Научная статья на тему 'Научные подходы к совместному исследованию развития профессионального образования и содействия занятости населения региона'

Научные подходы к совместному исследованию развития профессионального образования и содействия занятости населения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинюхина Н. А.

В статье рассматривается принципиальная возможность совместного исследования и прогнозирования двух процессов развития образования и содействия занятости населения на примере Оренбургской области, приводятся данные, характеризующие эти процессы на территории Оренбургской области, а также выявляются основные проблемы дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к совместному исследованию развития профессионального образования и содействия занятости населения региона»

Зинюхина Н.А.

Оренбургский государственный университет

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВМЕСТНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

В статье рассматривается принципиальная возможность совместного исследования и прогнозирования двух процессов - развития образования и содействия занятости населения на примере Оренбургской области, приводятся данные, характеризующие эти процессы на территории Оренбургской области, а также выявляются основные проблемы дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Существенное расширение сети российских вузов и беспрецедентный рост числа студентов за последние 10 лет повлек за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия.

В Конституции РФ зафиксировано право граждан на образование и труд, которое, тем не менее, в сочетании с правом экономической свободы юридических и физических лиц, наличием различных форм собственности, ликвидирует распределительную функцию государства по труду, а следовательно пожизненное (до пенсионного возраста) обеспечение работой каждого трудоспособного члена общества, желающего трудиться. Вместе с тем ликвидирован и государственный институт планового распределения выпускников профессиональных учебных заведений на работу, а также базовых предприятий для профессиональных учебных заведений.

В этой связи актуальной проблемой является регулирование двух взаимосвязанных процессов: профессиональное образование, обучение и переобучение с одной стороны и содействие занятости населения с другой.

Федеральные и региональные программы содействия занятости населения и развития образования в настоящее время разрабатываются несогласованно, что не позволяет достигнуть даже относительного равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Образовательные учреждения различных типов, уровней и форм собственности не имеют данных о текущей и перспективной потребности региональной экономики в кадрах.

Кроме того, длительное время вузы и предприятия-потребители новой рабочей силы существовали изолированно друг от друга, совместными усилиями порождая феномен несоответствия качества подготовки специалистов потребностям стремительно изменяющегося производства [1, с. 62].

Со всей определенностью можно утверждать, что структура рынка труда в России в настоящее время и в ближайшем будущем не в состоянии найти применение для растущего числа выпускников вузов, что приведет к росту социальной напряженности в стране. Обманутые карьерные ожидания сотен тысяч молодых людей - это серьезная угроза. Если старшее поколение, состоящее из людей, получивших высшее образование до 1992 г., с чрезвычайной болезненностью и лишь отчасти, но все же адаптировалось к изменению ситуации, то адаптация к жизненным условиям выпускников вузов первого десятилетия XXI века более проблематична [2].

Оренбургская область в контексте данной проблемы - не исключение. Эффективное обеспечение области необходимыми специалистами невозможно без включения в образовательный процесс «конечного потребителя». Конечно, не решив социального блока проблем, сопровождающих трудоустройство молодого специалиста, невозможно рассчитывать на полноценное кадровое обеспечение. Но с другой стороны, основная масса выпускников обучается за государственный счет, но интересы государства в итоге игнорируются. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность выпускников с одной стороны, отсутствие законодательной базы закрепления студентов, обучающихся на бюджетной основе, за определенным местом работы, с другой, приводят к распылению финансовых и кадровых ресурсов. Такое положение дел требует серьезного внимания. Необходима координация двух, на сегодняшний момент слабо связанных друг с другом процессов: развития профессионального образования и содействия занятости населения.

В настоящее время в регионах сформировались рынки образовательных услуг, в кото-

рые наряду с государственными учебными заведениями вошли и частные, изменились формы и методы управления профессиональной школой. Однако, негосударственные высшие учебные заведения в основном занимаются подготовкой специалистов в области экономики и права. В этой связи вопрос несоответствия между номенклатурой дипломов, где экономисты и менеджеры представлены с неоправданной частотой, и реальным спросом со стороны производства, услуг и сферы управления, становится весьма актуальным.

Сопоставляя данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области можно сделать вывод о явной несогласованности формирования и регулирования процессов содействия занятости и развития образования (таблица 1, таблица 2, таблица 3)

[3, с. 21; 4, с. 5; 5].

Анализируя данные, приведенные в таблицах, можно сделать вывод, что с каждым годом растет число выпускников экономических специальностей: если в 1995 году их было 251, то в 2003 году - 3207. Такой рост не подкрепляется требованиями реального сектора экономики, что вызывает увеличение безработицы, и, как следствие социальной напряженности в обществе.

Возникшие противоречия между рынком труда и рынком образовательных услуг в некоторой степени носят объективный характер, так как для открытия новых специальностей требуется определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать порой конъюнктур-

ные образовательные потребности своих абитуриентов.

В результате образовательные учреждения слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда, обостряется несоответствие между вновь подготовленной рабочей силой и требованиями работодателей.

Анализ работы региональных служб занятости показывает, что в общем объеме предложения рабочей силы доля выпускников учебных заведений ежегодно составляет 15-20%, кроме того, как правило, молодые специалисты, по

Таблица 1. Некоторые показатели высшего профессионального образования Оренбургской области (на начало учебного года)

1995/96 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05

Число учебных заведений - всего 6 8 8 8 8 8

в том числе: государственных 5 6 6 6 6 6

негосударственных 1 2 2 2 2 2

Численность обучающихся -всего, тыс. чел. 28,8 55,9 62,3 69,4 75,1 75,8

в том числе: в государственных 28,6 53,9 59,6 66,1 71,1 71,4

в негосударственных 0,2 2,0 2,7 3,3 4,0 4,4

Число студентов на 10000 населения 129 252 283 317 347 352

Таблица 2. Выпуск специалистов высшими учебными заведениями по группам специальностей (человек)

1995 2000 2001 2002 2003 2004

Выпущено специалистов -всего, государственными учебными заведениями 3410 5773 7728 9589 10113 11364

В том числе по группам специальностей: Естественно-научные 406 431 519 548 589

Г уманитарно-социальные 578 1167 1769 2634 2640

образование 522 532 579 857 645

здравоохранение 427 296 392 403 413

Культура и искусство - 5 - 31 64

Экономика и управление 251 1643 2593 3036 3207

Промышленность, энергетика, транспорт и связь, строительство и архитектура 774 1151 1227 1324 1778

Сельское хозяйство 446 416 432 502 461

другие 6 132 217 253 316

Выпущено специалистов -всего, негосударственными учебными заведениями 64 190 207 323 411

В том числе по группам специальностей: Г уманитарно-социальные 42 68 48 120

Экономики и управления 22 122 159 203

сравнению с опытными работниками, имеют низкую стартовую конкурентоспособность [6].

Проблема трудоустройства осложняется также несоответствием объемов и профилей подготовки кадров потребностям экономики региона, а также завышенным выпуском специалистов по «модным» профессиям в ущерб подготовки кадров для возрождающейся промышленности, социальной сферы и новых рыночных структур.

Если до середины 1990-х годов основной причиной безработицы было добровольное или вынужденное увольнение персонала из организаций и предприятий, то сейчас рынок труда пополняется безработными в основном за счет выпускников учебных заведений профессионального образования.

Ценность профессионального образования для молодежи стала в большей степени зависеть не от реальной потребности в специалистах соответствующего профиля и содержания их труда, а от престижности специальностей. Вследствие этого возник лавинообразный спрос на некоторые специальности в учреждениях высшего профессионального образования, на что немедленно среагировали негосударственные

учебные заведения и платные отделения государственных учебных заведений.

Результаты опроса показывают, что примерно 65-85 % учащихся школ ориентированы на продолжение образования в вузах. Такая тенденция объясняется не только престижностью высшего образования, но и появлением на рынке разнообразных привлекательных образовательных услуг [7].

Эти и другие факторы предопределяют то, что на рынке труда возникают стихийные изменения спроса на образовательные услуги, порождающие резкие периодические колебания в сторону увеличения спроса на одни группы специальностей и уменьшения - на другие.

Поэтому диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса.

В сложившейся практике эта проблема частично решается путем согласования со службами занятости структуры и объемов подготовки и переподготовки кадров, расширения профилей подготовки кадров, перехода на контрактную систему взаимоотношений с предприятиями.

Однако кардинальное решение проблемы обусловливает необходимость учета всех факторов, влияющих на воспроизводство рабочей силы и развитие человеческих ресурсов, прогнозирования развития экономики региона и определение потребностей в кадрах на основе мониторинговых и социологических исследований, что позволит оказывать регулирующее воздействие на формирование образовательных потребностей молодежи с учетом их склонностей и потребностей экономики.

Объективность наличия связи между процессами формирования рынка труда и рынка образовательных услуг требует

Таблица 3. Некоторые показатели численности занятых в экономике Оренбургской области

1995 2000 2001 2002 2003 2004

Численность экономически активного населения -всего, тыс. чел. 1013,6 1039,6 1030,8 1021,2 1037,1 1074,9

В том числе:

Занятые в экономике 937,4 917,4 943,4 916,1 919,7 959,4

безработные 76,2 122,2 87,4 105,1 117,4 115,5

Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям, тыс. чел.:

образование 95,6 91,7 94,7 97,8 98,4 94,5

здравоохранение 67,9 74,3 74,1 78,3 78,4 78,8

Культура и искусство 17,4 19,3 19,3 19,5 21,7 20,3

Наука и научное обслуживание 2,4 2,4 2,8 2,8 3,1 2,8

Финансы, кредит, страхование 11,7 9,3 9,8 11,1 11,4 11,2

управление 25,8 38,2 39,4 39,4 39,7 40,8

ЖКХ 39,0 43,9 43,9 49,1 58,1 48,6

Промышленность, энергетика, транспорт и связь, строительство и архитектура 408,6 409,1 406,6 396,5 375,5 377,9

Оптовая и розничная торговля, общественное питание 120,6 108,2 104,7 121,8 133,9 150,1

Сельское хозяйство 194,2 214,4 214,1 208,6 191,3 184,7

теоретического обоснования и комплексного изучения механизмов регулирования спроса и предложения на труд и образовательные услуги.

Для успешного решения столь сложной проблемы на основе изучения и анализа прогнозов потребностей региона в трудовых ресурсах, работы служб занятости, органов образования и учебных заведений необходимо исследовать:

- состояние, ключевые проблемы и прогнозные характеристики регионального рынка труда, на основе чего определяются потребности экономики в рабочей силе, обосновываются требования к качеству рабочей силы и рациональная структура ее подготовки через учреждения начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала;

- факторы, влияющие на формирование рынка труда в регионе;

- информационную базу и статистические показатели занятости населения и образования;

- демографическую и социально-экономическую ситуацию в Оренбургской области;

- экономическую сущность потребностей и мотивационных устремлений в профессиональном образовании и в работе;

- причины, затрудняющие трудоустройство выпускников учебных заведений.

Устранение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы требует новых подходов в деятельности учебных заведений, их ориентации на реальное положение в сфере занятости и прогнозные характеристики рынка труда.

В рыночной экономике спрос и предложение регулируются путем последовательных приближений. Эта система работает до тех пор, пока учебные заведения и молодежь информированы не только о конъюнктуре рынка труда, но и о его прогнозных характеристиках, и учеб-

ные заведения могут готовить столько специалистов, сколько требуется экономике региона.

Однако отсутствие долговременных прогнозов социально-экономического развития, слабая связь с заказчиками кадров приводит к тому, что образовательные учреждения вынуждены ориентироваться на потребности в образовательных услугах без учета потребностей экономики региона.

Профессиональное образование и переподготовка кадров в новых социально-экономических условиях становятся одним из наиболее эффективных путей обеспечения занятости населения, приобретают приоритетное значение в системе мер по повышению качества рабочей силы.

Важной задачей становится мониторинг рынка труда, в результате которого можно выявить факторы, влияющие на потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обоснования структуры и объемов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

Анализ современного состояния рынка труда показывает, что основными проблемами российского рынка труда являются:

- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;

- низкая адаптированность системы профессионального образования к требованиям рынка труда;

- низкая конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений;

- высокий удельный вес неэффективных и непривлекательных рабочих мест.

Реализация механизма взаимодействия рынка труда и профессионального образования путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволит улучшить ситуацию с трудоустройством и занятостью молодых специалистов, повысить качество подготовки кадров.

Список использованной литературы:

1. Зинюхина Н, Макаровская 3, Лаврухина Е. Модернизационная волна или социальная необходимость? // Высшее образование в России, №6, 2002.

2. Анализ влияния экономических, социальных и других факторов на состояние рынка труда и образовательных услуг / Составители: ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГНИИ ИтиТ «Информатика», НИИ вО, Тверской ГУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ГСБТиО СпбгутиД, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯрИПК. М. 2001.

3. Гайнутдинов О.А. Государственная политика занятости населения: Учебное пособие. - Оренбург. 2000.

4. Баланс трудовых ресурсов по Оренбургской области за 2001 год ГОСКОМСТАТ России. - Оренбург, 2002.

5. Областной статистический ежегодник: Ст. сборник/территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2005.

6. Аналитическая записка о ситуации на рынке труда и деятельности службы занятости населения Оренбургской области за 2002 год. - Оренбург: ДФГСЗН по Оренбургской области, 2002.

7. Солодкая М. С. Отчет по теме «Разработка и обоснование рекомендаций по регулированию рынка квалифицированной рабочей силы Оренбургской области» - Оренбург, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.