Научная статья на тему 'Государственное регулирование рынка труда в России'

Государственное регулирование рынка труда в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1418
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование рынка труда в России»

УДК 331.5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

МЛ. Рудь,

кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

Е.М. Рудь,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового права и судебно-эконо-мических экспертиз, СЮИ МВД РФ

И.В. Кубасова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Самарский филиал СЮИ МВД РФ

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной занятости - неотъемлемая составная часть процесса развития российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики. Необходимо взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем эконо -мической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости -оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками по -ведение предпринимателей на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и в сложных ситуациях регулируя высвобождение рабочей силы.

Важно изменить существующее ныне положение, при котором эко -номический рост происходит на фоне высокой и застойной безработицы. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Прежде всего может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем необходимы коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, соответственно, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.

Для ускорения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, требуются появление рыночно-ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предприниматель -ской активности, привлечение инвестиций, обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально -технической базы. Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного механизма в сочетании с государственным регулированием. Необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы,

требующая определенного регулирования, так как велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой.

Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг Однако до сих пор развивается преимущественно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. С другой стороны, неоправданно резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Анализ заработной платы по различным отраслям экономики показывает, что диспропорции в оплате труда крайне велики. Так, по данным за апрель 2004 г. заработную плату ниже прожиточного минимума получали около 30% трудоспособного населения, занятого в российской экономике, в сельском хозяйстве заработную плату ниже прожиточного минимума получали около 70% работников, в сфере культуры и искусств - 52,3%, в образовании - 43,5%, в здравоохранении - 38,5%. В то же время 1/2 работников топливной промышленности получали заработную плату, превышающую прожиточный минимум на 200%1.

Все более актуальной становится и необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Условием решения всех этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

Проводимые в России преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (он предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей трудового потенциала.

До последнего времени (под давлением объективных и субъективных обстоятельств) проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.

Согласно российскому трудовому законодательству государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты на рынке труда.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должны стать сохранение и (до известных пределов) повышение уровня занятости населения, одновременно сочетаемые с процессом высвобождения излишней рабочей силы с предприятий2. Речь идет как об излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придется справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях, скорее, увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь прежде всего принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций еще значительное время будут весьма ограниченными, поэтому следует искать формы активного влияния на предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости - от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения до способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно - в зависимости от увеличения доходов населения, т.е. по мере экономического роста. Но определенные финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых экспортно-ориентированных отраслей, сбережения населения, а также средства, сконцентрированные в теневой экономике.

Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определенных условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народно-хозяйственный оборот, тогда можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.

Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идет о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведет к сокращению численности занятых.

Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь при условии сложивше-

гося цивилизованного рынка труда и свободного движения рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности ее мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась ее дифференциация. Тем не менее очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Часто работник лишен возможности трудиться в полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных условий труда и его достойной оплаты.

В этой связи политика государства на рынке труда в ближайшем периоде должна быть направлена на обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения; переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений; достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест; предупреждение массовой безработицы на региональных рынках труда; создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым направлениям действий по решению проблем занятости в настоящее время относятся:

- преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

- экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;

- оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

- разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;

- развитие гибких форм занятости;

- последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

- дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

- улучшение качества используемой рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

- сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

- развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

В этой связи федеральными и региональными органами власти должна быть развернута большая работа по созданию действенного механизма государственной поддержки по созданию новых рабочих мест. Целью ее является проведение активной политики занятости посредством изменения структуры занятости населения на основе формирования эффективной структуры рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в регионах и перспективных отраслях российской экономики.

Таким образом, государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка труда. Однако существующая ситуация на рынке труда пока далека от оптимальной. Деградирует в количественном и качественном отношениях система рабочих мест, безработица остается на высоком уровне, возможности службы занятости по выплате пособий и выполнению других возложенных на них задач ограничены в связи с произошедшими в последние годы изменениями в порядке формирования государственных внебюджетных фондов, поэтому вопрос об активизации регулирования рынка труда и изменении некоторых сложившихся представлений о том, кто и каким образом должен осуществлять такое регулирование, стоит достаточно остро.

Проблем в области занятости населения накопилось немало, и их необходимо срочно решать. Наиболее важными среди них являются разработка прогноза занятости; повышение престижа служб занятости; активное и целенаправленное финансирование профессионального обучения и повышения квалификации работников; усиление ответственности работодателей в случаях необоснованных отказов в приеме на работу и незаконных увольнениях.

Специфика занятости такова, что ее нерешенные проблемы могут обернуться либо недостаточной глубиной структурных преобразований, либо замедлением темпов экономического роста, либо серьезными социальными конфликтами. Вот почему необходим учет специфики воздействия государства при выборе границ и форм государственного вмешательства в функционирование рынка труда.

Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого необходимо, чтобы при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других экономических документов государствен-

ные инстанции их рассматривали с учетом нескольких «ключевых показателей», в число которых должны входить (наряду с показателями динамики валового внутреннего продукта) инфляции и динамика уровня безработицы.

Вопросом номер один регулирования рынка труда в России - придание этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач. Вопрос номер два - формирование общегосударственной системы регулирования рынка труда. Необходимо освобождение исполнительных органов власти от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с одновременной концентрацией их усилий в части регулирования сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными, вопросах соблюдения законодательства о труде и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде двух уровней - макроуровня и регионального уровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной властей призваны решать следующие основные задачи.

1. Согласование финансовой, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с целями регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входит организационное развитие службы занятости населения.

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются органы законодательной и исполнительной властей. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня. Такова в основном демографическая политика. Многие аспек-

ты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово-кредитной политики.

Тем не менее регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни - уровень предложения рабочей силы в регионе, демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и в конечном счете смертности трудоспособного населения), миграционные процессы.

На региональном уровне в интересах развития рынка труда возможны осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налого-вых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Именно на уровне регионов во многих случаях более эффективны меры поддержки фермерства и других форм малого бизнеса.

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счет региональных фондов занятости, в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, роль регионов здесь выше, чем центральных органов власти.

К задачам данного блока на региональном уровне относятся развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее незанятой части); организация общественных работ; информационная поддержка; обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости; повышение эффективности работы, связанной с регистрацией, выплатой пособий и трудоустройством безработных; социальная поддержка беженцев, вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других групп населения.

1 См.: Измалкова С.А. Системная реструктуризация бизнеса на основе гармонизации его субъектов // Финансы и кредит. 2005. № 6. С. 32.

2 См.: Шкаратан О.И., Инясевский С.А. Социально-экономическое положение профессионалов и менеджеров // Социос. 2006. № 6. С. 24; Гимпельсон В., Лукьянов А. «О бедном бюджетнике замолвите слово...»: Межсекторные различия в заработной плате // Вопросы экономики. 2006. № 6. С. 81; Апурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // Социос. 2006. № 7. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.