Научная статья на тему '2005. 04. 025. Борко Ю. А. От европейской идеи - к единой Европе. - М. : деловая лит, 2003. - 463 с'

2005. 04. 025. Борко Ю. А. От европейской идеи - к единой Европе. - М. : деловая лит, 2003. - 463 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1893
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / 90-Е ГОДЫ XX В
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 025. Борко Ю. А. От европейской идеи - к единой Европе. - М. : деловая лит, 2003. - 463 с»

почти удалось отрезать турецкие армии в Палестине от их базы в Дамаске.

Автор подробно описывает знаменитую операцию британских войск в Палестине, которая по своему размаху, по использованию арабских регулярных и иррегулярных войск для нанесения вспомогательного удара в Трансиордании и по своим результатам была самой решающей в этой войне. После нее турецкая армия уже перестала быть серьезной силой и, вынужденная непрерывно отступать, несла большие потери от аравийских повстанцев.

В трехдневном сражении с 19 по 21 сентября Алленби удалось разгромить турецкие войска, ослабленные перебросками на северный фронт. Турция, теснимая на балканском, сирийском и иракском фронтах, капитулировала 31 октября 1918 г.

В 1920-1922 гг. Лоуренс - политический советник по арабским делам британского министерства колоний, возглавлявшегося Уинстоном Черчиллем.

С 1922 по 1929 г. Лоуренс служил в королевских военно-воздушных силах, танковых войсках, работал в Индии, Карачи, Пешаваре, на границе с Афганистаном, и в самой этой стране.

В начале 1935 г. Т.Э. Лоренс вышел в отставку и поселился в Англии, а 18 мая 1935 г. погиб в автомобильной катастрофе, разбившись на своем мотоцикле.

Король Англии Георг V сказал, что «имя Лоуренса навсегда останется в истории», а Уинстон Черчилль назвал Т.Э. Лоуренса «одним из величайших людей нашего времени».

И.Э. Эман

2005.04.025. БОРКО Ю.А. ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИДЕИ - К ЕДИНОЙ ЕВРОПЕ. - М.: Деловая лит, 2003. - 463 с.

Ключевые слова: проблемы западноевропейской интеграции, 90-е годы XX в.

Автором книги является известный российский ученый по проблемам западноевропейской интеграции Ю.А. Борко, президент Ассоциации европейских исследований, которая объединяет ученых, работающих в институтах Российской академии наук, других исследовательских центрах и в системе высшей школы России. В сборник вошли его

публикации 1991-2003 гг., то есть периода, когда в рамках Европейского союза развивались важнейшие процессы, в частности происходило становление единого политического, экономического и валютного процесса, разработка и реализация концепции ЕС на восток, поиск проведения институциональных реформ и пр.

В начале книги автор излагает многовековую историю проектов преобразования Европы из вечного очага раздоров и войн в зону мира, сотрудничества и прогресса, анализирует предпосылки и причины, побудившие Западную Европу встать в середине ХХ в. на путь объединения, стратегию и этапы развития европейской интеграции, главные факторы ее успехов. В сборнике сохранены первоначальные оценки, выводы и прогнозы автора даже в том случае, если они не были подтверждены временем или были уточнены позже, что дает возможность проследить судьбу планов и проектов, надежд и иллюзий строительства общеевропейского дома, появившихся в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в.

Ряд статей посвящен анализу нынешнего состояния и перспектив развития сотрудничества России и ЕС или шире - России и Европы. По признанию автора, Россия является началом и концом его размышлений о судьбах «европейской идеи» (с. 7). Общий тон выводов - «осторожно пессимистический» как в отношении перспектив развития каждого из участников, так и их взаимоотношений.

Ю. Борко пишет, что совсем недавно заманчиво звучала идея «Европейского общего дома». В сочетании с концепцией «нового политического мышления» и курсом на перестройку советского общества она представлялась весьма удачно подобранным ключом, который откроет обновляемому Советскому Союзу дверь в ту самую Европу, куда почти 300 лет назад прорубал окно неповторимый царь-плотник. «А реальная жизнь вновь растолковала, быстро и убедительно, что ключ вовсе не золотой и нет за дверью простых путей...» (с. 256-257).

Во вступительной статье, написанной специально для сборника, автор отмечает, что итоги, с которыми пришла к концу минувшего века Европа, дают основания для двух полярных оценок: с одной стороны, завершилась почти 500-летняя эпоха лидерства и гегемонии Европы в мире, с другой - во второй половине столетия Западная Европа успешно осуществила глубокие общественные преобразования и экономическую интеграцию, частично восстановив свои позиции в мировой экономике и политике. Однако в силу целого ряда обстоятельств как внутреннего, так и глобального характера

вопрос о том, по какому пути - «вверх» или «вниз» - пойдет Европа, остается открытым.

Что касается Европейского союза, объединяющего уже 25 европейских государств, то ему, как подчеркивает автор, предстоит решать в ближайшее время ряд сложнейших задач. Среди них: устранение всех недоделок и препятствий, затрудняющих функционирование как единого внутреннего рынка, так и экономического и валютного союза; построение новой экономики, превращение ее в самую динамичную и конкурентоспособную экономику мира; проведение реформы институтов ЕС, призванной обеспечить их действительность после его расширения; адаптация к новым реалиям как самого Евросоюза, так и новых членов без потери завоеваний предшествующего периода; завершение перехода к общему пространству свободы, безопасности и правопорядка, а также к общей политике безопасности и обороны. У автора сборника «эта программа действий одновременно вызывает и уважение, и недоверие. И то и другое закономерно» (с. 32), особенно в связи с беспрецедентным расширением ЕС, которое признается политическим императивом для Союза и вызовом для завоеваний европейской интеграции. Включение в состав Союза почти всей Европы воспроизведет внутри него огромные различия интересов и уровней развития (с. 129), вследствие которых при определенных условиях ЕС может расколоться на несколько субрегиональных группировок или полностью «ренационализироваться». Ю. Борко наряду с большинством западных аналитиков отмечает, что впредь в любом случае «ЕС не имеет иного выбора, кроме как «"интеграции на разных скоростях"» (с. 130).

Не готовой к продвинутым формам сотрудничества, к строительству «общего европейского дома» признает автор и Россию. Проблема заключается, прежде всего, считает автор, в ее слабой реформированно-сти, но не только в ней. Сказываются многочисленные экономические, социальные, политические, религиозные факторы, а также факт отсутствия у России развитого национального сознания (с. 261). Именно поэтому «общий дом», который предстоит строить России в будущем, - это, по мнению Ю. Борко, «прежде всего ее собственный дом, пожалуй, еще более сложный по своей архитектуре, чем дом, возводимый европейцами» (с. 262).

Сегодня, например, причины проблем и нестабильности в российско-европейском сотрудничестве объясняются среди прочего ассиметри-ей целей и ожиданий партнеров. ЕС, например, надеется в идеале иметь в

лице России политически стабильного экономического партнера, действующего на основе тех же стандартов, что и Европа, и выполняющего роль долговременного поставщика энергоресурсов. России же нужен ЕС, который в идеале стал бы неисчерпаемым источником прямых иностранных инвестиций и технологий, но не вмешивался во внутриполитические проблемы российского государства.

Есть и более общая причина обоюдной неудовлетворенности России и ЕС, а именно: разрыв между декларированным или стратегическим партнерством и реальным состоянием их отношений. Ю. Борко еще несколько лет назад сформулировал критерии, при отсутствии которых партнерство остается пустой фразой. В их числе: приверженность одним и тем же основополагающим ценностям и принципам, подтвержденная повседневной практической деятельностью государства и общества в целом; наличие общих долговременных интересов и целей, реализуемых посредством широкого и разностороннего сотрудничества; высокая степень взаимного доверия. Как показывает анализ нынешних отношений между Россией и СЕ, стороны пока находятся в самом начале пути к названным категориям. В результате, несмотря на улучшение ситуации в последние 1,5-2 года, «партнерства нет, его можно назвать целью, лозунгом или фиговым листком, в зависимости от политических взглядов и предпочтений того, кто оценивает состояние отношений» (с. 133).

Россия и ЕС, отмечается в работе, демонстрируют несовпадающие подходы к оценке перспектив сотрудничества. В российской практике без какого-либо анализа самого понятия повторяется тезис о «стратегическом партнерстве» равных, в то время как стратегия ЕС скорее направлена на изменение Российской Федерации с целью сделать эту страну соответствующей параметрам Европейского союза. В свете этого интересным и перспективным представляются варианты развития сотрудничества России и ЕС, проанализированные Ю. Борко еще в 1995 г.

Несовпадение стратегических подходов и конкретных ожиданий России и ЕС базируется на ряде объективных и субъективных моментов. Евросоюз и Россия являются неравными партнерами практически во всех отношениях, на что в своих работах указывает автор. Величина российской экономики лишь немногим больше величины стран-новобранцев в ЕС. Россия намного беднее Евросоюза, ее реальный ВВП на душу населения составляет одну треть от среднего по ЕС и почти на 15% меньше средней величины в странах-новобранцах. Даже после присоединения этих (менее развитых) государств к ЕС российский ВВП на душу населе-

ния составит меньше 40% от средней величины ВВП ЕС-25. Реальный размер экономики в расширенном ЕС будет почти в десять раз больше размера российской экономики. Столь огромный разрыв в показателях, полагает автор, сохранится в обозримом будущем.

Огромная ассиметрия существует и в торговле. Россия для ЕС является сравнительно небольшим торговым партнером, меньшим, чем страны-новобранцы. Только 2,8% экспорта ЕС в третьи страны и 4,6% такого же импорта относится к России. На него в формате ЕС-15 приходилось 37-38% российского экспорта и импорта. И эта картина, полагает автор, будет еще более впечатляющей после расширенияСоюза: на ЕС-25 (при существующей структуре торговли) придется более половины экспорта и импорта России.

Другим моментом, существенно осложняющим расширение и оздоровление сотрудничества между Россией и ЕС сегодня, является тот факт, что в России за эти годы трансформации создана особая экономическая система, для которой характерно более или менее стабильное организационное равновесие, определяющее отношения между крупнейшими политическими и экономическими игроками. Это равновесие предопределено, прежде всего, результатами процесса приватизации. В случае принятия страной правил игры, диктуемых Евросоюзом, сформировавшийся баланс между Кремлем и экономической элитой будет нарушен, к чему в современных условиях не готовы ни власть, ни бизнес. Российское руководством не заинтересовано во вмешательстве ЕС во внутренние дела страны, в частности, в затяжную войну в Чечне и в вопросы свободы слова. Деловая же элита, хотя и хотела бы получать доходы от экспорта энергоресурсов в страны ЕС и новые европейские технологии, вовсе не рада перспективе появления на российском рынке европейских конкурентов.

В.М. Соломатина

2005.04.026-029. БОЛЬШАЯ ЕВРОПА И ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА. (Сводный реферат).

1. ЛЕПЕЗАН Ж. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ЕГО СОСЕДСТВО: К НОВОМУ ДОГОВОРУ.

LEPESANT G. L'Union Européenne et son voisinage: vers un nouveau contrat // Politique etrangère. - P., 2004. - № 4. - P. 767-780.

2. МИНАСЯН Г. БЕЗОПАСНОСТЬ ЮЖНОГО КАВКАЗА. MINASSIAN G. La securité du Caucase du Sud // Ibid. - P.781-796.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.