над газовыми секторами ЦА позволит Москве влиять на политику этих стран, что не сможет быть уравновешено даже присутствием американского контингента, как в Узбекистане. Российское влияние и активизация сотрудничества с Ираном принудят США к долгосрочному военному присутствию в Афганистане. Из региона будут постепенно вытесняться компании других стран, в первую очередь Украины. Со временем экспансия России распространится на нефтяной сектор, российские фирмы будут вытеснять и западные нефтяные компании.
С.М. Макарова
2005.04.015-016. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ, ИРАН И ТУРЦИЯ.
2005.04.015. АУЕЛБАЕВ Б. Политико-экономические отношения Казахстана с Ираном // Центр. Азия и Кавказ. - Ьи1еа, 2004. - № 4. - С. 90-96.
2005.04.016. ЧОТОЕВ З. О возможностях участия Турции в укреплении безопасности стран Центральной Азии // Там же. - С. 153-159.
Б. Ауелбаев (Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова, Алма-Ата, Казахстан) (015) указывает, что отношения между Ираном и Казахстаном регулируют свыше 40 подписанных ими документов1. Иран представляет большой интерес для стран региона, так как он модернизирует промышленность, обладает значительным людским потенциалом с высоким уровнем образования, развитой транспортной системой. Соответственно по степени политического и экономического влияния на Центральную Азию (ЦА) «Иран в перспективе можно рассматривать в одном ряду с Россией и Китаем» (015, с. 91).
Переговоры о поставках казахстанской нефти Ирану велись с 1992 г., окончательный же вариант контракта о поставках по схеме замещения был утвержден в декабре 2001 г. В феврале 2002 г. из порта Актау ушел первый танкер в иранский порт Нека с нефтью для североиранских и тегеранского НПЗ, а эквивалентный объем иранской нефти был отгружен казахстанским импортерам с юга Ирана. На основе нефтеобменных операций Казахстан экспортировал 1 млн. т нефти в 2003 г., в 2004 г. предполагается увеличение этого объема вдвое (там же). Обе страны наращивают необходимую инфраструктуру; для Казахстана иранский маршрут — самый короткий, поэтому
1 См.: Казахстано-иранские отношения в документах 1992-1998 гг. Издано МИД ИРИ при содействии Посольства РК в Тегеране. Описание здесь и далее по реф. источнику.
он более выгоден, чем существующее российское или планируемое китайское направления.
Проект международного транспортного коридора «Север — Юг» (МТК) предусматривает формирование совместной структуры коммуникаций России, Ирана, Индии. МТК должен пройти по территории Ирана до портов Каспия и далее через Россию в Европу, а также соединить Индию, Пакистан и страны Персидского залива. Для Казахстана МТК обещает развитие западных областей и общий подъем ненефтяных отраслей, Актау станет одним из самых усовершенствованных морских портов Каспия; через него предполагается и экспорт казахстанского зерна в Иран и далее на Ближний Восток1.
В этом же направлении действует постепенное возрождение Великого шелкового пути благодаря стыковке железнодорожных путей Казахстана, Китая, а также Туркмении и Ирана. К сожалению, последняя железнодорожная магистраль используется не в полной мере из-за неготовности ЦА к глобальным геополитическим переменам, что выражается в неравномерности экономических реформ, сдерживании интеграционных связей (например, Узбекистан, Туркмения не выполняют своих обязательств). Тем не менее транспортная ветка Теджен-Серахс-Мешхед еще сможет сыграть роль катализатора экономических преобразований южных областей Казахстана, Узбекистана, Туркмении и интеграции всего региона. Но для возрождения Великого шелкового пути необходимо обеспечить стабильность в ЦА и безопасность транспортных путей; большое значение имеет успех реформ в Синьцзяне, что повысит эффективность транзита через страны региона, включая Казахстан.
З. Чотоев (Анкарский университет, Турция) (016) констатирует, что, несмотря на активность Турции в 90-е годы, ей не удалось из-за своей экономической слабости добиться тесных связей со странами ЦА. Кроме того сказалось противодействие России и желание государств ЦА установить с Западом прямые связи без посредничества Анкары.
Положение изменилось после взрывов в Узбекистане и с началом антитеррористической кампании в Афганистане — встал вопрос о военно-технической помощи Турции странам ЦА и сотрудничестве по другим проблемам безопасности. Эту линию поддерживает Вашингтон. Анкара стремится укрепить и дружественные связи с Пекином. Присутствие в Афганистане турецкого военного контингента символизирует вклад Анкары в укрепление безопасности всего региона. Еще более важен для США опыт Турции, олицетворяющей светскую модель демократии в мусульманской стране, для пропа-
1 Каспийский регион на современном этапе. —
Алматы, 2003.
ганды в ЦА совместного существования «умеренного ислама» и светского государства в целях борьбы с религиозным экстремизмом.
Таким образом, «укрепление связей между Турцией и США в сфере борьбы с терроризмом, по всей вероятности, отразится и на сотрудничестве в ЦА, где Вашингтон нуждается в поддержке Анкары, как в ее военном присутствии в Афганистане, так и в реализации стратегии США по предотвращению распространения экстремизма в регионе. К тому же Турция, опираясь на культурно-исторические связи, уже много лет активно развивает двусторонние и многосторонние отношения с республиками ЦА» (016). Вовлечение Турции в сотрудничество с США по укреплению безопасности в ЦА, по убеждению автора, будет развиваться благоприятно при положительном варианте взаимодействия Москвы и Вашингтона. Напротив, противостояние России и США осложнит отношения Турции и с Россией, и с республиками ЦА. Необходима и доброжелательность Пекина.
С.И.Кузнецова
2005.04.017-018. МИГРАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ.
2005.04.017. BECKER CH., MUSABEK Т., SEITENOVA AIGUL., URZ-HUMOVA D. The migration response to economic shock: Lessons from Kazakhstan // J. of comparative economics. — N.Y., 2005. - Vol. 33, N 1. - P. 107-132.
2005.04.018. БАЙГАЗИН М. Миграционная ситуация в Казахстане // Центр. Азия и Кавказ. - Lulea, 2004. — № 5. - С. 195-202.
Ч.Бекер (Дьюкский университет, Дарем, США), Т.Мусабек (Университет Колорадо, Боулдер, США), Айгуль Сеитенова (Национальное статистическое агентство Республики Казахстан, Алма-Ата, Казахстан) и Д.Уржумова (корпорация «Прагма» Алма-Ата, Казахстан (017) анализируют факторы, определяющие миграцию между Казахстаном и Россией на основании данных 1990—1999 гг. и более подробно 1995—1999 гг. (последние по месяцам).
После крушения СССР Казахстан покинули 13% горожан и 8,7% сельского населения в 1990—1999 гг. (017, с. 108). Основной поток составляли русские, украинцы, белорусы и татары (между переписями 1989 и 2002 гг. уехали 18% русских), затем следовали немцы и евреи. Пик оттока пришелся на 1994 г., а к 2001—2002 гг. он резко снизился. Эмиграция привела даже к некоторой дезурбанизации страны: удельный вес горожан снизился с 56,6% в 1990 г. до 55,8% в 1999 г. (017, с. 109).