом риска, в частности, по деловым отношениям, в которых клиент не присутствует физически, по трансграничным корреспондентским банковским отношениям и связям с «политически известными лицами». Хотя проект директивы ЕС можно считать приемлемым с точки зрения снижения уровня рисков, его включение в европейское законодательство требует сложных процедур.

Немецкие банки выступают за трехэтапный процесс идентификации «подозреваемого клиента»: на первом этапе осуществляется формальная идентификация клиента на базе доказательных документов; на втором этапе для сделок, чреватых рисками, добывается дополнительная информация, например, о деятельности клиента и происхождении его средств; на третьем этапе определяются обстоятельства высокого риска, а также проводится мониторинг деловых отношений клиента. В интересах большей прозрачности и наглядности авторы директивы должны принять эту концепцию.

Для успешного продвижения проекта должны быть также учтены следующие моменты.

Отношения с политическими деятелями и их окружением (politisch exponierte personen (PEP). В качестве таковых выступают физические лица, которые занимали или занимают ответственные должности, осуществляют особо важные или сложные коммерческие сделки в условиях, связанных с повышенными рисками отмывания денег, а также члены их семей или близкие к ним лица. При известных обстоятельствах это могут быть и члены федерального правительства, обладающие широкими полномочиями. Органы ЕС располагают информацией в отношении PEP в странах-членах, что позволяет относиться с повышенным вниманием к сделкам этих лиц. В банках стран ЕС уже осуществляются меры пруденциального характера и контроля в случае возникновения нештатных ситуаций в деловых отношениях. Было бы желательно определить PEP из

стран, не являющихся членами ЕС, особенно из стран, в которых широко распространена коррупция.

Система управления рисками отмывания денег может определить риски в отношениях между клиентами лишь в том случае, если факторы риска, например, принадлежность к PEP, известны заранее и включены в систему управления рисками. На основе этих данных, которые должны быть установлены в рамках внутрибанковских мероприятий по программе «знать своего клиента» (know-your-customer), риски могут быть определены в ходе текущего монито-ринга. Отсюда следует, что необходимо более широкое определение понятия PEP с тем, чтобы банки имели по каждому клиенту сведения о его возможной политической деятельности и обеспечивали особые мероприятия в отношении этой, чреватой рисками группы клиентов.

Запрет на деловые отношения с фиктивными банками (shell banks). В ст. 11 проекта директивы содержится запрет на деловые отношения с фиктивными банками, в том числе корреспондентские отношения с этими банками, позволяющие использовать их счета. Банки часто не располагают регулярной информацией о клиентских отношениях их конкурентов, поэтому не могут подвергнуть дополнительной проверке данные банка-корреспондента о его отношениях с клиентами. Но без такой проверки простой опрос о существовании подобных деловых отношениях может дать фиктивные сведения, ценность которых не может оправдать неизбежные дополнительные бюрократические расходы.

Способы выдачи информации о счетах. Статья 28 проекта директивы обязывает страны-члены гарантировать, чтобы кредитные и финансовые институты «полно и быстро» отвечали на запросы компетентных учреждений о деловых отношениях с физическими или юридическими лицами, которые осуществляются в настоящее время или поддерживались в течение последних пяти лет. Однако способы отзыва и формы исполнения этих требований предоставлены странам-членам, что потребует принятия в некоторых из них дополнительных законодательных мер. В Германии потребности в дополнительном законодательстве нет, поскольку здесь уже существует практика удовлетворения запросов на соответствующую информацию со стороны органов контроля и уголовного преследования.

Несмотря на признание необходимости ориентированной на риски стратегии борьбы с отмыванием денег, предложения ЕК по третьей директиве в их нынешнем виде означают шаг назад. В основных пунктах

требования директивы выходят за пределы возможных практических изменений. Многочисленная бюрократия, уполномоченная на реализацию директивы, скорее препятствует целенаправленным действиям, чем способствует им. Именно поэтому необходимо срочно внести изменения в проект. Учитывая конкретные цели директивы, следует лучше скоординировать работу международных регулирующих органов с практическим опытом тех, кому адресованы новые правила. Им должна быть предоставлена возможность участвовать в консультациях ФАТФ не только в качестве зрителей. От имени банков таким участником могла бы стать недавно созданная Международная банковская федерация (International Banking Federation).

В. И. Шабаева

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

2005.04.019. ХОГГАРТ Г., РЕЙДХИЛЛ Дж., СИНКЛЕР П. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИЗДЕРЖКИ РАЗРЕШЕНИЯ БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ.

HOGGARTH G., REIDHILL J., SINCLAIR P. Resolution of banking crises: a review // Financial stability rev. - L., 2003. - Dec. - P. 109-123.

С конца 1970-х годов в разных регионах мира были зарегистрированы 117 эпизодов системных финансовых кризисов и 51 случай пограничных ситуаций и несистемных кризисов, отмечают эксперты из Великобритании и США. По оценкам, потери от банковских кризисов составляют в среднем ежегодно более 10% ВВП, а банковское кредито-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.