Научная статья на тему '2005. 04. 033. Шатохин А. Г. Занятость населения и ее регулирование: учеб. Пособие / Яросл. Гос. Ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2004. - 99 с. - библиогр. : С. 97-98'

2005. 04. 033. Шатохин А. Г. Занятость населения и ее регулирование: учеб. Пособие / Яросл. Гос. Ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2004. - 99 с. - библиогр. : С. 97-98 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА - РФ / ЗАНЯТОСТЬ - УЧЕБНИКИ / ПОСОБИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - - - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 033. Шатохин А. Г. Занятость населения и ее регулирование: учеб. Пособие / Яросл. Гос. Ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2004. - 99 с. - библиогр. : С. 97-98»

лого жителя снизится через 50 лет с 5 до 2 человек. Наиболее значительное увеличение доли пожилых людей ожидается в Испании и Японии, где она превысит 70% трудоспособного населения (против 20% в среднем по ОЭСР в 2000 г.). В отличие от этого в Мексике и Турции в середине XXI века оно достигнет только 30%.

В мире, где у стареющих богатых людей мало детей, отмечает автор, миграционные потоки могут только усиливаться. Однако, по прогнозам ООН, в ПРС ожидается только 2 млн. мигрантов в год, т.е. за период с настоящего времени до 2050 г. в целом это составит 100 млн. человек. США останутся основной принимающей страной (1,1 млн. иммигрантов в год), затем следуют Германия - 211 тыс. иммигрантов, Канада - 173 тыс., Великобритания - 136 тыс. и Австралия - 83 тыс. иммигрантов в год. Среди основных стран - поставщиков эмигрантов: Китай - 303 тыс., Мексика - 267 тыс., Индия - 222 тыс., Филиппины - 184 тыс. и Индонезия - 180 тыс. человек в год (с. 65).

По прогнозам ООН, через 50 лет Европа потеряет 94 млн. жителей. В то же время население Африки возрастет на 952 млн., а Азии - на 1,32 млрд. человек. Эти два континента - приблизительно равные по социально-экономическому развитию - будут располагать значительным количеством молодежи, которая является наиболее мобильной частью населения и склонна к поиску лучших условий существования.

Юг и Восток Европы столкнутся с более сильным миграционным давлением, чем в настоящее время, и миграционная проблема займет еще более важное место в европейской политике.

В условиях прогнозируемых старения и сокращения населения в европейских странах, указывает автор, перед Европой стоят очень серьезные задачи, требующие решения. Одна из них - повышение показателя фертильности и увеличение количества детей. В качестве пути ее решения автор предлагает переориентировать политику государства-благосостояния на детей и семью.

С.Н. Куликова

2005.04.033. ШАТОХИН А.Г. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2004. - 99 с. - Библиогр.: с. 97-98.

В учебном пособии рассматриваются фундаментальные теоретические проблемы и наиболее важные и принципиальные прак-тические аспекты трудовой занятости населения: развитие теории занятости; изме-

нение концепции занятости; особенности функционирования рынка труда в России, США, Японии, Швеции, Германии и Франции; государственная социальная поддержка занятости в России; управление занятостью населения в стране и регионах; особенности организации деятельности Федеральной службы занятости населения РФ. Автор также использует материалы, характеризующие занятость населения в Ярославской области. Монография включает введение, семь тематических разделов, контрольные вопросы, списки литературы, приложение, содержащее основные нормативные акты.

Во введении автор отмечает важность проблемы занятости как одной из наиболее острых социально-экономических проблем государства, общества и отдельных людей. Причем с каждым десятилетием ее значимость все более возрастает. При общем болезненном отношении к этой проблеме в одних государствах ее удается более-менее успешно решать, в других правительства при ее решении сталкиваются со значительными трудностями. Увеличение численности занятых общественно полезным и производительным трудом ведет к увеличению ВВП страны, а наличие высокой и растущей безработицы сокращает возможности производства потенциально возможного ВВП, что, в числе прочих, создает для государства трудности в решении социальных проблем. В особо тяжелом положении оказываются люди, длительно не работающие и не имеющие дополнительных источников существования, кроме государственных пособий. Подобные лица вынуждены искать дополнительные средства для жизни, в том числе незаконные, что обостряет криминогенную ситуацию, порождает разного рода негативные явления в обществе. Обеспечение полной занятости всего трудоспособного населения является одной из приоритетных задач для любого государства, в том числе РФ, где для ее решения принимаются соответствующие нормативные акты, разрабатываются и реализуются меры государственной политики занятости.

В первом разделе занятость рассматривается как категория и социальное состояние. Автор начинает с анализа эволюции теории занятости. Исследование занятости как отношений между людьми по их участию в общественно полезном труде по времени совпало с процессом формирования политэкономии. Однако исследование занятости как самостоятельное направление анализа оформилось только в 30-е годы ХХ века. Первые значительные научные элементы теории занятости заложены классиками политэкономии: первоначально - А. Смитом и Д. Риккардо,

позднее - Д. Бартоном, Д.Ф. Бреем, Д. Рамсеем, А. Шерболье и Р. Джонсом. Занятость наемных рабочих связывалась с законами накопления капитала, использованием машинной техники. Выдвигались положения об относительном уменьшении спроса на труд по мере развития производства. Делался вывод, что вынужденная безработица невозможна и что процентная ставка и гибкая реальная заработная плата способны поддерживать полную занятость. Государственное вмешательство при этом считалось не только излишним, но и вредным.

К. Маркс отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящиеся на одного работника. Экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала.

Автор разбирает также взгляды на занятость других выдаю-щихся экономистов - А. Маршалла, А. Пигу, Дж.М. Кейнса, Д. Робин-сон, А. Филлипса, М. Фридмана, П. Самуэльсона, С. Бриттана.

Анализируя социально-экономическую сущность занятости, автор приводит определения занятых граждан, трудовых ресурсов, трудоспособного возраста, трудоспособного населения, незанятых, экономически активного населения, закрепленные в Законе «О занятости населения в РФ» 1991 г. Занятость как социально-эконо-мическое явление - «это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая соответствующие доходы» (с. 11). Далее излагаются основные принципы занятости согласно Закону «О занятости населения в РФ»: исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд.

Автор дает свое определение полной занятости как максимально возможного уровня вовлечения трудоспособного населения в общественное хозяйство. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической - как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной - как наиболее полное соответствие интересам работника. Существуют четыре показателя эффективности занятости: 1) пропорция распределения трудовых ресурсов общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности; 2) уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве; 3) структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства; 4) профессионально-квалификацион-ная структура работающих. По-

следний показатель в России к началу 90-х годов свидетельствовал о явной неэффективности занятости (с. 15).

Характеризуя занятость как элемент социально-экономи-ческой политики, автор предлагает учитывать определенные социальные аспекты: 1) неразрывную связь занятости с важнейшим конституционным правом человека - правом на труд; занятость связывается с возможностью реализовать право на труд из-за проблемы безработицы; 2) определяющую роль занятости в формировании уровня жизни и достойных условий существования; 3) формирование новой мотивации высокоэффективного труда как основы роста благосостояния каждого и общества в целом; именно трудовая деятельность преобразует человека, раскрывает его профессиональные возможности, стимулирует развитие личности. В социально ориентированной экономике выделяются следующие основные черты занятости: сбалансированное сочетание полной и эффективной занятости; добровольность труда и гармонизация прав и обязанностей человека, преодоление социального иждивенчества работников, равная ответственность гражданина и государства за возможность иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни; свободный перелив рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями, профессиями и территориями в интересах роста эффективности труда; новая трудовая мотивация, предприимчивость и большая заинтересованность работников в высокопроизводительном труде; целенаправленное смягчение отрицательных последствий рыночной экономики для положения трудящихся.

Политика занятости как совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества для достижения поставленных целей имеет три уровня: общегосударственный (макроуровень), региональный и локальный. Равновесие спроса и предложения рабочей силы достигается за счет обеспечения гибкости в сфере труда; для реформирования всей экономики и формирования нового качественного состояния занятости применяется трудовая мотивация. Как отмечает автор, ожидалось, что приватизация и разгосударствление быстро приведут к новой трудовой мотивации. Однако сохранилось упрощенное понимание социальной справедливости - «всем в равной мере», что привело к переоценке указанных рычагов. Не был задействован важнейший принцип - «своим трудом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье».

Сегодня на первое место по силе воздействия на трудовую мотивацию выдвигается социальное самочувствие граждан, под которым понимается не реальное улучшение жизни, а уверенность в неотвратимости позитивных сдвигов, правильности выбранных путей реформирования и справедливой социальной защите со стороны государства. Последняя только начинает складываться. В этой связи автор анализирует положение отдельных социально-демографи-ческих групп, условия труда которых имеют свою специфику - мужчин, женщин, молодежи, лиц среднего и предпенсионного возраста, лиц первых пяти пенсионных лет.

Автор проводит различие между государственной активной и пассивной политикой занятости. Первая включает совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовка и повышение квалификации ищущих работу, активный поиск и подбор рабочих мест, субсидирование создания новых рабочих мест, организация новых рабочих мест через систему общественных работ); вторая - это совокупность мероприятий по сглаживанию негативных последствий безработицы (включает выплату пособий по безработице, перевод людей предпенсионного возраста на пенсию, оказание материальной помощи).

Второй раздел посвящен характеристике рынка труда. После рассмотрения понятия рынка труда, его элементов и функции, автором приводятся модели рынков труда и отдельно - национальная модель рынка труда в России. Он предлагает теоретическую модель рынка труда в России: под ней он понимает систему способов, механизмов и организаций, позволяющую работникам, включая продавцов и ищущих работу, найти работу, а работодателям (покупателям) найти работников, которые им требуются. На рынке труда сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Автор излагает суть различий понятий «труд» и «рабочая сила», «рынок труда» и «рынок рабочей силы» в трактовке К. Маркса, а также излагает взгляды на понятие «рынок труда» других ученых. Так, А.Э. Котляр рассматривал рынок труда как соотношение спроса и предложения рабочей силы в сфере обращения, что, по мнению автора, не полностью раскрывает сущность этого понятия. А.И. Рофе, Б.Г. Збышко и В.В. Ишин понимают рынок труда как систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, а также как экономическое пространство - сферу трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара -

труда, и как механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Автор предлагает свой вариант определения понятия «рынок труда»: в узком смысле рынок труда - это сфера рыночных отношений, где формируется спрос на рабочую силу и ее предложение, обеспечивается ее распределение и определение платы за различные виды трудовой деятельности; в широком смысле рынок труда - это система общественных отношений (включая взаимоотношения наемных работников и работодателей), правовых актов и институтов, которые обеспечивают воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование рабочей силы (с. 28). Автор выделяет основные элементы (субъекты рыночных отношений, правовые акты, конъюнктура рынка труда, службы занятости населения, инфраструктура рынка труда, система социальных выплат и гарантий, альтернативные временные формы обеспечения занятости) и функции рынка труда: посредническую, распределительную, ценообразующую, информационную, дифференцирующую. По мнению автора, остается дискуссионным вопрос о соотношении понятий «рынок труда» и «рынок рабочей силы». Рынок труда, считает автор, является более общей социально-эконо-мической системой, чем рынок рабочей силы (с. 30).

Далее автор рассматривает модели рынков труда: чисто конкурентный рынок труда; модель рынка труда с учетом влияния профсоюзов; национальная модель рынка труда в России; три основных типа региональных рынков труда (асимметричные, равновесные, диверсифицированные рынки), а также предложенную автором теоретическую модель рынка труда в России. Он предлагает пути реформирования рынка труда, включая создание единой информационной системы РФ о спросе и предложении рабочей силы, а также развитие системы страхования от безработицы.

Особенности функционирования рынков труда за рубежом (в США, Японии и Швеции, Германии и Франции) рассматриваются в третьем разделе. Существуют различные модели рынков труда, которые характеризуются национальными особенностями. Например, с точки зрения особенностей политики занятости, которая проводится в разных странах, модель складывается из сочетания и преобладания той или иной системы подготовки, переподготовки, роста квалифицированных работников, системы заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов.

Четвертый раздел посвящен безработице и ее социально-экономическим последствиям. Автор характеризует понятие и виды безработицы, рассматривает динамику незанятых и безработных в России и за рубежом. По его мнению, безработица - непременный атрибут рыночной экономики, результат функционирования рынка труда, поскольку рынок труда органически включен в систему рыночных связей, а спрос и предложение на рынке рабочей силы формируются за счет экономических и внеэкономических факторов. Общеэкономический характер безработицы также обусловлен тем, что рынок труда, соотношение спроса и предложения формируют занятость, а не безработицу. Безработица предстает «изнанкой» занятости и одновременно находится под влиянием факторов, отличных от тех, что формируют занятость. В микроэкономическом плане безра-ботица - всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства. Автор определяет безработицу как социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг, а в реальной экономической жизни - как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее (с. 56).

В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют следующие ее виды: фрикционная, структурная, институциональная, циклическая и добровольная. По продолжительности различают застойную, текучую и сезонную формы безработицы. Автор использует также такие показатели, как средний коэффициент напряженности на российском рынке труда в зависимости от того, сколько человек претендуют на одну вакансию, уровень безработицы среди женщин, мужчин, среди молодежи (с. 61). По его мнению, характерной чертой стало некоторое ослабление структурных проблем рынка труда; в некоторых промышленно развитых странах гендерный аспект безработицы сохраняет свою остроту (с. 64).

Современная безработица в России, указывает автор, порождена переходной стадией развития в процессе становления рыночных капиталистических отношений. При всей специфике и особенностях безработицы в России ей присущи черты, свойственные всем странам. Как отмечает автор, отношение к безработице с течением времени менялось. В начале ХХ в., когда ее размеры в мировом масштабе были достаточно велики, безработица считалась социальным злом, с которым надо бороться всеми доступными средствами и методами, включая методы государ-

ственного регулирования. В середине прошлого века в условиях развития социально-трудовых отношений и общества с социальной рыночной экономикой она рассматривалась уже как социальное явление, носящее эпизодический характер и не создающее серьезных проблем для государства. В начале ХХ1 в. безработица, став устоявшейся социально-экономической категорией, наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб.

Повышение или снижение экономической активности - основные причины роста или снижения занятости и безработицы, а циклическое развитие экономики, подъемы и спады экономической активности ведут к колебаниям численности занятых и безработных. Автор поддерживает точку зрения, что фактором, непосредственно определяющим уровень производства и занятости, является уровень совокупных расходов на производство товаров и оказание услуг. При низких совокупных расходах предприятиям невыгодно производить в большом объеме товары и услуги. Это влечет низкий уровень производства, занятости и доходов. При высоком уровне совокупных расходов рост производства приносит прибыль, что означает увели-чение занятости и доходов.

Безработица влечет серьезные экономические и социальные издержки, в том числе нерабочее состояние трудоспособного населения и непроизведенную продукцию. Теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Безработица мешает обществу развиваться с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это означает снижение темпов экономического роста и отставание объемов увеличения ВНП. Как отмечает автор, А. Оукен сформулировал закон о существовании отрицательной связи между уровнем безработицы и объемом ВНП: каждый «всплеск» безработицы ведет к снижению реального объема ВНП; при каждом увеличении безработицы на 1% темпы роста реального ВНП снижаются на 2,5%. Безработица связана со значительными социальными и моральными издержками, негативно влияет на общественные ценности и жизненные интересы граждан, способствует распространению жизненной депрессии, потере квалификации и трудовых навыков, снижению моральных устоев, росту преступности, потере самоуважения и распаду семьи и т.д. В целом социально-экономические последствия безработицы ведут к обесцениванию, неполному использованию человеческого потенциала, ухудшению качества жизни безработных и их семей, усилению борьбы за повышение заработной платы со стороны занятых, росту общественных и личных затрат на восстановление или

изменение профессионального статуса и уровня производительности труда и т.п. (с. 66-67).

В пятом разделе анализируются государственная социальная поддержка занятости в России, в частности социальная поддержка лиц, оставшихся без работы, положение социально слабо защищенных групп населения и особенности регулирования их социально-трудовых отношений и механизм защиты трудовых прав работников.

Управление занятостью населения в стране, регионе и административном районе рассматриваются в шестом разделе. Автор начинает с рассмотрения положений Трудового кодекса РФ, затем обращается к общегосударственным и региональным программам обеспечения занятости населения и проблемам занятости населения в Ярославской области.

Седьмой раздел посвящен организации и функционированию государственных и негосударственных структур службы занятости населения. Автор анализирует особенности функционирования Федеральной службы занятости населения РФ. Указывается, что Федеральная служба занятости РФ была создана в 1991 г на базе ранее существовавших бюро по трудоустройству населения. Она включает: центральный орган - Федеральную службу занятости России; на уровне субъектов - министерства, департаменты, комитеты, управления; центры занятости в городах и районах, а также Российский учебный центр, 65 учебных центров по переподготовке безработных и три учебных центра по подготовке персонала службы занятости. В 1996 г. на базе Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости России было создано Министерство труда и социального развития РФ.

Далее автор прослеживает эволюцию частных агентств по трудоустройству населения зарубежных стран и их роль. Отдельно рассматриваются частные агентства по трудоустройству населения в России.

В.Г. Былое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.