Научная статья на тему '98. 03. 050. Кураков Л. П. Проблемы реформирования Российской экономики / Поволж. Отд-ние Рос. Акад. Образования. Чебоксары: Волго-Вят. Регион, центр "ассоц. Содействия вузам", 1997. 708 с. Библиогр. : С. 702-707'

98. 03. 050. Кураков Л. П. Проблемы реформирования Российской экономики / Поволж. Отд-ние Рос. Акад. Образования. Чебоксары: Волго-Вят. Регион, центр "ассоц. Содействия вузам", 1997. 708 с. Библиогр. : С. 702-707 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА - РФ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЫНОК ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Луцкая Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 050. Кураков Л. П. Проблемы реформирования Российской экономики / Поволж. Отд-ние Рос. Акад. Образования. Чебоксары: Волго-Вят. Регион, центр "ассоц. Содействия вузам", 1997. 708 с. Библиогр. : С. 702-707»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.03.001-98.03.090

МОСКВА 1998

автора, проблему безработицы нельзя решить только за счет согласия безработных трудиться за меньшее вознаграждение.

Стабильный уровень занятости может быть сохранен при условии роста производительности труда и высоких темпов экономического роста или сокращения затрат рабочего времени на производство единицы продукции. Если темпы экономического роста ниже темпов повышения производительности труда, то неизбежно сокращение занятости в масштабах всего общества. Воспрепятствовать безработице в подобных условиях можно или путем торможения научно-технического прогресса, что ведет к сокращению производительности труда, или путем некоторого сокращения рабочего времени для всех занятых взамен увольнения части работников.

Основной проблемой экономики РФ является обвальное падение производительности труда. В условиях кризиса вопросы эффективности труда не привлекают внимания, поскольку считается, что для стабилизации экономики эта проблема не очень важна (с. 162). На деле без прекращения падения и последующего роста производительности труда нельзя добиться стабилизации производства и его роста. При этом главным остается решение вопроса о росте эффективности труда. Без этого нельзя осуществить структурную перестройку, создать необходимое число рабочих мест в новых сферах приложения труда, поднять жизненный уровень населения.

В заключение автор анализирует инвестиционные проблемы в системе рынка труда и значение процессов трансформации государственной собственности, приватизации в системе регионального рынка труда на примере Иркутской области.

В.Г.Былов

98.03.050. КУРАКОВ Л.П. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / Поволж. отд-ние Рос. акад. образования. — Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр "Ассоц. содействия вузам", 1997. - 708 с. - Библиогр.: с.702-707.

В реферируемых двух главах монографии Л.П.Куракова анализируются проблемы рынка труда и регулирования занятости в России в условиях реформирования экономики.

В условиях рыночной экономики рынки труда подразделяются на следующие типы: чисто конкурентный, монопсонический (монополия покупателя), двухсторонний монополистический. Рынок труда современной России, считает автор, имеет преимущественно неконкурентный характер. Основные причины этого: высокий уровень монополизации экономики; высокий удельный вес государственного сектора; значительная доля работников, оплата труда которых строится на основе тарифной сетки; патернализм населения по отношению к государству; инертность структуры трудовых ресурсов, которая сформировалась в годы плановой экономики (1, с.239).

Важнейшим показателем функционирования рынка труда является совокупный спрос на трудовые ресурсы. На спрос оказывают влияние следующие факторы: фискальная и кредитно-денежная политика государства, направленная на обеспечение полной занятости в условиях отсутствия инфляции; деятельность профсоюзов.

Среди основных характеристик и параметров рынка труда автор выделяет гибкость рынка труда, которая предполагает: а) гибкость деятельности предприятия, т.е. гибкое регулирование объемов выпускаемой продукции, использование технологических нововведений, новых форм организации труда; б) универсализацию работника, освоение им нескольких специальностей и производственных операций; в) различные формы организации рабочего времени (частичная, временная, контрактная и т.п. занятость; г) многообразие форм найма и увольнения работников; д) дифференцированные методы и формы социальной помощи трудящимся.

Одна из первоочередных задач российского государства в плане повышения гибкости рынка труда - структуризация рынка рабочей силы, т.е. приведение структуры рабочей силы в соответствие со спросом в разрезе специальностей, профессий и т.д. (1, с.255).

В силу чрезвычайной сложности структурно-функциональной организации рынка труда всегда существует определенное несоответствие между рабочими местами и трудовыми ресурсами, что имеет своим результатом безработицу. В России быстрый рост безработицы связан (помимо обычных факторов, таких, как недостаточный экономический рост, невысокая гибкость рынка

труда) с затянувшимся структурным и научно-техническим кризисом и кризисом, обусловленным переходом к рынку, демонтажом управления народным хозяйством, приватизацией госсобственности. Однако в России спад производства не повлек за собой массовой безработицы. Вынужденная безработица в большей мере принимает скрытые формы.

Отечественная теория занятости оперирует двумя основными категориями занятости - полной и эффективной. Кураков присоединяется к точке зрения тех авторов, которые определяют полную занятость как соответствие между количеством желающих работать в общественном производстве и наличием рабочих мест, удовлетворяющих эту потребность не только в обществе в целом, но и в масштабе отдельных районов страны и отраслей хозяйства. Эффективная занятость предусматривает "разумное, с позиций общества и отдельных работников, соединение рабочей силы и средств производства, ... включение в организацию труда возрастных, половых, квалификационных, пространственных и других аспектов занятости населения" (2, с. 321).

В условиях рынка отношения занятости определяются принципиально новой категорией - "рыночная занятость". Под последней понимается занятость, достигаемая в условиях функционирования развитого рынка труда, т.е. она предполагает определенную степень саморегуляции потребности в рабочей силе и ее предложения.

В рыночной экономике, характеризующейся разнообразием форм собственности, полная занятость, утверждает автор, невозможна и не должна быть целью государственной политики. Следует стремиться к достижению оптимальной занятости, которая, с одной стороны, предполагает наличие естественного уровня безработицы, а с другой - минимального уровня инфляции (2, с.324).

Характеристики занятости автор классифицирует следующим образом: структурные характеристики (в зависимости от вида деятельности трудоспособного населения); занятость по признаку использования рабочего времени (с режимом полного или неполного рабочего времени, сезонный труд и др.); занятость по отраслевым, профессиональным, квалификационным, возрастным и др. признакам. Основной является дифференциация занятости по сферам приложения труда.

22-5206

Понятие занятости подразумевает внедрение гибких ее форм (сокращенный рабочий день, административные отпуска и т.п.). Однако ситуация в России и зарубежных странах в этой сфере существенно различаются. Если в последних использование гибких форм занятости способствует привлечению дополнительной рабочей силы, то в России подобная политика направлена на сохранение рабочих мест (2, с.327).

В общей системе государственного регулирования рынка труда и занятости можно выделить два основных направления: прямое и косвенное. Прямое воздействие государства заключается в стимулировании предпринимателей создавать новые рабочие места, в организации общественных работ, развитии системы производственного обучения, регламентации продолжительности рабочего дня, недели, международной миграции трудовых ресурсов. При этом различают экстенсивные методы государственного регулирования (воздействие на занятость в госсекторе и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления госзаказа) и интенсивные методы (рост влияния государства непосредственно на рынок труда - условия найма, воспроизводство трудовых ресурсов и их мобильность).

Косвенное воздействие - это изменение условий хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов (налоговая, кредитно-денежная политика, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, бюджетное субсидирование ряда отраслей). Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос (2, с.339).

С целью регулирования занятости государство может применять целый комплекс методов - экономических, административных, законодательных, организационных и др. К административным методам относятся: снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование вопросов трудоустройства отдельных категорий населения. Организационные методы направлены на снижение или устранение различного рода институциональных барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной

мобильности трудовых ресурсов. Целенаправленное организационное воздействие на рынок труда требуют гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или подготовка трудовых ресурсов. Одним из важных направлений организационной деятельности государства является создание служб трудоустройства.

Начиная с 1992 г. в России применяется вариант государственного регулирования рынка труда, во многом имеющий сходные черты с неоконсервативным вариантом, получившим широкое распространение в западных странах. Характерная черта данного направления - акцент на косвенные методы государственного регулирования. По мнению сторонников этого направления (Е.Гайдар, А.Шохин), сокращение безработицы и увеличение занятости могут быть достигнуты не в результате активной деятельности государства, а путем создания благоприятных условий для развития негосударственного сектора экономики.

По мнению автора, основополагающим принципом государственной политики занятости должно стать оптимальное соотношение активных и пассивных мер регулирования. В случае, если безработица превышает естественную норму, вмешательство государства в экономику вполне оправдано. Из множества направлений экономической теории кейнсианство и неокейнсианство, по мнению автора, в наибольшей степени соответствуют депрессивной экономике, подобной той, которая наблюдается в России. Существенным препятствием является неприятие как экономистами, так и политиками самой идеи государственного вмешательства в экономику, что вызвано предыдущим ходом исторического развития страны.

В настоящее время государственная политика занятости в России разрабатывается по двум направлениям: 1) содействие в трудоустройстве и оказание помощи в профподготовке и переподготовке; стимулирование развития гибкого рынка труда; 2) воздействие на уровень занятости. Существует два типа такого воздействия: активное (меры, стимулирующие создание новых рабочих мест и предложение труда, а также меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях) и пассивное (различные выплаты пособий безработным).

Автор выделяет следующие основные задачи, стоящие перед российским государством на рынке труда: 1) достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой — сохраняются эффективные стимулы к труду; 2) формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационно-образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики; 3) необходимость интеграции России в международную систему разделения труда (2, с.334).

Процесс регулирования рынка труда государством, считает автор, предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. В качестве примера эффективной политики занятости Кураков приводит шведскую модель, сущностью которой является сочетание экономических мер по поддержанию общего спроса на уровне более низком, чем тот, который гарантирует работу всем и везде, и активной политики на рынке труда и в области инвестиций, направленной в первую очередь на поддержку слабых групп, отраслей и регионов.

Страны Западной Европы, отмечает Кураков, после второй мировой войны достигли высоких экономических и социальных показателей за счет трех основных факторов: рыночной конкуренции, социального партнерства и государственного регулирования. По мнению автора, экономика социального партнерства в большей степени соответствует российским условиям, чем англосаксонская модель с ограниченными функциями государства. В настоящее время процесс формирования экономики социального партнерства в России сдерживается нестабильной политической ситуацией, снижением авторитета государства, непродуманной приватизацией, неразвитостью института предпринимательства и другими факторами.

Модель социального партнерства предполагает развитие следующих направлений в сфере трудовых отношений: заключение коллективных договоров (на уровне предприятия) и соглашений (как правило, на уровне выше предприятия); участие в управлении производством; финансовое участие (участие в собственности и

доходах); формирование примирительных и арбитражных органов на трехсторонней основе (работодатели, работники, представители государства); участие представителей трудящихся, работодателей и государства в управлении фондами социального обеспечения и страхования.

Е.Е.Луцкая

98.03.051. МАЙО Д. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ДЕФИЦИТ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЕВРОПЕ: СНОВА ИММИГРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ РАБОЧИХ?

MAILLOT D. Deficit previsible de main-d'oeuvre en Europe: un nouveau recours a l'immigration? // Analises et documents econ. - P., 1997. - N 72. -P. 13-14.

Французский экономист указывает, что никогда еще Франция не была так негостеприимно настроена по отношению к иммигрантам. Тем не менее, очень возможно, что через 10 лет вновь возникнет необходимость в привлечении иностранных рабочих. Если с 2006 г. иммиграция во Францию не начнет увеличиваться, то численность экономически активного населения, увеличивавшегося в течение всего послевоенного периода, будет сокращаться. В 60-х годах прирост экономически активного населения составлял примерно 1% в год, в основном благодаря положительному миграционному сальдо. В 1959-1973 гг., например, оно составляло 140 тыс. человек в год, за исключением 1962 г., когда во Францию прибыло 860 тыс. репатриантов из Алжира.

Начиная с 1974 г. меры, предпринятые правительством для контроля за притоком иностранной рабочей силы, способствовали сокращению миграционного сальдо до 10 тыс. человек в год в 1975-1982 гг. и до 20 тыс. - в 1982-1990 гг. (с.13). Одновременно в период 1968-1995 гг. на рынок труда вышли 850 тыс. человек, родившихся в период послевоенного "бэби-бума". Поколения же, выходящие на пенсию, были значительно менее многочисленны. Численность молодежи, выходящей на рынок труда в 1968-1995 гг., превышала на 180 тыс. численность выходящих на пенсию. Кроме того, в тот же период резкое увеличение экономической активности женщин привело к ежегодному росту занятых на 100 тыс. человек (с. 13). С середины 90-х годов численность молодежи, вступающей на рынок труда, значительно снизилась в связи с сокращением рождаемости с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.