Научная статья на тему '96. 02. 005. Кашепов А. В. , Трубин В. В. , Устинов С. С. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М. : Наука, 1995. - 95 с'

96. 02. 005. Кашепов А. В. , Трубин В. В. , Устинов С. С. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М. : Наука, 1995. - 95 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК -АВТОМОБИЛЕЙ -- РФ / -ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА -РФ / БЕЗРАБОТИЦА РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 005. Кашепов А. В. , Трубин В. В. , Устинов С. С. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М. : Наука, 1995. - 95 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

11

96.02.005

ного регулирования цен даже на продукцию госпредприятий нанесли и будут продолжать наносить вред реформе" (с. 124-125).

Что касается методологии определения цен на товары и услуги, то на первый план в рыночной экономике выдвигается необходимость установления исходной цены, на основе которой определяется ее окончательный уровень. Методология расчета исходных цен состоит из шести последовательных этапов: постановка задач ценообразования, определение рыночного спроса, оценка издержек производства, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление цены (с. 136)

Е. Е. Луцкая

96.02.005. КАШЕПОВ А. В., ТРУБИН В. В., УСТИНОВ С. С. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ — М.: Наука, 1995 .— 95 с.

Книга состоит из предисловия, трех глав и приложения. В ней делается попытка проанализировать реальную ситуацию на рынке труда, с тем чтобы выработать рекомендации по основным направлениям социально-экономической политики, имея в виду необходимость не допустить чрезмерного нарастания безработицы, по возможности синхронизировать высвобождение и трудоустройство работников, снижать уровень социальной напряженности в России.

В первой главе "Основные характеристики российского рынка труда" раскрываются особенности современного этапа формирования рынка труда, его конъюнктура, оценка динамики предложения рабочей силы, показатели структуры занятых, роль миграции на рынке труда, количественные и качественные характеристики безработицы, анализ изменения спроса на рабочую силу.

Рынок труда понимается авторами "как система общественных отношений, социальных (в том числе юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда. Иначе говоря, широкое определение "рынка труда" представляет эту категорию как "рыночную форму организации сферы труда и занятости населения" (с. 13).

Авторы называют несколько общих с другими бывшими рынками республики особенностей современного этапа формирования рынка труда и специфических особенностей непосредственно России. Прежде всего среди общих особенностей — это формирование в условиях системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни. Наиболее ощутимое влияние оказывает экономический кризис, который проявляется в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых неплатежах, резком неоправданном увеличении разрыва в уровнях до-

96.02.005

12

ходов работающего населения. К середине 1994 г. рЬзрыв в среднеду-шевных доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных составил 11,8 раза (с. 5). Следствием экономического кризиса является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, сужение возможностей активизации этого спроса за счет целенаправленных государственных инвестиций, но и нарушение ранее существовавшей хотя и несовершенной системы стимулов и мотиваций к эффективной трудовой деятельности, росту квалификационного уровня. Стимулы к труду, присущие реальной рыночной экономике, пока не ощутимы.

Скорость формирования рынка труда явно недостаточна для успешного складывания рыночных предпосылок эффективного экономического роста.

Формирующийся рынок труда характеризуется сужением возможностей наемных работников реализовать свои социальные права и интересы, отсутствием необходимой государственной стратегии. Налицо лишь преимущественно ведомственно-организационная форма создания национального рынка труда.

Лишь развитие подлинно предпринимательского сектора в сочетании с продуманным государственным регулированием минимальной заработной платы, а также условий налогообложения фонда оплаты труда и индивидуальных заработков может благоприятствовать созданию достаточных рабочих мест, повышению доходов работников, что снизит потребность населения в рабочих местах. В ходе формирования рынка рабочей силы необходимо взаимодействие этого процесса со структурной перестройкой экономики.

Среди специфических особенностей формирования национального рынка труда авторы называют наличие глубоких региональных различий в республике, пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов и размещения населения.

Делается вывод, что в настоящее время общие и специфические условия формирования отечественного рынка труда выполняют двоякую функцию. Одни являются предпосылками успешного разрешения проблем занятости в стране, другие — на протяжении довольно длительного времени будут препятствовать достижению эффективной занятости населения.

Приводятся данные, свидетельствующие о том, что в России в настоящее время процессы безработицы и инфляции протекают как бы в разных плоскостях и почти не связаны друг с другом. Поэтому вполне реальны разработка и проведение антикризисной политики, сочетающей цели одновременного достижения низких уровней безработицы и инфляции.

13

96.02.005

: Послекризисное оживление спроса на товары и услуги столкнется с тем, что ранее существовавшая система рабочих мест (производственных мощностей) в значительной части деградировала настолько, что уже не может быть задействована. Это может законсервировать пониженный уровень спроса на рабочую силу и повышенный уровень реальной безработицы в России на несколько лет, которые при самом благополучном инвестиционном климате потребуются для структур-но-прогрессивного восстановления производственного потенциала экономики.

Российская безработица, которая по своим количественным показателям приближается к тому состоянию, когда ее можно будет именовать массовой, в настоящее время вызвана структурно-регрессивным спадом производства в условиях разрушения прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйством при медленном формировании новых рынков и новых (рыночных) механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденция к формированию безработицы закрепляется на перспективу инвестиционным кризисом, поддерживается кризисом неплатежей и может усилиться в случае начала проведения политики массовых банкротств. Противодействуют увеличение массовой безработицы высокая обеспеченность хозяйства РФ природными ресурсами, развитие частного сектора, менталитет значительной части и директорского корпуса, стремящегося к сохранению профессионально-квалификационного ядра трудовых коллективов.

Говоря о количественных и качественных характеристиках безработицы, авторы отмечают, что экономические реформы в России привели к значительным изменениям в сфере занятости населения. Возникла безработица, которая характеризуется устойчивой тенденцией к повышению. По России в целом реальная безработица в настоящее время составляет 6,1% экономически активного населения, столько же насчитывается и частично занятых (с. 43).

Согласно оценкам Федеральной службы занятости, в 1993 г. предложение незанятой рабочей силы составляло 10,7 млн. человек, из них уволенных по причине текучести кадров — 55,8%, молодежь — 13,6, незанятые трудоспособные в трудоспособном возрасте — 12,8, высвобождение с предприятий и организаций — 7,8% и др. Спрос на рабочую силу (в значительной степени на замену выбывших из-за текучести) составил 6,5 млн. человек (с. 43-44).

В числе безработных преобладают женщины и молодежь. К концу 1994 г. численность зарегистрированных безработных достигла 1475 тыс. человек (с. 45).

Среди основных факторов увеличения спроса на рабочую силу авторы называют ускорение приватизации, развитие предприниматель-

96.02.005

14

ства и самостоятельной занятости, рационально структурно-инвести-ционную политику, переориентированную с дотацией на эффективные инвестиции. Одним из направлений этого увеличения они считают программы по созданию новых рабочих мест, которые могут различаться по форме, но иметь одну цель — рост численности занятых.

Во второй главе "Факторный анализ национального и регионального рынков труда" исследуются основные факторы региональных рынков труда, территориальная дифференциация рынков труда, размещение населения и трудовых ресурсов, региональные различия ситуации на рынках труда.

В третьей главе "Регулирование рынка труда" речь идет о регулировании занятости в России, регулировании региональных рынков труда, регулировании миграционных процессов. Как отмечают авторы, система целей регулирования занятости включает две наиболее важные группы задач. Первая группа включает задачи долгосрочной перспективы и предусматривает стабилизацию общего спроса на труд и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места; вторая — с задачами краткосрочной и среднесрочной перспективы предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. При этом подразумевается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью не допустить полного блокирования процессов рационализации занятости.

В случае успешного решения этих проблем политика занятости сможет постепенно трансформироваться в форму, свойственную развитым странам, где этот аспект регулирования экономики не имеет существенной общественной значимости и сводится к набору "рутинных" функций,по регистрации, социальной поддержке безработных, их профессиональной ориентации, переподготовке и стимулированию к занятию подходящих рабочих мест.

Эффективное противодействие росту потенциальной, частичной и реальной безработицы возможно лишь в рамках общеэкономической антикризисной программы. Все разрабатываемые экономические, в том числе и инвестиционные, программы должны включать показа^ тели спроса на труд, численности сохраняемых или дополнительно создаваемых рабочих мест в качестве нормативов (критериев оценки программ).

М. Е. Товмосян

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.