Зинюхина Н.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: zin@mail.osu.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РАБОЧУЮ СИЛУ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИОРИТЕТАМИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (на примере Оренбургской области)
Статья посвящена исследованию проблем спроса и предложения на рабочую силу в регионе. Приведены основные данные по структуре занятости населения в регионе, обоснована необходимость комплексного анализа и прогнозирования спроса на рабочую силу.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, занятость населения, прогнозирование спроса, Оренбургская область.
Эффективное управление человеческими ресурсами стало в настоящее время одним из факторов экономического успеха.
В Концепции действий на рынке труда, одобренной Правительством страны, на ближайшую перспективу определены ключевые проблемы рынка труда и предложен комплекс мер по формированию гибкого рынка, совершенствованию системы управления сферой занятости. Четко прослеживается и приоритетное направление государственной политики на рынке труда - развитие качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов.
Состояние рынка труда в регионе является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Спрос на рабочую силу представляет собой важнейший макроэкономический показатель.
Успешное функционирование рынка труда, благоприятная ситуация в сфере занятости определяется соответствием спроса и предложения рабочей силы. Однако, на данный момент в России продолжает сохраняться тенденция нарастания интенсивности предложения рабочей силы при резком падении спроса на нее, что отражает ухудшение ситуации на рынке труда. Это приводит к таким негативным последствиям как увеличение численности безработных, повышение социальной напряженности е различных регионах страны, снижение жизненного уровня населения.
В связи с этим приобретают особую важность проблемы формирования спроса на рабочую силу. Как известно, рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособ-
ными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на наемную рабочую силу по поводу распределения, перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства.
Рынок труда в России формируется в условиях многоукладной экономики, которая представлена частнохозяйственным, обобществленным и индивидуальным сектором. В связи с этим будет изменяться структура и масштабы рынка труда, особенность которого в России состоит в том, что он функционирует при отсутствии рынка капитала, в силу чего спрос на рабочую силу оторван от ее предложения из-за отсутствия рыночной системы территориально-отраслевого перераспределения инвестиций и труда.
Товар рабочая сила «разбирается» по отраслям народного хозяйства, превращаясь, таким образом, из индивидуально нанятого работника в занятых в народном хозяйстве и его отраслях. При этом общее число занятых имеет два ограничения - спрос на товар «рабочая сила» и численность трудовых ресурсов на данной территории. Если спрос на рабочую силу будет превышать возможности трудового потенциала, то территория вынуждена стимулировать привлечение рабочей силы из других регионов России, увеличивая тем самым численность своего населения за счет миграции.
В настоящее время особенно сильно прослеживается необходимость поиска экономических, организационных и правовых мер, заблаговременно обеспечивающих максимально возможную степень сбалансированности спроса и
предложения рабочих мест. При этом следует учитывать, что хроническая безработица - это не только социальная напряженность в обществе, но и экономически невыгодное состояние занятости.
В процессе сбалансированности на рынке труда есть два аспекта. Один отражает наличие и динамику рабочих мест, а другой связан со спросом населения на рабочие места, формирование которого лежит за пределами структурных сдвигов и общей динамики рабочих мест, хотя и является результатом общего уровня социально-экономического развития страны.
Решение проблем сбалансированности спроса и предложения рабочей силы предполагает также и регулирующее воздействие на систему рабочих мест. Здесь регулирующим воздействиям должно подвергаться преобразование всей трудовой сферы. Используя косвенные регуляторы, прежде всего кредитно-финансовую и налоговую системы, необходимо содействовать созданию новых рабочих мест в отраслях, производящих товары народного потребления и оказывающий услуги.
Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда, производительного потребления рабочей силы, включая как укомплектованные работниками, так и свободные, временно незанятые (вакантные) рабочие места. Его количественно качественная характеристика и динамика определяются совокупностью социальных, экономических и политических факторов, действующих в данной экономической системе на интересы и мотивацию экономического поведения хозяйственных структур. В свою очередь, сам спрос на рабочую силу
активно влияет на воспроизводственные связи этой системы, формируя свойственную ей организацию занятости и рынка труда. Исходя из этого можно определить, что спрос на рабочую силу - многомерная категория, которая формирует основополагающие стороны социальноэкономической жизни общества.
В транзитивной экономике 90-х годов в России формирование рынка труда происходило в условиях затяжного экономического кризиса, что привело к снижению реальных доходов населения, сокращению занятости, росту безработицы. Эта тенденция сохранилась и в последующих условиях стабилизации экономики и углубилась во время мирового экономического кризиса 2008-2010 гг.
Произошли изменения и в отраслевой структуре занятости: доля занятых в промышленности снизилась с 41,3% до 30,5%, а в сфере услуг возросла с 45,5% до 56,8%. [1] Однако эти изменения отражали углубление структурной несбалансированности. Несмотря на то, что рынок труда в России сформировался, его дальнейшему развитию мешают низкая цена труда, безработица, высокий уровень бедности, низкая трудовая мобильность работников, глубокие структурные диспропорции по профессиям.
Рассмотрим некоторые показатели структуры занятости населения, которые отражают спрос на рабочую силу в регионе, на примере Оренбургской области [2].
Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о достаточно больших переменах в структуре использования ресурсов труда по видам экономической деятельности в Оренбургской области за период с 1990 года. Кроме се-
Таблица 1. Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности в Оренбургской области, в 1990-2009 гг., в процентах к итогу
Наименование отрасли 1990 1995 2000 2005 2009
Всего занято в экономике 100 100 100 100 100
Промышленность 27,1 21,7 22,3 19,1 18,1
Сельское и лесное хозяйство 18,9 19,7 21,1 21 19,3
Строительство 11,8 9,3 7,6 6,5 6,8
Транспорт и связь 8,9 9,5 8,7 8,6 8,4
Оптовая и розничная торговля, общественное питание, сбыт 7,9 13,2 12,1 14,4 15,3
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 3,8 4 4,3 4,2 4,4
Здравоохранение, физическая культура и предоставление социальных услуг 7,9 8,7 9,2 7,4 7,5
Образование 9,7 9,7 9 9,5 9,3
Наука и научное обслуживание 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Финансы, кредит, страхование 0,6 1,2 0,9 0,9 1,0
Управление 2,3 2,6 3,8 4,1 5,2
Другие отрасли 0,9 0,2 0,8 4,1 4,5
рьезного снижения доли занятых в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, науке и научному обслуживании, заметно увеличилась занятость в торговле и общественном питании, снабженческо-сбытовой сфере, в финансово-кредитных организациях и организациях по страхованию.
Сокращение доли занятых в промышленности, строительстве, транспорте и в связи, науке и научном обслуживании связано напрямую с уменьшением объемов выпуска продукции, снижением объемов финансирования науки и научного обслуживания.
В области науки и научного обслуживания допущено значительное сокращение численности занятых научных кадров. Такое положение явилось следствием закрытия многих НИИ и КБ, а также перелива кадров внутри страны в банковские, финансовые, страховые и иные коммерческие организации. Кроме того, увеличилось число ученых, выехавших на постоянное или временное жительство за границу. Научный и образовательный потенциал, как один из основных в воспроизводстве ресурсов труда, используется недостаточно эффективно.
Изучение использования ресурсов труда не будет полным, если ограничиться только приведенной характеристикой занятости. Все ресурсы для труда можно представить как совокупность занятых в трех секторах:
- государственном;
- негосударственном (частном, смешанном);
- неформальном.
Использование работников в государственном и негосударственном секторах экономики Оренбургской области характеризуется данными, приведенными в таблице 2 [2].
Данные таблицы 2 свидетельствуют о перераспределении используемых работников между государственным и негосударственным секторами экономики. При этом происходит уменьшение доли занятых в государственном секторе (с 82,6 до 28,0%) и ее рост в негосударственном секторе.
Основными формами занятости в настоящее время является работа на государственных и муниципальных предприятиях и в организациях, товариществах, акционерных предприятиях открытого и закрытого типа.
Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.
В развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство
Таблица 2. Структура среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности,%
Сектор экономики 1990 1995 2000 2005 2009
Занято в экономике, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе по формам собственности:
государственная, муниципальная 82,6 37,8 33,4 31,7 28,0
смешанная российская 4,0 27,0 13,0 7,5 4,6
собственность общественных организаций (объединений) 0,8 0,5 0,5 0,3 0,3
иностранная 0,1 0,1 0,5 2,4 2,8
частная 12,5 34,5 52,5 58,1 64,3
проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на решение целого ряда важных вопросов, в том числе
- развитие людских ресурсов для труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, ор-
ганов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции [3].
Однако, несмотря на имеющиеся государственные программы содействия занятости населения, общая численность безработных в Оренбургской области остается на высоком уровне и составляет 8,8% в 2009 году (табл. 3) [2].
Такое положение дел требует серьезного анализа. Необходимо комплексное исследование факторов, влияющих на формирование спроса на рабочую силу в регионе, выявление основных проблем, решение которых сможет снизить рост скрытой и явной безработицы.
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы
- нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, не выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП [4].
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вы-
Таблица 3. Численность экономически активного населения, занятых и безработных в экономике Оренбургской области
1995 2000 2005 2009
Численность экономически активного населения всего, тыс. чел. 1013,6 1039,6 1057,9 1098,5
В том числе:
занятые в экономике 937,4 917,4 958,9 1002,1
безработные 76,2 122,2 99,0 96,4
Уровень безработицы, % 7,5 11,8 9,4 8,8
сионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса.
В сложившейся практике эта проблема частично решается путем согласования со службами занятости структуры и объемов подготовки и переподготовки кадров, расширения профилей подготовки кадров, перехода на контрактную систему взаимоотношений с предприятиями.
Однако кардинальное решение проблемы обусловливает необходимость учета всех факторов, влияющих на воспроизводство рабочей силы и развитие человеческих ресурсов, прогнозирования развития экономики региона и определение потребностей в кадрах на основе мониторинговых и социологических исследований, что позволит оказывать регулирующее воздействие на формирование образовательных потребностей молодежи с учетом их склонностей и потребностей экономики.
24.11.2010
Список литературы:
1. Россия в цифрах 2009. Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - 479 с.
2. Областной статистический ежегодник 2010. Оренбургская область: Ст. сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2010. - 500 с.
3. Федеральный закон от 10.01.2003 №8-ФЗ, «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от16.12.1997 №20-П).
4. Гайнутдинов О.А. Государственная политика занятости населения. - Оренбург: Издательство ОГУ, 2000. - С. 21.
5. Аналитическая записка о ситуации на рынке труда и деятельности службы занятости населения Оренбургской области за 2002 год. - Оренбург: ДФГСЗН по Оренбургской области, 2002. - 56 с.
Сведения об авторе:
Зинюхина Наталья Анатольевна, доцент кафедры экономики и управления на предприятии Оренбургского государственного университета, директор Малой академии государственного
управления, кандидат технический наук 460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 561339, zin@mail.osu.ru
UDC 331.101 Zinyukhina N.A.
STUDY OF DEMAND AND SUPPLY ON THE LABOUR FORCE IN ACCORDANCE WITH THE DEVELOPMENT PRIORITIES OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF ORENBURG REGION)
The article is devoted to research of problems of the demand and supply on the labour force in the region. The basic data on the employment structure of the population in the region, substantiates the necessity of integrated analysis and forecasting demand for labour force.
Key words: labour resources, employment of the population, forecasting demand, The Orenburg area.
References:
1. Russia in figures 2009. Short statistical book. - M.: Rosstat, 2009. - 478.
2. Regional statistical yearbook 2010. Orenburg region: Art. the collection/Territorial body of federal state statistics service on the Orenburg area. - Orenburg, 2010. - 500 with.
3. Federal law dated 10.01.2003 NO. 8-FZ, «On employment of the population in Of the Russian Federation» (with changes and additions from 16.12.1997 no. 20-F).
4. Gainutdinov O.A. The state policy of employment of the population. - Orenburg: Publishing House of the OGU, 2000. - WITH. 21.
5. Analytical note on the situation on the labour market and the activity of the service employment of the population Of the Orenburg region for the year 2002. - Orenburg: DFPSEPon the Orenburg region, 2002. - 56 p.
нужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.
Анализ работы региональных служб занятости показывает, что в общем объеме предложения рабочей силы доля выпускников учебных заведений ежегодно составляет 15-20%, кроме того, в силу известных обстоятельств, молодые специалисты, по сравнению с опытными работниками, имеют низкую стартовую конкурентоспособность [5].
Поэтому диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профес-