Научная статья на тему '96. 02. 004. Алклычев А. М. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике: монография. - М. , 1995. - 145 с'

96. 02. 004. Алклычев А. М. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике: монография. - М. , 1995. - 145 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-РФ -РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ -ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / -РФ -ЭКОНОМИКА / -ЭКОНОМИКА -РФ / "ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ" -ПОСЛЕДСТВИЯ - РФ / ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 004. Алклычев А. М. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике: монография. - М. , 1995. - 145 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

ем решений в промышленности от старых центральных министерств (3, с. 1115).

Вместе с тем сам факт слома планируемой из центра экономики, приобретение предприятиями экономической независимости, побуждав ющей их к рыночному поведению, дает основание для осторожного оптимизма при прогнозировании будущего развития процесса приватизации в России.

Е. Б. Луцкая

96.02.004. АЛКЛЫЧЕВ А. М. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: Монография. — М., 1995 .— 145 с.

В книге рассматриваются проблемы ценообразования в период перехода к рыночной экономике в России, обосновывается необходимость государственного регулирования цен и даются практические рекомендации относительно конкретных форм и методов регулирования.

Казалось бы, рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности, свободе предпринимательства, конкуренции и личном интересе, по самой своей природе является саморегулирующейся и самокорректирующейся экономикой, которая не нуждается в государственном вмешательстве. Однако во всех странах с развитой рыночной системой правительства играют активную роль в ее управлении, в том числе в регулировании цен на товары и услуги.

Объективная необходимость регулирования цен со стороны государства связана с потребностью защиты свободной конкуренции от монополий; необходимостью изменения цен, формируемых рыночным механизмом, с целью уменьшения неравенства в распределении доходов между отдельными отраслями производства и отдельными группами населения; потребностью в перераспределении ресурсов, когда рыночная экономика не способна выделить ресурсы для производства отдельных общественно значимых товаров; а также необходимостью стабилизации экономики, обеспечивающей полную занятость ресурсов.

Потребность в регулировании экономики и цен в рыночных условиях обусловливается действием ряда устойчивых тенденций научно-технического и социально-политического развития: монополизацией экономики, связанной со специализацией и концентрацией производства; расширением экономического пространства и размеров рынка; усилением дифференциации денежных доходов населения и т. д. (с. 24-26).

При переходе от командно-административной к рыночной экономике в России роль государства в регулировании цен, безусловно, должна быть более значительной по сравнению с развитыми рыноч-

ными экономиками. Объясняется это следующими причинами: слаг бым развитием частного сектора, продукция которого не превыша-ет 5—10% ВНП; почти полным отсутствием конкуренции; серьезными искажениями в структуре производства, вызванными в том числе милитаризацией экономики; нарушением хозяйственных связей российских предприятий после распада СССР; отсутствием или крайне слабым развитием рыночной инфраструктуры, законодательной базы и т. п. (с. 27).

Как считает автор, при отсутствии развитой рыночной системы нельзя полагаться только на стихию свободного рынка как регулятор экономики. Это подтвердил опыт России, когда в результате проведенной правительством Е. Гайдара либерализации цен (без демонополизации производства и без создания правовой, методической и финансовой базы реформы) наступил паралич народного хозяйства.

Подробно рассматриваются последствия политики "шоковой терапии" в России. Либерализация цен, начавшаяся в стране 2 января 1992 г., имела некоторые положительные результаты. Она способствовала сокращению товарного дефицита, уменьшению на первых порах бюджетного дефицита, вызванного выпуском необеспеченных денег, повышению спроса на деньги, сокращению государственных дотаций, новых долговременных строек, повышению процентных ставок за кредиты (с. 79-80).

Однако непоследовательность в осуществлений реформы, проведение либерализации цен без четкой программы действий привели, в свою очередь, к ряду негативных последствий:

— спад производства приобрел затяжной характер, причем не столько за счет реструктурирования производства, сколько вследствие бесконтрольной ценовой и жесткой денежной политики; к прежним проблемам паралича производства, обусловленного распадом хозяйственных связей, добавилась проблема "ножниц цен" на комплектующие изделия и на готовую продукцию, не находящую сбыта в связи с падением платежеспособного спроса. Наступил кризис неплатежей и наличных де&ег;

— с началом шоковой терапии инфляция получила импульс для дальнейшего роста, отчасти по экономическим причинам (доминирование в структуре издержек топливно-сырьевой составляющей, что делает цену каждого продукта слабо зависящей от спроса), отчасти — по социальным (давление со стороны быстро набравших силу лоббистских группировок хозяйственников);

— чтобы избежать обвального банкротства предприятий, а значит огромного роста безработицы, правительство России было вынуждено прибегнуть к дотациям и дополнительным инвестиционным кредитам (с. 80-83).

А. М. Алклычев утверждает, что инфляция и спад производства в таких масштабах, как в России, имеют субъективную основу; эти процессы не были экономически неизбежны в начале реформ. По его мнению, основные причины возникновения и продолжающегося развития инфляции состоят в следующем.

1. Принятие Россией полной ответственности за все эмитированные еще в рамках бывшего СССР денежные средства, включая и средства кредитной (безналичной) эмиссии республиканскими конторами Госбанка СССР.

2. Предоставление государствам, входившим ранее в СССР, беспроцентных технических и государственных кредитов без надежды на их полный возврат.

3. Свободное обращение внутри России иностранный валюты. Этот фактор, определяющий инфляцию на 50-60%, сокращает рублевое пространство, подрывает собственную валюту, выпуск которой является одной из статей дохода государства, и одновременно увеличивает доходы иностранных государств.

4. Отказ от государственного регулирования процессов ценообразования. В условиях сверхмонополизированной экономики был объективно неизбежен более быстрый рост оптовых цен на средства производства по сравнению с ценами на потребительские товары. При отсутствии регулирующего воздействия государства этот фактор практически сразу же (а не через примерно 1,5 года, как это было бы в обычных условиях) сказался на уровне розничных цен (через рост фонда оплаты труда).

5. Разрушение прежней и принятие новой налоговой системы. Введение налога на добавленную стоимость вместо налога с оборота было вполне допустимо тогда, когда существовала монополия государства на установление цен и когда имел место экономический рост при значительных инвестициях. В условиях почти полной утраты государством контроля за движением денег практически все производители в той или иной мере уходят от налогов. Следствиями разрушения прежней налоговой системы были увеличение дефицита госбюджета и темпов инфляции.

6. Приспособление учетной ставки Центрального банка к "рыночной", что означает ее повышение со всеми вытекающими последствиями . Этот шаг по существу равносилен отказу государства и ЦБ от регулирования экономики с помощью учетного процента. Данная мера сказалась на росте себестоимости продукции и, следовательно, на некотором сужении налоговой базы по налогу на прибыль (с. 84-91).

Факторы роста инфляции определяют соответствующие меры по ее снижению. К ним автор относит: ужесточение режима бюджетных расходов, прекращение практически безразмерного кредитования госу-

2 - 619

дарств — бывших союзных республик, запрет на испбльзование любой иностранной валюты во внутреннем обороте страны, постепенное снижение учетной ставки ЦБ, активное государственное вмешательство в процессы ценообразования (с. 93-94).

Отдельная глава посвящена формам и методам государственного регулирования цен в период перехода к рыночной экономике. Автор отмечает, что до начала реформы 1992 г. в России все структуры управления ценообразованием были ориентированы на планово-директивный механизм регулирования экономики. Необходима их полная переориентация на рыночный механизм, что может быть достигнуто путем стимулирования развития таких институтов и факторов рынка, как: разгосударствление экономики, изменение форм собственности, с -тем чтобы обеспечить самостоятельность и независимость рыночных агентов; демонополизация и развитие конкуренции как главного рычаг га регулирования рынка (в России экономика как нигде крайне монополизирована — в ряде отраслей обрабатывающей промышленности уровень монополизации составляет 95-98%); финансовая и'денежная системы, обеспечивающие товарно-вещественную и денежную сбалансированность при свободном ценообразовании; развитие внешнеэкономических связей и конвертируемость рубля (с. 104-110).

Подчеркивается, что преобразования, связанные с переходом к рынку, должны осуществляться системно, охватывая комплекс взаимоувязанных и взаимодополненных мер. В переходной экономике система рынков и цен играет роль основной организующей силы, равно как конкуренция служит регулирующим механизмом. Это многосложная система связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимоуравновешиваются .

В отличие от директивной экономики, где под системой цен понималась совокупность закупочных, оптовых и розничных цен на разные группы товаров, а также сметные цены в строительстве и тарифы на транспорте, в переходной экономике при построении системы цен следует исходит, как считает автор, из уровня монополизации рынка, поскольку от этого зависят особенности установления цен на товары и услуги, формы их государственного регулирования и организационные структуры ценообразования.

Анализируются следующие типы рынков: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия. Бели в первых трех типах рынков роль государства в ценообразовании минимальна, то в последнем государство непосредственно устанавливает или контролирует цены. "Вся без исключения продукция госпредприятий целиком относится к рынку чистой монополии. Преждевременная либерализация цен и отказ от государствен-

ного регулирования цен даже на продукцию госпредприятий нанесли и будут продолжать наносить вред реформе" (с. 124-125).

Что касается методологии определения цен на товары и услуги, то на первый план в рыночной экономике выдвигается необходимость установления исходной цены, на основе которой определяется ее окончательный уровень. Методология расчета исходных цен состоит из шести последовательных этапов: постановка задач ценообразования, определение рыночного спроса, оценка издержек производства, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление цены (с. 136)

Е. Е. Луцкая

96.02.005. КАШЕПОВ А. В., ТРУБИН В. В., УСТИНОВ С. С. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ — М.: Наука, 1995 .— 95 с.

Книга состоит из предисловия, трех глав и приложения. В ней делается попытка проанализировать реальную ситуацию на рынке труда, с тем чтобы выработать рекомендации по основным направлениям социально-экономической политики, имея в виду необходимость не допустить чрезмерного нарастания безработицы, по возможности синхронизировать высвобождение и трудоустройство работников, снижать уровень социальной напряженности в России.

В первой главе "Основные характеристики российского рынка труда" раскрываются особенности современного этапа формирования рынка труда, его конъюнктура, оценка динамики предложения рабочей силы, показатели структуры занятых, роль миграции на рынке труда, количественные и качественные характеристики безработицы, анализ изменения спроса на рабочую силу.

Рынок труда понимается авторами "как система общественных отношений, социальных (в том числе юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда. Иначе говоря, широкое определение "рынка труда" представляет эту категорию как "рыночную форму организации сферы труда и занятости населения" (с. 13).

Авторы называют несколько общих с другими бывшими рынками республики особенностей современного этапа формирования рынка труда и специфических особенностей непосредственно России. Прежде всего среди общих особенностей — это формирование в условиях системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни. Наиболее ощутимое влияние оказывает экономический кризис, который проявляется в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых неплатежах, резком неоправданном увеличении разрыва в уровнях до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.