Научная статья на тему '96. 03. 075. Аджиев А. М. Тенденции и факторы формирования занятости в Российской Федерации / ДАГ. Науч. Центр РАН. Ин-т истории, археологии и этнографии. - Махачкала, 1995. - 11с'

96. 03. 075. Аджиев А. М. Тенденции и факторы формирования занятости в Российской Федерации / ДАГ. Науч. Центр РАН. Ин-т истории, археологии и этнографии. - Махачкала, 1995. - 11с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-РФ -ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА / БЕЗРАБОТИЦА РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 075. Аджиев А. М. Тенденции и факторы формирования занятости в Российской Федерации / ДАГ. Науч. Центр РАН. Ин-т истории, археологии и этнографии. - Махачкала, 1995. - 11с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108

МОСКВА 1996

гании продолжает усиливаться. С 1977 но 1987 г около 3/4 занятых считали свои профессиональные перспективы достаточно благоприя!-ными, в настоящее время — только половина занятых. Что касаеюя еще неработающих граждан Великобритании, то их первая работа скорее всего будет нестабильной и низкооплачиваемой, так как она будет временной или рассчитанной на неполный рабочий день.

С Н Куликова

96.03 075. АДЖИЕВ А. М ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Даг. науч центр РАН Ин-т истории, археологии и этнографии. — Махачкала, 1995 .— 11 с.

В первом разделе брошюры, посвященной проблемам занятости в Российской Федерации, автор пишет, что ситуация на рынке труда продолжает оставаться сложной. По данным Госкомстата РФ, число безработных в России в 1994 г. достигло 4,7 млн. человек, или 6% экономически активного населения (с. 3). Кроме того, растет скрытая безработица, ожидание массовых банкротств предприятий и резкого увеличения масштабов высвобождения работников создает напряжен ность в обществе. Федеральная служба занятости дает меньшие ве личины нуждающихся в трудоустройстве, но эти данные включают лишь тех, кто обращается в службу занятости, тогда как многие ищут работу самостоятельно.

При таких показателях нельзя назвать безработицу в России массовой, а ситуацию в сфере занятости — критической. Тем не менее существует потенциальная (скрытая) безработица, которая оценивается в 12-17% и которая постепенно будет переходить в открытую форму. В результате в ближайшей перспективе безработица в РФ может стать массовой, охватив почти 20% населения (с. 4). Наибольшее влияние на уровень занятости оказывают социально-экономические факторы. В настоящее время российская безработица вызвана структурным спадом производства в условиях разрушения прежних рынков и функционирования хозяйства при медленном формировании новых рынков и новых рыночных механизмов. Формированию безработицы способствуют инвестиционный кризис, кризис неплатежей, возможность массовых банкротств. Сдерживающими факторами в увеличении безработицы являются высокая обеспеченность хозяйства природными ресурсами, активное развитие частного сектора, стремление "директорского корпуса" сохранить квалифицированные кадры.

Негативными тенденциями, которые будут усиливаться по мере роста безработицы, автор считает: недоиспользование и прямую iioi-ерю

96.03.075

156

трудового потенциала страны; ухудшение социально^ демографических и профессионально-квалификационных; параметров работников в результате "утечки умов" и неэквивалентного их замещения; регрессивные изменения отраслевой структуры занятости. Болезненным является дисбаланс в развитии занятости, в частности, значительная потеря кадров в наукоемких и социально ориентированных отраслях при росте занятости в добывающих отраслях, в сфере обращения, в кредитно-финансовой сфере и ряде других областей, полезных для формирования инфраструктуры рыночной экономики, но недостаточных для изменения общей структуры последней.

Этому, по мнению автора, способствуют ряд факторов: политика в области оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет более высокими темпами, чем в других отраслях промышленности и экономики; ускоренное развитие занятости в неформальном ("теневом") секторе экономики, в том числе в торговле; разложение моральных и этических норм в обществе, чреватое далеко идущими последствиями (обострение криминогенной обстановки, роют алкоголизма, наркомании, бродяжничества); ухудшение положения на рынке труда отдельных групп населения (молодежи, женщин с детьми, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, инвалидов), которые не выдерживают конкуренции на рынке труда и нуждаются в увеличении социальной поддержки и защиты. Усугубление этих тенденций может со временем привести к серьезным политическим и социально-экономическим последствиям, представляющим угрозу национальной безопасности России. В этой связи необходимы принципиально новые решения в области формирования и реализации государственной политики занятости.

Во втором разделе рассматриваются принципы, цели и задачи государственной политики в области занятости. Автор считает, что эта политика должна быть одним из основных компонентов федеральной социальной политики, причем средства для ее реализации должны выделяться в приоритетном порядке при формировании бюджетов всех уровней. Учитывая условия социально-экономического развития России на современном этапе, она должна осуществляться с соблюдением ряда основополагающих принципов: сбалансированное сочетание полной, эффективной и свободно избранной занятости; добровольность труда и обязанностей человека в трудовой сфере, равная ответственности гражданина и государства за возможность иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни, свободное перемещение рабочей силы между отраслями, профессиями, территориями; новая трудовая мотивация, оценка труда как основы улучшения условий жизни, социальная защищенность в сфере занятости, смягчение отрицательных последствий рыночной экономики на положение трудящих-

ся. Эти принципы направлены на достижение стратегических целей современной политики обеспечения занятости в РФ, которую можно сформулировать как создание условий, обеспечивающих стабильный и эффективный уровень занятости путем использования всей совокуп ности мер воздействия на рынок труда. В долгосрочной перепек i иве эта цель предусматривает стабилизацию безработицы с ее последую щим сокращением.

В краткосрочной и долгосрочной перспективе необходимо воспре пятствовать массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной), безработицы. Для этого требуют решения ряд конкретных управленческих задач: комплексное регулирование Занятости — регулирование спроса на рабочую силу и оказание помощи в трудоустройстве незанятых (в том числе женщинам, молодежи, пенсионерам, инвалидам); расширение возможностей трудоустройства населения и сокращение продолжительности безработицы; адаптация мер регулиро вания занятости к особенностям социально-демографического состава безработных; предпочтительность менее затратных и более эффективных направлений поддержания спроса на рабочую силу; первоочеред ное содействие занятости в отраслях и регионах с повышенным риском массовой безработицы; содействие переливу рабочей силы, который обеспечивал бы структурные сдвиги в экономике и рост эффективности труда; снижение потребности в рабочих местах у отдельных групп населения (женщин с детьми, молодежи без профессии, пенсионеров), прежде всего в регионах с повышенным ростом массовой безработицы, на основе усиления материальной поддержки соответствующих слоев населения; повышение квалификации работников и овладение новыми профессиями с учетом меняющегося спроса на кадры путем реализации специальных программ; повышение степени гибкости рынка труда; обеспечение гарантированной занятости квалифицированным кадрам на государственных предприятиях и работникам приватизируемых и обанкротившихся предприятий, а также социально уязвимым группам населения; повышение ответственности региональных органов исполнительной власти за состояние рынка труда и др.

В заключение автор пишет, что успешное решение долгосрочных задач возможно лиши при условии выхода экономики из кризиса. Эф фективное противодействие массовой потенциальной, частичной и ре альной безработице возможно только в рамках экономической анги кризисной программы, которая должна отражать показатели спроса на труд, численность сохраняемых или дополнительно создаваемых рабочих мест в качества нормативов. В новых условиях хозяйствовч ния государственная политика занятости должна быть еше более мч но увязана г общим направлением социально-экономического развигич

•К) 03 076

158

общества Длительная эволюция рыночной экономики в экономически раиштых странах показала, что ущемление прав человека в сфере труда экономически невыгодно для общества в целом.

В И Шабаева

96 03 076 ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РЕФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ РОССИИ / Московская А А., Четверина Т Я , Ток-санбаева М. С. и др : Ред — Московская А. А ; Ин-т экономики РАН Центр исследований рынка труда. — М., 1995 .— 80 с

Настоящий доклад подготовлен на основе результатов обследований, проведенных Центром исследований рынка труда (РТ) Института экономики РАН в 1994-1995 гг. в различных регионах России с использованием официальной статистики.

Публикация состоит из введения и пяти разделов Во введении отмечается специфика женской занятости в России, анализ которой, по мнению авторов, подчас разрушает сложившиеся стереотипы о социально-экономической дискриминации женщин на РТ. Советская история оставила в наследство высокую долю женщин среди занятых (51%), их отраслевую и профессионально-квалификационную сегрегацию на определенных видах работ. Так, они составляют свыше 70% среди служащих и специалистов средней квалификации и квалифицированных работников обслуживания.

В первом разделе, посвященном занятости женщин, авторы констатируют, что ожидаемое с началом реформ массовое высвобождение женщин не состоялось. Напротив, в 1991-1994 гг. усилилась их концентрация в традиционно производственных отраслях: в металлургии их доля возросла на 11%, в деревообработке — на 7%, а по всем промышленным предприятиям — на 5,5% (с. 2). При этом женщины сохранили традиционную приверженность полной занятости (77%). Характерно, что доля женщин увеличилась в тех производствах, где более всего сократилось, число рабочих мест.

Обследование, проведенное на 500 предприятии Москвы и Санкт-Петербурга, не выявило значимых дискриминационных признаков при найме женщин на работу. На отраслевую и квалификационную сегрегацию женщин влияет разрыв в их заработках с мужчинами, достигающий в среднем 10%. Условия найма, продвижения по службе, Системы поощрения и т. п. для женщин, как правило, такие же, как для мужчин В то же время существует устойчивое деление на "мужские" и "женские" профессии. При этом "женские" либо традиционно невысо-коонлачиваемые, либо являются непривлекательными для мужчин. Профессионально-квалификационная сегрегация женщин обусло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.